УДК 37.091.2
административный полигон как способ применения информационных технологий в подготовке работников милиции к охране общественного порядка
ФИЛИПЕНКО л. с.
кандидат юридических наук
Донецк
Когда идет речь о роли и месте ведомственного образования системы МВД Украины, чаще всего актуализируются такие аспекты подготовки будущих специалистов, как надлежащий уровень правовых знаний и специальной подготовки, способность к налаживанию отношений сотрудничества с коллегами и гражданами, личная дисциплинированность и чувство повышенной ответственности за порученное дело, сочетание глубоких знаний с практическими навыками и умениями.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационнообразовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению будущего работника милиции в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Теоретической основой данного исследования стали работы ученых-педагогов: И. В. Роберта [1], А. Н. Тихонова [2], А. А. Аксюхина, А. А. Вицен, Ж. В. Мекшенева [3]. Однако вопрос об использовании информационных технологий в подготовке работников милиции, непосредственно к охране общественного порядка с научноприкладной точки зрения ранее рассмотрен не был.
Целью данной статьи является исследование возможностей использования информационных технологий в подготовке работников милиции к охране общественного порядка.
Многовекторный характер и сложность заданий современного этапа подготовки сотрудников органов внутренних дел к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности нуждается в постоянном совершенствовании профессионализма работников милиции и других правоохранительных органов, глубоких знаний, развитой эрудиции, аналитического мышления, умения прогнозировать события и быстро ориентироваться в сложных условиях, и это, в свою очередь, обусловливает необходимость высокого уровня научного обеспечения процессов их подготовки к практической работе. Поэтому внедрение инновационных информационных технологий должно стать аксиомой в обучении будущих работников милиции. Одним из таких методов, внедренных в профессиональное обучение, в Донецком юридическом институте является созданный при содействии Донецкого областного совета Полигон по подготовке работников милиции общественной безопасности (далее - полигон).
Среди ключевых проблем, которые требуют радикального пересмотра - это изменение теоретико-методологических стереотипов при подготовке будущих работников милиции и повышение квалификации уже состоявшихся сотрудников.
Основной целью функционирования полигона является использование теоретических знаний и до-
ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в Економіці
ЕКОНОМІКА інформаційні технології в економіці
стижений юридической и иных отраслей права, отечественного и зарубежного опыта правоохранительной деятельности, подготовка курсантов, повышение квалификации и переподготовка слушателей и практических работников органов внутренних дел, повышение качества их знаний и совершенствование умений и навыков практической деятельности в разнообразных условиях.
Основные задачи полигона:
1. Внедрение новейших технологий в учебный процесс и практику организации охраны общественного порядка.
2. Разработка компьютерных трехмерных моделей реальных участков местности и электронных сценариев действий органов внутренних дел во время охраны общественного порядка.
3. Обучение будущих участковых инспекторов милиции, прежде всего тех, которые будут работать в сельской местности, работе с использованием автоматизированного рабочего места участкового инспектора милиции и отдаленного доступа к базам данных «АПРА», «Криминал» и иным существующим базам, которые имеются в органах внутренних дел.
4. Проведение командно-штабных учений по охране общественного порядка.
5. Разработка моделей расстановки сил и средств органов внутренних дел во время охраны общественного порядка.
6. Разработка и внедрение программного обеспечения в практику деятельности подразделений и служб милиции общественной безопасности.
Аля выполнения поставленных задач административный полигон оборудован интерактивной доской, с помощью которой организовывается проучения будущих сотрудников органов внутренних дел, а также проведение презентаций и совещаний для действующих работников правоохранительных органов. Преподаватель, используя мультимедийный проектор, имеет возможность сделать процесс обучения курсантов интерактивным, а значит - более эффективным. Этому содействуют цветные и наглядные обучающие программы, которые позволяют моделировать разные ситуации, с возможностью тестирования аудитории и моментальным выведением на доску полученных результатов. Также с помощью экранного меню появилась возможность создания собственных программ для обучения, заблаговременная подготовка материалов, шаблонов, рисунков, схем и графиков. Есть возможность вносить любые дополнения на протяжении учебного занятия, а также выделять наиболее значимые моменты, на которые необходимо обратить особое внимание. С помощью проектора на доске, как на экране, демонстрируется необходимый файл с компьютера, при этом можно руководить ноутбуком, используя маркер доски как компьютерную мышь, сохранять изображения, которые проецируются, вместе с имеющимися пометками в графическом файле на ноутбуке, сохранять весь процесс работы с пометками на доске в файле видеоролика для дальнейшего воспроизведения или редактирования.
Объединенная компьютерная сеть, состоящая из 25 ноутбуков последней модификации и сервера, позволяет
использовать новейшие технологии, нестандартные формы обучения для подготовки будущих правоохранителей, привлекать к решению заданий всю аудиторию, одновременно или по очереди работать с массивами автономных личных, а также общих данных, проводить диагностику знаний аудитории с моментальным выведением на доску полученных результатов, использовать разнообразные обучающие программы, моделировать ситуации, которые возникают во время организации охраны общественного порядка с помощью трехмерных моделей.
С помощью новейших программ разработано компьютерное моделирование реальных участков местности в 3-D формате, которые будут наиболее посещаемые при проведении матчей Евро-2012, а именно: стадион «Донбасс Арена», фан-зона Парка им. Щербакова, бульвар Пушкина и другие участки. Смоделированы ситуации, которые могут возникнуть при организации охраны общественного порядка, и электронные задания по организации четких действий и координации работы, расстановке сил и средств различных служб по обеспечению общественной безопасности. Разработаны и применяются в учебном процессе программы «Дежурная часть», «Участковый», «Гражданство, иммиграция, регистрация физических лиц», «Разрешительная система» и другие.
В учебном процессе применяются также такие формы и методы использования полигона:
+ проведение занятий методом «Portfolio» (возможность накопления и сохранения в отдельных электронных папках, собственных для каждого пользователя ноутбука, документов, заданий и ответов на протяжении одного занятия или всего модуля для возможности анализа динамики закрепленных знаний и умений как преподавателем, так и пользователем);
+ проведение занятий по схеме телевизионной игры «Самый умный»;
+ решение задач на основании online-информации о совершаемых правонарушениях с использованием сети Интернет, с использованием отдаленного доступа к базам данных ГУМВС Украины в Донецкой области;
+ подготовка планов охраны общественного порядка на основе трехмерных моделей участков местности и объектов, а также решение вероятных ситуаций;
+ проведение ролевых игр и тактических учений при компьютерном сочетании учебного отдела внутренних дел и полигона, где каждый пользователь ноутбука выступает в роли отельного участкового инспектора;
+ обучение созданию фотопортретов правонарушителей в случае получения участковым инспектором информации от граждан.
На базе созданного полигона неоднократно проводились всевозможные командно-штабные учения с начальниками различных структурных подразделений, входящих в систему органов внутренних дел, а также иных министерств и ведомств Украины.
выводы
Использование административного полигона позволяет повысить эффективность подготовки сотрудников милиции в реалиях сегодняшнего времени и предполагает создание на его основе иных интерактивных обучающих кабинетов, что требует разработки их программного и методического обеспечения. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, пер-
спективы использования : [монография] / И. В. Роберт. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rpio.ru/ БеагсЬЮоситег^Б.рЬф
2. Тихонов А. Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке (1Т&Т ЕБ2007) : материалы международной научной конференции / А. Н. Тихонов. -ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». - М. : ЭГРИ, 2007. - 222 с.
3. Аксюхин А. А. Информационные технологии в образовании и науке / А. А. Аксюхин, А. А. Вицен, Ж. В. Мек-шенева // Современные наукоемкие технологии. - 2009. -№ 11 - С. 50 - 52.
ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в Економіці