Научная статья на тему 'Административное принуждение в деятельности таможенных органов в ракурсе административной юрисдикционной деятельности'

Административное принуждение в деятельности таможенных органов в ракурсе административной юрисдикционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
680
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / административное принуждение / административная юрисдикция / деятельность / субъекты / правовое регулирование / особенности / проблемы. / customs authorities / administrative enforcement / administrative jurisdiction / activity / subjects / legal regulation / features / problems

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. В. Санакоев

В статье автором дается правовая характеристика и и анализируются особенности деятельности таможенных органов по применению мер административного принуждения сквозь призму административной юрисдикционной деятельности. Автором исследованы виды административно-юрисдикционных производств с позиции административного принуждения, сделаны некоторые собственные выводы и предложения по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT IN THE ACTIVITIES OF THE CUSTOMS BODIES IN VIEW OF THE ADMINISTRATIVE JURISDICTIONAL ACTIVITY

In the article the author gives a legal characteristic and analyzes the peculiarities of the customs authorities ' activity on the application of administrative enforcement measures through the prism of administrative jurisdictional activity. The author investigates the types of administrative-jurisdictional proceedings from the position of administrative coercion, made some of his own conclusions and suggestions on this issue.

Текст научной работы на тему «Административное принуждение в деятельности таможенных органов в ракурсе административной юрисдикционной деятельности»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РАКУРСЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.В. Санакоев, магистрант

Научный руководитель: Е.В.Миллеров, канд. юр. наук Ростовский филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10137

Аннотация. В статье автором дается правовая характеристика и и анализируются особенности деятельности таможенных органов по применению мер административного принуждения сквозь призму административной юрисдикционной деятельности. Автором исследованы виды административно-юрисдикционных производств с позиции административного принуждения, сделаны некоторые собственные выводы и предложения по данной проблематике.

Ключевые слова: таможенные органы, административное принуждение, административная юрисдикция, деятельность, субъекты, правовое регулирование, особенности, проблемы.

В настоящее время в связи с созданием и функционированием Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) роль Федеральной таможенной службы, как органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, безусловно, только возрастает. По мнению автора, административная юрисдикция таможенных органов и их должностных лиц в действующем законодательстве отражается в правовом обеспечении соблюдения законности деятельности как самих таможенников, так и участников бизнеса внешнеторговой сферы при перемещении товаров через таможенную границу, соответственно в привлечении этих лиц (физических и юридических) к ответственности, в соответствии с КоАП РФ за нарушение таможенных правил, а также иных правил (согласно компетенции таможенников, предусмотренной ст.23.8 и ст.28.3 КоАП РФ).

Вся эта деятельность осуществляется в форме административного производства (по делам об АП), ведомственного производства по жалобам (подаваемым на решения, действия (бездействие) таможенников), наконец, в форме дисциплинарного производства в отшении самих должностных лиц таможенных органов. Вряд ли кто будет спорить о том, что администра-

тивно-юрисдикционная деятельность таможенных органов носит административно-принудительный характер. В ракурсе административного принуждения в этой статье и будет проанализирована административная юрисдикционная деятельность таможенных органов Российской Федерации.

Ведомствое производство по жалобам регулируется таможенным законодательством, а именно ныне Федеральным законом от 03.08.2018 №289-ФЗ (ранее Федеральным законом от 27.11.2010 №311-ФЗ). Этапы ведомственного рассмотрения жалоб не изменились, поэтому сегодня можно выделить такие этапы как:

- возбуждение производства по делу (т.е. подача жалобы и ее регистрация таможенным органом);

- рассмотрение жалобы таможенным органом и принятие решения по результату ее рассмотрения;

- обжалование решения (необязательный этап, он имеет место только в случае обжалования решения, принятого в ведомственном порядке по результатам рассмотрения жалобы);

- исполнение решения.

Кстати, нельзя не отметить и то, что институт ведомственного обжалования решений и действий (бездействия) должно-

стных лиц таможенных органов в связи с вступлением в силу нового Федерального закона РФ от 03.08.2018 №289-ФЗ претерпел некоторые изменения, а именно: предусмотрена возможность подачи жалобы в электронной форме; исключена возможность подачи жалобы (и ее рассмотрения) в упрощенном порядке.

Дисциплинарная ответственность

должностных лиц таможенных органов представляет собой вид юридической ответственности, которая применяется руководителями таможенных органов для подчиненных им должностных лиц в связи с совершением ими дисциплинарного проступка путем совершения дисциплинарного производства (дисциплинарного разбирательства).

Поскольку сегодня в российских таможенных органах, как известно, имеется две категории служащих, а именно государственные гражданские служащие и представители правоохранительной (или «иной») службы, то , соответственно и дисциплинарные взыскания определяются в отношении этик двух категорий служащих определены двумя разными нормативно-правовыми актами (законами) :

- п. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2] предусмотрены виды дисциплинарных взысканий и особенности дисциплинарной ответственности в отношении этих государственных служащих;

- ст. 29 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [3] в свою очередь установлены виды дисциплинарных взысканий и особенности дисциплинарной ответственности в отношении категории «сотрудники».

Относительно дисциплинарного производства в таможенных органах РФ следует отметить, что процессуальное разбирательство о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц таможенных органов и работников, совершивших дисциплинарное правонарушение (невыполнение или недобросовестное выполнение своих служебных обязанностей), в настоящее время регулируется отдельными положениями, которые зависят от наличия различных форм государственной службы

и трудовых отношений (т.е. как было сказано выше в засимости от статуса таможенника: ГГС, сотрудник или работник).

Так, например, ст.19 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ указывает, что до наложения дисциплинарного взыскания на работника требуется отобрание у него письменного объяснения.[4] При необходимости официальная проверка информации, представленной в этом документе, должна проводиться с соответствующим заключением касательно ее результатов.

Однако с вступлением в силу с 1 января 2016 года Федерального закона 262-ФЗ от 13 еще июля 2015 года довольно существенно изменились некоторые вопросы дисциплинарного производства в таможенных органах.

Вместе с тем следует отметить, что в случае дисциплинарного производства в таможенных органах особенность заключается в том, что независимо от вида службы и работы дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) таможенного органа. Это связано с тем, что дисциплинарное взыскание может быть наложено в порядке официального представительства, то есть руководителя подразделения, который имеет дисциплинарные полномочия в отношении подчиненных ему таможенников.

Теперь относительно такого вида адми-нистративно-юрисдиционной деятельности таможенных органов как производство по делам об административных правонарушениях. Прежде всего, надо сказать, что сами масштабы административных правонарушений, которые совершаются сегодня в области таможенного дела, нанося довольно значительный ущерб экономическим интересам государства, вызванный нарушением таможенных правил, требуют эффективного ответа государства на эти незаконные проявления.

Федеральная таможенная служба, как известно, сегодня относится к исполнительным органам с административными полномочиями, в которые входит и выявление, а также производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

В соответствии с положениями вступившего в силу с 1 января 2018 г. но Таможенного кодекса ЕАЭС, кстати, в отличие от предыдущего Кодекса (т.е. ТК ТС), более подробно уделившего внимание задачам, функциям, правам и обязанностям таможенных органов государств-членов данного Союза, таможенные органы этих государств имеют право административного производства в случаях выявления административных правонарушений и привлечения лиц к административной ответственности в соответствии с действующими в указанных странах Союза законах об административных правонарушениях.

Наряду с этим в Федеральном законе «О но таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отедльные законодательные акты РФ» от 03.08.2018 №289-ФЗ (до этого в Федеральном законе от 27.11.2010 №311-ФЗ) также в числе задач и функций таможенных органов указано, что таможенные органы определяют, предотвращают, противодействуют административным правонарушениям, осуществляют производстве по административным нарушениям в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) и др. правонарушениям согласно их компетенции.

Анализируя компетенцию должностных лиц таможенных органов в рамках данного вида производства (т.е. производства по делам об АП), нельзя не отметить особое место в этой деятельности должностных лиц таможенных органов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях (ведь таможенники согласно положениям ст.23.8 и 28.3 КоАП РФ имеют право составления протоколов не только по правонарушениям главы 16 КоАП РФ, но и по целому ряду составов административных правонарушений других глав КоАП РФ). Причем большой перечень дел об административных правонарушений (в основном, конечно это составы главы 16 КоАП РФ) должностные лица таможенных органов неде-лены правом рассмаитривать самостоятельно.

Непосредственно Список же всех категорий должностных лиц, которы уполно-

мочены составлять протоколы об АП, утвержден руководителем ФТС России. Сегодня такой список утвержден одним из призаков ФТС России [5].

В результате небольшого исследования в рамках данной статьи административно-принудительной составляющей в деятельности таможенных органов сквозь ракурс административно-юрисдикционной деятельности можно сделать следующие выводы:

- институт ведомственного обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов имеет важное значение в вопросах обеспечения законности деятельности таможенных органов. Его особенностью является то, что он как сейчас, так и ранее предусматривался именно федеральными законами, регулирующими таможенного дело. Об особенностях института ведомственного обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов неоднократно писали в своих научных трудах целый ряд авторов [6, с. 298301; 7, с. 72-73; 8, с. 74-75; 9, с. 51-56 и др.]. В связи с вступлением в силу нового Федерального закона РФ от 03.08.2018 №289-ФЗ данный институт претерпел существенные изменения, в частности относительно возможности подачи жалобы в электронной форме;

- в соответствии с особенностями регулирования таможенного дела в условиях ЕАЭС административная и юрисдикцион-ная деятельность является одной из важнейших и в то же время непростых направлений деятельности таможенных органов РФ;

- несмотря на либерализацию таможенного регулирования, расширение применения в практике таможенных органов различных таможенных упрощений, число выявляемых административных правонарушений в области таможенного дела не уменьшается (это может говорить о еще достаточно низком уровне правовой культуры лиц, перемещающих товары через таможенную границу, о чем неоднократно отмечали в своих трудах некоторые авторы [10, с. 101-107; 11, с. 118-122]).

Библиографический список

1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» от 01.01.2018 (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3586.

3. Федеральный зaкон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

4. Ушз Президента РФ от 16.11.1998 № 1396 (ред. от 30.09.2012) «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, № 47, 23.11.1998, ст. 5742.

5. Притз ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // СПС «Консультант Плюс»

6. Миллеров Е.В. Вопросы оптимизации правового статуса таможенных органов Российской Федерации в условиях современных интеграционных процессов // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Основные проблемы развития таможенного дела в России в условиях ее членства в экономических интеграционных объединениях». Федеральная таможенная служба, ГКО ВПО «Российская таможенная академия», 2015. С.298-301

7. Миллеров Е.В., Дрыганов А.В. О понятийном аспекте жалобы в области таможенного дела // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2015. №12 (114). С.72-73.

8. Миллеров Е.В., Назаров А.В. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования рассмотрения жалоб в таможенных органах // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2015. №12 (114). С. 74-75.

9. Мясников А.П., Миллеров Е.В. Институт ведомственного (административного) обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в этическом аспекте современной таможенной культуры // Юристъ-Правоведъ. 2016. №6 (79). С. 51-56

10. Смоленский М.Б., Миллеров Е.В. О роли таможенной культуры в современном таможенном администрировании // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. №5 (48). С.101-107.

11. Смоленский М.Б., Миллеров Е.В. О роли повышения правовой культуры участников внешнеэкономической деятельности для наиболее эффективного функционирования государственно-правового механизма противодействия коррупции в таможенных органах // Северо-Кавказский юридический вестник. 2017. №2. С.118-122.

ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT IN THE ACTIVITIES OF THE CUSTOMS BODIES IN VIEW OF THE ADMINISTRATIVE JURISDICTIONAL ACTIVITY

A.V. Sanakoev, graduate student Supervisor: E.V. Millerov, candidate of legal sciences Rostov branch of the Russian customs academy (Russia, Rostov-On-Don)

Abstract. In the article the author gives a legal characteristic and analyzes the peculiarities of the customs authorities ' activity on the application of administrative enforcement measures through the prism of administrative jurisdictional activity. The author investigates the types of administrative-jurisdictional proceedings from the position of administrative coercion, made some of his own conclusions and suggestions on this issue.

Keywords: customs authorities, administrative enforcement, administrative jurisdiction, activity, subjects, legal regulation, features, problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.