Научная статья на тему 'Агатон Гиллер и его описание археологических памятников Забайкалья'

Агатон Гиллер и его описание археологических памятников Забайкалья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
333
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОЛЬСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ССЫЛЬНЫЕ / ИСТОРИЯ ЗАБАЙКАЛЬЯ / ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИИ / ИСТОРИЯ СИБИРСКОЙ НАУКИ / ARCHEOLOGICAL RESEARCHES / THE POLISH POLITICAL EXILED / HISTORY OF ZABAIKALIE / HISTORY OF ARCHEOLOGY / HISTORY OF THE SIBERIAN SCIENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эйльбарт Наталья Владимировна

В статье рассматривается исследование археологических памятников Забайкалья польским политическим ссыльным журналистом Агатоном Гиллером. Приведены краткие биографические сведения о данном исследователе, проанализированы его основные труды о Забайкалье («Из изгнания» и «Описание Забайкальской области в Сибири»), процитирован перевод с польского фрагментов указанных книг. Агатон Гиллер был одним из первых исследователей, обративших внимание на разбросанные по Забайкалью многочисленные древние захоронения, в настоящее время его описание имеет большое научное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agathon Giller and his description of the Zabaikalien archeological monuments

The article considers Zabaikalien archeological monuments research by the Polish political exile journalist Agathon Giller. The researcher's brief biographic data are presented, his main works about Zabaikalie ("From exile" and "the Description of Zabaikalien oblast in Siberia") are analyzed; Polish fragments translation from the specified books is quoted. Agathon Giller was one of the first researchers who paid attention to the numerous ancient burial places scattered across Zabaikalie; now his descriptions have great scientific value.

Текст научной работы на тему «Агатон Гиллер и его описание археологических памятников Забайкалья»

УДК 913 (Заб)

ББК Т (2 Р54 - 4Чи)

Н.В. Эйльбарт

г. Чита

Агатон Гиллер и его описание археологических памятников Забайкалья

В статье рассматривается исследование археологических памятников Забайкалья польским политическим ссыльным журналистом Агатоном Гиллером. Приведены краткие биографические сведения о данном исследователе, проанализированы его основные труды о Забайкалье («Из изгнания» и «Описание Забайкальской области в Сибири»), процитирован перевод с польского фрагментов указанных книг. Агатон Гиллер был одним из первых исследователей, обративших внимание на разбросанные по Забайкалью многочисленные древние захоронения, в настоящее время его описание имеет большое научное значение.

Ключевые слова: археологические исследования, польские политические ссыльные, история Забайкалья, история Археологии, история сибирской науки.

N.V. Ejlbart

Chita

Agathon Giller and his description of the Zabaikalien archeological monuments

The article considers Zabaikalien archeological monuments research by the Polish political exile journalist Agathon Giller. The researcher's brief biographic data are presented, his main works about Zabaikalie ("From exile” and "the Description of Zabaikalien oblast in Siberia”) are analyzed; Polish fragments translation from the specified books is quoted. Agathon Giller was one of the first researchers who paid attention to the numerous ancient burial places scattered across Zabaikalie; now his descriptions have great scientific value.

Key words: archeological researches, the Polish political exiled, history of Zabaikalie, history of Archeology, history of the Siberian science.

Без преувеличения можно констатировать, что труды польских политических ссыльных, посвященных обширной «земле за Байкалом», имели исключительное значение для развития научных представлений о малоизученном и отдаленном от общемировых центров науки и культуры регионе. Среди подобных работ своего рода пионерами стали труды журналиста Ага-тона Гиллера, оказавшегося в Забайкалье в 50-е

гг. XIX в. Следует отметить, что до выхода в свет работ Гиллера ни в отечественной, ни тем более в зарубежной библиографии не существовало сколько бы то ни было значительных трудов, касающихся данного региона. Посвященные Забайкалью книги «Описание Забайкальской области в Сибири» и «Из изгнания» содержат без малого энциклопедические сведения о крае, начиная с его истории, этнографии и археологии и кончая характеристикой климата, природных ресурсов, экономики. Данные работы, опубликованные в 1860-е — 1870-е гг. в Лейпциге и Львове, оказали немалое влияние на современников, в особенности на молодое поколение польской интеллигенции. Лично от автора их получил, например, основатель польской антропологической школы Исидор Коперницкий [4, ZNЮ. Rkp. 4397/1, к.112]. Даже устные рассказы Гиллера о Забайкалье вызывали большой интерес у его соотечественников. Вот, например, что писал в своем дневнике будущий главный секретарь Познанского университета и сотрудник правительства В. Сикорского в эмиграции Богуслав Кароль Лонгхампс (Longchamps): «В доме моих родителей [в Кракове — Э.Н.] долгое время жил Агатон Гиллер. Это был тихий и добрый человек, но с выражением большого достоинства на худом, с длинными усами, лице. Он много рассказывал о Забайкалье в Сибири, которое, пожалуй, первым описал в нескольких томах своего труда... Через всю жизнь я пронес эти воспоминания и рассказы.» [5, ZNЮ. Rkp. 14103/11, к. 9].

Прежде, чем перейти к описанным Гиллером археологическим памятникам Забайкалья, упомянем основные факты биографии этого польского исследователя. Агатон Гиллер родился 9 января 1831 г. в г. Опатовке в богатой семье бургомистра. С 1844 г. он учился в гимназии в Варшаве, где, по-видимому, проникся патриотическими идеями. В 1849 г. 18-летний Гиллер, встав на путь революционной деятельности, решил бежать за границу, в Австрию, но был из-за отсутствия документов задержан на границе русскими властями и препровожден в тюрьму города Рембора. В феврале 1850 г. он бежал из тюрьмы и под вымышленной фамилией скрылся в Галиции, продолжал революционную деятельность, писал патриотические статьи. В 1851 г. Гиллер даже поступил в Краковский университет, однако уже в 1853 г. был арестован австрийскими властями и выдан русскому правительству. Приговор следственной комиссии был суров — ссылка в качестве солдата в сибирские батальоны. В 1855 г. Агатон Гиллер прибыл в Иркутск, откуда его отправили служить в Забайкалье (в Шилку) простым солдатом. В 1856 г. Гиллера

Педагогика, история и культурология трансграничья

амнистировали и перевели в категорию ссыльнопоселенцев (без права выезда из Сибири). С этого времени он служил библиотекарем при иркутском римско-католическом костеле, объехал почти все Забайкалье: Кяхту, Троиц-косавск, Аргунь, Газимурский Завод, Баргузин, Нерчинск, Верхнеудинск, являлся активным членом кружка польских политических ссыльных в Кяхте (совместно с А. Моравским и Г. Краевским). В 1860 г. Гиллер получил разрешение уехать из Сибири. Активно участвуя в подготовке польского восстания 1863 г., он скрывался в Германии, Австрии и Швейцарии. Свою революционно-повстанческую работу он умело сочетал с научной и литературной деятельностью. В 1867 г. рукопись его трехтомного труда «Описание Забайкальской области в Сибири» была куплена немецким книгоиздателем Брокхамом (Вгос^ат) и в том же году опубликована в Лейпциге [6, ZNЮ. Rkp. 4397/1, к. 97]. Сведения о Забайкалье были дополнены Гиллером в последующем труде «Из изгнания», изданном во Львове в 1870 г. По мнению современных польских исследователей, «по сей день они являются важным источником для изучения Восточной Сибири того времени и жизни польских ссыльных» [3, с. 469]. Агатон Гиллер умер в польском городе Станиславове 17 июля 1887 г., где и был похоронен. В 1981 г. прах польского патриота и исследователя Сибири перенесли на почетное Повонзковское кладбище в Варшаве, где лежат заслуженные деятели польской науки, культуры, политики.

Во введении к первому тому «Описания Забайкальской области в Сибири» Гиллер писал: «Этот край интересен во многих отношениях. Растительность, животные, климат отличаются от остальной части Сибири и делают из него обширное поле для изучения. Его горы скрывают огромные богатства, которые в будущем увеличат его промышленное значение. Для географа и этнографа в нем есть много нового и интересного» [см.: 1]. Гиллера привлекали также древние забайкальские погребения, подробно описанные им в книге «Из изгнания». Он заинтересовался ими, путешествуя по обширному региону, попутно описывал внешний вид и местонахождение встречаемых им древних захоронений. Свои впечатления от увиденного он соотносил с данными, полученными им из прочтенной статьи педагога, поэта и краеведа Д.П. Давыдова (автора стихотворения «Думы беглеца на Байкале») «О древних памятниках и могильных остатках Забайкальской области Верхнеудинского округа», опубликованной последним в «Записках» Сибирского отделения Русского географического общества. Давыдова Гиллер называет в

своей работе «Из изгнания» «единственным археологом Забайкалья». Из исследователей, внесших свой вклад в изучение археологии региона, польский ссыльный в той же работе называет еще и шведского путешественника Кастрена: «Кастрен, славный шведский путешественник родом из Финляндии, знаменитый исследователь языка полудиких народов Северной Европы и Азии, также раскапывал забайкальские могилы, но ни в одной из них не нашел человеческого черепа, лишь в одной обнаружил немного золота» [2, с. 179-180].

Особенно ценным в вышеупомянутой работе А. Гиллера является точное описание местоположения, внешнего вида и содержания могил. Приведем здесь, с некоторыми сокращениями, перевод этой части работы ученого.

«На берегу Селенги, по направлению от Вер-неудинска, за 2 версты от почтовой станции Половина, находятся три кургана; один и них называется Царский курган; в окружности имеет 31 сажень, в высоту 2.5 аршин, вокруг опоясан рвом. Его раскопали на глубину двух сажень и обнаружили пласт мелких моллюсков. Предание гласит, что Царский курган является могилой какого-то царя или героя; говорят также, что в древние времена он служил стратегическим пунктом.

В окрестностях Посольска на Байкале имеются также памятники, курганы и тому подобные древности.

В урочище Крест Савелия, на правом берегу Уды, находящемся в двух милях от города, имеется также много старых могил и памятников, подобных тем, что находятся над рекой Иволгой, которые буряты считают домами древних монголов; некоторые из них разрушены.

На правом берегу Уды, на половине дороги между станциями Кул и Тарбагатай, на Санном Мысе, Узур Кузун, также есть группа старых могил. На могилах имеется каменная плита, с грубой резьбой с одной стороны. Между могилами был найден камень с древними знаками.

На небольшом расстоянии от этого древнего кладбища, вдоль речной долины находится второе подобное кладбище, на нем могилы без плит, окруженные камнями, уложенными параллельно по бокам.

<. >На склоне горы Мухуйта, возвышающейся в Хоринской степи над рекой Оротай, путешественник встречает 8 памятников, возведенных бок о бок друг другу. Эти памятники имеют форму трапеции, высокие, по пояс человека, обставленные большими каменными плитами, наклоненными кнаружи.

<.> Недалеко от этого кладбища, в урочище Цаган-Хундуй, находится вторая группа по-

добных могил. Одна из них раскопана: имела в длину 8 аршин, в ширину 4 аршина; 2 боковых камня, один на расстоянии 10, другой на 4 аршин от могилы. Человеческих костей в ней не было, обнаружены лишь черепки, конские зубы и часть нижней челюсти, а также небольшое количество древесного угля. Этот пример показывает, что древесный уголь находят повсеместно не только в европейских могилах, но также и везде в Азии в такого рода памятниках.

<...> Помимо вышеупомянутых мест, немало подобных могил есть на прекрасных берегах Чикоя, Джиды и других рек Забайкалья. Они есть и в Нерчинском округе на Шилке, Нерче и Ононе и выглядят таким же образом, как и верх-неудинские, из чего можно сделать вывод, что обе эти территории в давние времена были заселены людьми с одинаковыми обычаями, оставившими потомкам курганы» [2, с. 175-181].

А. Гиллер также являлся одним из первых исследователей, описавших гуннские захоронения в долине реки Иволги. «На берегу Иволги находятся могилы народа, которые жили на этой земле до бурят, и, как я догадываюсь, того самого народа, об уничтожении которого монголами писал Плано Карпини [Плано Карпини — францисканский монах, посланный к монгольскому хану в 1246 г. папой Иннокентием IV — Э.Н.]» [2, с. 172].

Кроме могил, в вышеупомянутом произведении Гиллер описывает археологические древности, назначение которых было загадкой для исследователей того времени. «Между станциями Ключевской и Иволгинской, за 22 версты от Верхнеудинска, находятся древние памятники, назначение которых неизвестно сегодняшнему поколению. Господин Давыдов, забайкальский археолог, нашел здесь плиту из песчаника, длиной в 5 аршин, шириной в 1 аршин 2 - вершка и

толщиной в 4 вершка. На обеих сторонах и по краям плиты были грубо вырезаны фигуры; под ней в земле находился скелет коня без головы. Археолог полагает, что этот камень мог предназначаться для постройки памятника, который не был закончен; нам же кажется, что это надгробный камень. Мы знаем, что обычай сжигания трупов был распространен в Сибири, и до сей поры держится в некоторых местах; скорее всего труп был сожжен, прах от него погребен вместе со скелетом любимого коня. Обычай сжигания тел объясняет малое количество человеческих скелетов во многих могилах и курганах, и отсутствие оных натолкнул господина Давыдова на мысль, что здешние древние могилы являются сторожевыми пунктами или местами, на которых ставили обо» [2, с. 172-173].

Как мы уже упоминали выше, работы Ага-тона Гиллера о Забайкалье вызвали большой исследовательский интерес на его родине. Несомненно, с этими описаниями археологических памятников региона был знаком и представитель более младшего поколения польских исследователей — археолог и антрополог Ю.Д. Талько-Грынцевич. Вероятно, что и труды Гиллера сыграли свою роль в том, что Талько-Грынцевич приехал в Забайкалье и в течение 16-ти лет изучал его археологию. Описания археологических памятников А. Гиллером не отличаются высоким профессионализмом, он самостоятельно не проводил научных раскопок и удовлетворялся ролью стороннего любознательного наблюдателя. Однако, приведенные в его работах сведения стали исходной позицией для исследователей археологии Забайкалья более высокого уровня, в том числе и для Ю.Д. Талько-Грынцевича.

Библиографический список

1. Giller A. Opisanie Zabajkalskiej krainy na Syberii. T.I. Poznan, 1912. — 294 s.

2. Giller A. Z wygnania. — Lwow, 1870. — 206 s.

3. Polski Slownik Biograficzny. T. VII. — Krakow,

1948-1958. - 700 s.

4. Библиотека Оссолинских (ZNIO). Rkp 4397/I, k.112.

5. ZNIO. Rkp. 14103/II, k. 9.

6. ZNIO. Rkp. 4397/I, k. 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.