Научная статья на тему 'Административная деятельность полиции в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних: понятие и основные характеристики'

Административная деятельность полиции в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних: понятие и основные характеристики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1435
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / POLICE / MINORS / PREVENTION / ADMINISTRATIVE ACTIVITIES / OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирюхин Владимир Викторович

Статья посвящена актуальной и практически значимой проблеме анализа административной деятельности полиции в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. В качестве элемента системы государственного реагирования на деяния, обладающие повышенной степенью общественной опасности, она рассматривается как специфическая сфера социального управления и контроля, где значительную роль играют органы внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кирюхин Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICE ADMINISTRATIVE ACTIVITIES ON PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY: A CONCEPT AND KEY FEATURES

The article deals with the urgent and relevant in actual practice problem of the analysis of police administrative activity in the field of juvenile delinquency prevention. As a part of the system of state response to acts which have a higher degree of public danger, it is regarded as a specific sphere of social management and control, where police plays a significant role.

Текст научной работы на тему «Административная деятельность полиции в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних: понятие и основные характеристики»

УДК 351.74:343.85

Кирюхин Владимир Викторович адъюнкт Академии управления МВД России

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Kiryukhin Vladimir Viktorovich

Postgraduate student, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

POLICE ADMINISTRATIVE ACTIVITIES ON PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY: A CONCEPT AND KEY FEATURES

Аннотация:

Статья посвящена актуальной и практически значимой проблеме анализа административной деятельности полиции в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. В качестве элемента системы государственного реагирования на деяния, обладающие повышенной степенью общественной опасности, она рассматривается как специфическая сфера социального управления и контроля, где значительную роль играют органы внутренних дел.

Summary:

The article deals with the urgent and relevant in actual practice problem of the analysis of police administrative activity in the field of juvenile delinquency prevention. As a part of the system of state response to acts which have a higher degree of public danger, it is regarded as a specific sphere of social management and control, where police plays a significant role.

Ключевые слова:

полиция, несовершеннолетние, профилактика, административная деятельность, правонарушение.

Keywords:

police, minors, prevention, administrative activities, offense.

Конституция Российской Федерации обязывает государство признавать, соблюдать, защищать права и свободы граждан, являющиеся высшей ценностью и определяющие смысл, содержание и применение законов, деятельность всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, а в качестве особых объектов государственной защиты называет семью, материнство и детство [1].

В качестве одного из приоритетов государственной политики в сфере национальной безопасности определяется создание «...единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики).» [2].

Словосочетания «административная деятельность» и «профилактика правонарушений несовершеннолетних» прочно вошли в понятийный ряд отечественной юриспруденции и связываются с функционированием различных органов исполнительной власти, в том числе полиции. Однако, на наш взгляд, пока рано говорить о полной ясности содержания и сущности данных понятий, так как динамика общественного развития, деятельность законодателя меняют представления о том, что ранее казалось устоявшимся и незыблемым.

Изначально предупреждение преступлений являлось предметом криминологической и уголовно-правовой науки, рассматривающей его как совокупность государственных и общественных мероприятий в целях полного искоренения преступности [3]. Развитие теоретических взглядов позволило сформировать в науке различные точки зрения на соотношение понятий «профилактика» и «предупреждение». Так, профилактика рассматривалась в качестве элемента (наряду с предупреждением и пресечением) в системе предотвращения преступлений; предупреждение и профилактика трактовались как родовое и видовое понятия; профилактика, предупреждение, предотвращение определялись как равнозначные (синонимические), взаимозаменяемые понятия [4, с. 12].

Исследование вопросов предупреждения административных правонарушений позволило преодолеть подход, при котором профилактику правонарушений рассматривали исключительно как деятельность по устранению причин и условий совершения преступлений; сформировать теоретические представления о новой отрасли научного знания - административной деликтологии [5].

Из буквального и доктринального толкования Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. (далее по тексту - ФЗ «О полиции») следует, что полиция в РФ не является самостоятельным, обособленным органом исполнительной власти. Это часть единой системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, созданная для реализации правоохранительной функции государства.

В указанном федеральном законе используются и термин «предупреждение», и термин «профилактика», а одним из направлений деятельности полиции определяется «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений».

Термин «профилактика» применяется в отношении деятельности, связанной с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Полиции предписывается лишь участие в данной деятельности наряду с другими субъектами, перечисленными в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее по тексту - ФЗ № 120) [6]. В ФЗ № 120 используется широкое понятие «профилактика», которое подразумевает решение следующих задач - предупреждение, обеспечение защиты, реабилитация несовершеннолетних и т. д.

С точки зрения ФЗ № 120, ФЗ «О полиции» понятия «профилактика» и «предупреждение» соотносятся как родовое и видовое, общее и частное.

Анализ отечественной юридической литературы и нормативных правовых актов позволяет выделить несколько подходов к профилактике правонарушений в публичной сфере. В качестве элемента системы государственного реагирования на деяния, обладающие повышенной степенью общественной опасности, она рассматривается как специфическая сфера социального управления и контроля [7, с. 35], совокупность мер различного характера (социальных, правовых, педагогических) [8], разновидность правоохранительной [9, с. 31] и правоприменительной [10, с. 8] деятельности, а также деятельность соответствующих субъектов [11, с. 315].

В полицию входят подразделения, организации и службы, которые в том числе выявляют и устраняют причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, а также которые участвуют в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [12]. Исходя из изложенного, представляется правомерным выделять полицию в качестве самостоятельного субъекта профилактики правонарушений несовершеннолетних в публичной сфере.

С.С. Купреев совершенно справедливо указывает на существование объективной потребности в выработке общего понятийного аппарата и взглядов на содержание административной деятельности [13, с. 27], так как отсутствие четкого представления о содержании данного понятия не позволяет пока обеспечить его широкое употребление при характеристике деятельности всей системы органов исполнительной власти.

Длительное время понятийное пространство административной деятельности формировалось в трудах ученых системы МВД и изучалось с точки зрения либо ОВД, либо милиции, что является хорошей предпосылкой для рассмотрения административной деятельности полиции в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Л.М. Розин, Ф.Е. Колонтаевский раскрывали понятие административной деятельности милиции путем перечисления основных направлений деятельности данного органа. Ф.Е. Колонтаевский, отмечая исполнительно-распорядительный характер такой деятельности милиции, перечислил ее направления с привязкой к конкретной исторической эпохе (начало 70-х гг. ХХ в.) -«осуществление наружной службы, паспортной и разрешительной системы, административный надзор» [14, с. 18] и т. д.

Ю.П. Соловей, раскрывая сущность административной деятельности милиции, использовал метод исключения, указывая, что эта деятельность не является сыскной или процессуальной [15, с. 141], и делая оговорку, что подобный вывод для характеристики всей полноты такой деятельности недостаточен.

Проведенный анализ источников позволил выделить существенные признаки, обладающие некоторыми элементами универсальности, для административной деятельности полиции в рассматриваемой сфере.

Во-первых, эта деятельность носит исполнительно-распорядительный характер, что указывает на ее функциональную роль в системе разделения властей, призванную выполнить решение законодательных органов власти и основное социальное предназначение - исполнить закон.

Основными структурными звеньями исполнительной власти современной России являются федеральные министерства, службы, агентства. В структуру федеральных органов исполнительной власти входит Министерство внутренних дел Российской Федерации [16]. Оно обладает правом издания ведомственных (подзаконных) нормативных правовых актов, распространяющихся на деятельность полиции, позволяющих более динамично и гибко обеспечивать административную деятельность.

Во-вторых, административную деятельность полиции образуют многочисленные и разнородные по своему характеру действия ее сотрудников, предполагаемые, одобряемые или допускаемые объективным правом.

В-третьих, административная деятельность полиции, как и любого органа исполнительной власти, реализует общественный (публичный) интерес и должна быть направлена на достижение отчетливо осознаваемого результата, то есть цели.

Исходя из этого, делаем вывод о том, что административная деятельность неоднородна по своему содержанию и может быть реализована как в «негативной» форме (осуществление мер принуждения, привлечение к юридической ответственности, постановка на профилактический учет), так и в позитивной (правовая пропаганда, оказание помощи в трудоустройстве).

Таким образом, под административной деятельностью полиции в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних следует понимать совокупность исполнительно-распорядительных действий должностных лиц полиции, предполагаемых, одобряемых или допускаемых позитивным правом, реализующих правоохранительную функцию государства, осуществляемых в административно-правовых формах присущими методами, направленных на охрану публичных общественных отношений от противоправных деяний несовершеннолетних путем влияния на их сознание и волю.

Ссылки:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с изм., внес. Федеральными конституционными законами от 25.03.2004 г. № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 г. № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 г. № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 г. № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 г. № 5-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ).

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. 4 янв. № 1 (ч. II). Ст. 212.

3. О полиции [Электронный ресурс] : федер. закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 15.07.2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Гельфанд И.А., Михайленко П.П. Предупреждение преступлений - основа борьбы за искоренение преступности. М., 1964. С. 12-13.

5. Додин Е.В. Административная деликтология в системе юридических наук // Советское государство и право. 1991. № 12.

6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.07.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 35.

8. Об основах системы профилактики безнадзорности ...

9. Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). М., 1991. С. 31.

10. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: объединить усилия / А.С. Бланков, О.В. Кузьмина, Л.И. Тро-пина, В.М. Фокин. М., 1996. С. 8.

11. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М., 1989. С. 315.

12. Купреев С.С. О понятии и содержании административной деятельности органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2014. № 4. С. 27.

13. Вопросы организации полиции [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 250 (ред. от 27.06.2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Колонтаевский Ф.Е. Обеспечение социалистической законности в административной деятельности милиции : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1970. С. 18.

15. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993. С. 141.

16. О структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 (ред. от 02.02.2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References:

1. The Constitution of the Russian Federation 1993, Moscow.

2. 'The National Security Strategy of the Russian Federation: the Presidential Decree of December 31, 2015 № 683' 2016, Legislation of the Russian Federation, January 4, no. 1 (part II), art. 212.

3. Police: feder. Law dated 07.02.2011 № 3-FZ (ed. from 07.15.2015) 2015, Access from legal system "Consultant".

4. Gelfand, IA & Mikhaylenko, PP 1964, Prevention of crimes - the basis of the struggle for the eradication of crime, Moscow, p. 12-13.

5. Dodin, EV 1991, 'Administrative delictology system of laws', Soviet state and the right, no. 12.

6. On Principles of Prevention of neglect andjuvenile delinquency: feder. Law of 07.24.1999, № 120-FZ (ed. from 23.11.2015 city) 2015, Access from legal system "Consultant".

7. Kudryavtsev, VN 1982, Legal behavior: norm and pathology, Moscow, p. 35.

8. On Principles of Prevention of neglect andjuvenile delinquency: feder. Law of 07.24.1999, № 120-FZ (ed. from 23.11.2015 city) 2015, Access from legal system "Consultant".

9. Bratko, AG 1991, The law enforcement system (questions of the theory), Moscow, p. 31.

10. Blankov, AS, Kuzmina, OV, Tropina, LI & Fokin, VM 1996, Prevention of juvenile delinquency: to join forces, Moscow, p. 8.

11. Igoshev, KE & Minkovsky, GM 1989, Family, children, school, Moscow, p. 315.

12. Kupreev, SS 2014, 'On the concept and content of the administrative activity of enforcement authorities', Administrative law and process, no. 4, p. 27.

13. The organization of the police: Presidential Decree of 01.03.2011 № 250 (as amended on 27.06.2014) 2014, Access from legal system "Consultant".

14. Kolontaevskiy, FE 1970, Provision of socialist legality in the administration of police, PhD thesis, Moscow, p. 18.

15. Solovey, YP 1993, Legal regulation of the activities of the police in the Russian Federation, Omsk, 141 p.

16. On the structure of federal bodies of executive power: Presidential Decree of 21.05.2012, № 636 (as amended on 02.02.2016) 2016, Access from legal system "Consultant".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.