Научная статья на тему 'Адаптивная физическая культура в образовательном пространстве школы'

Адаптивная физическая культура в образовательном пространстве школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING / REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давиденко Мария Игоревна

Рассмотрены теоретические и психолого-педагогические основания реализации адаптивной физической культуры в образовательном пространстве школы. Выявлены профессиональные и этические требования к педагогу по адаптивной физической культуре в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давиденко Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptive Physical Training at the Educational Environment of the School

The article covers theoretical and psycho-pedagogical foundations of implementation of adaptive physical training in the educational environment of the school. Identified professional and ethical requirements to the teacher in adaptive physical education at school.

Текст научной работы на тему «Адаптивная физическая культура в образовательном пространстве школы»

УДК 376 ББК (Ч)75.1

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

М. И. Давиденко

Средняя общеобразовательная школа № 414 г. Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

Рассмотрены теоретические и психолого-педагогические основания реализации адаптивной физической культуры в образовательном пространстве школы. Выявлены профессиональные и этические требования к педагогу по адаптивной физической культуре в школе.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Место адаптивной физической культуры в образовательном пространстве. Сегодня актуальным представляется переосмысление адаптивной физической культуры в векторе её педагогического развития, рельефной актуализации как направления реабилитации детей, имеющих ограниченные физические возможности.

Индикаторами социального здоровья принято считать уровни рождаемости и смертности, градиент заболеваемости и физического развития индивидов, продолжительность жизни. К сожалению, сведения, аккумулированные за последние несколько лет по приведённым маркерам социального здоровья, свидетельствуют о росте социальных болезней, увеличении количества детей с физическими недостатками (инвалидов). Это говорит о всё более растущей необходимости в профессионалах по адаптивной (реабилитационной) физической культуре в школе.

Под адаптивной физической культурой мы понимаем систему улучшения и гармонизации всех граней и качеств ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических или этических) на основе физических упражнений, социальных и гигиенических факторов. Безусловно, адаптивная физическая культура является междисциплинарной областью деятельности будущих и настоящих педагогов.

Базисом таких междисциплинарных исследований стали труды С. П. Евсеева [4]. В них детально проработаны черты и качества адаптивной физической культуры на синкретичной основе духовного, мыслительного и телесного ингредиентов, а также процессов и их результатов по реабилитации инвалидов.

Состояние ограниченных возможностей, обусловленное стойкими структурными и функцио-

нальными изменениями организма, в настоящее время охватывает более 810 млн чел., составляя не менее 12 % населения планеты. Отсюда в современном обществе высоко востребованы реабилитационные практики. Пожалуй, одними из самых перспективных являются адаптивная физическая культура и спорт [6. С. 15].

Стратегию реабилитации и процесса оздоровления для детей с ограниченными физическими возможностями составляют идущие рука об руку процессы социализации и создания совершенно новой идентичности личности ребёнка.

Формирование и обоснование профессионально-этических и социально-культурных компетенций современных педагогов заслуживают особого внимания. Грамотное использование педагогических и методологических инструментов в работе школьного учителя по адаптивной физической культуре позволяет обеспечить эффективную работу с детьми, страдающими нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного-аппарата.

На сегодняшний день, по данным Всемирной организации здоровья, на планете живёт более 35 млн слабовидящих, из них около 260 тыс. — в России. Количество слабовидящих в нашей стране варьирует от 5 до 7 млн чел. и постоянно увеличивается. Так, близорукость зафиксирована уже более чем у 60 % выпускников российских школ [7]. Стоит отметить, что нарушение зрения приводит к искажению познания мира с помощью других органов чувств, может привести к появлению са-теллитных заболеваний (неврозам, соматическим заболеваниям). Это, в свою очередь, может стать причиной слабости мускулатуры, заболеваний позвоночника и деформирования стоп). Благодаря инструментам адаптивной физической культуры этих неблагоприятных последствий для детского организма можно избежать.

Аналогично можно судить и о важности работы педагога по адаптивной физической культуре с детьми с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата.

Для наиболее эффективного применения методов адаптивной физической культуры в пространстве современной школы необходимо выполнять следующие предписания:

1) использовать самые передовые и эффективные (прецедентно) методы и технологии адаптивной физической культуры, обобщать и систематизировать опыт российских и зарубежных учёных и педагогов;

2) пристально изучать качества жизни детей с ограниченными физическими возможностями в ходе реабилитации посредством адаптивной физической культуры; выявлять локальные показатели для учащихся с различным уровнем ежедневной физической активности;

3) проводить постоянный мониторинг эффективности уроков по адаптивной физической культуре в школе;

4) в зависимости от актуального состояния здоровья детей с ограниченными возможностями варьировать методы педагогического взаимодействия и реабилитации в образовательном процессе.

Важно отметить, что задачи реабилитационной практики в отношении лиц с ограниченными возможностями неправильно решать только медицинскими методами, поскольку адаптивная физическая культура является объектом интереса различных социальных институтов. Существующие в настоящее время методы оценки состояния здоровья и функционального статуса данной категории населения, по большей части, ограничиваются констатацией медицинских проблем. При этом остаются открытыми вопросы эмоциональной, психологической, коррекционно-педагогической и социальной направленности, составляющие качество жизни и требующие привлечения социологического инструментария.

Адаптивная физическая культура является исторически сложившейся и широко применяемой практикой, приобретающей характерные черты социального института, использующей многовековые достижения и традиции медико-социальной и профессиональной педагогической реабилитации.

Очень часто занятия физической культурой для детей с ограниченными возможностями здоровья носят характер восстановления, нахождения утра-

ченной связи с миром. Адаптивная физическая культура включает в себя необходимые психологические инструменты личности ребёнка для воссоединения с социумом [6. С. 16].

Профессиональные и этические требования к педагогу по адаптивной физической культуре в школе. Для педагога по адаптивной физической культуре важно являть собой пример для подражания учеников. Педагог должен уметь противостоять нездоровому образу жизни, уметь не просто мотивировать учеников, но и вдохновлять их, зажигать в них желание меняться и расти. Педагог должен уметь определять настроение контингента обучающихся, предвосхищать эти настроения. Учитель должен всеми силами способствовать вхождению детей с ограниченными возможностями в общество на паритетных условиях.

Миссией педагога по адаптивной физической культуре на разных этапах обучения детей-инвалидов является не достижение определённого уровня «образованности» и «развития», а максимально возможной реабилитации и адаптации учащихся к реалиям жизни в социуме. Педагог должен уметь применять суггестивные методы психического регулирования, использовать игровые методы на занятиях, активизирующие внимание, память, воображение, создающие ощущение радости у детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.

В контексте современных социально-культурных изменений, ориентации на достижения русской культуры особенно популярны в нашей школе становятся занятия в театрализованной или игровой форме с элементами сказкотерапии и сюжетно-ро-левых игр. Такие занятия эффективнее вовлекают детей в кажущиеся порой скучными упражнения, делают усилия над собой более оправданными (вызывают стремление помочь герою сказки или самому совершить героический поступок).

Если говорить об учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, коррелирующими с естественными средовыми преградами, то деятельность учителя по адаптивной физической культуре должна в максимальной степени содействовать адаптации к жизненному пространству ребёнка, актуализации и тренировке его собственных двигательных движений [4. С. 127].

Однако особого внимания требует работа педагогов по адаптивной физической культуре с детьми, больными церебральным параличом. Педагог

М. И. Давиденко

должен знать медицинские нюансы патологии, владеть способностью формировать основные двигательные умения и навыки у таких детей, применять методики коррекции сенсорных расстройств и координационных нарушений (ориентации в пространстве, статического и динамического равновесия, мелкой моторики кисти, ритмичности движений и дыхательной функции), формирования навыка правильной осанки и правильной установки стоп.

Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре должна зиждиться на таких принципах, как единство диагностики и коррекции, реабилитационная направленность педагогических воздействий, дифференциация и индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Безусловно, междисциплинарность деятельности педагога по адаптивной физической культуре сегодня расширяет границы своего толкования и вмещает в себя преемственность в деятельности лечебно-профилактических и профильных учебных учреждений.

Предварительные выводы. Дальнейшее развитие адаптивной физической культуры необходимо современному российскому государству в целом и образованию в частности. Это способствует расширению социальных возможностей российской системы реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, повышению уровня общей культуры и духовности учащихся школ. Сегодня адаптивной физической культуре необходимо ориентироваться на достижение максимальной самореализации ребёнка посредством благоприятной окружающей среды, движения и здорового образа жизни, сбалансированного питания и закаливания.

Использование в работе педагога вышеуказанных принципов и методик активной двигательной реабилитации в отношении детей с ограниченными возможностями вследствие врождённых и приобретённых заболеваний и травм приводит к существенному повышению качества жизни

Поступила в редакцию 26 марта 2017 г.

и связанных с функциональным статусом показателей здоровья данной группы людей.

В рамках государственной программы «Доступная среда» (2011-2020 гг.) для детей с ограниченными возможностями необходимо предусмотреть установку средств, облегчающих доступ к объектам физкультурно-спортивного и реабилитацион-но-оздоровительного профиля [2].

Безусловно, для формирования оптимистического мировоззрения и активной жизненной позиции нужно расширить информационное поле печатных учебных и периодических изданий, профильных массмедиа и ресурсов Всемирной сети. Необходимо как можно чаще освещать массовые спортивно-оздоровительные мероприятия, крупнейшие международные соревнования, примеры успешной практики адаптивной двигательной реабилитации.

Список литературы

1. Балашова, В. Ф. Научно-теоретические основы формирования компетентности специалиста по адаптивной физической культуре : дис. ... д-ра пед. наук / В. Ф. Балашова. — М., 2009. — 418 с.

2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/media/ files/6kKpQJTEgR1Bmijjyqi6GWqpAoc6OmnC.pdf

3. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов / С. П. Евсеев // Физическая реабилитация и спорт инвалидов / под ред. А. В. Царик. — М., 2000. — С. 479-481.

4. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С. П. Евсеев. — М., 2002.

5. Курдыбайло, С. Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С. Ф. Курдыбайло. — М., 2003. — 184 с.

6. Храмов, В. В. Адаптивная физическая культура и спорт: социальные проблемы реабилитации : дис. . д-ра мед. наук / В. В. Храмов. — Волгоград, 2008. — 276 с.

7. Шапкова, Л. В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры / Л. В. Шап-кова // Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 1. — С. 8-17.

Для цитирования: Давиденко, М. И. Адаптивная физическая культура в образовательном пространстве школы / М. И. Давиденко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 30-33.

Сведения об авторе

Давиденко Мария Игоревна — учитель физической культуры средней общеобразовательной школы №2 414 г. Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, Россия. trk_2000_2010@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2017, vol. 2, no. 2, pp. 30-33.

Adaptive Physical Training at the Educational Environment of the School M.I. Davidenko

The State Secondary School no. 414, St.-Petersburg, Russia. trk_2000_2010@mail.ru

The article covers theoretical and psycho-pedagogical foundations of implementation of adaptive physical training in the educational environment of the school. Identified professional and ethical requirements to the teacher in adaptive physical education at school.

Keywords: Adaptive physical training, rehabilitation of children with disabilities.

References

1. Balashova V.F. Nauchno-teoreticheskiye osnovy formirovaniya kompetentnosti spetsialista po adaptivnoy fizitcheskoy kul'ture [Scientific and Theoretical Bases of Developing of Competence of a Specialist in Adaptive Physical Training. Thesis]. Moscow, 2009. 418 p. (In Russ.).

2. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Feder -azii «Dostupnaya sreda na 2011-2020 gody» [State Program "Available Environment from 2011 to 2020 years"]. Available at: http://government.ru/media/files/6kKp QJTEgR1Bmijjyqi6GWqpAoc6OmnC.pdf, accessed 28.03.2017. (In Russ.).

3. Yevseyev S.P. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura i sotsial'naya integratsiya invalidov [Adaptive Physical Training and Social Integration of Disabled People]. Fizicheskaya reabilitatsia i sport invalidov [Physical

Rehabilitation and Sport of Disabled People]. Moscow, 2000. Pp. 479-481. (In Russ.).

4. Yevseyev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Theory and Organization of Adaptive Physical Training]. Moscow, 2002. (In Russ.).

5. Kurdybaylo S.F. Vrachebniy kontrol' v adaptivnoy fizicheskoy kul'ture [Medical Control in Adaptive Physical Training]. Moscow, 2003. 184 p. (In Russ.).

6. Hramov V.V. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura i sport: sotsial'nyye problemy reabilitatsii [Adaptive Physical Training and Sport: Social Problems of the Rehabilitation. Thesis]. Volgograd, 2008. 276 p. (In Russ.).

7. Shapkova L.V. Opornyye kontseptsii metodologii adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [The Reference Concept of the Methodology of the Adaptive Physical Training]. Teoria i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Training], 1998, no. 1, pp 8-17. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.