Научная статья на тему 'Адаптивное управление в дошкольном образовании'

Адаптивное управление в дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Евгения Владимировна

Целью статьи является определение перспективных подходов к управлению дошкольной образовательной организацией на адаптивных принципах в условиях реализации Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и раскрывается суть концепции адаптивного управления дошкольной организацией. Реформирование образования в России обусловило появление проблемы оперативной адаптации управленческих механизмов образовательных систем к новым социально-экономическим условиям. Принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] совершенствует и помогает развитию системы дошкольного образования. Введение дошкольного образования в систему уровней образования в соответствии с новым Законом об образовании предполагает наличие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольное образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме семейного образования. Его содержание определяется образовательной программой дошкольного образования. Она самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения программы определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 года № 544н утвержден профессиональный стандарт педагога ) педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), который определяет характеристики, необходимые работнику для осуществления профессиональной педагогической деятельности. Реализация изменений в систему дошкольного образования вносит изменения в систему управления дошкольной образовательной организацией. Отсутствие должного опыта и недостаточность соответствующих научных исследований обусловливают снижение темпов развития управления. Изучению способов адаптации управления любой организацией, в том числе и образовательной, к изменениям окружающей среды уделяют внимание отечественные и зарубежные ученые, среди которых В. Афанасьев [2], Т Шамова [3], Ю.А. Конаржевский [4 ], Г. Дмитренко [5], В. Маслов [6, 7], В. Новак [8], Г. Щекин [10] и др.. В своих работах они раскрывают сущность общего управления, модернизацию деятельности учебных заведений с позиций развития адаптивных принципов управления ими и создания их организационной культуры. Научные труды, которые описывали развитие адаптивного управления в образовательных системах, практически отсутствуют. Целью данной статьи является определение перспективных подходов к управлению образовательными системами на адаптивных принципах и раскрытия сути концепции адаптивного управления дошкольной организацией. Понятие "управление" емкое, многогранное и в определенной степени универсальное. Оно охватывает технические системы, биологические процессы, социальную жизнь, механизмы. Управление как вид деятельности включает не только управленческие процессы, но и знания о них, их организацию, способы достижения эффективного руководства и обеспечения положительных результатов, рассматривает наука управления. В философском энциклопедическом словаре управления определяется как "элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и цели [9, с. 674] ". Общепринятым является определение управления как процесса перевода системы из одного качественного состояния в другое (В. Афанасьев, Ю.А. Конаржевский, Т Шамова и др.). [2, 3, 4]. В. Маслов [6, 7] характеризует управления как организационный и социальнопсихологическое воздействие на индивиды и социум в целях эффективного функционирования и развития управляемых систем в соответствии с поставленной целью. В международном образовательном пространстве человек признается высшей ценностью, а создание условий для ее развития становится основным лейтмотивом управления любой образовательной организацией. Теорию адаптации называют еще стратегией приспособления. Она заключается в том, что в реальной современности любая организация маневрирует в распределении производства товаров и услуг между своими структурными подразделениями и подразделениями в регионе, а также создает комбинации наиболее выгодных направлений действий с учетом ситуативных факторов внешней среды.В методологии управления рассматриваются адаптивные процессы, возникшие в результате взаимодействия организаций с окружением.Рассмотрим такие понятия, как "адаптивные структуры", "адаптивное руководство", "корпоративная культура, которая адаптируется" и "адаптивная образовательная система". Адаптивные организационные структуры начали разрабатываться с 60-х годов XX века для обеспечения возможности организации реагировать на изменения окружения и внедрять новую технологию в меняющихся условиях. Такие структуры по сравнению с бюрократическими (механистическими) были лучше приспособленными к изменениям, их можно было быстро модифицировать в соответствии со средой, учитывая потребности самой организации. Поэтому такие структуры называют органическими, сравнивая их с живыми организмами. Основным отличием функционирования бюрократических и адаптивных структур способ связи между работниками: руководителями и подчиненными. В бюрократических структурах субординационную связь образует сложную иерархическую подчиненность. Производственная деятельность и поведение персонала регламентируются инструкциями. Технические методы и средства, права и обязанности работников, их частичные задачи и степень ответственности этих задач общей цели организации четко определяются руководством. Каждый специалист решает свою задачу как важное, отделенное от общей цели. К информации о делах организации имеет доступ только руководитель. В условиях постоянных изменений внешней среды руководитель физически не может определить роль каждого работника и соответственно этому закрепить за ним определенные задачи, полномочия, ответственность, выделить методы выполнения этих задач, составить инструкции. Это требует определенного времени, в течение которого ситуация может измениться несколько раз. В таких условиях информация о состоянии и дела организации доводится до коллектива, и каждый работник решает свои производственные задачи с позиций целей организации в целом. Устанавливаются партнерские отношения и коллегиальная взаимодействие в вертикальных и горизонтальных слоях. Подвижность связей обеспечивается не только адаптивными структурами, но и гибким руководством. Адаптивное руководство это способность руководителя выбирать и сочетать различные стили управления в зависимости от ситуации. При этом повышение адаптивности руководства достигается за счет переформирования творческих групп, перепроектирование задач или модификации должностных полномочий. Российскими практиками и учеными разработана и исследуется адаптивная образовательная система, которая способна помочь каждому обучающемуся достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с естественными способностями. В свою очередь адаптивная образовательная система, имея гибкость, полиструктурностью, открытость, выводит ребенка на более потенциально высокий уровень развития, приспосабливая ее к своим требованиям. "Адаптация" это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной (образовательным) средой, что приводит к согласованию требований и ожиданий ее участников. Поэтому важным компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний исполнителей (педагогов, обучающихся, заместителей, руководителей и т.д.) с их возможностями и реальностью социальной среды, включающее тенденции развития окружения и субъекта деятельности. В адаптивной образовательной системе заложено жесткое требование к обеспечению гибкости самой системы. Основной задачей адаптивного управления является направление развития управляемой системы в желаемом направлении в условиях нестабильности. В этих условиях чаще, чем обычно, происходит изменение целей и задач субъектов деятельности, что требует их оперативного согласования на природосоответствующем основе. Адаптивное управление, как и любое другое, требует разработки моделей (стандартов) деятельности, которые отвечают поставленной цели. При изменении целей и задач меняются и модели. Следовательно, такой взгляд на управление дошкольным образованием поможет сделать его (управления) демократическим, построенным на гуманистических принципах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптивное управление в дошкольном образовании»

Адаптивное управление в дошкольном образовании

Данилова Евгения Владимировна

МАДОУ "Детский сад № 7 "Светлячок" , г.Чудово Новгородской области

Ключевые слова:

развитие, адаптивное управление, образовательные системы, дошкольное образование, концепция адаптивного управления.

Целью статьи является определение перспективных подходов к управлению дошкольной образовательной организацией на адаптивных принципах в условиях реализации Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и раскрывается суть концепции адаптивного управления дошкольной организацией. Реформирование образования в России обусловило появление проблемы оперативной адаптации управленческих механизмов образовательных систем к новым социально-экономическим условиям. Принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] совершенствует и помогает развитию системы дошкольного образования. Введение дошкольного образования в систему уровней образования в соответствии с новым Законом об образовании предполагает наличие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольное образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме семейного образования. Его содержание определяется образовательной программой дошкольного образования. Она самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения программы определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 года № 544н утвержден профессиональный стандарт педагога ) педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), который определяет характеристики, необходимые работнику для осуществления профессиональной педагогической деятельности. Реализация изменений в систему дошкольного образования вносит изменения в систему управления дошкольной образовательной организацией. Отсутствие должного опыта и недостаточность соответствующих научных исследований обусловливают снижение темпов развития управления. Изучению способов адаптации управления любой организацией, в том числе и образовательной, к изменениям окружающей среды уделяют внимание отечественные и зарубежные ученые, среди которых В. Афанасьев [2], Т Шамова [3], Ю.А. Конаржевский [4 ], Г. Дмитренко [5], В. Маслов [6, 7], В. Новак [8], Г. Щекин [10] и др.. В своих работах они раскрывают сущность общего управления, модернизацию деятельности учебных заведений с позиций развития адаптивных принципов управления ими и создания их организационной культуры.

Научные труды, которые описывали развитие адаптивного управления в образовательных системах, практически отсутствуют. Целью данной статьи является определение перспективных подходов к управлению образовательными системами на адаптивных принципах и раскрытия сути концепции адаптивного управления дошкольной организацией. Понятие "управление" емкое, многогранное и в определенной степени универсальное. Оно охватывает технические системы, биологические процессы, социальную жизнь, механизмы. Управление как вид деятельности включает не только управленческие процессы, но и знания о них, их организацию, способы достижения эффективного руководства и обеспечения положительных результатов, рассматривает наука управления. В философском энциклопедическом словаре управления определяется как "элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и цели [9, с. 674] ".

Общепринятым является определение управления как процесса перевода системы из одного качественного состояния в другое (В. Афанасьев, Ю.А. Конаржевский, Т Шамова и др.). [2, 3, 4]. В. Маслов [6, 7] характеризует управления как организационный и социально-психологическое воздействие на индивиды и социум в целях эффективного функционирования и развития управляемых систем в соответствии с поставленной целью. В международном образовательном пространстве человек признается высшей ценностью, а создание условий для ее развития становится основным лейтмотивом управления любой образовательной организацией.

Теорию адаптации называют еще стратегией приспособления. Она заключается в том, что в реальной современности любая организация маневрирует в распределении производства товаров и услуг между своими структурными подразделениями и подразделениями в регионе, а также создает комбинации наиболее выгодных направлений действий с учетом ситуативных факторов внешней среды.В методологии управления рассматриваются адаптивные процессы, возникшие в результате взаимодействия организаций с окружением.Рассмотрим такие понятия, как "адаптивные структуры", "адаптивное руководство", "корпоративная культура, которая адаптируется" и "адаптивная образовательная система". Адаптивные организационные структуры начали разрабатываться с 60-х годов XX века для обеспечения возможности организации реагировать на изменения окружения и внедрять новую технологию в меняющихся условиях. Такие структуры по сравнению с бюрократическими (механистическими) были лучше приспособленными к изменениям, их можно было быстро модифицировать в соответствии со средой , учитывая потребности самой организации. Поэтому такие структуры называют органическими, сравнивая их с живыми организмами. Основным отличием функционирования бюрократических и адаптивных структур способ связи между работниками: руководителями и подчиненными. В бюрократических структурах субординационную связь образует сложную иерархическую подчиненность. Производственная деятельность и поведение персонала регламентируются инструкциями. Технические методы и средства, права и обязанности работников, их частичные задачи и степень ответственности этих задач общей цели организации четко определяются руководством. Каждый специалист решает свою задачу как важное, отделенное от общей цели. К информации о делах организации имеет доступ только руководитель.

В условиях постоянных изменений внешней среды руководитель физически не может определить роль каждого работника и соответственно этому закрепить за ним определенные задачи, полномочия, ответственность, выделить методы выполнения этих задач, составить инструкции. Это требует определенного времени, в течение которого ситуация может измениться несколько раз.

В таких условиях информация о состоянии и дела организации доводится до коллектива, и каждый работник решает свои производственные задачи с позиций целей организации в целом. Устанавливаются партнерские отношения и коллегиальная взаимодействие в вертикальных и горизонтальных слоях. Подвижность связей обеспечивается не только адаптивными структурами, но и гибким руководством. Адаптивное руководство - это способность руководителя выбирать и сочетать различные стили управления в зависимости от ситуации. При этом повышение адаптивности руководства достигается за счет переформирования творческих групп, перепроектирование задач или модификации должностных полномочий.

Российскими практиками и учеными разработана и исследуется адаптивная образовательная система, которая способна помочь каждому обучающемуся достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с естественными способностями. В свою очередь адаптивная образовательная система, имея гибкость, полиструктурностью, открытость, выводит ребенка на более потенциально высокий уровень развития, приспосабливая ее к своим требованиям. "Адаптация" - это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной (образовательным) средой, что приводит к согласованию требований и ожиданий ее участников. Поэтому важным компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний исполнителей (педагогов, обучающихся, заместителей, руководителей и т.д.) с их возможностями и реальностью социальной среды, включающее тенденции развития окружения и субъекта деятельности. В адаптивной образовательной системе заложено жесткое требование к обеспечению гибкости самой системы. Основной задачей адаптивного управления является направление развития управляемой системы в желаемом направлении в условиях

нестабильности. В этих условиях чаще, чем обычно, происходит изменение целей и задач субъектов деятельности, что требует их оперативного согласования на природосоответствующем основе. Адаптивное управление, как и любое другое, требует разработки моделей (стандартов) деятельности, которые отвечают поставленной цели. При изменении целей и задач меняются и модели. Следовательно, такой взгляд на управление дошкольным образованием поможет сделать его (управления) демократическим, построенным на гуманистических принципах.

Список литературы:

1. Ресурс Интернет: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», 29.12.2012 № 273-ФЗ; ред. от 23.03.2015.[Электр. ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291362/

2. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

3. Внутришкольное управление: вопросы и теории и практики /Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Педагогика, 1991. - 191 с.

4. Дмитренко Г.А. Стратегический менеджмент: целевое управление образованием на основе квалиметричного подхода: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 1996. - 140 с.

5. Конаржевский Ю.А Внутришкольньий менеджмент, - М.: МП "Новая школа", 1993. - 139 с.

6. Маслов В.И. Теория и методика организации непрерывного повышения квалификации руководителей школ: Учеб. пособие. - М.: МНО УССР, 1990. - 259 с.

7. Маслов В.И., Драгун В.П., Шаркунова В.В. Теоретические основы педагогического менеджмента: Учеб. пособие. для работников образования. - М.: УИПКККО, 1996. - 87 с.

8. Новак В.А. Основы теории управления: Учеб. пособие. - К.: НАУ, 2001. - 236 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.