Автор рассматривает способ построения индивидуально-ориентированной системы обучения на основе применения адаптивных технологий обучения. Предлагает построение личной «траектории» развития ученика через реализацию принципов построения адаптивной технологии.
Карпец Ирина Викторовна
учитель математики ГОУ лицей №1575 г.Москва karpec-irina@maii.ru
Адаптивные технологии индивидуально-ориентированной системы обучения
Как можно использовать адаптивные технологии в индивидуальноориентированной системе обучения?
Ключевые слова: адаптивные технологии, компетентностный подход, нормативный уровень, эффективность учебного процесса, личностная «траектория» развития.
В центре внимания современного образования поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информационных технологий, теории управления познавательной деятельностью. В связи с этим образовательная система претерпевает серьезные организационные и содержательные изменения, связанные с модернизацией образования. Изменения, касающиеся системы контроля знаний (ЕГЭ), предметного содержания (новые стандарты образования), изменения приоритета «абсолютного знания» на компетентностный подход. Современный дидактический принцип личност-но-ориентированного обучения требует учёта психофизиологических особенностей обучаемых, использования системно-деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося, которая обеспечит достижение четко спланированных результатов.
Необходимость обновления методики преподавания, методов, средств и форм организации обучения подвигла меня к использованию в учебном процессе идей саморазвития ученика на основе методик по формированию доминанты самосовершенствования А.А.Ухтомского и развитию саморегуляции и самоопределения Г.К.Селевко, и внедрению ориентированной системы обучения А.А.Ярулова.
Применение и совершенствования в условиях средней школы педагогической технологии индивидуально-ориентированной системы обучения А.А.Якулова (ИОСО). Вызвано это ещё и необходимостью решать противоречия между педагогическими требованиями к повышению эффективности преподавания предметов в среднем и старшем звене школы, и реальным снижением интереса к учёбе у восьми- и девятиклассников, снижением качества знаний по сравнению с обучением в пятых-седьмых классах в силу возрастных особенностей подросткового периода.
ЦЕЛЬ применения адаптивной технологии ИОСО - саморазвитие ученика через личную «траекторию» развития.
ЗАДАЧИ: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих у учащихся активное стимулирование самоценной образовательной деятельности на основе саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, работа с каждым учеником в ходе работы всем классом, повышение результативности образовательного процесса.
ПРИНЦИПЫ построения технологии:
- дифференцированный подход к обучению на индивидуальном (субъективном) уровне;
- принцип сотрудничества, превращают обучающегося в субъект обучения;
- принцип самостоятельности, когда обучающийся берёт на себя инициативу в определении своих потребностей в обучении, в выборе и применении подходов использованию учебных материалов, в оценке результатов обучения;
- принцип создания рефлексивной среды, с неизбежностью обеспечивающий как благоприятный микроклимат, который позволяет каждому участнику максимально раскрыть и обеспечить себе возможность творческого развития, так и возможность культивирования рефлексии в процессе взаимодействия;
- реализация личностно-ориентированного образовательного процесса (проектирование индивидуально образовательных траекторий).
ТЕХНОЛОГИЯ воплощается за счёт использования индивидуально-ориентированных учебных планов, составленных с учётом уровней компетенций по форме:
- нормативный уровень (собрать и сохранить необходимую информацию);
- преобразующий уровень (систематизировать, обобщить и выделить главное в общем объёме);
- творческий уровень (выявить логические связи, трансформировать, найти новые источники информации, использовать информацию для поиска и оценки новых задач).
Знания трёх уровней предусматривает:
- Нормативный уровень на оценку - три, преобразующий - хорошо, творческий - отлично.
Знания развивают самостоятельность и критичность мышления, исследовательские умения. Например: сравнить, классифицировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, доказать, написать и защитить реферат, провести беседу, лекцию...
Учебный процесс состоит из уроков изучения нового материала, лекций, практикумов, уроков погружения в тему, уроков контроля и коррекции знаний. На лекционных занятиях, уроках погружения в тему идет изучения нового материала, актуализации уже имеющихся знаний, не проводятся опросы. На уроках - практикумах учащиеся выполняют практические работы, сдают темы, получают консультации учителя, одноклассников-консуль-тантов. Для учащихся 8-9 классов допускаются задания одновременно к нескольким параграфам, к теме, разделу, чтобы предупредить перегрузку учащихся.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: ученик одновременно может сдавать не более двух тем или параграфов. Последовательность в изучении не должна нарушаться.
Неудовлетворительная оценка не выставляется: ученик имеет право на ошибку, пересдачу материала. Но по договорённости может быть изменен уровень заданий. Нормативный уровень может не проверяться учителем, если ученик выполнил задания преобразующего и творческого уровней, т.к. при выполнении заданий этих уровней идет применение нормативных знаний и умений. Итоговая оценка выставляется по схеме: суммируются все баллы, сумма делится на количество запланированных заданий. При этом меняется и система оценки учебных достижений, её основной ориентацией становится не столько выяснение того, в какой мере учащиеся освоили формально - знаниевый компонент обязательного минимума содержания об-
разования, сколько выявление их способности использовать освоенное содержание образования для решения практических, познавательных, ценностное - ориентационных и коммуникативных задач и проблем.
Применение технологии дает ожидаемый результат:
- для учащихся: комфортные условия обу-
чения, ориентированные на его личность; получение лично значимой информации и умений; навыки продуктивного мышления; навыки решения задач разного уровня; умение работать в команде; предоставление самостоятельности; теоретическое осмысление опыта на уровне структурированных, обобщённых знаний, становящихся способом деятельности, что и является механизмом саморазвития;
- для родителей: благоприятные условия для обучения и развития ребёнка, сотрудничество в становлении его личности;
- для учителей: решение профессиональных проблем, создание на практике апробированного информационно - аналитического банка педагогических инноваций, повышение эффективности преподавания предмета.
Список литературы
1. Анисимова И.А. Процесс профессиональной адаптации: особенности его протекания в подростковом возрасте // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. -№1.
2. Белозёрова О.В. Проблема адаптационного периода // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009.-№6.
3. Богоявлинский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе.-М., 2007.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996.
5. Голоднова Л.В. Образовательная среда школы как фактор социальной адаптации школьников средствами инновационных и исследовательских проектов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009.- №4.
6. Клёс В.В. Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе адаптации к школьной жизни // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2009. - №6.
7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 2007.
8. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. // Вопросы психологии. - 2005. - №5.