Научная статья на тему 'Афоризмы как индивидуально-авторские интерпретации ценностного компонента структуры концепта Питие'

Афоризмы как индивидуально-авторские интерпретации ценностного компонента структуры концепта Питие Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
605
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЯЗЫК И КУЛЬТУРА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / АФОРИЗМ / CONCEPT / LANGUAGE AND CULTURE / LANGUAGE WORLD PICTURE / APHORISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бойченко Анна Григорьевна

Статья посвящена анализу афоризмов как индивидуально-авторских интерпретаций ценностного компонента структуры концепта Питие в русской языковой картине мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article istackles aphorisms as their authors interpretations of the concept Drinking in the Russian language world picture.

Текст научной работы на тему «Афоризмы как индивидуально-авторские интерпретации ценностного компонента структуры концепта Питие»

11. Шмелев, Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка [Текст] / Д.Н. Шмелев - М. : Просвещение, 1964.

Список источников примеров

1. «Повесть временных лет» по Ипатьевской летописи [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www. mns.udsu.ru.

2. «Повесть временных лет» по Лаврентьевской летописи [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.mns.udsu.ru

3. «Повесть временных лет» по Радзивиловской летописи [Текст] // Полное собрание русских летописей. Радзивиловская летопись. - Л. : Наука, 1989. - Т. 38. - С. 11-104.

4. МСДРЯ - Срезневский, И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам [Текст] / И.И. Срезневский. Репринт. изд. : в 3 т. - М. : Наука, 1989.

5. СлРЯ XI - XVII - Словарь русского языка XI -XVII вв. [Текст] / гл. ред. С. Г. Бархударов. - М. : Наука, 1975-1999. - Вып. 1-24.

УДК 811 ББК 81.2

А.Г. Бойченко

афоризмы как индивидуально-авторские интерпретации ценностного компонента структуры концепта «питие»1

Статья посвящена анализу афоризмов как индивидуально-авторских интерпретаций ценностного компонента структуры концепта «Питие» в русской языковой картине мира. Ключевые слова: концепт; язык и культура; языковая картина мира; афоризм.

A. Boychenko

aphorisms as creative individual interpretations of the evaluativecomponent of the structure of the concept «drinking»

The article tackles aphorisms as their authors ’ interpretations of the concept «Drinking» in the Russian language world picture.

Key words: concept; language and culture; language world picture; aphorism.

В центре внимания современной антрополого-ориентированной лингвистики находится проблема взаимодействия человека, языка и культуры. Обретая статус самостоятельной комплексной научной дисциплины, занимающейся изучением взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры, лингвокульту-рология рассматривает этот процесс как в теоретическом аспекте (Е.М. Верещагин, В.Г Костомаров, Ю.Е. Прохоров, В.А. Маслова,

В.Н. Телия и др.), так и в прикладном аспекте, исследуя воплощение фрагментов языковой картины мира в культурно маркированных языковых единицах, какими выступают культурные семы слов, стереотипы, символы, эталоны, мифологемы, прецедентные тексты,

паремии, фразеологизмы и лингвокультурные концепты (Ю.С. Степанов, В.И. Карасик,

С. Г. Воркачёв, М.В. Пименова, В.В. Красных,

В.В. Воробьёв и др.). С позиции лингвокульту-рологии в концепте - базовой единице культуры - должна отражаться система ценностей, являющаяся результатом обобщения коллективного сознания/знания и отмеченная этнокультурной спецификой. Именно ценностный компонент В.И. Карасик считает основанием для выделения концепта, показателем которого является наличие оценочных предикатов [Карасик, Слышкин, 2001, с. 77].

Одним из источников описания ценностной составляющей концепта «Питие» является анализ его объективации в кратко сформу-

1. Исследование осуществлено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг. Государственный контракт №02.740.11.0374.

лированных индивидуально-авторских сентенциях, получивших определение афоризмов. Афоризм - это оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателями [Словарь литературоведческих терминов, 1974, с. 23]. Афоризм, так же как и пословица, воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли и не доказывает, не аргументирует суждение. Если пословицы и поговорки выражают ценностные установки целого народа, транслируемые из поколения в поколение, то афоризмы в краткой оригинальной форме выражают ценностные установки отдельной личности, которые, будучи разделяемыми, становятся отражением ценностных ориентиров общества. В отличие от пословиц, афоризмы имеют определённого, точно известного автора и обязательно выражают суждение в неожиданной форме, что позволяет выявить особую авторскую интерпретацию культурологического смысла концепта.

Современная афористическая литература представлена большим разнообразием сборников афоризмов, содержащих крылатые фразы, извлечённые из контекстов различных произведений: научных работ, произведений поэзии, прозы, публицистики, писем, мемуаров и т.д., принадлежащие известным философам, политикам, поэтам и писателям, общественным деятелям, публицистам. Анализ высказываний, представленных в сборниках афоризмов, позволяет выявить сравнительно небольшое количество суждений, посвящённых алкогольной тематике, которые рассматриваются нами как индивидуально-авторские объективации исследуемого концепта.

Методом сплошной выборки путём извлечения тематически близких суждений из имеющихся источников нами составлена картотека высказываний, репрезентующих концепт «Питие», насчитывающая 332 сентенции, принадлежащих античным и современным философам, политикам и общественным деятелям, врачам и физиологам, писателям и поэтам, публицистам, историкам и мн. др.

Афоризмы подвергались когнитивной интерпретации в форме обобщения смыслов, сведения их к более глобальным смыслам, выявляющим авторские морально-этические установки.

Несмотря на то, что наше исследование посвящено изучению репрезентации концепта «Питие» в русской языковой картине мира, мы интерпретируем суждения не только соотечественников, но и других древних и современных авторов, полагая, что, во-первых, наличие таких высказываний свидетельствует об универсальности концепта, о наднациональном характере морально-этических и нравственных аспектов употребления алкоголя, а, во-вторых, использование этих высказываний в сборниках афоризмов может свидетельствовать, на наш взгляд, о той или иной степени их включённости в национальную языковую картину мира.

Анализ афоризмов, объективирующих концепт «Питие», позволяет выявить следующие ключевые морально-нравственные индивидуально-авторские установки:

1. Злоупотребление алкоголем является социальным злом (всего 96):

• пристрастие к алкоголю уничтожает общество: Все эпидемии вместе взятые меньше губят человечество, чем пьянство (Ж. Рошар); Больше погубило пьянство, чем меч (Античный афоризм); Пьянство есть величайшее зло для человека, общества, государства (П. Ковалевский);

• является общественным пороком: Пьянство - мать всех пороков (Абу-ль-Фарадж); Алкоголизм - это порождение варварства - мёртвой хваткой держит человечество со времён седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского (Д. Лондон );

• уничтожает морально-этические установки личности и общества: Пьянство есть гнуснейшее зло - оно вредит разуму, похищает здоровье, ослабляет дух, раскрывает тайны, побуждает к ссорам, дерзости и похоти. Пьяный не походит на человека, но более всего подобен скоту; потому что, когда человек пьян, разума у него не более, чем у животного (П. Вильям); Водка белая, но красит нос и чернит репута-

цию (А. Чехов); В пьянстве нет ни ума, ни добродетели (Г. Сковорода);

• является причиной преступления: Алкоголизм - важный фактор половой преступности. Особенно склонны к половой преступности хронические пьяницы (М. Гер-нет); Преступления всех систем и хрип хулигана, и пятна быта сегодня измерить только тем, сколько пива и водки налито (В. Маяковский); Алкоголизм и преступление - это два явления общественной жизни, находящейся в тесной связи друг с другом (А. Мержевский);

• распространению пьянства способствует государственная алкогольная политика: Правительство, которое ограничит продажу водки, в россии долго не продержится! А правительство, которое еёрас-ширит, ещё долго будет об этом жалеть (С. Янковский); Пьянство беспрестанно умножается: от рабства ли? Но рабы наших отцов не спивались с кругу. Есть, видно, другая причина. Что, если бы Академия наук или Российская задала учёным решить: в каком отношении находятся размножение кабаков к успехам просвещения, нравственности и веры христианской? Это показалось бы дерзостью в век либеральный (Н. Карамзин).

2. Употребление алкоголя изменяет сознание (состояние) человека (всего 73):

• лишает его ума (разума, сознания): Пьянство есть упражнение в безумстве (Пифагор); Опьянение есть истинное безумие, оно лишает нас наших способностей (Солон); Много вина - мало ума (Менандр); Опьянение - добровольное сумасшествие (Аристотель); Пьяный человек -не человек, ибо он потерял то, что отличает человека от скотины, - разум (Т. Пйен);

• придаёт человеку храбрость и мужественность: Красное вино - напиток для мальчишек, портвейн - для мужчин; но тот, кто стремится быть героем, должен пить бренди (С. джонсон); Пиво, страха усыпитель И гневной совести смиритель (А. Пушкин); Кто «под мухой», тот чувствует себя всегда слоном (л. Сухору-ков);

• обнаруживает истинную человеческую

сущность: Опьянение показывает ду-

шу человека, как зеркало отражает его тело (Эсхил); В воде ты лишь свое лицо увидишь, В вине узришь и сердце ты чужое (Софокл); Вино - прекрасный реактив: в нём обнаруживается весь человек: кто скот, тот в вине станет совершенной скотиной, а кто человек - тот в вине станет ангелом (В. Соловьёв);

• заставляет человека высказать сокровенные мысли: Пьяному никто не доверит ничего тайного (Зенон); Что у пьяного на языке, то трезвому не придёт и в голову (Л. Сухоруков); Обилие выпитого вина ведёт к болтливости (Мендар); Человек, выпивший лишнее, не хранит тайн и не исполняет обещаний (М. Сервантес);

• заглушает голос совести: Люди знают это свойство вина заглушать голос совести и сознательно употребляют его для этой цели (Л. Толстой);

• создаёт иллюзию познания истины: Нет больнее истины, чем утопленной в вине (Л. Сухоруков); Истина в вине, а мудрость - в закуске (неизвестный автор); Есть вина, в которых даже истины нет (В. Домиль).

3. Употребление алкоголя является символом веселья и радости бытия (всего 19): Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь (Екклесиаст); Нальём! Пускай нас валит хмель! Поверьте, пьяным лечь в постель Верней, чем трезвым лечь в могилу! (П. Ронсар);Вино - есть символ радости и не вина вина в том, что иные топят в нём и радость, и горе (И. Шевелёв); Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрёт! (М. Лютер).

4. Употреблять алкоголь следует в больших дозах (всего 23): Вы ещё не пьяны по-настоящему, если можете лежать, не держась за пол (Д. Мартин); Много пить и не быть пьяным - свойственно и мулу (Аристипп); Я пью не больше, чем губка (Ф. Рабле); Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве (М. Жванецкий); Бух-учёт в россии: бухают без учёта! (А. Иванов).

5. Употреблять алкоголь следует, соблюдая меру (всего 13): Сначала вы требуете выпивку, потом выпивка требует выпивки, потом выпивка требует вас (С. Льюис); Умный пьёт до тех пор, пока ему не станет хорошо, а дурак - до тех пор, пока ему не станет пло-

хо (К. Мелихан); Есть мера в питье (Варрон); Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись (Цицерон); Умерен будь в еде - вот заповедь одна, Вторая заповедь: поменьше пей вина (Авиценна); Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно (Сирах).

б. Алкоголь обладает лечебным эффектом (всего 5): Вино - самый здоровый и гигиеничный из напитков (Л. Пастер); Вино - наш друг, но в нём живет коварство: Пьёшь много - яд, немного пьёшь - лекарство. Не причиняй себе излишеством вреда, Пей в меру - и продлится жизни царство... (Авиценна); Значительная часть моей жизни прошла с русскими. Сначала я училась готовить их блюда, а потом попробовала водку, один из самых здоровых алкогольных напитков (М. Дитрих).

V. Употребление алкоголя наносит непоправимый вред здоровью (всего 29): Мы пьём за здоровье друг друга и портим собственное здоровье (Дж. К. Джером); Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть (Ибн Сина); От вина гибнет красота, вином сокращается молодость (Гораций); Безмерное питие ничего доброго не приносит, но токмо приносит ума нарушение и здоровья повреждение, пожитков лишение и безвременную смерть (И. Посошков); Пить вино так же вредно, как принимать яд (Сенека).

B. Употребление алкоголя носит совместный характер (всего 10): Соображать одному намного труднее, чем сообразить на троих (В. Домиль); Когда третьего не дано, соображать дано на троих (Л. Сухоруков); Пил из чаши терпения на брудершафт (Л. Сухо-руков); и требует материальных средств (всего 5): Никогда не пей на пустой бумажник (Л. Левинсон); Водка - это жидкие деньги и деньги нежидкие (К. Кушнер); Водка только сначала стоит дорого, потом её цена не имеет значения (Неизвестный автор).

9. Состояние алкогольного опьянения является предпочтительнее трезвого (всего 10): Пьяная благодать не приходит на трезвую голову (В. Домиль); Хочешь трезво потом взглянуть на вещи - сначала напейся! (Л. Сухору-ков); Алкоголь - посредник, примиряющий человека с действительностью (Неизвестный

автор); Иному вино помогает трезво взглянуть на вещи (К. Кушнер).

10. Трезвость является единственно допустимой социальной нормой (всего 13): Если воздержание от вина - незначительная жертва, принесите её ради других; если же это большая жертва - принесите её ради себя самого (С. Мэй); Наш разум и наша совесть самым настоятельным образом требуют от нас того, чтобы мы перестали пить вино и угощать им (Л. Толстой); Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой, верной стороны освещает явления жизни (Л. Толстой); Даже мыслям о выпивке необходима, как ничто другое, трезвость (Л. Сухоруков).

11. Поводом употребления алкогольных напитков может являться любое событие (или его отсутствие) (всего 18): Для пьянства есть любые поводы: Поминки, праздник, встреча, Проводы. Крестины, свадьба и развод, Мороз, охота, Новый год, Выздоровленье, новоселье, Успех, награда, новый чин И просто пьянство - без причин (Р. Бёрнс ); Водку следует пить только в двух случаях: когда есть закуска и когда её нет (Л. Стафф).

12. Для русского народа употребление алкоголя имеет особое значение (всего 2): Водка

- это не только наша национальная традиция, это можно сказать наша национальная идея (Неизвестный автор); Водка для русских

- это то же самое, что и психоаналитик для американцев (Неизвестный автор).

13. Употребление алкоголя способствует формированию любовных отношений (всего 11): Ей нравились только непьющие, а она нравилась только пьяным (К. Мелихан); А вот похоть вино и вызывает и отшибает, вызывает желание, но препятствует удовлетворению. Поэтому добрая выпивка, можно сказать, только и делает, что с распутством душой кривит: возбудит и обессилит, разожжёт и погасит, раздразнит и обманет, поднимет, а стоять не даёт (У. Шекспир ).

14. Человек в состоянии алкогольного опьянения подвергается воздействию трансцендентных сил (всего 4):

• пользуется покровительством высших сил: Господь хранит детей, дураков и пьяниц (Французская поговорка); Всякий пьяный шкипер уповает на провидение. Но

провидение иногда направляет суда пьяных шкиперов на скалы (Б. Шоу);

• находится во власти демонического начала: Алкоголизм - систематическое воровство благодати (Р. Алев); Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол - добрая бочка вина (М. лютер).

Лингвокультурологический анализ представленных суждений позволяет выявить противоречивость выявленных моральноэтических установок. Обращают на себя внимание следующие антиномические моральнонравственные установки:

• с одной стороны, злоупотребление алкогольными напитками является опаснейшим социальным злом, нравственным пороком (Пьянство - мать всех пороков. Абу-аль-Фараж), с другой стороны, совместное употребление алкоголя сплачивает социум, выступая органической частью национальных традиций (Свои люди

- сопьёмся! Л. Владимиров);

• с одной стороны, алкоголь наносит непоправимый вред здоровью человека (Луч-ше всего болезни растут на почве пьянства. В. Домиль), с другой стороны, алкогольные напитки обладают лечебным эффектом (Вино - самый здоровый и гигиенический из напитков. Л. Пастер);

• с одной стороны, неумеренное употребление алкоголя лишает пьющего разума, сознания (Вино в человеке - ум в кувшине. Немецкая пословица), с другой стороны, человек в состоянии алкогольного опьянения способен познать срытую от него истину (Иному вино помогает трезво взглянуть на вещи. К. Кушнер);

• с одной стороны, употребление алкоголя является универсальной чертой человеческой культуры (Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым. И. гёте); с другой стороны, для русского народа употребление алкоголя имеет особое значение (Водка - это не только наша национальная традиция, это можно сказать наша национальная идея. Неизвестный автор).

Анализ афоризмов, объективирующих содержание концепта «Питие», позволяет заключить, что, во-первых, негативная морально-нравственная оценка пьянства яв-

ляется универсальной; во-вторых, отношение к проблеме употребления алкоголя является антиномичным; в-третьих, индивидуальноавторские трактовки концепта «Питие» в целом совпадают с аксиологическими оценками концепта, представленными в паремиоло-гическом фонде русского языка, но дополняются новыми трактовками, подчёркивающими, что питие может выступать средством самоидентификации этноса и выражать его национальную идею.

Таким образом, индивидуально-авторская интерпретация концепта «Питие», репрезен-туемого афористическими высказываниями, свидетельствует, с одной стороны, об универсальности его негативной оценки как социального порока, но, с другой стороны, существенно дополняет содержание исследуемого концепта другими разнообразными культурно значимыми смыслами.

Библиографический список

1. Карасик, В.И. Лингвокультурный концепт как единица исследования [Текст] / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2001.

2. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / сост. Л.И. Тимофеев, С. В. Тураев - М. : Просвещение, 1974.

Список источников примеров

1. Афоризмы для умных людей. Не падай духом где попало! : сборник афоризмов [Текст] / сост. Г.Е. Малкин. - М. : Рипол Классик, 2007.

2. Берков, В.П. Большой словарь крылатых слов русского языка [Текст] / В.П. Берков, В.М. Мокиенко, С. Г. Шулежкова. - М. : АСТ : Астрель: Русские словари, 2005.

3. Мнения русских о самих себе: маленькая хрестоматия для взрослых [Текст] / сост. К. Скальков-ский. - М. : ТЕРРА - Книжный клуб, 2001.

4. О вине и пьянстве: русские пословицы и поговорки [Текст] / сост., предисл., примеч. Г.Ю. Багринов-ского. - М. : «Аграф». - 2001.

5. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах [Текст] / сост.: В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. - М. : Политиздат, 1990.

6. Формула русской души [Текст] / сост. И.И. Комарова - М. : Игра слов, 2006.

7. Чаша мудрости: сборник афоризмов [Текст]. - М. : Детская литература, 1978.

8. Человек. Добродетели и пороки, достоинства и недостатки [Текст] / авт.-сост. В.В. Марасин. - М. : ООО «Издательство АСТ»; Донецк : Сталкер, 2002. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.