В статье рассматриваются особенности психологического сопровождения процесса адаптации подростков к новым условиям обучения в условиях старшей школы.
Милованова Оксана Николаевна,
педагог-психолог Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия города Лабытнанги
ЯНАО г. Лабытнанги
АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Что нужно учитывать при определении уровня адаптации подростков к новым условиям обучения в старшей школе?
Ключевые слова: подростковый период; школьная адаптация; дезадаптация; школьная тревожность; тип школьной мотивации.
Проблема адаптации человека к социуму занимает существенное место во всех психологических теориях. При этом само понятие адаптации может рассматриваться в различных аспектах: как процесс приспособления человека к условиям внешней среды и как результат этого процесса, характеризующий устойчивость и уровень приспособления к этой среде.
Учащиеся 10 класса - старшие подростки. С переходом в старшее подростничество состояние и поведение подростка меняется, он делается степеннее, рассудительнее, целеустремленнее. Старший подросток отличается от младшего тем, что перестал метаться, уединяться, замыкаться в себе, уже «перестрадал» неопределенность своего социального статуса, когда считал себя уже не ребенком. В общем, прошла пора острых переживаний по этому поводу и настало время сосредоточится на делах взрослых - на поиске реального места в жизни, выбора достойных жизненных ценностей, определения критериев будущего благополучия, включая профессиональную ориентацию. Этот переход определяется в смене ведущей деятельности - от интимно-личностного общения - к учебно-профессиональной деятельности, от подростковых мечтаний - к реальным и посильным делам. Современные учащиеся старших классов понимают, что в рыночных условиях необходимо быть востребованным на рынке труда. Основными новообразованиями старших школьников являются формирование потребности в самореализации и самоактуализации.
Школьная адаптация это особый тип формирования процессов социального развития личности, умение приспособится к новым условиям школьной жизни. У старших подростков адаптация при переходе на третью ступень обучения проходит не так сложно как при переходе на 2 ступень обучения. Так как в большинстве случаев это их осознанный выбор про-
должения образования. Школьная деятельность объединяет два процесса: собственно обучение и школьную социализацию (включение в коллектив, систему школьных межличностных отношений), при нарушении которых формируется особая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, получившей название школьной дезадаптации
Можно сказать, что дезадаптация есть «несоответствие», отражающее различные формы невозможности для личности определить свое место в пространстве школьного обучения, на котором он может быть принят таким, как он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации. Затруднения, часто возникающие в обучении, скрытые и явные конфликты в общении, различные формы асоциального поведения - все это свидетельствует о плохом приспособлении ребенка к условиям школьного обучения и является препятствием для развития познавательных процессов в целом.
Таким образом, критериями проявления школьной дезадаптации могут быть:
• не успешность в обучении;
• систематическое нарушение поведения в среде образовательного учреждения;
• нарушения личностного характера - эмоционально-личностного отношения к обучению «личностный компонент»;
• нарушения психосоматического здоровья;
Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании
жизненных перспектив. Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
Учитывая, факторы, приводящие к дезадаптации и тот факт, что в этом году набор 10-ти классников осуществлялся исключительно обучающимися Гимназии, и на уровень их адаптации не оказывают влияние такие факторы как приспособление к новому месту учебы, к новым учителям, к кабинетной системе; для определения уровня адаптации при переходе на 3 ступень обучения мы посчитали целесообразным провести диагностику самооценки, школьной тревожности (Филипса), самочувствия активности настроения, определения типа школьной мотивации, и анкетирование, с целью определения отношения обучающихся к школе и школьной жизни.
Важным регулятором поведения личности является уровень развития ее самооценки. У людей с завышенной самооценкой может наблюдаться некритичность к себе, тенденция брать на себя задачи, превышающие их возможности, склонность к риску. Взрослому в этой ситуации важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и не успешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования.
Результаты диагностирования самооценки обучающихся 10 класса показали, что:
• Высокий уровень самооценки имеют 21% обучающихся;
• выше среднего - 65 % обучающихся;
• средний уровень развития самооценки имеют 14%.
Обучающиеся с низким и завышенным уровнем самооценки отсутствуют.
Понятием «тревожность» обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Тревожность в подростковом возрасте может стать личностной особенностью. Тревожность часто приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги дети, как правило, переживают не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.
Результаты диагностики тревожности учащихся 10 класса показывают, что:
• 81%обучающихся имеют низкий уровень тревожности;
• 13% обучающихся имеют уровень тревожности ниже среднего;
• 6% обучающихся имеет повышенный уровень тревожности.
Общая тревожность учащихся 10 класса низкая, что говорит о том, что общее эмоциональное состо-
яние детей, связанное с различными формами его включения в жизнь школы положительное. Отсутствует отрицательный эмоциональный фон развития социальных контактов, отношений со взрослыми и со сверстниками. Дети направлены на достижение успеха, их отличает высокая приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера. Отсутствует состояние тревоги в ситуации проверки знаний, достижений, возможностей. Низкая ориентации на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей.
Важным показателем успешной адаптации является его самочувствие, активность, настроение в стенах школы. Результаты диагностики САН показывают, что общие показатели самочувствия, активности, настроения равны С-5,3; А-4,6; Н-5,4. Это говорит о положительном эмоциональном фоне самочувствия и настроения детей.
Высокими показателями самочувствия, активности, настроения отличаются 75% обучающихся. Общий эмоциональный фон слегка снижен у 25% обучающихся.
Вопрос мотивации при переходе в старшее звено не теряет своей актуальности. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, а что же все-таки способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтобы преодолеть снижение успеваемости.
Проведенное исследование показало, что ведущим мотивом для обучающихся 10 класса является мотив «осознание социальной необходимости», это говорит о том, что учащиеся начинают лучше учиться, когда четко осознают, как это конкретное знание может пригодиться им в будущем - для поступления в ВУЗ, получения хорошей профессии, работы и т.д. Ну и, безусловно прогнозируемым для подростков был высокий балл по шкале «общение» - это говорит о возможности включения как можно большего количества интерактивных, коммуникативных методов обучения (групповой работы, дискуссий и т.п.). Рейтинг ведущих мотивов представлен в диаграмме:
Рейтинг типов учебной мотивации
Наименее значимыми являются:
• Мотивы достижения
• Внеучебная школьная мотивация
от теории к практике^реализациифгосвторого поколения
Сравнительные результаты САН
-♦— САН ноябрь -■— САН апрель
Сравнительные результаты самооценки
80
60
40
20
0
в
-1---------------------------------(
□ высокий
■ выше среднего
□ средний
□ низкий
диаграмма 2
Показатели престижности учения в семье значительно выше показателя престижности учения в классе. Можно отметить значительное влияние семьи и школы и слабое влияние одноклассников на школьную мотивацию учащихся. То есть, иначе говоря, большинство из них начинает учиться лучше, когда получает за это «положительное подкрепление» от родителей и учителей, а одобрение одноклассников не влияет на уровень школьной мотивации. Важной движущей силой является мотив «боязнь наказания со стороны школы и со стороны родителей».
По результатам анкетирования отношения к школьной жизни можно сделать вывод о положительном отношении учащихся 10 класса к школе и школьной жизни т.к.:
• 94% обучающихся гордятся тем, что учатся именно в этой школе;
• 69% - что им каждый день приятно вновь увидеть знакомые лица учителей и ребят, в классе они всегда могут высказать свое мнение;
• 56% обучающихся считают, что у них есть любимый школьный предмет;
Результаты анкетирования «Мое отношение к школе» по методике незаконченных предложений говорят о том, что дети ценят свою школу за то, что здесь красиво, хорошие и понимающие учителя и люди, созданы условия для получения образования. В школе для детей ценно общение с друзьями, возможность высказать свое мнение. Дети знают, что в школе при-
ветствуется знания, положительное отношение к учебе, положительные личностные качества, порицаются безделье, плохие привычки.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что:
• высокий уровень адаптации имеют - 78% обучающихся;
• выше среднего - 19% обучающихся;
• средний уровень - 13% обучающихся.
Аналогичное исследование проведено в конце
учебного года. Результаты повторного диагностирования уровня адаптации 10-ти классников показывают, что:
• 75% обучающихся имеют положительный эмоциональный фон;
• общий эмоциональный фон повысился у 50% обучающихся, произошло снижение общего эмоционального фона у 37%, эмоциональный фон остался прежним у 13% (график 1);
• уровень самооценки у всех обучающихся остался неизменным (диаграмма 2);
• 67 % обучающихся проявляют устойчивость нервной системы; имеют высокий уровень адаптационных возможностей.
Полученные результаты позволяют сделать вывод об успешной адаптации подростков и возможности ребенка реализовать свои способности в процессе обучения на 3 ступени.