Научная статья на тему 'Административно-правовой режим противодействия экстремизму'

Административно-правовой режим противодействия экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1155
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ГОСУДАРСТВО / НОРМА / ПРАВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКСТРЕМИЗМ / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME / STATE / RULE / LAW / TO COUNTERACT / MANAGEMENT / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеева Юлия Валерьевна

В статье рассматриваются понятие и признаки административно-правового режима противодействия экстремизму, а также на основе проведенного анализа выделяются общий и специальный режим противодействия экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal regime to counteract extremism

The article discusses the concept and features of administrative and legal regime against extremism, as well as on the basis of the analysis highlighted the general and special conditions to counter extremism.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой режим противодействия экстремизму»

Сергеева Ю.В. Административно-правовой режим противодействия экстремизму

УДК 34

Сергеева Юлия Валерьевна Sergeeva Yuliya Valerevna

заместитель начальника

Центр по противодействию экстремизму УМВД России по Ульяновской области (432071, Ульяновск, ул. К. Маркса, 31/10)

deputy head

Centre for combating extremism UMVD Russia Ulyanovsk region (31/10 K. Marx str., Ulyanovsk, 432071) Email: sergeeva.73@yandex.ru

Административно-правовой режим противодействия экстремизму Administrative and legal regime to counteract extremism

В статье рассматриваются понятие и признаки административно-правового режима противодействия экстремизму, а также на основе проведенного анализа выделяются общий и специальный режим противодействия экстремизму.

Ключевые слова: административно-правовой режим, государство, норма, право, противодействие, управление, экстремизм.

The article discusses the concept and features of administrative and legal regime against extremism, as well as on the basis of the analysis highlighted the general and special conditions to counter extremism.

Keywords: administrative and legal regime, the State, the rule, law, to counteract, management, extremism.

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социальнополитическую обстановку в стране, угрожают национальной безопасности Российской Федерации. Одной из главных задач органов государственного управления является обеспечение в Российской Федерации межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие. В рамках решения этой задачи особый упор необходимо делать на модернизацию соответствующей правовой базы и использование имеющихся у государства правовых рычагов для предотвращения и должного реагирования на экстремистские проявления, то есть на совершенствование порядка управления в сфере противодействия экстремизму. «Порядок управления» на языке административного права обычно называют административно-правовым режимом.

Правой режим в научной литературе рассматривают как «систему норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов» [1, а 410], «как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагопри-

ятности для удовлетворения интересов субъектов права. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, как бы «распорядок» действия права» [2, а 16—29].

По определению Ю.А. Тихомирова, «административно-правовой режим есть специфический порядок деятельности субъектов права в разных сферах государственной жизни. Он устанавливается в законах и подзаконных актах и направлен на их строго целевую и функциональную деятельность на тех участках, где нужны дополнительные средства для поддержания требуемого государственного состояния» [3, а 325]. Аналогичное определение дал С.М. Петров: «Под административно-правовыми режимами понимается основанный на нормах административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на преодоление негативных явлений в соответствующей сфере государственного управления»[4, а 468].

С.С. Маилян считает, что административноправовые режимы могут быть ориентированы на решение проблем как позитивного, так и негативного характера. В первом случае они содействуют эффективности функционирования государственных структур в их влиянии на социальные процессы. Во втором случае режимы призваны предупредить развитие негативных тенденций в тех или иных областях государственного управления [5, а 8].

Как отмечает А.П. Шергин, «правовые режимы, регулируемые нормами административного права, несмотря на все их разнообразие, ориентированы

преимущественно на обеспечение общественной безопасности и охрану общественного порядка» [6, с. 14]. Эти правовые комплексы играют значительную роль в противодействии экстремизму как одной из угроз национальной безопасности.

Административно-правовой режим противодействия экстремизму можно определить как нормативно установленный особый порядок функционирования уполномоченных субъектов противодействия экстремизму. Указанному режиму присущи следующие признаки:

— правовое регулирование целенаправленно осуществляется в интересах национальной безопасности Российской Федерации;

— используемые административно-правовые средства являются не только способом устранения экстремистской угрозы, но и обеспечивают функционирование уполномоченных государственных органов;

— субъектами, или участниками, правового режима являются уполномоченные государственные органы, а также негосударственные организации и объединения, граждане, оказывающие содействие в сфере противодействия экстремизму;

— в правовых актах закреплены определенные режимные правила, регламентирующие порядок пользования субъективными правами, полномочиями, обязанностями, ограничениями;

— деятельность субъектов противодействия экстремизму основана на единых правовых принципах, формах и осуществляется в точном соответствии с заранее установленным механизмом реализации прав и обязанностей.

В научной литературе существует множество классификаций административно-правовых режимов, большинство из которых направлены на выделение сфер их применения и являются классификациями самих устанавливаемых средствами административного права управленческих режимов, то есть порядка управленческих действий в различных областях государственного управления. В связи с этим все государственное управление в том смысле, в каком им интересуется административное право, представляется режимно организованным [7].

Мы не будем подробно останавливаться на характеристике административно-правовых режимов. Для целей нашего исследования выделим две основные группы административно-право-выхрежимов: 1) общие; 2) специальные.

Общие административно-правовые режимы являются относительно стабильными правовыми состояниями. Они, как правило, не ограничены временными рамками. Общие административноправовые режимы ориентированы на обеспечение сохранности определенного объекта, территории, нормального функционирования государственных органов, предприятий и организаций, общественной безопасности и общественного порядка. Их мощности в обычных условиях достаточно для поддержания правопорядка и обеспечения обще-

ственной безопасности. Они выполняют свои функции постоянно вне зависимости от возникновения экстраординарных событий или действий [6, с. 14]. К таковым можно отнести административно-правовой режим противодействия экстремизму. Общими административно-правовыми режимами являются также пограничный режим, режим закрытого административно-территориального образования, пропускной режим, режим оборота оружия и многие другие режимы, которые, в свою очередь, обладают значительным превентивным потенциалом, создавая условия для предупреждения экстремистской деятельности.

Административно-правовой режим противодействия экстремизму сопровождает деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц при их взаимодействии с гражданами, негосударственными организациями и объединениями, а также между собой при реализации ими своих должностных обязанностей. Данный режим, по нашему мнению, может быть обозначен как общий режим деятельности государственной администрации в сфере противодействия экстремизму.

Он рассчитан на повседневную административную деятельность, типичные социально-управленческие ситуации и выполняет роль одного из элементов в системе организационно-правовых средств, используемых для упорядочения отдельных видов исполнительно-распорядительной деятельности государственной администрации [7].

Специальные административно-правовые режимы вводятся в случаях, когда требуются особые меры управленческой деятельности по защите государственных интересов, прав и свобод граждан, охране законных интересов юридических лиц. Их введение обусловлено наличием существенных угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Как отмечает Д.Н. Бахрах: «Специальные административно-правовые режимы устанавливаются в том случае, когда иные меры административно-правового регулирования не могут обеспечить должный правовой порядок (обеспечить безопасность, охрану, нормализовать обстановку), добиться необходимого правового состояния социального объекта... Специальные административно-правовые режимы, с одной стороны, предоставляют возможность органам власти эффективно действовать в различных социальных ситуациях, обеспечивая реальное выполнение ими своих функций по охране и защите, с другой — важнейшим правовым средством обеспечения правосубъектности граждан и организаций. Они делают «прозрачными» применяемые административные меры, заранее информируют участников о возможных санкциях, ограничивают импровизацию и расширяют свободное усмотрение должностных лиц при выборе средств принудительного воздействия» [1, с. 410—418].

Традиционно в правовой литературе выделяли три вида специальных административно-правовых режимов: чрезвычайное, военное и особое поло-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 2 (26)

283

Сергеева Ю.В. Административно-правовой режим противодействия экстремизму

Сергеева Ю.В. Административно-правовой режим противодействия экстремизму

жение. Наличие в современном обществе угрозы терроризма, как «наивысшей степени проявления экстремизма» [8, с. 322], вызвало потребность установления еще одного вида специального административно-правового режима — режима контртеррористической операции.

Общие характеристики чрезвычайного, военного и особого положений, а также режима контртеррористической операции широко освещены в правовой литературе, поэтому представляется нецелесообразным подробно останавливаться на особенностях введения указанных правовых режимов при наличии экстремистской угрозы.

Отметим, что специальные административноправовые режимы устанавливаются в случае возникновения экстраординарных экстремистских угроз национальной безопасности, по нашему мнению, они выражаются в попытках насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженном мятеже, блокировании или захвате особо важных объектов или отдельных местностей, подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований, а также в межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтах, которые сопровождаются насильственными действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, массовых беспорядках, террористических актах.

Отличительными особенностями специальных административно-правовых режимов, устанавливаемых в случае возникновения экстраординарных экстремистских угроз, являются:

— использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций;

— введение дополнительных административноправовых обязанностей и запретов;

— предоставление чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима;

— ограниченный временной характер действия режима;

— особая форма введения режима, только специально уполномоченным должностным лицом;

— применение формы особого управления территорией, на которой установлен режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, наличие угрозы основам конституционного строя и безопасности государства, а также правам, свободам и законным интересам

человека и гражданина обусловливает необходимость существования непрерывно действующего административно-правового режима противодействия экстремизму. Представляется, что административно-правовой режим противодействия экстремизму является частью более общего режима обеспечения общественной безопасности.

Примечания

1. БахрахД.Н. Административное право России: учебник для вузов. М., 2000.

2. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1.

3. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М., 2001.

4. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999.

5. Маилян С.С. Административно-правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью: монография. М., 2002.

6. Шергин А.П. Правовой режим контртеррористической операции и административно-правовые меры его обеспечения // Труды ВНИИ МВД России. М., 2007.

7. Агабалаев М.И. Развитие теории и практики административно-правового режима обеспечения общественной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Люберцы, 2013.

8. Криминология: словарь-справочник / пер. с нем.; отв. ред. перевода А.И. Долгова. М., 1998.

Notes

1. Bahrah D.N. Administrativnoe law in Russia: textbook for universities. Moscow, 2000.

2. Matuzov N.I., Malko A.V. Legal regimes: theory and practice // Jurisprudence. 1996. № 1.

3. TikhomirovY.A. Administrative law and pro process. Full course. Moscow, 2001.

4. Administrative law: textbook / ed. by Yu.M. Kozlova, L.L. Popov. Moscow, 1999.

5. Mayilian S.S. Legal and administrative regimes in the theory of administrative law and practice of the government law enforcement: monograph. Moscow, 2002.

6. Shergin A.P. Legal regime of counter-terrorism operations and administrative and legal measures to ensure his // Proceedings of the Institute of the Russian Interior Ministry. Moscow, 2007.

7. AgabalaevM.I. Development of the theory and practice of administrative-legal regime of public security of the Russian Federation: author’s abstract... doctor of legal sciences. Lyubertsy, 2013.

8. Criminology: Reference Dictionary / transl. from German; resp. ed. of the transl. A.I. Dolgova. Moscow, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.