Научная статья на тему 'Административная реформа в современной России: некоторые аспекты целеполагания'

Административная реформа в современной России: некоторые аспекты целеполагания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1908
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ADMINISTRATIVE REFORM / EXECUTIVE POWER BODIES FUNCTIONS AND STRUCTURE / CIVIL SERVICE REORGANIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жильцова Ольга Николаевна

Административная реформа является ответом на многочисленные вызовы внешней и внутренней среды. Ее предназначение состоит в создании системы управления, адекватной требованиям сегодняшнего дня. Стремясь повысить эффективность своей деятельности, современное государство заимствует у частного сектора модели и методы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative Reform in Modern Russia: Several Aspects of Realization of Goal

Administrative reform is a response to many challenges of the environment. Its purpose is to create a government system adequate to the modern requirements. Aiming at raising its activitys efficiency, the modern government borrows the management models and methods from the private sector

Текст научной работы на тему «Административная реформа в современной России: некоторые аспекты целеполагания»

5. Лобанов, В. Уроки и перспективы административной реформы в России [Текст] / В. Лобанов // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 1.

6. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики [Текст] / Д. Норт. - М., 1997.

7. Гельман, В. Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике [Текст] / В. Я. Гельман // Политические исследования. -2003. - № 4.

8. Кирдина, С. Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза [Текст] / С. Г. Кирдина // Социологические исследования. - 2001. - № 2.

9. Аршакян, Д. Эффективность государственного управления [Текст] / Д. Аршакян // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 8.

10. Медведева, Ю. А. Тенденции и факторы развития обратной связи в современной системе государственного управления / Ю. А. Медведева // http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/ 2007/ 12/ Medved.pdf.

O.N. Zhiltsova Administrative Reform in Modern Russia:

Several Aspects of Realization of Goal

Administrative reform is a response to many challenges of the environment. Its purpose is to create a government system adequate to the modern requirements. Aiming at raising its activity's efficiency, the modern government borrows the management models and methods from the private sector.

Key words and word-combinations: administrative reform; executive power bodies functions and structure; civil service reorganization.

Административная реформа является ответом на многочисленные вызовы внешней и внутренней среды. Ее предназначение состоит в создании системы управления, адекватной требованиям сегодняшнего дня. Стремясь повысить эффективность своей деятельности, современное государство заимствует у частного сектора модели и методы управления.

Ключевые слова и словосочетания: административная реформа; структура и функции органов исполнительной власти; реорганизация государственной службы.

УДК 323.232 ББК 66.62

О.Н. Жильцова

АДМИНИСТРАТИВНАЯ

РЕФОРМА

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

I I еобходимость проведения административных реформ вызвана рядом объективных изменений, которым подвержены современные политические структуры. Речь идет прежде всего о том, что государство и его аппарат должны соответствовать по уровню сложности и функциональности тому обществу, процессы в котором они призваны регулировать. Таким образом, административные реформы по своей природе являются инструментом адаптации государства к изменяющимся условиям «окружающей среды», механизмом оптимизации его общественных функций. В связи с этим идеология административного реформирования не может быть привязана лишь к решению сиюми-

нутных тактических задач повышения эффективности государственного управления, а должна базироваться на серьезном теоретическом, концептуальном фундаменте.

Специалисты в области государственного управления и административного права часто связывают исследования административных реформ с опытом стран Европы и США, накопленным в последней четверти XX и в начале текущего века. Применительно к России история административных реформ также уходит корнями в начальный период становления российской государственности [1-3].

Новое понимание роли государства, его функций, взаимоотношений государства и общества порождает необходимость отказа от традиционных бюрократических принципов, форм и методов управления. Дискуссионным следствием такого отказа стало заимствование у частного сектора моделей и методов управления. При этом нельзя игнорировать тот факт, что имеются значительные различия между сравнительно простыми целями, задачами и результатами деятельности частного сектора и сложным, порой противоречивым, комплексом результатов деятельности государственного аппарата [4, с. 2]. При этом следует учитывать, что конкурентоспособность предприятия, корпорации и «всеобъемлющая» конкурентоспособность страны - понятия явно разнопорядковые. В то же время новые подходы к осуществлению государственного управления предопределились масштабными процессами и особенностями постиндустриального общества, среди которых указываются и ускорение общественного развития, и технологические революционные прорывы, и существенное развитие качеств управляемых субъектов [5, с. 52].

Как отмечают ряд специалистов, в России по-прежнему игнорируются объективные закономерности, действующие в сфере социального управления. Имеются в виду в первую очередь закономерности оптимального сочетания децентрализации и централизации власти; обеспечение баланса прав, обязанностей и ответственности на всех уровнях власти и управления - как в горизонтальном, так и в вертикальном разрезе; максимально широкое политическое участие граждан во всех уровнях власти и управления; согласование интересов самых разнообразных участников правоотношений (человека и гражданина, общества, государства, центра, регионов, местного самоуправления) в процессе разработки и принятия государственных решений; системность государственного управления, предполагающая комплексное решение объективно стоящих перед государством задач, когда государственное управление функционирует в виде единого целого, взаимосвязанной системы всех его элементов и процессов [6, с. 30^7; 7, с. 120-132; 8, с. 187-200].

Согласно названным закономерностям управления сила власти не в сосредоточении всех ее рычагов в едином центре, стремящемся охватить своим воздействием все сферы жизни общества сверху донизу. Сила власти - в ее эффективности: достижении максимального результата в экономической, социально-культурной и духовной сферах, в построении демократического государства и общества в России при минимуме управленческих усилий и ресурсов [9, с. 19-21].

Необходимость и целесообразность проведения административных реформ в современной России обосновывается именно в теоретическом ключе не только представителями академической общественности, но и политическим руководством страны. В качестве главной цели административной реформы в России определяется построение сильного, эффективного государства, способного служить обществу и квалифицированно решать задачи поступательного развития страны [10-11; 12, с. 225-232, 238, 241-243, 249].

Фактически речь идет о создании необходимых условий для обеспечения эффективного властного управленческого воздействия государства на различные сферы жизнедеятельности общества. В связи с этим необходимо разобраться с рядом теоретических проблем. Во-первых, требует прояснения понятие административной реформы с точки зрения политической науки. Во-вторых, стоит обозначить с концептуальной точки зрения задачи, которые призвана решить административная реформа в России. В-третьих, следует подробно остановиться на возможных теоретических обоснованиях проводимой административной реформы и степени реального воплощения абстрактных принципов и концепций.

Очевидно, что объем самого понятия административных реформ может быть различен в зависимости от характера отношений общества и государства, от роли последнего в регулировании социальных процессов, наконец, от места административной власти в политической системе (оно принципиально различно в традиционной монархии, при режиме однопартийной диктатуры или в системе, претендующей на реализацию принципа разделения властей). Далее этот объем должен, очевидно, корректироваться в зависимости от исторического этапа развития общества. Это делает трудным непосредственное заимствование исторического опыта административных реформ, однако позволяет использовать его на технологическом уровне [13].

Изменения структуры и функций органов исполнительной власти, а также порядка ее отношений с обществом (частными лицами, бизнесом) непрерывно идут под воздействием самых разных факторов в большинстве стран мира -как федеративных, так и унитарных. Этих изменений очень много, но отнести к классу административных реформ возможно лишь те из них, которые организованы и на законных основаниях проводятся высшими органами власти в виде коренных и всеобщих преобразований административных отношений и институтов исполнительной власти. Только совокупность всех этих признаков, а именно: инициирование и проведение «сверху»; законность и связанная с этим всеобщая обязательность; специальная организация и фундаментальность перемен - и отличают административную реформу от частных улучшений и ситуативных изменений в структуре и порядке работы органов исполнительной власти [14-15].

Под административными реформами обычно понимается изменение системы государственного управления по трем основным параметрам: во-первых, перестройка системы политических институтов и государственных учреждений; во-вторых, реорганизация государственной службы, состава аппарата управления или бюрократии; в-третьих, изменение характера отношения адми-

нистративной системы к обществу вообще и различным его социальным группам в частности [16-18].

Понятием административной реформы может быть обозначен, в первом приближении, «комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства - государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности» [4, с. 3], процесс структурных изменений в работе государственного аппарата, направленный на повышение его эффективности и совершенствование качества принимаемых решений [19, с. 249].

Проведение административных преобразований направлено на придание нового облика государству, а в условиях России оно выступает и способом легитимного встраивания всех прочих реформационных преобразований (от приватизационных процессов и трансформации федеративных отношений до «монетизации льгот») в административные механизмы государственного управления. Признаки административной реформы полностью соответствуют аналогичным признакам реформ как особому классу радикальных преобразований. В то же время административные реформы - это такой тип реформ, в котором во многом совпадают и субъект, и объект реформирования. Ход проведения административной реформы в России показал, что главным субъектом и инициатором ее проведения выступает Президент РФ, а объектом преобразований являются органы исполнительной власти.

В связи с началом административной реформы в стране количество предлагаемых вариантов реформирования государственного аппарата увеличивается буквально с каждым днем. К их разработке подключились политологи, экономисты, социологи, представители других наук. Наметился широкий концептуальный разброс. Одни специалисты видят цель административной реформы в том, чтобы отстранить государство от вмешательства в экономику, соответственно - ликвидировать все оставшиеся отраслевые министерства, а заодно и реорганизовать систему государственного контроля, сведя ее функции к чисто координационным и надзорным. Другие считают административную реформу средством исправления множества конституционных дефектов, затрудняющих усиление президентской власти и укрепление системы государственных органов власти в целом. Т ретьи ратуют за превращение государства в аппарат обслуживания интересов и удовлетворения нужд рядовых граждан. Однако для всех вариантов административной реформы характерно отсутствие четко обозначенной цели.

По мнению некоторых политологов, назначение реформы состоит в том, чтобы ответить на многочисленные вызовы внешней среды. Соответственно ее объектом становится широкий круг вопросов - начиная от пенсионного обеспечения государственного служащего и заканчивая глобализацией мировых процессов, ломающей узкие рамки национально-государственных границ. Вместе с тем упускается из виду, что речь идет именно об административной реформе, иными словами - о реформировании системы органов исполнительной власти [20].

Библиографический список

1. Ерошкин, Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России [Текст] / Н. П. Ерошкин. - М., 1983.

2. История государственного управления в России [Текст] : учебник для вузов / под ред. А. Н. Марковой. - М., 1997.

3. История государственного управления в России [Текст] : учебник / отв. ред. В. Г. Игнатов. - Ростов н/Д, 1999.

4. Административная реформа в России [Текст] : науч.-практ. пособие / под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. - М., 2006.

5. Осборн, Д. Управление без бюрократов [Текст] / Д. Осборн, П. Пластрик. - М., 2001.

6. Основы научного управления социально-экономическими процессами [Текст]. - М., 1984.

7. Зеркин, Д. П. Основы теории государственного управления [Текст] : курс лекций / Д. П. Зеркин, В. Г. Игнатов. - Ростов н/Д, 2000.

8. Бутусова, Н. В. Преодоление конфликта цели и средств: к проблеме формирования эффективной государственной власти в России [Текст] / Н. В. Бутусова // Политическая конфликтология перед новыми вызовами. - Воронеж, 2001.

9. Бутусова, Н. В. Административная реформа в России - путь к эффективному государству? [Текст] / Н. В. Бутусова // Административное право и процесс. - 2005. - № 1.

10. Время неопределенности и тревожных ожиданий прошло : программное выступление Владимира Путина перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. [Текст] // Российская газета. - 2004. - 13 февр.

11. Краснов, М. Три этажа власти: Новая структура Правительства - прорыв к административной реформе [Текст] / М. Краснов // Российская газета. - 2004. - 12 марта.

12. Старилов, Ю. Н. Административная реформа: К перспективе «нового государственного управления» и эффективного государства [Текст] / Ю. Н. Старилов // Правовая наука и реформа юридического образования : сб. науч. тр. - Вып. 16 : Административная реформа в России: политико-правовое и управленческое измерение. - Воронеж, 2004.

13. Медушевский, А. Н. Реформа государства [Текст] / А. Н. Медушевский // Отечественные записки. - 2004. - № 2.

14. Лексин, В. Н. Общая теория реформ: контуры проблемы и система исследования [Текст] / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Теория и практика организации проведения реформ. -М., 1995.

15. Лексин, В. Н. Технология реформ (разработка и применение их общей организационной теории) [Текст] / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Российский экономический журнал. -1996. - № 3-4.

16. Власть и реформы: От самодержавной к советской России [Текст]. - СПб., 1996.

17. Великие реформы в России [Текст]. - М., 1992.

18. Медушевский, А. Н. Административные реформы в России ХУШ-ХІХ веков в сравнительно-исторической перспективе [Текст] / А. Н. Медушевский. - М., 1990.

19. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление [Текст] : учебник / И. А. Василенко. - М., 2006.

20. Вишняков, В. Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству [Текст] / В. Г. Вишняков // Журнал российского права. - 2003. - № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.