Научная статья на тему 'Адаптация студентов специальной медицинской группы к обучению в вузе'

Адаптация студентов специальной медицинской группы к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
439
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / STUDENTS’ ADAPTATION / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / SPECIAL MEDICAL GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зыков Илья Юрьевич, Чащина Евгения Владимировна

В статье рассмотрены проблемы адаптации школьников и студентов с отклонениями в состоянии здоровья к новым социальным условиям. Раскрыты сущность и виды адаптации, выявлены формы занятий, влияющие на адаптацию студентов специальной медицинской группы к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зыков Илья Юрьевич, Чащина Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of the special medical students to learning in university

The article states the problems of adaptation of pupils and students with disabilities in health to new social conditions. The nature and types of adaptation, factors influencing the adaptation of the special medical students to learning in university are presented here.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов специальной медицинской группы к обучению в вузе»

И. Ю. Зыков, Е. В. Чащина. Адаптация студентов специальной медицинской группы к обучению 6 вузе

6. Евдокимов В. И., Климзов А. Г., Чурга-нов О. А. О роли и месте физической подготовки в системе качества жизни военнослужащих // Материалы научно-практической конференции. СПб.: ВИФК, 2004. С. 14-18.

7. Шемчук С. Я. Специально направленная физическая подготовка военнослужащих железнодорожных войск (на примере путевых подразделений): авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 22 с.

8. Николаев В. В. Средства и методы формирования готовности курсантов образовательных учреждений к занятиям физической подготовкой: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2010. 21 с.; Психология оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Л. Цветков, В. М. Шевченко, Н. Е. Шаматава. М.: ЮНТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. 255 с.; Иванов С. А. Самосознание как фактор успешности профессиональной деятельности личного состава силовых федеральных ведомств, обеспечивающих национальную безопасность РФ: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2008. 179 с.; Волков О. Б. Совершенствование подготовки сотрудников спецслужб к профессионально-коммуникативной деятельности: дис. . канд. пед. наук. Саратов, 2008. 180 с.

9. Евсюкова Н. И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах. Владимир: Изд-во ВГГУ, 2009. 192 с.; Киселева Д. С. Психологическая готовность к профессиональной деятельности: ее виды и структура // Научный потенциал студенчества в XXI веке: материалы III междунар. науч. студ. конф. Т. 2. Общественные науки. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2009. 144 с.; Волненко Ю. В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение готовности к профессиональной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. Хабаровск, 2008. С. 5-6.

10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

11. Волненко Ю. В. Указ. соч.; Барчуков И. С., Назаров Ю. Н., Егоров С. С., Мацур И. А., Сидоре-нок И. В., Алексеев Н. А., Маликов Н. Н. Физическая культура и физическая подготовка. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2009. 431 с.

12. Евсюкова Н. И. Указ. соч.

13. Рыженков А. В. Указ. соч.; Шемчук С. Я. Указ. соч.; Николаев В. В. Указ. соч.; Аошкоба-нов Е. А. Поддержание военно-профессиональной работоспособности курсантов-выпускников военно-транспортного университета железнодорожных войск МО РФ средствами атлетической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 24 с.

14. Психология оперативно-розыскной деятельности.

15. Рукавишников Д. А. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД РФ: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2006. 193 с.

16. Психология оперативно-розыскной деятельности.

17. Рукавишников Д. А. Указ. соч.

18. Волков О. Б. Указ. соч.

19. Волкова Е. А. Анатомо-антропологические и психофизиологические особенности мужчин зрелого возраста военнослужащих органов безопасности: дис. ... канд. псих. наук. М., 2005. 195 с.

20. Бандаков М. П. Физическая готовность как один из важнейших компонентов профессиональной деятельности // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Сер. «Педагогика профессионального образования». 2011. № 1(3). С. 70-74.

УДК 796.011.3:378

И. Ю. Зыков, Е. В. Чащина

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

В статье рассмотрены проблемы адаптации школьников и студентов с отклонениями в состоянии здоровья к новым социальным условиям. Раскрыты сущность и виды адаптации, выявлены формы занятий, влияющие на адаптацию студентов специальной медицинской группы к обучению в вузе.

The article states the problems of adaptation of pupils and students with disabilities in health to new social conditions. The nature and types of adaptation, factors influencing the adaptation of the special medical students to learning in university are presented here.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, специальная медицинская группа, адаптация студентов.

Keywords: adaptive physical education, special medical group, students' adaptation.

Вопросы, связанные с проблемами перехода школьников из общеобразовательной школы в высшие учебные заведения и обеспечения психолого-педагогических условий для их адаптации в новых социальных условиях, привлекают внимание все большего числа исследователей в разных областях научных знаний и поэтому являются актуальными. Большой отсев первокурсников, снижение качества учебной деятельности, по сравнению с результатами вступительных экзаменов, оценками в аттестате, показывают, что адаптация вчерашних школьников проходит со значительными трудностями [1].

Установлено, что в высших учебных заведениях меняется социальная ситуация для развития личности, изменяется круг лиц, включенных во взаимодействие, а также спектр решаемых проблем и возможностей принятия решения. Современный учебный процесс в высшем учебном заведении (интеллектуальные нагрузки, построение занятий, условия их проведения и т. д.) предъявляет к студентам большие психологические, физиологические и физические требованиия, которые, как правило, превышают их возрастные, функциональные, физические, компенсатор-

© Зыков И. Ю., Чащина Е. В., 2011

ные и адаптационные возможности. Все это приводит к снижению устойчивости организма к воздействию социальных, экологических и профессиональных факторов и тем самым не позволяет достичь должного уровня профессиональной готовности. Кроме того, итогом их негативных процессов является снижение успеваемости и ухудшение здоровья студентов [2].

В настоящее время установлено, что общепризнанным является выделение двух видов адаптации - биологической (в частности, психофизиологической) и социальной (в частности, социально-психологической) [3].

Так, по данным А. Н. Блеера [4], изучившего закономерности процессов биологической адаптации, все многообразие адаптивных реакций человека имеет фундаментальное различие по степени участия генома в их реализации.

При этом выделяют несколько видов адаптации: генотипическую и фенотипическую.

Под генотипической адаптацией понимается наследуемая совокупность морфофизиологичес-ких и поведенческих особенностей, направленных на поддержание гомеостаза и позволяющих организму существовать в окружающих условиях. Анализ результатов антропологических исследований биологических, физиологических, метаболических различий популяций, проживающих в различных климатогеографических зонах Земли, позволил выделить общности людей с характерными адаптивными признаками, которые закрепились в их наследственном аппарате (геноме). Такие общности людей с наследуемыми биологическими и физиологическими свойствами, сформированными средой обитания, получили название адаптивных типов.

Адаптивный тип - это норма биологической реакции на комплекс условий окружающей среды, обеспечивающий состояние равновесия популяции с этой средой и находящей выражение в морфофункциональных особенностях популяции.

Необходимо отметить, что адаптивные типы у человека как биологического вида не являются экологически узкоспециализированными, то есть люди определенного экологического типа могут адаптироваться в природной среде с другими, контрастными условиями. Однако в этом случае они являются для человека экстремальными, и организм испытывает адаптивные перестройки, которые можно назвать ненаследственными, фе-нотипическими.

Фенотипическая адаптация предусматривает формирование адаптивных реакций под влиянием окружающей среды, направленных на реализацию только жизненно необходимых действий и экономное расходование энергетических и структурных ресурсов организма, т. е. формиро-

вание фенотипа. Таким образом, можно утверждать, что между генотипической и фенотипичес-кой адаптацией существует тесная связь. Фенотип - это результат реализации генотипа в определенных условиях среды [5].

Анализ литературных источников показал, что адаптация является результатом функционирования организма как сложной «суперсистемы», состоящей из множества функциональных систем, к важнейшим из которых относятся центральная, вегетативная и соматическая, нейрогор-мональная, сердечно-сосудистая, дыхательная, иммунная, пищеварительная, костно-мышечная (двигательная) и выделительная системы.

Такая системная организация позволяет не только достигать полезного приспособительного эффекта при взаимодействии организма со средой, но и заблаговременно, опережая изменение внешних условий, перестраивать функциональную активность систем организма в соответствии с образом «потребного будущего». От взаимодействия функциональных систем организма зависит устойчивость человека к условиям жизнедеятельности, в том числе в спорте, к профессиональной деятельности, природно-климатическим и социальным условиям. В связи с тем что формирование устойчивости организма носит характер межсистемного взаимодействия, более приемлемым следует считать понятие «адаптивные резервы».

Адаптивные резервы организма - это эффективное взаимодействие ведущих функциональных систем организма, обеспечивающих оптимальную адаптацию к комплексу природно-климатических, производственных, спортивно-соревновательных и социальных факторов. Существование и проявление адаптивных резервов у человека определяет индивидуальные закономерности адаптации. Можно выделить группы людей, «успешно адаптирующихся» и «плохо адаптирующихся» к новым или изменившимся условиям жизнедеятельности, имеющих соответственно высокие и низкие адаптационные возможности, а также промежуточные типы.

Каждый отдельный индивид по-своему реагирует на внешние средовые раздражители. Люди, имеющие индивидуальную стратегию адаптации типа «спринтер», лучше приспосабливаются к кратковременным, значительным по силе действующим факторам, а затем у них быстро наступает стадия утомления. В отличие от них индивиды типа «стайер» устойчивы к умеренным, но длительно действующим адаптивным нагрузкам с более медленным развитием утомления. То есть «стайеры» как адаптивный тип менее восприимчивы к экстремальным условиям среды, физическим, профессионально-трудовым нагрузкам, как на уровне организма, так

И. Ю. Зыков, Е. В. Чащина. Адаптация студентов специальной медицинской группы к обучению в вузе

и на уровне психоэмоциональной сферы. У «спринтеров» под влиянием продолжительных адаптивных напряжений, которые ими плохо переносятся, быстро наступают дезадаптивные и патологические состояния [6].

Особую роль в понимании биологических закономерностей адаптации играет взаимодействие физиологических и психических процессов и механизмов. Психологическая адаптация человека является предпосылкой и условием социальной адаптации (социализации). С этой точки зрения адаптацию человека в обществе с помощью механизмов его психики и поведения необходимо рассматривать как процесс социально-психологического приспособления.

Социально-психологическая адаптация традиционно выделяется среди прочих видов адаптации на основе локализации среды, в которой взаимодействует индивид [7]. Особенностью социальной среды является то, что она представляет собой сложное, многоуровневое образование и, говоря об особенностях среды, целесообразно более дифференцированно подходить к ее анализу. Можно выделить следующие социальные адаптационные процессы: внутриличностные, между двумя личностями, между личностью и группой, внутригрупповые, межгрупповые, между личностью и обществом, между группой и обществом. Главным из всех перечисленных выше адаптационных процессов является процесс взаимодействия между личностью и обществом. Однако во время обучения в университете общество, как правило, замещается своим социальным институтом - вузом.

В то же время особенности взаимодействия личности и социума можно рассматривать через такие процессы, как индивид - индивид, индивид - группа, индивид - формальная организация, индивид - общество. Такая дифференциация необходима, поскольку различные уровни социальной среды обладают разными свойствами, что существенно влияет на возможности и характер их взаимодействия с конкретным индивидом. Отсюда логично предположить, что различные уровни социальной среды предъявляют к индивиду неодинаковые требования в процессе адаптации и что сам процесс адаптации протекает здесь неодинаково.

Представляется весьма вероятным, что адаптация индивида связана с его индивидуально-психологическими особенностями, что предполагает наличие индивидуально-типологической предопределенности поведения. А. Н. Блеер [8] отмечает, что в процесс адаптации включены два взаимодействующих компонента «окружающая среда - человек». Механизмы этого взаимодействия можно рассматривать с различных точек зрения.

Поведение индивида вызывает ответную реакцию среды, и если возникает проблемная ситуация, то адаптация развивается по нескольким направлениям:

1) за счет преобразования или полного преодоления личностью проблемной ситуации, в том числе различного вида конфликтов;

2) путем ухода из проблемной ситуации («бегство»);

3) в результате сохранения проблемной ситуации и приспособления к ней личности.

Следует отметить, что полученные эмпирические данные достаточно разнородны и такая многоплановость отражает различия не только в подходах исследователей, но и в характеристиках социальной среды, по отношению к которой анализируется процесс адаптации.

Кроме того, в области теории социально-психологической адаптации имеет место и ещё одна проблема, и она заключается в том, что в реальной жизни человеку приходится одновременно взаимодействовать с несколькими уровнями социальной среды. Человек должен параллельно строить взаимодействие в собственной семье, в учебной группе или рабочем коллективе, находить способы оптимального взаимодействия с организацией и обществом в целом. По всей вероятности, общая адаптированность конкретного человека представляет собой некий интегральный показатель, функцию от успешности взаимодействия на всех уровнях одновременно.

Анализ научно-методической литературы, касающейся исследования адаптивных процессов человека, показал, что расширение функциональных возможностей организма и использование их в профессиональной подготовке возможно только при предъявлении организму значительных по воздействию факторов внешней среды, вызывающих срочную и в дальнейшем долговременную реакцию адаптации. Изменение условий жизни, работы, учебы и быта людей предъявляет новые требования к жизнедеятельности современного человека, которые немыслимы без напряжения нервной системы и отрицательных эмоций [9].

Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению проблемы адаптации школьников и студентов с отклонениями в состоянии здоровья к новым социальным условиям и к условиям обучения в частности, необходимо отметить, что все эти исследования так или иначе затрагивают вопросы адаптации личности в образовательной среде за счет поиска адекватного инструментария для конкретных видов адаптации.

В то же время необходимо отметить, что в проведенных исследованиях не затронуты такие важные вопросы, как влияние на адаптацию сту-

дентов с отклонениями в состоянии здоровья к обучению в вузе, уровня их здоровья, функциональной и физической подготовленности, различных двигательных режимов и физических нагрузок, содержания самостоятельных занятий физическими упражнениями, общего режима их жизнедеятельности, отношение их к той или иной группе лиц с конкретным видом адаптации.

Сегодня организация учебного процесса и методика проведения занятий по адаптивному физическому воспитанию со студентами специальных медицинских групп, конечно же, имеют свои методические особенности. На таких занятиях должны реализовываться следующие педагогические условия:

- формироваться субъективно-активная позиция студентов специальной медицинской группы к процессу адаптации средствами адаптивной физической культуры;

- использоваться двигательные режимы и физические нагрузки, положительно влияющие на психофизическое состояние студентов специальной медицинской группы;

- осуществляться подготовка студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с целью решения задач адаптации их к учебным нагрузкам, укрепления здоровья, функциональной и физической подготовленности.

Кроме того, нужно помнить о том, что студенты специальной медицинской группы характеризуются слабым физическим развитием и низким уровнем функциональной работоспособности, имеют недостаточную физическую подготовленность и по этой причине не могут выполнять многие физические упражнения, участвовать в ряде подвижных игр. Возникает необходимость постоянно совершенствовать учебный процесс физического воспитания, разрабатывать и внедрять новые подходы и технологии работы с данной категорией студентов [10].

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что одним из перспективных подходов, влияющих на продуктивность и эффективность процесса адаптации студентов специальных медицинских групп высших учебных заведений к условиям новой образовательной среды, может стать организация непрерывного адаптивного физического воспитания, обеспечивающего комплексное воздействие на студентов различных форм занятий и их адаптацию к условиям учебной деятельности.

Примечания

1. Зубков С. М. Особенности адаптации организма студентов 1-111 курсов подготовительной группы к стандартным и дифференцированным программам физической подготовки: дис. ... канд. биол. наук. Челябинск, 2008. С. 5-6; Ковалева Л. Е. Физическая культура как средство социальной адаптации студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2008. С. 4-5; Лах-тин А. Ю. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2011. С. 3.

2. Лейфа А. В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Киров, 2007. С. 5.

3. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие / под ред. А. Н. Блеера. М.: Изд-во «Академия», 2008. С. 110.

4. Там же. С. 111-112.

5. Алексеева Т. И. Проблема биологической адаптации человека: Экология человека: учеб. пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. С. 58-75.

6. Психология деятельности в экстремальных условиях. С. 155-156.

7. Нагоркина О. В. Социально-психологическая адаптация студентов в вузе в условиях развития студенческого самоуправления: дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2006. С. 45.

8. Психология деятельности в экстремальных условиях. С. 178-183.

9. Размахова С. Ю. Физиологические особенности адаптации студенток к обучению в вузе при различной организации двигательной среды: дис. ... канд. биол. наук. Архангельск, 2004. С. 38.

10. Лахтин А. Ю. Указ. соч. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.