Научная статья на тему 'Агломерационные процессы и перспективы инновационного развития экономики региона (на примере Новосибирской области)'

Агломерационные процессы и перспективы инновационного развития экономики региона (на примере Новосибирской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / АГЛОМЕРАЦИЯ / КЛАСТЕРЫ / РЕИНДУСТРАЛИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY / AGGLOMERATION / CLUSTERS / REINDUSTRIALIZATION / INTERACTION BETWEEN BUSINESS AND GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашин Артем Васильевич, Кравец Александр Витальевич

В статье рассматриваются определяющие условия становления агломерации как важного фактора инновационного пространственного развития территории России. Особо исследуется роль органов власти федерального и регионального уровня в решении задач регионального экономического развития на основе формирования крупных городских агломераций на примере формирования Новосибирской агломерации. Определены перспективы и пути решения проблем формирования городских агломераций. Материал статьи может быть полезен научным работникам, занимающимся проблемами пространственного развития территории, региональной экономической политики и компетенции государственных структур в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agglomeration processes and prospects for innovative development of the region''s economy (by the example of the Novosibirsk region)

The article considers the defining conditions for the formation of agglomeration as an important factor in the innovative spatial development of the Russian territory. We examine the role of federal and regional authorities in solution of problems of regional economic development on the basis of the creation of large urban agglomerations using the example of creation of the Novosibirsk agglomeration. We define perspectives and ways to solve the problems of the creation of urban agglomerations. The information of the article may be interesting to scientists engaged in problems of spatial development of the territory, regional economic policy and competence of state structures in this area.

Текст научной работы на тему «Агломерационные процессы и перспективы инновационного развития экономики региона (на примере Новосибирской области)»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 11 • Номер 3 • март 2017 ISSN 1994-6929

Journal of Creative Economy

>

Креативная экономика

издательство

Агломерационные процессы и перспективы инновационного развития экономики региона (на примере Новосибирской области)

Кашин А.В.2, Кравец А.В. 1

1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

2 Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС (СИУ РАНХиГС), Новосибирск, Россия

В статье рассматриваются определяющие условия становления агломерации как важного фактора инновационного пространственного развития территории России. Особо исследуется роль органов власти федерального и регионального уровня в решении задач регионального экономического развития на основе формирования крупных городских агломераций на примере формирования Новосибирской агломерации. Определены перспективы и пути решения проблем формирования городских агломераций. Материал статьи может быть полезен научным работникам, занимающимся проблемами пространственного развития территории, региональной экономической политики и компетенции государственных структур в этой сфере.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационное развитие территории, агломерация, кластеры, реиндустрализа-ция, взаимодействие бизнеса и власти.

Agglomeration processes and prospects for innovative development of the region's economy (by the example of the Novosibirsk region)

Kashin A.V.1 2, Kravets A.V. 1

1 Novosibirsk State University of Economics and Management «NINH»

2 Siberian Institute of Management - branch of the Russian Academy of Science and Technology (SIM RASiGS)), Russia

Введение

Роль агломераций в пространственном развитии России напрямую определяется историческими и географическими предпосылками. Как указывает Бадараева Р.В., «в современном контексте понятие «пространственное развитие» обозначает комплекс организованных действий по управлению элементами и связями территорий, систему действий и политик, направленных на оптимизацию происходящих пространственных изменений (развития)» [8] ((Вайатаеуа, 2015). На современном этапе, в рамках проводимой в РФ государственной политики регионального развития, может быть сформирован запрос на создание опорного каркаса пространственной организации регионов, в

АННОТАЦИЯ:

наибольшей степени обеспечивающий достижение заявленных целей пространственного развития. Узлами такого опорного пространственного каркаса должны выступить крупные и развитые городские агломерации, которые определены как центры повышения конкурентоспособности и создания инноваций, концентрирующие в себе экономическую активность в стране. В этих условиях также требуется создание такой соподчиненной системы расселения, которая будет нацелена на сохранение и развитие средних и малых городов как подцентров экономической модели агломерации.

Как отмечает Р.В. Бабун, «агломерации - это компактная пространственная совокупность поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями. Агломерацию нельзя создать или упразднить, однако процессы и связи внутри агломерации могут по разным причинам усиливаться или ослабевать, на их направление и интенсивность можно влиять» [7] (Babun, 2012).

Проект распоряжения Правительства РФ об утверждении Плана мероприятий («Дорожная карта») «Развитие городских агломераций России» положительно рассмотрен в ряде субъектах Российской Федерации, в том числе в Правительстве Новосибирской области. Он должен упорядочить сложившееся многообразие представлений об «агломерации», определить отдельные регламентные рамки под создание благоприятных социально-экономических условий реализации государственных, региональных и муниципальных программдля развития высоко урбанизированных территорий.

Агломерационное развитие территории позволяет существенно повысить уровень концентрации и сложность связей хозяйственной деятельности, создает существенный

ABSTRACT:_

The article considers the defining conditions for the formation of agglomeration as an important factor in the innovative spatial development of the Russian territory. We examine the role of federal and regional authorities in solution of problems of regional economic development on the basis of the creation of large urban agglomerations using the example of creation of the Novosibirsk agglomeration. We define perspectives and ways to solve the problems of the creation of urban agglomerations. The information of the article may be interesting to scientists engaged in problems of spatial development of the territory, regional economic policy and competence of state structures in this area.

KEYWORDS: innovative development of the territory, agglomeration, clusters, ^industrialization, interaction between business and government

Received: 17.03.2017 / published: 31.03.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kashin A.V. (Art.v.kashin@gmail.com)

CITATION:_

Kashin A.V., Kravets A.V. (2017) Aglomeratsionnye protsessy i perspektivy innovatsionnogo razvitiya ekonomiki regiona (na primere Novosibirskoy oblasti) [Agglomeration processes and prospects for innovative development of the region's economy (by the example of the Novosibirsk region)]. Kreativnaya ekonomika. 11. (3). - 399-408. doi: 10.18334/ce.1 1.3.37700

мультипликативный эффект, расширяет возможности транспортного и инженерного обслуживания территории. Но также урбанизация территории приводит к необходимости комплексно решать вопросы социального обеспечения поселений, в том числе специализированными объектами здравоохранения, образования и культуры, что позволяет образовать новые центры науки, образования и культуры, способные удерживать высокоинтеллектуальный человеческий капитал. Для агломерации характерно наличие большого количество потребителей, проживающих очень компактно, что предопределяет повышенный спрос и уровень обслуживания, а использование хозяйствующими субъектами общей инфраструктуры и близкое расстояние для доставки товаров и предоставления услуг большому числу потребителей создает предпосылки для снижения издержек.

Вопросы формирования и управления городской агломерацией действительно являются важными с точки зрения пространственного развития региона и, несомненно, заслуживают внимания экономистов, так как, отмечает Осипов А.Г., «процесс урбанизации привел к созданию метрополитенских центров, выходящих за рамки административных границ городов, в то время как местные власти имеют иные возможности и приоритеты и страдают от отсутствия или недостатка координации. Появился новый тип управления городами и их агломерациями, не сводимый к государственному, региональному, муниципальному и тем более местному самоуправлению. Это так называемое «метрополитенское управление», или управление территорией крупной городской агломерации» [13] (Osipov, 2003). Агломерации уже играют значительную роль в пространственном развитии как Сибирского федерального округа (Новосибирская, Томская, Красноярская и т.д.), так в целом в России (Московская, Самаро-Тольятинская, Сочинская и т.д.).

Для формирования эффективной структуры пространственной организации экономики требуются не только прямые бюджетные инвестиции и расходы, но и сбалансированная и продуманная государственная региональная политика в реализации агломерационных проектов. Как указывает Коваленко Е.Г. и др., под регулированием территориального развития следует понимать специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных социально-экономических систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения [11].

ОБ АВТОРАХ:_

Кашин Артем Васильевич, доцент кафедры региональной экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент (Art.v.kashin0gmail.com]

Кравец Александр Витальевич, доцент кафедры региональной экономики и управления, кандидат социологических наук, доцент (apt-words0mail.ru]

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кашин А.В., Кравец А.В. Агломерационные процессы и перспективы инновационного развития экономики региона (на примере Новосибирской области] // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. -№ 3. - С. 399-408. doi: 10.18334/ce.11.3.37700

Одним из наиболее важных документов в сфере государственного регулирования регионального развития можно определить Указ Президента РФ № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», который был принят в январе 2017 года. Согласно этому Указу, одной из приоритетных задач политики регионального развития является реализация мероприятий по улучшению экологической ситуации и развитию в крупных городских агломерациях транспортной инфраструктуры, обеспечивающей экономическую связанность городов с прилегающими к ним территориями, а также городских агломераций между собой.

Значимость агломерационного развития территории как части государственной политики пространственного развития регионов выражается, в том числе, в положительных эффектах от сосредоточения в агломерации деловой и инвестиционной активности, центров административного управления, высококвалифицированных рабочих мест, востребованных образовательных услуг и социального обеспечения, что фактически приводит к созданию определенного стандарта качества жизни населения всего региона.

Агломерационное развитие территории региона влечет за собой следующие положительные тенденции:

- создаются основы для развития межмуниципальных кооперационных связей;

- упрощается поиск и создание точек роста экономики поселений;

- формируется основа для долговременного муниципально-частного партнерства;

- упрощается создание и функционирование кластеров, что приводит к снижению издержек и финансовой экономии;

- формируется единый рынок земли и ресурсов, в том числе финансовых и трудовых;

- формируется единое информационное пространство и рынок услуг;

- появляются механизмы совместного использования ресурсов и инфраструктуры;

- повышается эффективность использования совместной инфраструктуры и другие преимущества, в том числе обусловленные мультипликативным агломерационным эффектом.

Можно отметить, что крупнейшие предпринимательские сетевые проекты создавались и апробировались на рынках крупных агломераций, так как это позволяет в условиях высоких издержек на аренду помещений и рабочую силу, что характерно для крупных агломераций, добиться такой унификации бизнес процессов проекта, которая приведет к увеличению его маржинальности до приемлемых, с точки зрения франчайзи, параметров.

Рассматривая территорию Сибири, надо отметить, что она отличаются низкой плотностью населения, в связи с этим крупные города и поселения находятся друг от друга на значительном расстоянии и именно поэтому имеют слабые возможности в плане экономической кооперации, что также обусловлено слабостью транспортной инфраструк-

туры. Как отмечает Л.Э. Лимонов, перепады плотностей населения между городами-центрами большинства субъектов федерации и их прочими территориями весьма велики: между Казанью и остальной территорией Татарстана - в 46 раз, между Екатеринбургом и остальной Свердловской областью - в 76 раз, между Нижним Новгородом и областью - в 100 раз, между Новосибирском и областью - в 400 раз [12] (Ытоноу, 2012). Это подчеркивает очевидные сложности с формированием крупных и развитых агломераций на территории Сибирского федерального округа.

Несмотря на наличие трудностей, дальнейшее развитие агломерационных структур, особенно в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и Алтайском крае, может привести к возникновению конурбационных процессов втягивания в активное экономическое пространство значительных периферийных территорий. Примером может служить планируемое органами власти развитие Маслянинского, Черепановского и Сузунского районов Новосибирской области, попадающих одновременно в сферу влияния Новосибирской, Барнаульской и Кемеровской агломераций. Агломерационное развитие планируется не как запредельная урбанизация ядра - административного центра, а как распространение высокого уровня жизни во всей зоне транспортной доступности агломерации. Как отмечают специалисты АО «Гипрогор», наиболее очевидными последствиями неконтролируемого процесса разрастания городов являются:

- растущие транспортные потоки и, как следствие, появление «пробок»;

- уменьшение полезной площади сельскохозяйственных угодий;

- ухудшение экологической обстановки в связи с увеличением интенсивности транспортных потоков и удлинением пути маятниковой миграции;

- увеличение издержек на строительство новых дорожных сетей и инфраструктуры, а также затрат на содержание уже существующей (и быстро изнашивающейся) инфраструктуры;

- усиление неравномерности распределения налоговой базы по территории агломерации и, как следствие, значительное увеличение разрыва в доходах между муниципалитетами, расположенными на периферии и в центре [14]. Вопросы организации противодействия таким негативным процессам являются предметом обсуждения Координационного совета по развитию Новосибирской агломерации, созданного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.07.2015 № 141 «О Координационном совете по развитию Новосибирской агломерации».

В ходе реализации мер государственной политики регионального развития, в рамках активизации агломерационного подхода, необходимо учитывать такие особенности территорий регионов, как изношенность основных фондов, устаревшая производственная структура экономики, незавершенность многих технологических циклов и т.д., что значимо повышает риски хозяйственных связей и устойчивого развития региональной экономической системы, и, следовательно, требует принятия таких мер, которые существенно повысят адаптивные возможности и структурную гибкость региональной экономики.

В связи с этим принципиально важным является представление региональной экономической системы в таком виде - наличие устойчивого ядра, развивающегося достаточно стабильно, и зоны гибкости, берущей на себя как обслуживание ядра, так и реакцию на воздействие фактора риска и неопределенности. Ядро устойчивости может образовать кластер или группа предприятий, отраслей специализации, реализующие объективные конкурентные преимущества региона, а зону гибкости - технологически и организационно связанные с ними и более инновационные и гибкие средние и малые хозяйствующие субъекты, составляющие, по сути, коалицию (окружение) ядра. Фактически такая конструкция представляет собой хозяйственную агломерацию [10] (Kashin, 2007). В такой хозяйственной агломерации существует ядро (аттрактант, кластер, доминирующая фирма, группа предприятий отраслевой специализации) - наподобие крупного города, а средние и малые фирмы из коалиционного окружения выполняют свои задачи, но в том числе обслуживают интересы аттрактанта (ядра). В рамках крупной хозяйственной агломерации может быть сформировано несколько ядер, на базе, например, разных кластеров и групп предприятий, в таком виде хозяйственную агломерацию можно определить как хозяйственную конурбацию, т.е. хозяйственную агломерацию полицентрического типа, а рассматривая хозяйственную агломерацию монопрофильного города, можно говорить о моноцентрической хозяйственной агломерации.

Для Новосибирской области тема агломерационного развития территорий является одной из приоритетных, так как позволяет подойти к развитию территорий комплексно, с использованием всего спектра инструментов развития, в том числе паркового и кластерного развития инновационной экономики, реиндустриализации производства и импортозамещения, именно поэтому 29.03.2012 года было подписано соглашение о намерении создания Новосибирской агломерации.

Постановление Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 № 89-п «Об утверждении программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года» сформировало приоритетные комплексные проекты реиндустриализации, которые преимущественно должны быть реализованы в границах Новосибирской агломерации. Поэтому Новосибирская агломерация - это очевидная и самая перспективная точка роста экономики Новосибирской области, и такой пространственный акцент оправдан в экономическом плане, так как эффективное агломерационное развитие территории позволяет вынести часть функций за пределы ядра агломерации, создать транспортно доступные специализированные (торгово-развлекательные, образовательные, выставочные и т.п.) комплексы по всей территории агломерации, таким образом, формирование агломерации позволяет решить ряд проблем крупного города за счет его разгрузки и при этом приблизить уровень развития окружающих поселений (городов-спутников) и остальных районов Новосибирской области, особенно периферийных, к уровню жизни населения ядра агломерации.

Также необходимо отметить, что актуальным является вопрос эффективной реализации агломерационного потенциала для развития периферийных, а также деградирую-

щих (депрессивных) территорий региона. Пример такого поиска - формирование ТОР в Маслянинском, Черепановском и Сузунском районах с использованием конурбационных процессов между Новосибирской, Кемеровской и Барнаульской агломерациями.

Важным элементом системы управления развитием агломерации являются соглашения о взаимодействии, в том числе информационно-консультационном, например, соглашение № 29 «Об информационном взаимодействии между Правительством Новосибирской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере градостроительной деятельности», соглашение от 22.05.2015 г. «О создании и совместном развитии Новосибирской агломерации Новосибирской области». Основой указанных соглашений является координация межмуниципального взаимодействия, в том числе в области градостроительной деятельности Новосибирской агломерации.

Одной из основных задач в настоящее время является формирование единых требований к подготовке и утверждению градостроительной документации муниципальными районами, городскими округами и поселениями Новосибирской области. Градостроительные решения должны учитывать возможность создания инфраструктуры транспортной системы под опережение текущих потребностей агломерации, в противном случае развитие транспортной инфраструктуры будет отставать от развития города и существенно ограничивать его рост.

Одним из базовых направлений в реализации Схемы территориального планирования Новосибирской агломерации, которая была утверждена Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 № 186-п «Об утверждении схемы территориального планирования Новосибирской агломерации Новосибирской области», является подготовка комплексной транспортной схемы. Формирование транспортного каркаса территории предлагается с учетом зон опережающего развития, поэтому первой очередью реализации мероприятий Схемы поставлены задачи по формированию зон опережающего развития и реиндустриализации. Сформированы рабочие группы по сопровождению создания пяти зон опережающего развития -Наукополиса, Аэросити, Восточной транспортно-логистической зоны, строительно-производственного кластера и порта Ташара.

В результате разработки Комплексной транспортной схемы Новосибирской агломерации будет сформирована и проанализирована информация о маятниковой миграции и подвижности населения, появится возможность прогнозировать транспортную ситуацию на 10-20 лет вперед, будет создана база данных для использования в целях оперативного управления и планирования. В проектировании будут рассматриваться вопросы агломерационной улично-дорожной сети, дорожной инфраструктуры, общественного транспорта, в том числе и внеуличного и транспортно-пересадочных узлов.

14 декабря 2016 года Решением профильной рабочей группы осуществлен прием I этапа работ по подготовке Комплексной транспортной схемы, выполненной в рамках государственного контракта специалистами Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС). В рамках I этапа исполнителем произведен

сбор исходных данных и их разносторонний анализ, выявлены основные факторы и проблемы транспортной системы Новосибирской агломерации, решение которых станет основой для подготовки II этапа работ по разработке Комплексной транспортной схемы. Окончание работ и утверждение Комплексной транспортной схемы Новосибирской агломерации планируется в конце 2018 года.

Заключение

Можно определить следующий перечень задач и необходимых условий пространственного развития региона - субъекта РФ в рамках агломерационного подхода и в целом макрорегиона, в котором он находится:

• подготовка стратегии пространственного развития Российской Федерации должна предусматривать непосредственное участие и учет интересов субъектов РФ;

• на уровне макрорегиона по основным положениям в сфере пространственного развития Российской Федерации необходима комплексная подготовка предложений и экспертная оценка альтернатив, в том числе в части развития крупных агломераций;

• обеспечение максимально эффективного комплексного использования потенциала пространства в политике экономического развития государства потребует от органов государственного управления выработки новых целей, методов, подсистем, аппарата и принципов управления;

• должен быть сформирован новый опорный каркас пространственной организации, обеспечивающий достижение заявленных целей пространственного развития, при этом узлами опорного каркаса должны выступить крупные городские агломерации - инновационные и управленческие центры, концентрирующие в себе экономическую активность в стране и выступающие источником инноваций;

• особенное внимание требуется уделить территориям, не вошедшим в агломерации, - они также должны получать свой соподчиненный каркас и развиваться в системе межмуниципальных соглашений, направленных на инфраструктурное развитие и урбанизационные процессы в узловых поселениях, что позволит существенно сократить количество неэффективных пространственных структур, из которых вымываются ресурсы, в первую очередь - человеческие;

• проектное управление пространственным развитием целесообразно передать на региональный уровень с возрастанием значения согласования поселенческих планов и их пространственной соорганизации с учетом всей территории макрорегиона.

Необходимо также учитывать, что избыточное регулирование при отсутствии стратегии пространственного развития агломерации, структурное несоответствие предложения земли под застройку имеющемуся спросу, отсутствие координации планов развития агломерации между городом и областью и другие институциональные факторы вносят существенный вклад в консервацию и углубление проблем пространственного развития территории.

ИСТОЧНИКИ:

1. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41641/page/1.

2. Об утверждении программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года: постановление Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 № 89-п. Министерство строительства Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nso.ru/page/15755.

3. Об утверждении схемы территориального планирования Новосибирской агломера-

ции Новосибирской области: постановление Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 № 186-п. Министерство строительства Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minstroy.nso.ru/page/1293.

4. Об информационном взаимодействии между Правительством Новосибирской об-

ласти и органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере градостроительной деятельности: соглашение № 29 от 28 мая 2015 г. Министерство строительства Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www. minstroy.nso.ru/page/1293.

5. О создании и совместном развитии Новосибирской агломерации Новосибирской

области: соглашение от 22.05.2015 г. Министерство строительства Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minstroy.nso.ru/page/1293.

6. О Координационном совете по развитию Новосибирской агломерации: постановле-

ние Губернатора Новосибирской области от 28.07.2015. Министерство строительства Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minstroy.nso. ru/page/1293.

7. Бабун Р.В. Агломерация городов как объект управления // Регион: экономика и со-

циология. - 2012. - № 2(74). - с. 239-252. - url: http://www.sibran.ru/upload/iblock/15 9/15911ef08a2e067a15f873f65c3d0e6b.pdf.

8. Бадараева Р.В. Теоретические аспекты концептуальных основ пространственного

развития // Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы: материалы 4 Международной научно-практической конференции (г. Улан-Батор, 12 - 15 мая 2015 г.),Т. 2. Улан-Удэ, 2015. - с. 17-19.

9. Коломак Е.А., Трубехина И.Е. Исследование агломерационных процессов на тери-

итории Новосибирской области // Регион: экономика и социология. - 2013. - № 3(79). - c. 239-259. - url: http://www.sibran.ru/upload/iblock/76b/76befe442f46147698 b653012da3f114.pdf.

10. Кашин А.В. Особенности формирования системного взаимодействия властных структур и доминирующей фирмы как основы для стратегического развития территориального хозяйственного комплекса // Сибирская финансовая школа. - 2007. - № 4(65). - с. 31-35. - url: http://journal.safbd.ru/sites/default/files/articles/ safbd-2007-4_31-34.pdf.

11. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление. / уч. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 288 с.

12. Лимонов Л. Э. Особенности и факторы пространственного развития агломерации в постсоветский период (на примере Санкт-Петербурга). / XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 3. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. - М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. - 433-441 с.

13. Осипов А.Г. Управление территорией. Актуальные проблемы. / Монография / Под общ. ред. И.В. Лесных. - Новосибирск: СГГА, 2003. - 378 с.

14. Развитие городских агломераций: аналитический обзор. ОАО «Гипрогор» (Центр развития агломераций). [Электронный ресурс]. URL: http://www.giprogor.ru/ node/660#gsc.tab=0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES:

Babun R.V. (2012). Aglomeratsiya gorodov kak obekt upravleniya [Urban agglomeration as an object of management]. Region: ekonomika i sotsiologiya. (2(74)). 239-252. (in Russian). Badaraeva R.V. (2015). Teoreticheskie aspekty kontseptualnyh osnov prostranstvennogo razvitiya [Theoretical aspects of the conceptual basics of spatial development] Socioeconomic development of Russia and Mongolia: problems and prospects. 17-19. (in Russian).

Kashin A.V. (2007). Osobennosti formirovaniya sistemnogo vzaimodeystviya vlastnyh struktur i dominiruyuschey firmy kak osnovy dlya strategicheskogo razvitiya territorialnogo khozyaystvennogo kompleksa [Features of formation of system interaction between power structures and the dominating firm as the basis for strategic development of a territorial economic complex]. Sibirskaya finansovaya shkola. (4(65)). 31-35. (in Russian). Kolomak E.A., Trubekhina I.E. (2013). Issledovanie aglomeratsionnyh protsessov na teriitorii Novosibirskoy oblasti [Research of the agglomeration processes in the Novosibirsk Oblast]. Region: ekonomika i sotsiologiya. (3(79)). 239-259. (in Russian).

Kovalenko E.G. (2005). Regionalnaya ekonomika i upravlenie [Regional economy and

management] SPb.: PITER. (in Russian). Limonov L. E. (2012). Osobennosti i faktory prostranstvennogo razvitiya aglomeratsii v postsovetskiy period (na primere Sankt-Peterburga) [Features and factors of the spatial development of agglomeration in the post-Soviet period (by the example of St. Petersburg)] M.: Izdatelskiy dom NIU VShE. (in Russian). Osipov A.G. (2003). Upravlenie territoriey. Aktualnye problemy [Territory management. Current issues]Novosibirsk: SGGA. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.