УДК 330.33 Гапонова Светлана Николаевна
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института
Кулин Александр Александрович
кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института
AGILE-МЕНЕДЖМЕНТ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ КАК СПОСОБЫ ВЫХОДА НА ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация:
В статье предлагается обратить внимание на новые направления в управлении и создании инфраструктуры информационной поддержки бизнеса, которые могут быть востребованы на всей территории Российской Федерации, обеспечить в предпринимательской среде обмен информацией о различного рода проблемах и способах их решения. Охарактеризован опыт Республики Саха (Якутии) по внедрению передовых идей, касающихся инфраструктуры развития предпринимательства. Констатируется необходимость изменения модели управления российской экономикой, подходящим инструментом в данном контексте называется agile-менеджмент.
Ключевые слова:
прогнозирование в экономике, структура рынка, информационные технологии, адекватные модели управления, инфраструктура коммуникации бизнеса, agile-менеджмент, ассоциации и объединения предпринимателей, Республика Саха (Якутия).
Gaponova Svetlana Nikolayevna
D.Phil. in Economics, Professor, Economics Department, Voronezh branch of Moscow Institute of Economics and Humanities
Kulin Alexander Aleksandrovich
PhD in Economics, Professor, Economics Department, Voronezh branch of Moscow Institute of Economics and Humanities
AGILE MANAGEMENT AND IMPROVEMENT OF BUSINESS COMMUNICATION INFRASTRUCTURE AS WAYS TO A SHORTER TIME TO EFFECTIVE ECONOMIC DEVELOPMENT
Summary:
The article suggests to pay attention to the new directions in management and creation of business information support infrastructure, which can be in-demand in all the regions of the Russian Federation, since they can provide exchange of information about various problems and the ways of their solution in the business community. The authors consider the experience of the Republic of Sakha (Yakutia) on the implementation of innovative ideas relating to business development infrastructure. The authors believe there is a need to change the Russian model of economic management, and consider the agile management as an appropriate tool in this context.
Keywords:
forecasting in economics, market structure, information technologies, adequate models of management, business communication infrastructure, agile management, associations of entrepreneurs, the Republic of Sakha (Yakutia).
Современной экономике приходится развиваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях. Многие методы, которые сравнительно недавно еще активно применялись, теряют свою актуальность, и появляется необходимость в принципиально новых подходах. Так, не более чем десять лет тому назад достаточно эффективно работал метод долгосрочного прогнозирования экономики, когда четко определялись основные направления будущего развития национальной экономики и отдельных наиболее важных отраслей в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
С самого начала 2016 г. российской экономике приходится выдерживать большие испытания на прочность. Уже в январе произошло резкое падение цены на нефть, после чего наблюдается ее колебание в пределах 30-35 долл. США за баррель (на 15.02.2016 цена нефти марки Brent составила 32,98 долл. США за баррель). Этот факт вызвал серьезную озабоченность у российских ученых-экономистов, так как федеральный бюджет на текущий год строился исходя из цены 50 долл. США за баррель нефти. Складывающаяся крайне нестабильная внешнеэкономическая обстановка, «проседание» многих экономических показателей как по отдельным отраслям, так и на уровне макроэкономики не лучшим образом сказываются на структуре рынка, способах взаимодействия на всех его уровнях, начиная с поставщика и покупателя и заканчивая непосредственными партнерами по бизнесу.
О возможности наступления серьезных негативных последствий из-за тесной зависимости российской экономики от цен на нефть и о необходимости изменения парадигмы ее развития в последние годы писали многие ученые, в том числе и один из авторов статьи [1]. Экономисты обращали внимание на важность изменения модели управления, которое должно стать более мобильным, активно реагировать на происходящие изменения в быстро меняющейся внешней и внутренней экономической ситуации [2]. К сожалению, позитивные процессы происходят гораздо медленнее, чем того требуют объективные события, складывающиеся в экономике [3]. Поэтому по-прежнему актуальны поиск и предложение наиболее передовых направлений для выхода на эффективный путь развития.
Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость практически незамедлительного реагирования на происходящие изменения. Для этого нужно уметь быстро оценить складывающиеся новые закономерности, осознать формирующиеся тенденции, сформулировать адекватные модели управления, которые способные обеспечить не только выживание, но и эффективное развитие. Поэтому наиболее быстрые и действенные изменения связаны именно с системой управления.
Всем вышеописанным требованиям наиболее соответствует адИв-менеджмент (быстрый менеджмент). Он представляет собой гибкий менеджмент, который оперативно реагирует на изменяющиеся мезо-, макро- и мегаизменения, корректируя и подстраивая экономическую политику в соответствии с изменившимися условиями. Ярким примером его действия являются недавние события на Украине, когда украинские радикалы блокировали проезд российских фур по территории Украины и выдвинули требование запретить передвижение российских контейнерных большегрузных машин по территории Украины. Вследствие недавней приостановки авиасообщения между Россией и Украиной, инициатором которого выступила Украина, встал вопрос о том, как наладить прямой и обратный грузопоток в Западную Европу.
Ситуация усложнилась тем, что приостановлены грузоперевозки по территории Польши, так как между ней и Россией обсуждаются условия осуществления автомобильных транзитных потоков. В дело включились эксперты, которые стали просчитывать возможные варианты и оценивать, какие из них наименее затратные. Самый быстрый и доступный вариант - воспользоваться трейлерами других государств - Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Армении и т. д., поскольку останавливают фуры только с российскими номерами.
В «Российской газете» прозвучало предложение заменить автоперевозки железнодорожными контейнерными. Имеется в виду, что товар грузится в опломбированный вагон и транспортируется по железной дороге практически как обезличенный груз. В таком виде он может пересекать территорию Украины [4].
Еще один вариант предложен другими экспертами: поставлять грузы в порт Санкт-Петербурга, а затем на кораблях доставлять его в страны Западной Европы. Этот путь намного дешевле, но и занимает гораздо больше времени, так как загрузка трюмов - дело долгое и непростое. Кроме того, одномоментно может не оказаться нужного количества груза, которое может заполнить трюм корабля, и придется ждать, пока будет достигнут нужный объем. Данный процесс может занять несколько дней.
В течение трех дней российские трейлеры были продержаны в «мертвом режиме», пока Россией не был предпринят ответный ход, то есть таким же образом поступили и с украинскими фурами, которые находились на российской территории. Данная мера возымела действие, и в конечном счете двум странам удалось договориться. Был объявлен режим «еду домой», обозначенный временным промежутком с 16.02.2016 по 25.02.2016 [5]. За этот период российские и украинские фуры должны были вернуться домой, в дальнейшем их появление на смежной территории будет невозможно.
Приведенный пример показывает, как реализуется адИв-менеджмент и в чем его преимущества. Его применение может быть более глубоким, разносторонним и эффективным, если создать инфраструктуру коммуникаций бизнеса. Это достаточно новое и малоизвестное явление. Рассмотрим его суть и формирование на конкретном примере.
В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, во многих из них уже накоплены интересные наработки в плане развития процессов управления и организации бизнеса. При поиске направлений развития в новых, ранее описанных условиях не будет лишним обратить внимание на уже имеющийся опыт некоторых российских регионов. В этом смысле достоин внимания, изучения, а в дальнейшем, возможно, и внедрения опыт Республики Саха (Якутия) (далее - РС (Я)).
В Дальневосточном федеральном округе в РС (Я) с 2014 г. апробируется пилотный проект внедрения передовых идей по созданию инфраструктуры развития предпринимательства. В этот процесс включилось большое количество организаций, государственных, общественных и других структур. Возглавило и координирует ход выполнения данного проекта Министерство по делам
предпринимательства и развития туризма РС (Я). Помимо него были подключены: Агентство инвестиционного развития РС (Я), ОАО «Венчурная компания «Якутия», «ОПОРА» России (Якутское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства), Ассоциация женщин-предпринимателей РС (Я), общественная организация женщин-предпринимателей «Золотое сечение» и целый ряд других организаций.
Были созданы обучающие центры, одним из которых является «Бизнес-школа», действующая под патронатом Министерства по делам предпринимательства и развития туризма РС (Я). Данное учреждение проводит работу по разъяснению, просвещению, образованию и повышению квалификации предпринимателей разного уровня хозяйствования, начиная от индивидуальных предпринимателей. За четыре года, с 2011 по 2015 г., здесь были обучены около 6 тыс. человек [6].
Деятельность «Бизнес-школы» оказалась весьма востребованной и эффективной, поэтому считаем целесообразным сделать обучение на базе данного учреждения доступным не только для предпринимателей, но и для всех желающих, даже тех, кто еще не вступил на стезю предпринимательства. Важность такой инициативы трудно переоценить, ведь, как известно из Евангелия от Иоанна, вначале было Слово. Объяснение и пропаганда необходимости и важности получения знания, ведущего к повышению экономической, правовой и законодательной грамотности населения, лежат в основе нового качества любой деятельности.
В республике за последнее время возникли различные союзы, ассоциации и объединения предпринимателей по профессиональному признаку, например НП Объединение рекламопроиз-водителей РС (Я), НО «Региональный автотранспортный союз», Медицинская ассоциация РС (Я). Радует то, что молодежь стала активно заниматься предпринимательством, о чем свидетельствует образование таких объединений, как «Всероссийское общество молодых предпринимателей», «Молодая инновационная Якутия», сообщество молодых предпринимателей РС (Я), а также ряда других.
Образование этих общественных институтов несет большую пользу, так как они выражают и защищают интересы предпринимателей, способствуют донесению сведений об их проблемах и возможных способах их решения до властных структур, в некоторых случаях помогают привлечь внимание общественности и компетентных органов к вопросам, не находящим должного и своевременного решения на тех или иных уровнях власти.
По нашему мнению, эти объединения могут даже пойти дальше, а именно развивать взаимодействие с целью обмена информацией, совместного поиска решения возникших сложностей, трудностей или реализации инновационного проекта, оказывать друг другу финансовую поддержку за счет выдачи кредитов из свободных денежных средств, что может оказаться выгодно обеим сторонам сделки. Также полагаем, что этот положительный опыт должен стать достоянием других регионов, которые могут применить его, а также сэкономить время и деньги, необходимые для поиска наиболее эффективного взаимодействия разных сторон экономических процессов: бизнес-структур, государства и общественности. И как было отмечено одним из авторов работы ранее, «этот тройственный союз означает, что ни одна из его составляющих, взятая в отдельности, эффективно и полноценно развиваться не может, так как уровень и качество развития одной из них тут же сказывается на развитии двух других» [7].
Таким образом, установление большей открытости и информированности в среде предпринимателей, занятых в разных сферах деятельности, позволит обеспечить их полезной информацией, что, как ожидается, сократит время, затрачиваемое на поиск правильного решения какой-либо проблемы.
Ссылки:
1. Гапонова С.Н. Достоинства и недостатки докризисной модели российской государственной экономической политики // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 321-323.
2. Гапонова С.Н., Воронов А.С. Совершенствование организации управления как одна из составляющих повышения производительности труда для формирования инновационной устойчивости // Региональная экономика (Теория и практика). 2015. № 15. С. 56-64.
3. Кулин А.А. Цели и результаты реформ в РФ // Актуальные проблемы социально-экономического развития экономических систем : материалы науч.-практ. конф. Воронеж, 2012. С. 112-115.
4. Воронина Ю., Кривошапко Ю., Шадрина Т. Тупик [Электронный ресурс] // Российская газета. 2016. № 6900. 16 февр. URL: http://rg.ru/2016/02/15/iz-za-blokady-fur-avtoperevozki-predlozhili-zamenit-na-kontejnernye.html (дата обращения: 16.02.2016).
5. Украина и РФ договорились ввести режим «еду домой» с 16.02.2016 по 25.02.2016 включительно [Электронный ресурс]. URL: https://news.mail.ru/politics/24862273 (дата обращения: 16.02.2016).
6. Итоги года предпринимательства в Республике Саха (Якутия): что сделано? // Предприниматель Якутии. 2015. № 11-12.
7. Гапонова С.Н. Новые подходы к реализации государственной политики в экономической и социальной сферах // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 193-195.
References:
1. Gaponova, SN 2013, 'Advantages and disadvantages of pre-crisis model of the Russian state economic policy', Theory and practice of social development, no. 8, p. 321-323.
2. Gaponova, SN & Voronov, AS 2015, 'Improving the management of the organization as one of the components of the increase in labor productivity for the formation of innovative sustainability', Regional Economy (Theory and Practice), no. 15, p. 56-64.
3. Kulin, AA 2012, 'Objectives and results of the reforms in the Russian Federation', Topical problems of socio-economic development of economic systems: scientific and practical materials of conf, Voronezh, p. 112-115.
4. Voronina, Y, Krivoshapko, Y & Shadrina, T 2016, 'Deadlock', Russian newspaper, no. 6900, 16 February, retrieved 16 February 2016, <http://rg.ru/2016/02/15/iz-za-blokady-fur-avtoperevozki-predlozhili-zamenit-na-kontejnernye.html>.
5. Ukraine and Russia have agreed to enter the mode of "going home" with 16.02.2016 on 02.25.2016 inclusive 2016, retrieved 16 February 2016, <https://news.mail.ru/politics/24862273>.
6. 'Results of the year business in the Republic of Sakha (Yakutia): What has been done?' 2015, Entrepreneur of Yakutia, no. 11-12.
7. Gaponova, SN 2013, 'New approaches to the implementation of state policy in the economic and social spheres', Theory and practice of social development, no. 3, p. 193-195.