Научная статья на тему 'Адаптация школьников через уроки «Основы светской этики»'

Адаптация школьников через уроки «Основы светской этики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / ETHNIC TOLERANCE / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина А. Ю.

В статье рассмотрен духовно-нравственный кризис, лишивший Российское государство официальной идеологии, а общество духовных и нравственных идеалов. Духовнонравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования дополняет новая национальная образовательная программа «Наша новая школа» и новые федеральные государственные образовательные стандарты. Уроки «Основы светской этики» важная часть всех программ в преодолении кризиса в духовно-нравственном воспитании и адаптации школьников при переходе из начальной школы в старшую, т. к. обучение продолжается с первым учителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демина А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pupils’ adaptation through school lessons “Fundamentals of Secular Ethics”

The article considers the spiritual and moral crisis deprived of the Russian state official ideology, and the society was denied the spiritual and moral ideals. The spiritual and moral educational functions of the educational system supplement the existing new national education program “Our New School” and new federal state educational standards. "Basics of religious cultures and secular ethics" lessons are the most important parts of all programs in overcoming the crisis in the spiritual and moral education of schoolchildren and their adap-tation during the transition from elementary to higher school.

Текст научной работы на тему «Адаптация школьников через уроки «Основы светской этики»»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

А. Ю. Демина, соискатель, кафедра педагогики, Институт развития образования, г. Екатеринбург, Россия, angelina-demina1@mail.ru

АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ УРОКИ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

За время перестройки в России произошли не только положительные изменения, но возникли и негативные социально-экономические явления, которые отрицательно сказались на состоянии подрастающего поколения. Кризисные процессы в семье и социальная напряженность в обществе, широкий криминогенный фон общественной жизни и средства массовой информации, волна детской беспризорности, подростковая преступность оказывают отрицательное воздействие на личность ребенка.

В современных условиях жизни все более актуальными становятся вопросы воспитания подрастающего поколения. Неслучайно проблема духовности личности обозначена одной из важных в новой национально-образовательной программе «Наша новая школа»1. Фундаментом построения современной российской системы образования являются новые федеральные государственные образовательные стандарты2, в которых особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников через уроки «Основы религиозных культур

Инновационное направление общего образования требует перехода от традиционного направления формирования «знаний, умений, навыков» к овладению умениями самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной

и политической информации и воспитанию нравственных качеств личности, необходимых для жизни в современных условиях.

воспитание честных, толерантных людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, к взглядам и убеждениям своих сограждан. Преподавание нового предмета должно не только сыграть важную роль в расширении образовательного кругозора, но и сформировать межнациональную толерантность у учащегося, который будет соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать культурные традиции, будет готов к межкультурному и межконфессиональному диалогу, направленному, прежде всего, на социальное сплочение граждан нашей страны.

Инновационное направление общего образования требует перехода от традиционного направления формирования «знаний, умений, навыков» к овладению умениями самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации и воспитанию нравственных качеств личности, необходимых для жизни в современных условиях.

Курс «Основ ре-= лигиозных культур и светской этики», который с апреля 2010 г. изучается во многих школах в виде экспе-

и светской этики». Цель нового предмета — римента, а с 2012/2013 учебного года станет

обязательным во всех школах страны, формирует у учащихся представления о традиционных религиях в России, их истории, значении для жизни человека, общества и народа. Этот курс — единая комплексная учебно-воспитательная система, все модули которой согласуются между собой и по педагогическим целям, и по задачам, и по требованиям к результатам освоения учебного содержания, а главная особенность в том, что этот курс является культурологическим. С учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития общества сохраняется и передается подрастающему поколению накопленный опыт для развития и существования. В условиях ускоренного развития научно-технического прогресса, расширения средств коммуникации и массовой информации, стремления приобщиться к лучшим образцам духовной культуры создаются благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания ребенка. Особое внимание в процессе воспитания уделяется организации целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанников, учителя и учеников, целью и результатом которого должно стать формирование духовно--нравственных качеств личности.

«Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека»3. Данные представле-

ния позволили конкретизировать основные компоненты системы воспитания — это не механическая сумма элементов, а единое целое, составляющее процесс формирования личности.

Становление нового поколения — важное условие развития России, в котором общенациональная, государственно-общественная система непрерывного образования и воспитания детей сейчас осуществляется именно в сфере образования. Главной задачей школьного обучения классик педагогики П. Ф. Каптеров считал «объединение воспитания и обучения личности, воспитание духовности личности, как путь взаимного развития ума и сердца, путь становления мировоззрения школьника»4.

Значение и функция начальной школы в этой системе бесценны, т. к. в начальной школе происходит становление и развитие личности, а недостатки воспитания трудно восполнить и изменить в последующие годы. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности, т. е. постепенно, с возрастом происходит «перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, — повышается восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм». Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

Младший школьный возраст — это благоприятный период для усвоения мораль-

ных норм, т. е. для формирования когнитивного компонента духовно-нравственного становления ребенка. Известный психолог Г. А. Цукерман называет этот возраст «ничьей территорией» в возрастной психологии, отмечая особенности перехода от младшего школьного возраста к подростковому, и подчеркивает, что «речь идет уже не столько о противопоставлении норм и ценностей семьи, с одной стороны, и сверстников — с другой, сколько об их интеграции. Однако разумный выбор среди многих возможностей может быть сделан лишь в том случае, когда семья обеспечивает подросткам надежные эмоциональные тылы для экспериментирования»5 .

Автор считает, что воздействие школы, общества на развивающуюся личность огромно, так как ребенок впитывает любую информацию извне, не подвергая ее анализу и критике, не имея собственной жизненной позиции и системы взглядов на жизнь, и развивается под влиянием окружающих его людей.

Качественное образование — это не только знания, это и формирование свойств духовно-развитой личности, с неповторимой индивидуальностью и творческим началом. Качественно образовывать человека — значит не только оказывать педагогическую поддержку в обучении, побудить его находить

Воздействие школы, общества на развивающуюся личность огромно, так как ребенок впитывает любую информацию извне, не подвергая ее анализу и критике, не имея собственной жизненной

позиции и системы взглядов на жизнь, и развивается под влиянием окружающих его людей.

самостоятельно нужную информацию, но и научить жить в мире и согласии с людьми других национальностей, быть толерантным. А результатом длительного процесса воспитания должно стать обретение каждым человеком нравственного, устойчивого стремления к самосовершенствованию, содружеству и сотрудничеству.

Курс «Основ религиозных культур и светской этики» направлен не только на общение, но и совместное проигрывание, и анализ различных жизненных ситуаций. Автор считает, что на уроке прививаются навыки нравственного самоанализа, а ученики учатся раскрывать свой внутренний мир, учатся реагировать на боль своей совести, учатся анализировать ситуации и определять — к добру или к злу и правильно принимать решения. Материал для урока, по мнению автора, лучше подбирать близкий к эмоциональному опыту учеников, а жизненные ситуации должны обсуждаться на уроках. Только при опоре на реальный опыт, такие уроки приносят пользу. Домашние задания рекомендуется выполнять вместе с родителями; помогая детям составить древо семьи, рассказать о традициях своей семьи, знаменитых родственниках, родители становятся полноправными участниками образователь-- ного процесса: ученик — родитель — учитель. Учебные ситуации в рамках нового учебного предмета способны создавать условия для нравственного выбора, для равноправного диалога между учениками, родителями и педагогами, та самая педагогика сотрудничества и взаимной поддержки в понимании самых важных и трудных вопросов о смысле человеческой жизни, ее духовных основах. А чтобы сохранить традиции наших пред-

ков, сохранить свое национальное и культурное своеобразие, по мнению автора, такой способ донести это до наших детей и родителей является рациональным. Вопросы адаптации становятся актуальными в сфере образования не только детей, но и взрослых. Сложным является период перехода школьников из начальной в среднюю школу: предметное обучение, усложнение учебного материала, увеличение учительского состава. Автор считает, что урок «Основы светской этики», который продолжают изучать ученики в 5-м классе со своим первым учителем, способствует сглаживанию этого адаптационного процесса. Для родителей процесс адаптации больше психологическая, чем педагогическая проблема, которую легче решить с первым учителем ребенка. Сегодняшние родители, являющиеся носителями пропагандируемых представлений прежней социальной системы..., испытывают сложности в подготовке детей к жизни в новом обществе. и часто сами дети выступают воспитателями своих родителей6. Например, по теме «Добродетель и порок» бурное обсуждение вызвала ситуация, рассказанная одним из учеников. Внук занял место в трамвае своей бабушке, но стоявшая рядом пожилая женщина подумала, что предложили сесть ей. Поблагодарив мальчика, она заняла это место. Это добродетель или обстоятельства? Всегда ли нужно подчиняться обстоятельствам или важнее отстаивать собственную позицию? Обсуждение затяну-

лось, но стремление к добрым поступкам прослеживалось во всех высказываниях учеников.

В современной школе сосредотачивается не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и духовно-нравственного состояния общества. Результатом работы по реализации духовно-нравственного воспитания школьников является осознание ими тех базовых духовно-нравственных качеств, которые мы пытаемся воспитывать: межнациональная толерантность, порядочность, щедрость души, сопереживание, сочувствие, послушание, почитание родителей, учителей, взрослых. Это подготовит детей к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями, поможет им оптимистически воспринимать жизнь, научит их коллективизму и твердому стремлению сделать нашу страну лучше, а новый урок в расписании поможет в этом. ^

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» приказ № 271 от 04.02.2010 г.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. 2009. № 9. С. 15-21.

3. Лихачев Б. Т Философия воспитания. — М.: Прометей МГПУ им. В. И. Ленина, 1995. С. 282.

4. Каптеров П. Ф. Детская и педагогическая психология. - Воронеж: ООО НПО «МОДЭК», 1999. С. 299.

5. Цукерман Г. А. Десяти — двенадцатилетние школьники: «Ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17-31.

6. Сидорова О. А. Влияние контекста семейных отношений на успешность адаптации ребенка в школе // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 1 (19) январь. С. 163.

Сегодняшние родители, являющиеся носителями пропагандируемых представлений

прежней социальной системы, испытывают сложности в подготовке детей к жизни в новом обществе

и часто сами дети выступают воспитателями своих родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.