2. Развитие процесса адаптации неоднознач- 3. Успешность переадаптации военнослужа-
но по своему конечному результату и значению с щих к непривычным, измененным условиям жиз-
точки зрения успешности его завершения. не деятельности во многом детерминировано их
адаптационными способностями.
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТА В ДИАДЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ»
Е.В. Корепанова
Жизнедеятельность студента немыслима без процесса адаптации. Считаем необходимым его рассмотреть как в аспекте психологическом, так и в физиологическом.
Проблеме адаптации учащихся в средней школе уделяется значительное внимание и изучение со стороны как педагогики, так и психологии на всем протяжении их развития.
Проблема адаптации студентов не менее актуальна и злободневна. Это обусловлено изменениями в духовной сфере общества, изменением вузовской подготовки, акцентирующей в наше время внимание на личностно-ориентированном подходе. Следовательно, это проблема открыта. В этом мы убеждаемся постоянно на практике. Также проблема находит отражение в научных трудах таких видных психологов и педагогов как
В.А. Сластенин, И.А. Зимняя, Н.А. Коваль, М.Ю. Орлов и многих других.
В своей статье, опираясь на этот научный материал, я постаралась дать свое видение данной проблемы в диаде «преподаватель - студент» на первоначальном этапе. Необходимость этого, на мой взгляд, в невозможности обеспечения продуктивности профессиональной подготовки студентов без успешной адаптации к гуманитарной среде вузов.
Поступление и начало учебы в высшей школе - это новый этап в жизни молодого человека, который оказывается в непривычно новых условиях бытия. Организм студента переходит на тот новый уровень функционального состояния, при котором он сможет обеспечить выполнение новой учебно-трудовой деятельности. Иными словами, организм адаптируется к новым условиям.
Вопросы здоровья студента и его обучения невозможно разделить. Они взаимосвязаны и взаим ©обусловливают друг друга.
Для этого возраста характерно следующее: высшая нервная деятельность достигает своего совершенства, процессы возбуждения превалируют над процессами торможения; у студентов наблюдается повышенная лабильность нервных и эмоциональных процессов, наибольшая пластичность механизмов центральной нервной системы, повышенная познавательная деятельность и повышенный интерес ко всему новому. И несмотря на это, по данным экспертов ВОЗ, наблюдается
увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и функциональных нарушений именно среди студентов вузов. Причиной является постоянно увеличивающаяся интенсификация умственного труда и нервно-эмоциональные перегрузки. Поскольку полностью оградить студентов от психоэмоционального напряжения нельзя, то следует хотя бы с пониманием относиться к его возможностям, а не способностям, в период адаптации.
Немаловажный фактор - перемена места жительства. Это особенно касается сельской молодежи, которая испытывает трудности в адаптации, вызванные отдаленностью от семьи, чувством одиночества, новыми бытовыми условиями. Эта группа студентов с первых дней своей учебы включается в непривычный ускоренный ритм жизни, переходит к самостоятельной активной деятельности.
У большинства студентов-первокурсников происходит изменение стереотипа образа жизни и восприятия себя в нем. Здесь стоит отметить, насколько важно установить психологический контакт студента и преподавателя, без которого невозможна адаптация к процессу обучения в институте: к новому и более высокому уровню знаний, к новой методике преподавания, к выполнению самостоятельной работы с учетом новых требований, к новым отношениям в студенческом коллективе, к новому социальному статусу.
Под психологическим контактом преподавателя и студента мы понимаем не сам акт взаимодействия, а его результат - «общность психического состояния, вызванную и вызывающую взаимопонимание совместной деятельности, связанную с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия» [1].
Прийти к общности психического состояния возможно через ряд важных закономерностей восприятия и понимания преподавателем студента, и студентом преподавателя, через постановку и решение основных коммуникативных задач, что и является одной из сторон процесса адаптации.
Установление психологического контакта и его поддержание особенно важно для принятия студентом обучающих, развивающих и воспитательных воздействий со стороны вузовской системы образования. Его начало лежит в создании
атмосферы психологического комфорта, где ведущее место отведено преподавателю. Его отношение к студенту должно быть основано на исходном уважении и искренней заинтересованности в его успешной адаптации студента.
У преподавателя еще нет «эффекта ореола» [2] («Два года студент работает на зачетку, а три года - зачетка на студента»), нет эффекта предубеждения к студенту, еще не сложилось и собственное мнение, которое не стоит торопиться создавать. Чем больше поспешности и страха незнания, тем чаще ошибки. Если же в этом есть объективная надобность, думаю, стоит отталкиваться от заповеди Карнеги, считающего, что создай людям хорошую репутацию, и они будут стараться оправдать ее.
Опасно и «усреднять» студентов. Изначально должно присутствовать доверие преподавателя к потенциалу способностей и возможностей студента. Стоит не побояться позволить ему самому проявить и показать себя, как он это может и хочет, хотя для этого часто необходимо большое терпение. Это включает в себя и общение на равных, создание равенства позиций преподавателя и студента, которое строится по диалогическим законам. У первокурсников в период адаптации эта потребность равенства очень ранима.
Для помощи в адаптации необходимым качеством является умение мысленно поставить себя на место другого (идентификация), и умение увидеть себя глазами другого (рефлексия), чтобы
помочь студенту избавиться от состояния неловкости, стеснительности, неуверенности.
Немалое значение имеет в установлении психологического контакта, как выглядит преподаватель, как воздействует его внешний облик и поведение на восприятие и оценку педагога студентом. Наиболее благоприятное впечатление обычно производится естественностью со стремлением к оптимизму.
Во время общения функционируют все психические процессы, и у каждого участника проявляются те или иные психические свойства личности. Кроме делового общения в адаптации студента имело бы пользу аффилативное общение -общение ради общения. Оно играет роль эмоциональную - свободно общаются близкие, понимающие и желающие еще больше понять друг друга люди. Они сочувствуют и переживают друг за друга (эмпатия). Такое общение способствует сплочению, что, в свою очередь, скажется положительно и на деловом взаимодействии. В итоге у студента не возникнет отчуждения к преподавателю, которое обязательно поведет за собой дезадаптацию к учебной деятельности, к тягостному пребыванию в институте, к снижению интеллектуальной активности.
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1997.
С. 403.
2. Синягин Ю. Воспитание школьника // Просвещение. 1996. С. 14.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ДИАДЕ «ПРОДАВЕЦ - ПОКУПАТЕЛЬ»
А.А. Головина
Мастерство и культура профессионала-продавца - это не только доскональное знание соответствующей группы товаров и правильное определение того, что именно подходит для удовлетворения запросов того или иного покупателя, но, и главное, создание положительного эмоционального фона, закрепляющего удовлетворенность и радость покупателя от приобретенного товара. Покупатель в процессе общения с продавцом должен ощутить внимание и заинтересованное участие последнего в ходе совершения покупки. Без этого покупка для него останется психологически не до конца оправданной, хотя и нужной. То есть человек покупает не только товар, но и эмоции, которые его сопровождают.
Продавец призван быть не только знатоком товара, но и специалистом в области эмоциональных отношений людей, должен знать психологические и социально-психологические осо-
бенности оптимального поведения партнеров при обслуживании для обеспечения оптимального взаимодействия, регулирования взаимоотношений и создания комфортных условий в процессе купли-продажи. Чем лучше продавец осведомлен о сути происходящего вокруг и о природе своих собственных эмоциональных реакций, тем скорее и легче у него развиваются навыки владения собой в любых обстоятельствах. Мало продать товар, надо еще таким образом повлиять на настроение покупателя, чтобы он стал постоянным для этого магазина. От того, с каким настроением уходит покупатель из магазина, зависит, вернется он сюда еще раз или нет. Эмоциональные отношения оказывают серьезное влияние и на товарооборот, и на экономику торгового предприятия в целом.
Психологическим механизмом, определяющим характер поведения продавца и покупателя в