Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка в России и необходимость их совершенствования'

Административно-правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка в России и необходимость их совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1287
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШТАТНЫЙ / ВСП / ГОСУДАРСТВО / ЗАЩИТА / СПЕЦСРЕДСТВА (ГАЗОВОЕ И ЭЛЕКТРОШОКОВОЕ ОРУЖИЕ) / СЛУЖЕБНО-РОЗЫСКНЫЕ СОБАКИ (СРС) / ОБУЧЕНИЕ / ПОЛИЦИЯ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ (АДМИНИСТРАТИВНЫХ) / УЧАСТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Ф.П., Николаев А.Н., Новиков Д.Н.

Ныне, вопросы участия граждан Российской Федерации (РФ) в охране общественного порядка (ООП), обеспечения безопасности и их права в госуправлении, в общественных объединениях (формированиях) в целом определены федеральными законами (ФЗ). Но, в каждом случае присутствуют отдельные особенности (общественные объединения правоохранительной направленности) в каждом правоохранительном ведомстве. Тем самым авторы правы в том, что в своей деятельности как полиция МВД России (ОВД), так и военная полиция Минобороны России и подразделения (воинские части) Росгвардии, пограничные войска ФСБ России и др., должны взаимодействовать с гражданами РФ, общественными формированиями, органами местного самоуправления (ОМС). И эти госфункции, следует осуществлять в рамках требований соответствующих ФЗ, в частности ФЗ от 02.04.2014 № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ФЗ о ДНД). Да, в Законе недостаточно учтены в адресном порядке нормы КоАП или УК РФ, ФЗ о профилактике правонарушений в РФ и др. Притом, изданные ФЗ за 2014-2016 годы и пересмотренные госфункции Минобороны и МВД России и др., деятельность общественных формирований и субъектов управления нуждаются в их совершенствовании. Тем самым неординарный характер авторские суждения и предложения будут полезными как для научно-образовательной сферы, так и для органов исполнительной власти (законодателям).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев Ф.П., Николаев А.Н., Новиков Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка в России и необходимость их совершенствования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

В целом можно сказать, что дореволюционная история российской юстиции подтверждает целесообразность существования военных судов в российском государстве. Список использованной литературы:

1. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // «Российская газета», N 27, 07.02.2014.

2. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // «Российская газета», N 120, 29.06.1999.

3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // «Российская газета», N 3, 06.01.1997.

4. Загорский Г.И. Военно-судебная реформа 1867 г. // История государства и права, 2013. N 3.

5. Краткое изображение процессов или судебных тяжб // URL: http://history.scps.ru/regulations/1716-03.htm (Дата обращения: 25.01.2017)

6. Соборное Уложение // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm

7. Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки. - С.-Пб., 1777-1781.

8. Цечоев В.К. История суда России. - М.: Проспект, 2015.

9. Шулепов Н.А. Военные суды в Российской Федерации. // Вестник МГЛУ. Выпуск 23 (656), 2012.

© Борозненко Л.Р., 2017

УДК34

Васильев Ф.П.

доктор юридических наук, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра (НИЦ) Академии управления МВД России, член Российской академии юридических наук (РАЮН),

vasilev 17@mail.ru Николаев А.Н.

доцент Академии управления МВД России, полковник полиции alnikpravo@rambler.ru

Новиков Д.Н.

слушатель групп 2114 Академии управления МВД России- заместитель начальника ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области подполковник полиции den.novikov.1975@bk.ru

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РОССИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация

Ныне, вопросы участия граждан Российской Федерации (РФ) в охране общественного порядка (ООП), обеспечения безопасности и их права в госуправлении, в общественных объединениях (формированиях) в целом определены федеральными законами (ФЗ). Но, в каждом случае присутствуют отдельные особенности (общественные объединения правоохранительной направленности) в каждом правоохранительном ведомстве. Тем самым авторы правы в том, что в своей деятельности как полиция МВД России (ОВД), так и военная полиция Минобороны России и подразделения (воинские части) Росгвардии, пограничные войска ФСБ России и др., должны взаимодействовать с гражданами РФ, общественными формированиями, органами местного самоуправления (ОМС). И эти госфункции, следует осуществлять в рамках требований соответствующих ФЗ, в частности ФЗ от 02.04.2014 № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ФЗ о ДНД). Да, в Законе недостаточно учтены в адресном порядке нормы КоАП или УК РФ, ФЗ о профилактике правонарушений в РФ и др. Притом, изданные ФЗ за 2014-2016 годы и пересмотренные госфункции Минобороны и МВД России и др., деятельность общественных формирований и субъектов управления нуждаются в их совершенствовании. Тем самым неординарный характер авторские суждения и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

предложения будут полезными как для научно-образовательной сферы, так и для органов исполнительной власти (законодателям).

Ключевые слова

Внештатный, ВСП, государство, защита, спецсредства (газовое и электрошоковое оружие), служебно-розыскные собаки (СРС), обучение, полиция, правоприменитель, правосознание и правовая грамотность, профилактика правонарушений (административных), участие.

ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF THE PARTICIPATION OF CITIZENS IN THE PROTECTION OF SOCIAL ORDER IN RUSSIA AND THE NEED FOR THEIR IMPROVEMENT

Vasil'yev Fedor Petrovich

the doctor of juridical sciences, the main scientific worker of the scientific research center (NITS) of the academy for administration MVD of Russia, the member of the Russian academy of juridical sciences (RAYUN),

vasilev 17@mail.ru Nikolayev Alexander Nikolayevich is the docent of the academy for administration MVD of Russia, the Colonel of the police

alnikpravo@rambler.ru Novikov Denis Nikolayevich

the listener of the groups 2114 of the academy for administration MVD of Russia the deputy chief OF OMVD of Russia for The sosnovskomu region of the Chelyabinsk province the Lieutenant Colonel of the police.

den.novikov.1975@bk.ru

Annotation

Now, questions of the participation of the citizens of the Russian Federation (RF) in the protection of social order (OOP), guarantee of safety and their right in gosupravlenii, in the public associations (formations) as a whole are determined by the federal laws (FZ). But, in each case be present separate special features (public associations of law-enforcement directivity) in each law-enforcement department. Thus the authors are right in the fact that in their activity the police MVD of Russia (OVD) as well as the military police of the RF Ministry of Defense and subdivision (military parts) Of rosgvardii, border forces the FSB of Russia and others, must interact with the citizens RF, public shaping, organs of local self-guidance (OMS). And these gosfunktsii, should be achieved within the framework requirements corresponding FZ, in particular FZ from 02.04.2014 № 44 "about the participation of citizens in the protection of social order" (FZ about DND). Yes, in the law are insufficiently taken into account in the address order the standards Of koAP or UK RF, FZ about preventive maintenance of offenses in RF and others Besides, published FZ for 2014-2016 the years and reviewed gosfunktsii of Ministry of Defense and MVD of Russia and of other, the activity public formations and subjects for administration need their improvement. Thus uncommon nature author's judgments and proposals will be useful both for the scientifically- educational sphere and for the organs of executive power (legislators).

The keywords

Not on the staff, VSP, state, protection, special means (gas and elektroshokovoe weapon), official- search dogs (SRS), instruction, the police, pravoprimenitel, legal conscience and lawful literacy, the preventive maintenance of offenses (administrative), participation.

По существу целью ФЗ о ДНД является создание правовых условий для добровольного участия граждан РФ (далее также - граждане) в ООП. В нем закреплены принципы и основные формы участия граждан в ООП, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в ООП, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников. Притом, очевидно, что ФЗ от 23.06.2016 № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» должен занимать основную роль в деятельности дружин, внештатных сотрудников

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

полиции, а также всех правоохранительных и иных государственных органов (правоприменительных). То что мы не заметим процессе проведения анализа названного ФЗ. В то же время, все граждане (представители, правоприменители, дружинники) должны участвовать в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних1 и др.

Несмотря на то, что в целях обеспечения единого толкования (применения) ФЗ, законодателями закреплены основные понятия (определения), но в них также присутствуют некоторые спорного характера правовые позиции. В частности:

участие граждан в охране общественного порядка (ООП) - оказание гражданами помощи ОВД2 (полиции3) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах;

участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, - оказание гражданами помощи ОВД (полиции) и иным правоохранительным органам в поиске лиц, пропавших без вести, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния;

внештатный сотрудник полиции (ВСП) - гражданин РФ, привлекаемый полицией с его согласия к внештатному сотрудничеству;

общественное объединение правоохранительной направленности (ООПН) - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка (ООП);

народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в ООП во взаимодействии с ОВД (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и ОМС4;

народный дружинник - гражданин РФ, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в ООП;

реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте РФ (далее также - региональный реестр) - информационный ресурс, содержащий сведения о народных дружинах и об общественных объединениях правоохранительной направленности, созданных на территории субъекта РФ.

Эти определения в целом, нуждаются в их совершенствовании. Например, профилактика правонарушений дружинником(ми), ВСП, пресечение административных правонарушений, внештатный сотрудник Росгвардии или военной полиции (также правоохранительная направленность) и др. Тем самым, законодателям, дать определения о концепциях (программах) правоохранительных органов (специфического характера их обязанностей и прав, госфункций и задач). Например, концепция военной полиции, Росгвардии, МВД и МЧС России, ОМС (муниципальных) с учетом их предназначения5.

Эти и правовые факторы, следует развивать, с учетом требований основных ФЗ, которые имеют

1 Имеется в виду ФЗ от 24.06.1999 № 120 (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). СЗ РФ 28.06.1999 № 26 ст. 3177. Тем самым, родители (законные представители) будут заинтересованы участвовать в работе ДНД. Или же работа военной полиции с добровольными дружинами, внештатными сотрудниками полиции (ВСП), способствуют улучшить работу не только с резервистами, но и с призывниками (они не учтены как в Уставе о военной полиции, так и в ФЗ о ДНД).

2 Имеется в виду - органы внутренних дел).

3 Притом, если созданы военная полиция или Росгвардия, то, наверное, законодателям следовало бы конкретизировать и данных субъектов обеспечивающих правопорядок и безопасность. Тем более, Росгвардии преданы подразделения (полицейские) ОВД РФ. Такие госфункции как охрана объектов (собственности) и сопровождение грузов, инспектирование ведомственных охран (контроль частной охранной деятельности) и др., которые параллельно обеспечивают также правопорядок на охраняемых объектах.

4 Имеется в виду - органами местного самоуправления.

5 Именно определения будут обязывать выполнение норм данного, важного НПА. Ибо же невозможно говорить о верховенстве НПА, развитии правосознании и реализации всеми субъектами управления требований того или иного закона. Тем более в условиях наличия различного характера угроз и коррупционных факторов - безразличного и поверхностного подхода к вопросам госфункции (безопасности) со стороны власти (должностных лиц).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

непосредственное отношение к их деятельности, гражданскому обществу - правовому государству6, гарантирующего безопасность. Тем более, еще Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель,— нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем...»7. Или же Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве и участии граждан в управлении государтсвом8.

В настоящее время мы видим в целом правовую основу участия граждан в ООП, которую составляют нормы Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы (ФКЗ), ФЗ о ДНД, другие ФЗ (о безопасности) и принятые в соответствии с ними иные НПА РФ, законы и иные НПА субъектов РФ, муниципальные НПА. Так, их участие в ООП осуществляется в соответствии с принципами: ■ добровольности; законности; приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина; права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; взаимодействия с ОВД (полицией), иными правоохранительными органами, органами госвласти и ОМС; недопустимости подмены полномочий ОВД (полиции), иных правоохранительных органов, органов госвласти и ОМС.

В целях сохранения госправовой дисциплины (общественно) граждане, участвующие в ООП9, не вправе выдавать себя за сотрудников ОВД (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную ФЗ10 к исключительной компетенции этих органов. Но, участие граждан в мероприятиях по ООП, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается. Если органы госвласти в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в соответствии с полномочиями, установленными ФЗ о ДНД, другими ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в ООП, то ОМС согласно полномочий, установленных ФЗ о ДНД, ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другими ФЗ, законами субъектов РФ и муниципальными НПА, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в ООП, создают условия для деятельности народных дружин. И в целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести11, размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети (ИТС) «Интернет», а также в СМИ, в том числе на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести.

6 См. Ганоев О.К. Российское гражданское общество: социальный идеал или реальность //Актуальные проблемы российского права. 2010 №1. А также дисс. - Автореферата канд. юр. наук Ганоев О.К. Идея правового государства и проблемы государственно-правовой трансформации в современной России // Москва - 2012 «МГЮА имени О.Е.Кутафина»- 27 с.

7 Политология: Учебник для вузов / Подред. М.А. Василика. - М.: Юность, 1999. - стр.319

8 Дополнительно см. Правовое государство, личность, законность.// Кол. авт. В.С.Нерсесянц и др.// НИИ правовой политики и проблем правоприменения Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, Москва, 1997.

9 См. Потапенкова И.В. Административно-правовое регулирование участия объединений граждан в охране общественного порядка // дисс. канд. ..юр. наук, Москва: Академия управления МВД России 2011, - 221 с.

10 Например см. приказ Генпрокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития и торговли и ФСНК России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

11 Бережкова Н.Ф. Российские правовые проблемы поиска без вести пропавших //Крымский научный вестник. 2015. № 43. С. 126-139.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

Данные организации (ДНД) также подлежат включению в региональный реестр12, которых ведет территориальный орган МВД России (далее - ОВД), по месту их создания. Внесение в региональный реестр народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности осуществляется при представлении следующих документов: заявление о внесении данной народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр, подписанное уполномоченным лицом; устав народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности. В реестре должны содержаться следующие сведения13: сведения о командире народной дружины или об учредителях общественного объединения правоохранительной направленности; место их создания; территория, на которой они участвует в ООП; дата включения в региональный реестр; основание и дата прекращения их деятельности. А порядок же формирования и ведения реестра определяется МВД России14.

Несомненно, субъектам управления (госорганам, ОМС) следует учитывать формы участия граждан в ООП. Так, в целях содействия ОВД (полиции) и иным правоохранительным органам граждане вправе: ■ информировать ОВД (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку; участвовать в: ООП при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов; мероприятиях по ООП по приглашению ОВД (полиции) и иных правоохранительных органов; работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам ООП, создаваемых в ОВД (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению. Они также вправе оказывать иное содействие ОВД (полиции) и иным правоохранительным органам в соответствии ФЗ.

Как отдельный и специфический вид деятельности в области ООП, следует считать участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести. Тем более в России ежедневно без вести пропадают в среднем до семи граждан. Так, граждане, достигшие возраста 18 лет, вправе принимать участие в поиске лиц, пропавших без вести15. А решение вопросов формирования организованных групп, определения маршрута и места предполагаемого поиска, иных вопросов осуществляется гражданами, участвующими в их поиске, самостоятельно с учетом рекомендаций, полученных от ОВД (полиции), иных правоохранительных органов, органов госвласти и ОМС. При этом они имеют право: оказывать помощь ОВД (полиции) и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску данных лиц; получать от ОВД (полиции), иных правоохранительных органов, органов госвласти и ОМС в порядке, установленном ФЗ, общедоступную информацию о данных лицах, месте их предполагаемого поиска, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного их поиска; осуществлять иные права, предусмотренные ФЗ о ДНД, другими ФЗ.

Вместе с тем, они обязаны: не создавать препятствия своими действиями сотрудникам ОВД (полиции) и иных правоохранительных органов при реализации данными сотрудниками своих полномочий по поиску этих лиц; сообщать сотрудникам ОВД (полиции) и иных правоохранительных органов, должностным лицам органов госвласти и ОМС информацию о фактах, имеющих значение для их поиска; оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях

12 По данным проблемам (реестровым) см.: Vasilyev F.P., Nikolayev A.G. Nature and need of improvement of transport safety ensuring and issues of education in Russia and their administrative and legal regulation // ISSN 2308-4804. Science and world. 2016. № 5 (33). Vol. II.. 182-187.

13 Притом, дружинникам также следует знать правила владения, пользования и распоряжениями персональными (личными) данными (сведениями) граждан. Тем более с февраля 2017 года усилена административная ответственность в области информационной безопасности (см. Российская газета от 10.02.2017).

14 В данном случае см. приказы МВД России: от 25.05.2011 № 408 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых задержанию»; от 21 июля 2014 г. № 599 «О Порядке формирования и ведении регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности».

15 Дополнительно см. Васильевым Ф.П., Лепехин Д.И. Современные правовые аспекты осуществления розыска несовершеннолетних, пропавших без вести органами внутренних дел (полицией) // В сборнике: Теория и практика современной юридической науки Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Апсалямов Р.Г., Быкова А.Г., Голубева Л.А., и др. 2015. С. 109-114.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки, навыков16.

Следует отдельно обратить на вопросы внештатного сотрудничества (ВСП) с полицией17. Она выступает как отдельная форма (вид) участия в ООП гражданами РФ. Так, лица, достигшие возраста 18 лет, могут привлекаться к внештатному сотрудничеству с полицией и привлечение граждан в качестве ВСП к участию в ООП, а также по другим направлениям деятельности полиции осуществляется в порядке, установленном МВД России18. Но, в ВСП не могут вступать граждане РФ:

■ ранее осужденные за умышленные преступления; в отношении которых: осуществляется уголовное преследование; вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; не соответствующие требованиям к состоянию здоровья ВСП, установленным МВД России; имеющие: неснятую или непогашенную судимость; гражданство (подданство) иностранного государства;

■ включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с ФЗ от 07.08.2001 № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом; признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу; подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню привлечения к внештатному сотрудничеству с полицией, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения.

Граждане РФ могут быть исключены из числа ВСП в следующих случаях: на основании личного заявления ВСП; при наступлении указанных обстоятельств; в связи с: неоднократным невыполнением предъявляемых к ВСП требований или фактическим самоустранением им от выполнения возложенных на него обязанностей; в связи с прекращением гражданства РФ; в иных случаях, предусмотренных ФЗ. А также ВСП при участии в ООП имеют право: требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния; принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции; знакомиться с документами, определяющими правовое положение ВСП, а также получать информацию, необходимую для участия в ООП; оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее ФЗ от 7.02.2011 № 3 «О полиции» обязанностей в сфере ООП; осуществлять иные права, предусмотренные ФЗ о ДНД, другими ФЗ. При участии в ООП они обязаны: знать и соблюдать требования НПА в сфере ООП; выполнять распоряжения уполномоченных сотрудников полиции (скажем участковых, оперуполномоченных), отданные и не противоречащие ФЗ; соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций; оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки19, навыков20; иметь при себе

16 В данном случае надо учитывать Приказ МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.09.2014 № 34167). Притом, если мы говорим об единой правовой и образовательной госполитике (правосознании и грамотности), то наверное данный приказ, следует также согласовывать с Мннобрнауки России (нет № регистрации Минобрнауки). Тем более, МВД России, имеет свои ведомственные образовательные организации и согласовывает все научно-образовательные вопросы с ведомо Минобрнауки (единоначалие в области формировании личности и образования).

17 Дополнительно см. Приказ Минобрнауки России от 3.09.2015 № 971 «Об утверждении Порядка создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных». Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2015 № 39369. То же самое нет регистрационного номера о согласовании с МЧС России.

18 Имеется в виду Приказ МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи».

19 Дополнительно см. Бережкова Н.Ф. Юридическое образование и этические нормы Алтайский юридический вестник. 2013. № 2. С. 8-11.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение, образец и порядок выдачи которого устанавливаются ОВД. Но, как законом, так и МВД России еще не конкретизированы вопросы ношения форменной одежды или же, ношения символик, знаков (скажем номерные), атрибутики.

В целом с 2014 г. установлено, что за противоправные действия ВСП (ДНД) при участии в ООП они несут ответственность, установленную ФЗ и их действия, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном ФЗ. Они также вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности. Или же вопросы финансовое обеспечение расходов, связанных с деятельностью ВСП, и материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание ОВД.

В настоящее время, как отдельная форма (вид) выступает участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (ОПН). Так, граждане, достигшие возраста 18 лет, вправе участвовать в их деятельности (ОПН), создаваемых ими по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юрлица. Данные органы могут участвовать в ООП по месту их создания только после внесения в региональный реестр. Их основными направлениями деятельности являются: содействие ОВД (полиции21) и иным правоохранительным органам в ООП; участие в предупреждении и пресечении правонарушений; распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах. А решения о их создании принимаются гражданами на общем собрании по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы с уведомлением ОМС соответствующего муниципального образования (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и СПб - органов госвласти соответствующего субъекта РФ, если законом соответствующего субъекта РФ не установлена необходимость уведомления ОМС внутригородских муниципальных образований), территориального органа МВД России. А порядок их создания, реорганизации, ликвидации определяется ФЗ от 19.05.1995 № 82 «Об общественных объединениях»22 с учетом положений ФЗ о ДНД. Но, не могут быть учредителями или участниками общественного ОПН граждане:

■ имеющие: гражданство (подданство) иностранного государства; неснятую или непогашенную судимость; ранее осужденные за умышленные преступления; в отношении которых: осуществляется уголовное преследование; вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

■ включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с ФЗ от 7.08.2001 № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; ■ страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или

20 См. Васильев Ф.П., Бережкова Н.Ф., Орехова Л.М., Анохина С.Ю., Лятифова Т.С. МВД России как основной субъект реализации требований Президента России о развитии правовой грамотности и правосознания граждан //Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 231-235.

21 Доп. см. Васильев Ф.П. Научно-практическое толкование об особенностях административно-правового регулирования и организации деятельности современной военной полиции Минобороны России в области обеспечения правопорядка// Крымский научный вестник, № 5- 2015. При этом, Минобороны России, еще не разработано ведомственный НПА, регламентирующий деятельности военной полиции с народными дружинами (скажем в военных, (закрытых) городках) или внештатными сотрудниками военной полиции. Причинностью также является то, что они не закреплены как в Уставе военной полиции (см. Указ Президента России от 25 марта 2015 г. № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил РФ и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ» (с изм. 07.12.2016)) и в ФЗ о ДНД. Эти же проблемы присутствуют в НПА, регламентирующих деятельности подразделений Росгвардии. В том числе не употребляются термины «дружинник», «профилактика правонарушений» в рамках требований ФЗ о профилактике.. , «внештатный сотрудник..».

22 Дополнительно см. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изм. 28.12.2016).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

алкоголизмом; признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу.

По сути, общественные ОПН при участии в ООП имеют право в пределах территории, на которой они созданы: ■ информировать ОВД (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку; оказывать содействие ОВД (полиции) и иным правоохранительным органам при их обращении в мероприятиях по ООП; осуществлять иные права, предусмотренные ФЗ о ДНД, другими ФЗ. Но, они обязаны соблюдать нормы ФЗ, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также нормы, предусмотренные их учредительными документами. А организации, в которых созданы общественные ОПН по месту работы или учебы граждан, в пределах своей компетенции могут предоставлять участникам этих объединений льготы и компенсации за счет собственных средств.

Следующим значимым правовым аспектом является то, что законодателями определены порядок создания и деятельности народных дружин. В частности, они создаются по инициативе граждан РФ, изъявивших желание участвовать в ООП, в форме общественной организации с уведомлением ОМС соответствующего муниципального образования (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и СПб), территориального органа МВД России. А границы территории, на которой она может быть создана, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и СПб - органами госвласти соответствующего субъекта РФ, если законом соответствующего субъекта РФ это не отнесено к полномочиям представительных органов внутригородских муниципальных образований). Притом, на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина. Или же они могут участвовать в ООП только после внесения их в региональный реестр и они действуют в соответствии с ФЗ о ДНД, другими ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, муниципальными НПА, а также уставом народной дружины. Они также решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами госвласти субъекта РФ, ОМС, ОВД (полицией), МЧС, Росгвардии и др. госорганами. А направлениями их деятельности являются: ■ содействие ОВД (полиции) и иным правоохранительным органам в ООП; распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах; участие в: предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту их создания; ООП в случаях возникновения ЧС.

Вопросы их создания, реорганизации, ликвидации определяется ФЗ от 19.05.1995 № 82 «Об общественных объединениях» с учетом положений ФЗ о ДНД. Не могут быть их учредителями граждане: в отношении которых осуществляется уголовное преследование; ранее осужденные за умышленные преступления; включенные в перечень организаций и граждан, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с ФЗ от 07.08.2001 № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; имеющие: неснятую или непогашенную судимость; гражданство (подданство) др. государства;

■ страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом; в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу; подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню создания народной дружины, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения (см. нормы КоАП РФ). Создание народных дружин при политических партиях23, религиозных объединениях24, а также их создание и деятельность в народных дружинах запрещены.

Контроль над деятельностью народных дружин осуществляют их командиры, избранные членами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изм. 28.12.2016).

24 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. 06.07.2016).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

народных дружин по согласованию с ОМС соответствующего муниципального образования (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и СПб - с органами госвласти соответствующего субъекта РФ), территориальным органом МВД России. И в целях взаимодействия и координации их деятельности органами госвласти субъектов РФ и ОМС могут создаваться координирующие органы (штабы), порядок создания и деятельности которых определяется законами субъектов РФ.

Практически в народные дружины принимаются на добровольной основе граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников. Но не могут быть приняты граждане РФ, указанные выше. Или же они могут быть исключены из народных дружин в случаях: при наступлении вышеуказанных обстоятельств; на основании личного заявления народного дружинника; при совершении народным дружинником, участвующим в ООП, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций; в связи с: неоднократным невыполнением дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности; прекращением гражданства РФ.

Юридическим фактором является также, когда народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям их деятельности, к действиям в условиях, связанных с применением ими физической силы25, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном МВД России26. Но, к сожалению, регламентирующий ФЗ их деятельности не обязывает об их правовой подготовки (обучении), проявления правосознания и грамотности ими, в рамках требований Президента России (2011)27.

По мнению авторов (Д. Новиков) то, что за последние годы (2000-2014) присутствовали проблемы регулирования ношения тех или знаков, атрибутики дружинниками (ВСП), то они еще разрешены не в полной мере на местах (финансово-материальные проблемы). Так, при участии в ООП они должны иметь при себе удостоверение, а также носить форменную одежду, использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок их выдачи устанавливаются законом субъекта РФ. Притом, запрещается использование ими удостоверения, ношение форменной одежды либо использование отличительной символики во время, не связанное с участием в ООП. Но, наверное, правоохранительным органам (силовым структурам), еще следует конкретизировать данные вопросы (военной полиции, ОВД РФ, Росгвардии).

Теперь, народные дружинники (ВСП) при участии в ООП имеют право: требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния; принимать меры по охране места происшествия28, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с

29

последующей передачей их сотрудникам полиции29; оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее ФЗ от 07.02.2011 № 3 «О полиции» обязанностей в сфере ООП; применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных ФЗ о ДНД; осуществлять иные права, предусмотренные ФЗ о ДНД, другими ФЗ. И они также вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Ныне народные дружинники (ВСП) при участии в ООП обязаны: знать и соблюдать требования

25 Авторы также считают (Д. Новиков), законодателями не учтены такие факторы, как о возможности применения дружинниками, имеющимися в их личном пользования газового и электрошокового оружия (см. ст. 13 ФЗ об оружии) и служебных розыскных собак (состоящих на учете - см. Распоряжение Президента России от 15 апреля 1996 г. № 191-рп «О национальной системе кинологической деятельности и собаководства в Российской Федерации»).

26 См. вышеназванный приказ МВД от 18 августа 2014 г. № 696.

27 По данным проблемам см. Список использованной литературы.

28 Васильев Ф.П., Дрондин А.А. Современные специфические особенности осмотра места преступления на объектах транспортной инфраструктуры и подготовка юристов: как преодолеть противоречия / Ф.П. Васильев, А.Л. Дрондин // The Way of Science - 2016 - № 1 (23) - С. 38-44.

29 Дополнительно см. Приказ МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

законодательных и иных НПА в сфере ООП; при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора; соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций; принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений; выполнять требования уполномоченных сотрудников ОВД (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие ФЗ; оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки, навыков; иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца. И они могут привлекаться к участию в ООП в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

При участии в ООП они могут применять также физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных ФЗ. Но, перед применением он обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является дружинником (ВСП), предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью дружинника или иных лиц. Он также имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия. При ее применении он действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых она применяется, характера и силы оказываемого ими сопротивления. Притом, он обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате ее применения, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медпомощи в возможно короткий срок. О ее применении, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, он обязан незамедлительно уведомить командира дружины, который не позднее 3х часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган МВД России. Кроме того, при участии в ООП им запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных обстоятельств, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

По мнению А. Николаева и Д. Новикова, если параллельно (кроме обязанностей и прав), за противоправные действия народные дружинники (ВСП) несут ответственность, установленную ФЗ. То, ведомствам (субъектам управления ДНД), следует разрабатывать отдельные памятки (как правовые рекомендации, предупреждения) для дружинников (ВСП). Тем более, их действия, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном ФЗ.

Вопросы, материально-технического обеспечения (МТО) деятельности дружин ныне осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных ФЗ. Так, органы госвласти субъектов РФ, ОМС могут выделять средства на финансирование МТО деятельности народных дружин, предоставлять им помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

Существенное место занимает особенности взаимодействия народных дружин с ОВД (полицией) и иными правоохранительными органами. Так, их планы работы, место и время проведения мероприятий по ООП, количество привлекаемых к участию в ООП дружинников подлежат согласованию с ОМС соответствующего муниципального образования (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и СПб - с органами госвласти соответствующего субъекта РФ, если законом соответствующего субъекта РФ это не отнесено к полномочиям внутригородских муниципальных образований), территориальным органом МВД России, иными правоохранительными органами (военной полицией, Росгвардией). И порядок их взаимодействия с ОВД (полицией) и иными правоохранительными органами определяется совместным решением народных дружин, ОМС соответствующего муниципального образования (в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

субъектах РФ - городах федерального значения Москве и СПб), ОМС, территориального органа МВД России, иных правоохранительных органов.

Присутствует также специфические положения ФЗ о ДНД распространяются на деятельность народных дружин из числа членов казачьих обществ, внесенных в госреестр казачьих обществ в РФ (далее - казачье общество), с учетом особенностей ФЗ от 5.12.2005 № 154 «О государственной службе российского казачества». Что нет в отношении военной полиции. Так, назначение командиров народных дружин из числа членов казачьих обществ осуществляется атаманами окружных (отдельских) казачьих обществ по согласованию с ОМС соответствующего муниципального образования (в субъектах РФ -городах федерального значения Москве и СПб), ОМС, территориальным органом МВД России. Они выполняют свои обязанности по ООП в форменной одежде, установленной для членов соответствующего казачьего общества, с использованием символики народного дружинника. Их планы работы, место и время проведения мероприятий по ООП, количество привлекаемых к участию их в ООП из числа членов казачьих обществ согласовываются с атаманами окружных (отдельских) казачьих обществ, ОМС соответствующего муниципального образования (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и СПб), территориальным ОВД РФ, Росгвардией, пограничными войсками и иными правоохранительными органами. А в качестве дополнительных источников их финансирования и материально-технического обеспечения могут использоваться средства казачьих обществ.

Что же касается современных контрольно надзорных вопросов, то надзор за исполнением народными дружинами законов осуществляет прокуратура РФ в соответствии с ФЗ от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре РФ». А в случае приобретения ими прав юрлица контроль за соответствием их деятельности уставным целям осуществляется органом, принимающим решение о госрегистрации общественных объединений, в соответствии с ФЗ от 19.05.1995 № 82 «Об общественных объединениях». А контроль за их деятельностью, указанной в ФЗ о ДНД (ч. 6 ст. 12), осуществляется МВД России в соответствии конкретного ФЗ.

Ныне актуальны вопросы правовой и соцзащита народных дружинников и ВСП и они определены в соответствующих ФЗ (скажем КоАП30 и УК РФ31). Так, при исполнении ими своих обязанностей они находятся под защитой государства и их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами32. Или же, никто не вправе им принуждать исполнять обязанности, которые не возложены на них ФЗ о ДНД. При получении указаний, противоречащих ФЗ, они обязаны руководствоваться ФЗ о ДНД и другими ФЗ, а за воспрепятствование осуществляемой на законном основании их деятельности в связи с их участием в ООП либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с ФЗ. Притом надо отметить, что в нормах УК РФ мы не заметим термины «дружинник» или «внештатный сотрудник полиции», что невозможно говорить об адресной и полной защите законных интересов данных лиц.

30 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.02.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П - от 28.12.2013 № 388-ФЭ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, от 08.04.2014 № 10-П, от 14.07.2015 № 20-П, от 17.02.2016 № 5-П, ФЗ от 03.07.2016 № 349 - от 03.07.2016 № 372-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.2016 № 25-П).

31 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2016) с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 № 8-П - от 16.07.2015 № 22-П).

32 Так, ФЗ от 02.04.2014 № 70 в КоАП РФ в ст. 19.35 (Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции) за воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или ВСП в связи с их участием в ООП либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий - влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2500 рублей. Или же в ст. 19.36 (Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций) за совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции, участвующими в ООП, действий, повлекших нарушение или незаконное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 3х тысяч рублей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

Безусловно, органы госвласти и ОМС за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников. И они могут предоставлять им во время исполнения ими обязанностей проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования. Или же по месту работы им предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней. А также может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Кроме того, ВСП за активное содействие ОВД, оказание помощи полиции в выполнении возложенных на нее обязанностей могут поощряться в порядке, установленном МВД России.

Безусловно, органы госвласти субъектов РФ и ОМС могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых ОВД (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по ООП, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников (ВСП), гарантии правовой и соцзащиты их членов семей в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых ОВД (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по ООП (скажем Росгвардией), а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и соцзащиты, не противоречащие ФЗ33. А порядок предоставления органами госвласти субъектов РФ и ОМС народным дружинникам (ВСП) льгот и компенсаций устанавливается законами субъектов РФ. Но, законы и иные НПА субъектов РФ и НПА ведомств должны издаваться в части, не противоречащей названного ФЗ о ДНД.

Кроме выше высказанных рекомендаций и замечаний, надо отметить, что в правовом государстве (ст. 1 Конституции РФ) вопросы правоприменительной деятельности (ООП) в России должны регламентироваться в основных ФЗ с адресным учетом, в регламентирующем ФЗ других основных НПА, которые изданы ранее34. Только тогда мы можем говорить об единоначалии, верховенстве права, а не ведомства или власти (должностного лица). Тем самым, еще недостаточно анализировано НПА, регламентирующие их деятельности в области поддержания правопорядка (безопасности) и использования общественных формирований (контроля).

Или же, нельзя исключать, то, что если в области формировании, организации и направлении деятельности общественных формирований, ДНД и ВСП основную роль играют МВД России (территориальные органы) и ОМС, наверное предусмотреть о выработке совместных НПА по реализации ФЗ о ДНД таким правоохранительным органам как военной полиции, Росгвардии, пограничным войскам ФСБ России и др.

Список использованной литературы:

1. Алексеев С.Н., Васильев Ф.П. Некоторые проблемные аспекты реализации административных наказаний в Российской Федерации // Ежемес. жур. Право и государство. М.: № 6 (42) 2008. - С. 95-98.

2. Арчибасова Л.А., Васильев Ф.П. Административно-правовое регулирование вопросов борьбы с коррупцией и его пробелы // Международные юридические чтения: Материалы ежегод. науч. практ. конф. (Омск, 22 мая 2009 г.) - Омск, 2009. Ч. 2 С. 3-11.

3. Арчибасова Л.А., Васильев Ф.П. Вовлечение в совершение преступлений террористического характера. //Ежекварт. жур. Научный партал МВД России М.: № 1 (5). 2009. С. 94-98.

4. Анисимов Р.Ю., Васильев Ф.П,, Иванов В.В. Административно-правовые механизмы пресечения экстремистской деятельности в России// жур. (ВАК) Административное право и процесс № 10 - 2013. С.

33 Например, см. Постановление Правительства Красноярского края от 27 августа 2014 г. № 371-П «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 06.04.2010 № 156-п «Об утверждении Порядка и размера выплаты поощрения гражданам, оказывающим органам внутренних дел Красноярского края содействие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью» народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции, оказавшим помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.

34 В частности, Распоряжение Президентом России еще в 2011 г. за № Пр-1168 «Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Хотя данные проблемы (требования) недостаточно учтены в ФЗ об образовании или же в НПА Правительства России, МВД России, Минобрнауки Росси, Минобороны, Росгвардии и др.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

37-39.

5. Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П., Мельников А.В. (всего авторов 7) Правовое положение полиции МВД России. Учебник. под ред. доктора юридических наук Ф.П. Васильева. Предисловие Н.Эриашвили. М.: изд-во ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2014, - 816 с.

6. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Николаев А.Г., Ускова А.С., Дембицкая И.Л., Лятифова Т.С. Осуществление государственного надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе// жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 5 - 2014 г. С. 146-153.

7. Васильев Ф.П., Тарасов М.Ю. Дознание во внутренних войсках МВД России и современное толкование // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2014, № 6. - С. 184-190.

8. Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П., Николаев А.Г., Шашкаров В.Н. Современные особенности правового воспитания военнослужащих и граждан в системе Минобороны России. Научно-аналитический журнал № 4. (ВАК) «Инновация и инвестиции» г. Москва 2015. С. 207-211.

9. Васильев Ф.П., Орехова Л.М., Яковлева В.В. Разработка ведомственных концепции о Развитии правовой грамотности и правосознания граждан как способ обеспечения реализации требований Президента России // жур. (ВАК) Закон и право № 10 - 2014 г. С. 75-79.

10.Баранов В.В., Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П. Современные аспекты регламентирования деятельности государственных органов и пресечения коррупции в системе власти // «Черные дыры» в Российском законодательстве. Юридический журнал. № 1. 2010. (6 с.). С. 6-12.

11.Булатова Л.А., Васильев Ф.П., Мусаев М.Г. Правовое воспитание в России и как его преодолеть?//Ежемес. жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России. № 1-2013. С. 54-58.

12.Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Гугунский А.Н., Современные особенности регулирования вопросов борьбы с коррупцией в системе органов внутренних дел России. /Ежемес. жур. (ВАК) Российский следователь М.: № 9. 2011. С. 29-31.

13.Васильев Ф.П., Дульцев М.В., Тарабрин С.В., Дугенец Д.А. О проекте федерального закона «об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской федерации» /Ежемес. жур. Административное право и процесс - М.: № 2. 2011 г .- С. 24-26.

14.Васильев Ф.П. с Назаров С.В., Ушаков С.Н. Правовое регулирование обеспечения безопасности в России // г. Владимир жур. (ВАК) Вестник Владимирского юридического института № 1(22) 2012. С. 121125.

15.Васильев Ф.П. Направления совершенствования административного законодательства. /Актуальные проблемы применения КоАП РФ: Материалы Межрег. науч. практ. конф. 20.06.2008, Чебоксары, 2008. С. 112-127.

16.Васильев Ф.П., Крылов А.А. Соблюдение правил обращения с результатами, полученными с помощью специальных технических средств, как обязательное условие в процессе обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел // Информация и информационная безопасность правоохранительных органов: Материалы XVIII Междунар. научной конф. М., 2009. 383-388.

17.Васильев Ф.П., Демидов Ю.Н., Кубышко В.Л., Свинарев В.В., Герасимов В.Н. Организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних: Учебное пособие / Предисловие В.Я. Кикотя. Чебоксары: Изд-во «Новое время». 2009. 592 с.

18.Васильев Ф.П., Воротникова С,В. Проблемные аспекты в области юридического образования в современной России // ежемес. жур. Алтайский юридический вестник № 4(4) 2013. С. 54-57.

19.Васильев Ф.П., Лятифова Т.С. Современное толкование об исполнении государственных функций органами внутренних дел Российской Федерации // Конституция РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений: материалы Междунар. науч. практ. конф. (Москва, 14 ноября 2013 г.). В 3-х частях. Часть 1 (практическая значимость). - М.: Институт повышения квалификации СК России, 2013.106-11.

20.Васильев Ф.П. Роль органов внутренних дел в пресечении экстремизма на современном этапе // Ежекв.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070

жур. Труды Академии управления МВД России. М.: № 3 (11): 2009. - С. 78-82.

21.Килясханов Х.Ш. ОБСЕ в борьбе с терроризмом: Учебное пособие/ под редакцией докт. юр. наук, доцента Ф.П. Васильева: предисловие доктора юр. наук, проф. И.В. Гончарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 523 с.

22.Конев А.Н. Легализация результатов оперативно-розыскной деятельности (теория, практика, техника) //Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 3. С. 8-14.

23.Потапенкова И.В. Административно-правовое регулирование участия объединений граждан в охране общественного порядка // дисс. канд. ..юр. наук, Москва: Академия управления МВД России 2011, - 221 с.

24.Тарасов М.Ю. Дознание во внутренних войсках МВД России // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: сбор. науч. практ. трудов. Вып. 3 Москва. Издат-во: Акад. СК России 2014 г. С. 92-98.

©Васильев Ф.П. Николаев А.Н., Новиков Д.Н., 2017

УДК 349.2

А.В. Глухов

К.ю.н., доцент Юридический факультет Российский государственный университет правосудия г. Москва, Российская Федерация

ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация

В статье анализируются признаки правоотношения на государственной гражданской службе, определяющие их правовую природу. Автор полагает, что отношения на государственной гражданской службе по своей правовой природе являются трудовыми правоотношениями, в основе своей должны регулироваться нормами трудового права, с учетом специфики данного вида профессиональной деятельности, установленной специальным законом о государственной гражданской службе.

Ключевые слова

Трудовой кодекс РФ; государственные гражданские служащие; наемный труд; трудовые правоотношения; специальные правовые нормы; особенности правового регулирования труда.

Федеральный закон « О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит указаний на правовую природу общественных отношений, которые им регулируются. В нем отсутствует дефиниция служебных отношений, а понятие «служебный» фактически используется в значении «трудовой». В ст. 2 Федерального закона указывается лишь на предмет его регулирования - отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ[2].

Однако поступление на государственную гражданскую службу, ее прохождение, прекращение и реализация правового положения гражданского служащего осуществляется посредством организованной профессиональной деятельности, которая носит общественный характер, производится в трудовых коллективах государственных органов, на профессиональной, оплачиваемой, постоянной, основе, т.е. имеет все признаки живого общественного труда.

Как обоснованно замечает А.В. Гусев «деятельность государственных служащих должна быть организована, регулироваться и оцениваться с учетом того, что эта служба осуществляется в форме профессионального труда, содержит социально-трудовой компонент и потому нуждается в адекватных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.