Научная статья на тему 'Административный полигон как способ применения информационных технологий в подготовке работников милиции к охране общественного порядка'

Административный полигон как способ применения информационных технологий в подготовке работников милиции к охране общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
АДМіНіСТРАТИВНИЙ ПОЛіГОН / іНФОРМАЦіЙНі ТЕХНОЛОГії / ПРАЦіВНИКТ МіЛіЦії / ОХОРОНА ГРОМАДСЬКОГО ПОРЯДКУ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОЛИГОН / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАБОТНИКИ МИЛИЦИИ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ADMINISTRATIVE GROUND / INFORMATION TECHNOLOGIES / POLICE OFFICERS / PROTECTION THE PUBLIC ORDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филипенко Лариса Сергеевна

В статье рассмотрен опыт создания и функционирования административного полигона в Донецком юридическом институте, с целью применения информационных технологий в подготовке работников милиции к охране общественного порядка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филипенко Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative ground as a way to use information technology in the training of police officers to protect the public order

In the article the author considers the experience of creation and functioning of the governing body of the polygon in the Donetsk law Institute, with a view to the application of information technologies in the training of police to protect public order

Текст научной работы на тему «Административный полигон как способ применения информационных технологий в подготовке работников милиции к охране общественного порядка»

УДК 37.091.2

административный полигон как способ применения информационных технологий в подготовке работников милиции к охране общественного порядка

ФИЛИПЕНКО л. с.

кандидат юридических наук

Донецк

Когда идет речь о роли и месте ведомственного образования системы МВД Украины, чаще всего актуализируются такие аспекты подготовки будущих специалистов, как надлежащий уровень правовых знаний и специальной подготовки, способность к налаживанию отношений сотрудничества с коллегами и гражданами, личная дисциплинированность и чувство повышенной ответственности за порученное дело, сочетание глубоких знаний с практическими навыками и умениями.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационнообразовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению будущего работника милиции в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Теоретической основой данного исследования стали работы ученых-педагогов: И. В. Роберта [1], А. Н. Тихонова [2], А. А. Аксюхина, А. А. Вицен, Ж. В. Мекшенева [3]. Однако вопрос об использовании информационных технологий в подготовке работников милиции, непосредственно к охране общественного порядка с научноприкладной точки зрения ранее рассмотрен не был.

Целью данной статьи является исследование возможностей использования информационных технологий в подготовке работников милиции к охране общественного порядка.

Многовекторный характер и сложность заданий современного этапа подготовки сотрудников органов внутренних дел к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности нуждается в постоянном совершенствовании профессионализма работников милиции и других правоохранительных органов, глубоких знаний, развитой эрудиции, аналитического мышления, умения прогнозировать события и быстро ориентироваться в сложных условиях, и это, в свою очередь, обусловливает необходимость высокого уровня научного обеспечения процессов их подготовки к практической работе. Поэтому внедрение инновационных информационных технологий должно стать аксиомой в обучении будущих работников милиции. Одним из таких методов, внедренных в профессиональное обучение, в Донецком юридическом институте является созданный при содействии Донецкого областного совета Полигон по подготовке работников милиции общественной безопасности (далее - полигон).

Среди ключевых проблем, которые требуют радикального пересмотра - это изменение теоретико-методологических стереотипов при подготовке будущих работников милиции и повышение квалификации уже состоявшихся сотрудников.

Основной целью функционирования полигона является использование теоретических знаний и до-

ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в Економіці

ЕКОНОМІКА інформаційні технології в економіці

стижений юридической и иных отраслей права, отечественного и зарубежного опыта правоохранительной деятельности, подготовка курсантов, повышение квалификации и переподготовка слушателей и практических работников органов внутренних дел, повышение качества их знаний и совершенствование умений и навыков практической деятельности в разнообразных условиях.

Основные задачи полигона:

1. Внедрение новейших технологий в учебный процесс и практику организации охраны общественного порядка.

2. Разработка компьютерных трехмерных моделей реальных участков местности и электронных сценариев действий органов внутренних дел во время охраны общественного порядка.

3. Обучение будущих участковых инспекторов милиции, прежде всего тех, которые будут работать в сельской местности, работе с использованием автоматизированного рабочего места участкового инспектора милиции и отдаленного доступа к базам данных «АПРА», «Криминал» и иным существующим базам, которые имеются в органах внутренних дел.

4. Проведение командно-штабных учений по охране общественного порядка.

5. Разработка моделей расстановки сил и средств органов внутренних дел во время охраны общественного порядка.

6. Разработка и внедрение программного обеспечения в практику деятельности подразделений и служб милиции общественной безопасности.

Аля выполнения поставленных задач административный полигон оборудован интерактивной доской, с помощью которой организовывается проучения будущих сотрудников органов внутренних дел, а также проведение презентаций и совещаний для действующих работников правоохранительных органов. Преподаватель, используя мультимедийный проектор, имеет возможность сделать процесс обучения курсантов интерактивным, а значит - более эффективным. Этому содействуют цветные и наглядные обучающие программы, которые позволяют моделировать разные ситуации, с возможностью тестирования аудитории и моментальным выведением на доску полученных результатов. Также с помощью экранного меню появилась возможность создания собственных программ для обучения, заблаговременная подготовка материалов, шаблонов, рисунков, схем и графиков. Есть возможность вносить любые дополнения на протяжении учебного занятия, а также выделять наиболее значимые моменты, на которые необходимо обратить особое внимание. С помощью проектора на доске, как на экране, демонстрируется необходимый файл с компьютера, при этом можно руководить ноутбуком, используя маркер доски как компьютерную мышь, сохранять изображения, которые проецируются, вместе с имеющимися пометками в графическом файле на ноутбуке, сохранять весь процесс работы с пометками на доске в файле видеоролика для дальнейшего воспроизведения или редактирования.

Объединенная компьютерная сеть, состоящая из 25 ноутбуков последней модификации и сервера, позволяет

использовать новейшие технологии, нестандартные формы обучения для подготовки будущих правоохранителей, привлекать к решению заданий всю аудиторию, одновременно или по очереди работать с массивами автономных личных, а также общих данных, проводить диагностику знаний аудитории с моментальным выведением на доску полученных результатов, использовать разнообразные обучающие программы, моделировать ситуации, которые возникают во время организации охраны общественного порядка с помощью трехмерных моделей.

С помощью новейших программ разработано компьютерное моделирование реальных участков местности в 3-D формате, которые будут наиболее посещаемые при проведении матчей Евро-2012, а именно: стадион «Донбасс Арена», фан-зона Парка им. Щербакова, бульвар Пушкина и другие участки. Смоделированы ситуации, которые могут возникнуть при организации охраны общественного порядка, и электронные задания по организации четких действий и координации работы, расстановке сил и средств различных служб по обеспечению общественной безопасности. Разработаны и применяются в учебном процессе программы «Дежурная часть», «Участковый», «Гражданство, иммиграция, регистрация физических лиц», «Разрешительная система» и другие.

В учебном процессе применяются также такие формы и методы использования полигона:

+ проведение занятий методом «Portfolio» (возможность накопления и сохранения в отдельных электронных папках, собственных для каждого пользователя ноутбука, документов, заданий и ответов на протяжении одного занятия или всего модуля для возможности анализа динамики закрепленных знаний и умений как преподавателем, так и пользователем);

+ проведение занятий по схеме телевизионной игры «Самый умный»;

+ решение задач на основании online-информации о совершаемых правонарушениях с использованием сети Интернет, с использованием отдаленного доступа к базам данных ГУМВС Украины в Донецкой области;

+ подготовка планов охраны общественного порядка на основе трехмерных моделей участков местности и объектов, а также решение вероятных ситуаций;

+ проведение ролевых игр и тактических учений при компьютерном сочетании учебного отдела внутренних дел и полигона, где каждый пользователь ноутбука выступает в роли отельного участкового инспектора;

+ обучение созданию фотопортретов правонарушителей в случае получения участковым инспектором информации от граждан.

На базе созданного полигона неоднократно проводились всевозможные командно-штабные учения с начальниками различных структурных подразделений, входящих в систему органов внутренних дел, а также иных министерств и ведомств Украины.

выводы

Использование административного полигона позволяет повысить эффективность подготовки сотрудников милиции в реалиях сегодняшнего времени и предполагает создание на его основе иных интерактивных обучающих кабинетов, что требует разработки их программного и методического обеспечения. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, пер-

спективы использования : [монография] / И. В. Роберт. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rpio.ru/ БеагсЬЮоситег^Б.рЬф

2. Тихонов А. Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке (1Т&Т ЕБ2007) : материалы международной научной конференции / А. Н. Тихонов. -ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». - М. : ЭГРИ, 2007. - 222 с.

3. Аксюхин А. А. Информационные технологии в образовании и науке / А. А. Аксюхин, А. А. Вицен, Ж. В. Мек-шенева // Современные наукоемкие технологии. - 2009. -№ 11 - С. 50 - 52.

ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в Економіці

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.