Научная статья на тему 'Адаптация первокурсников к обучению в вузе средствами учебной деятельности: опыт внедрения программы «Учись учиться» в институте педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова'

Адаптация первокурсников к обучению в вузе средствами учебной деятельности: опыт внедрения программы «Учись учиться» в институте педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТ-ПЕРВОКУРСНИК / УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / ADAPTATION / FIRST YEAR STUDENT / STUDYING ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцова Анна Валерьевна

В статье представлены основное содержании и структура адаптационной программы для первокурсников «Учись учиться». Описаны цели и задачи программы, содержание учебных занятий, система оценки учебных достижений студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронцова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

First-year-students adaptation to studying in higher education institution by means of learning activity: program Learn learning putting forward experience in Nekrasov Kostroma State University pedagogy and psychology institute

Adaptational program Learn learning for firstyearstudents basic content and structure are presented in the article. The programs aims and tasks, studies content, students studying achievements marks system are described.

Текст научной работы на тему «Адаптация первокурсников к обучению в вузе средствами учебной деятельности: опыт внедрения программы «Учись учиться» в институте педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова»

УДК 378

Воронцова Анна Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

annavorontsova@ksu.edu.ru

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ» В ИНСТИТУТЕ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КГУ ИМ.Н.А. НЕКРАСОВА

В статье представлены основное содержании и структура адаптационной программы для первокурсников «Учись учиться». Описаны цели и задачи программы, содержание учебных занятий, система оценки учебных достижений студентов.

Ключевые слова: адаптация, студент-первокурсник, учебные умения.

В современном гуманитарном знании социальная адаптация понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующи-ми системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга

Следовательно, существуют две основные стратегии регулирования адаптационных процессов - влияние на среду с целью изменить ее таким образом, чтобы она стала благоприятной для новых членов и влияние на личность с целью развития ее адаптационного потенциала. Процессы адаптации развиваются наиболее интенсивно в период изменения жизненной ситуации человека, включения в новую социальную среды, освоения новых ролей. Таким периодом является и начало обучения в вузе.

Требования к студенту в высшем учебном заведении гораздо выше, чем к старшекласснику в школе. Первокурсник должен освоить новые формы, методы, приемы учебной деятельности. Часто это вызывает затруднения. Для их выявления нами использовался метод опроса. Респон-дентскими группами стали преподаватели, студенты-первокурсники, кураторы.

Преподаватели отмечают, что наибольшие трудности вызывают у студентов-первокурсни-ков:

- организация самостоятельной работы (определение временных затрат, построение алгоритма будущей деятельности, подбор эффективных путей решения задач, самоконтроль и самодисциплина);

- овладение конкретными приемами учебной деятельности (например, реферирования, конспектирования, составления списков литературы);

- ориентация в информационной среде вуза и в более широких информационных системах (неумение работать с библиотечными каталогами, получать достоверную и полезную информацию, используя ресурсы Интернет);

- публичные выступления и в целом построение грамотной и аргументированной речи;

- аналитическая обработка информации (неспособность отделить главное от второстепенного, структурировать материал).

Опрос студентов показал, что существует некоторая зависимость между степенью осознания проблем и уровнем успешности студента. Первокурсники, более эффективные в учебной деятельности более четко видят свои проблемы, а, следовательно, обладают значительно большим потенциалом для их разрешения. Это привело нас к заключению, что в содержание факультативных дисциплин необходимо включить «выравнива.ю-щий» курс, обучающий студентов основам эффективной учебной деятельности и научной организации труда.

Нами была создана программа «Учись учиться», которая включала в себя несколько содержательных блоков: I блок - серия встреч с преподавателями и кураторами первокурсников, которые были организованы учебно-методической комиссией института и приняли форму методических семинаров; II блок - серия обучающих занятий со студентами-первокурсниками, которые проводились специалистами образовательной службы института, кураторами, преподавателями, сотрудниками различных подразделений университета; III блок - освоение студентами-первокурсниками среды института педагогики и психологии посредством включения их в разноплановую, организуемую в ней деятельность.

© Воронцова А.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

87

Программа реализуется в течение первого курса обучения. Работа с преподавателями организуется в марте-июне учебного года, предшествующего реализации программы. Остановимся на содержании адаптационной программы для первокурсников, которая с 2011-2012 учебного года включена в состав факультативных дисциплин большинства направлений подготовки Института педагогики и психологии.

Учебные занятия со студентами-первокурс-никами по программе «Учись учиться» организуются в течение первого семестра обучения.

Среди задач, которые были поставлены нами в процессе реализации программы были:

- обучающие - освоение студентами знаний в сфере эффективной организации учебной деятельности;

- развивающие - формирование универсальных умений учебной деятельности, значительно повышающих эффективность обучения;

- воспитательные - создание условий для формирования положительного отношения студен-тов-первокурсников к учебной деятельности как значимому виду труда.

Мы предполагаем, что в результате участия в занятиях, предусмотренных программой, студент первокурсник будет:

1. Знать:

- основные приемы скоростного конспектирования, в том числе структурирования и организации конспекта, компрессии текста, фраз, слов;

- особенности реферирования в отличие от конспектирования, аннотирования и т.д., основные принципы составления рефератов;

- правила осознанного запоминания учебного материала;

- основные требования к оформлению письменных учебных работ.

2. Уметь:

- конспектировать;

- реферировать;

- осознанно запоминать завершенные части учебного материала;

- правильно оформлять учебные работы.

Кроме того, занятия программы будут способствовать формирования некоторых общекультурных компетенций:

- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12) (из ФГОС ВПО направления подготовки «Социальная работа»).

В содержание программы входят четыре занятия.

1. Развитие умений скоростного конспектирования. Общие требования к конспекту. Организация конспекта: структура конспекта, использование цвета при работе с конспектом. Приемы скоростной записи слов: усечение слов, иероглифическое письмо, аббревиатура, использование знаков и символов других языков или из других областей знания. Скоростное конспектирование фраз, компрессия текста.

2. Развитие умений запоминания учебного материала. Улучшение запоминания при обычном чтении. Четырехступенчатый метод запоминания учебного материала. Метод ключевых слов. Метод пространственного маркирования.

3. Развитие умений реферирования. Основные требования к реферату. Отличия реферативной работы от конспектирования и аннотирования. Основная цель реферирования. Структурносмысловые компоненты текста и их назначение. Ключевые слова и предложения, компрессия текста с помощью выделения ключевых слов. Перефразирование и объединение смысловых частей как прием реферирования.

4. Оформление учебной работы. Структура учебного текста и требования к ее компонентам. Оформление учебной литературы. Требования к оформлению текста с помощью персонального компьютера.

Итоговый зачет студент получает на основании результатов индивидуального кумулятивного индекса:

- присутствие на учебном занятии - 1 балл каждое занятие (макс. - 9 баллов);

- активная работа на учебном занятии - 5 баллов (макс. - 45 баллов);

- качественное выполнение письменных заданий - 5 баллов (макс. - 40 баллов);

- качественный устный ответ - 10 баллов (макс. - 60 баллов).

88

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Зачетный порог составляет 80 баллов в сумме по всем формам работы.

В это время преподаватели используют приемы, которые изучаются студентами в рамках программы, в процессе изучения других дисциплин. Сочетание контекстного обучения со специальными занятиями позволяет увеличивать эффективность программы адаптации.

Третий блок нашей программы связан с изменением среды института. Мы включаем первокурсников в новое социальное окружение с помощью совокупности событий, которая носит название «Фестиваль фестивалей». Внеучебная деятельность отличается большей степенью свободы содержания и вариативностью. Она позво-

ляет дополнить возможности обязательных учебных занятий, индивидуализировать процесс адаптации, помочь студенту найти свою социальную нишу.

Программа завершается итоговой диагностикой. Мы используем те же диагностические методики, что и в начале года и сравниваем полученные данные. Можно утверждать, что в группах студентов, в которых реализовалась программа уровень адаптированности у учебной деятельности и учебной успешности выше, чем среди студентов с которыми целенаправленная адаптационная работа не проводилась. Результаты помогают изменить содержание и формы программы следующего года.

УДК 37.013

Гонеев Александр Дмитриевич

доктор педагогических наук, профессор Курский государственный университет kurskgu@kursk-uni. т

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМ И ДЕВИАНТНЫМ ПОДРОСТКАМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье приводятся и обсуждаются результаты исследования толерантного взаимодействия в коррекционно-педагогической работе с подростками с девиантным поведением

Ключевые слова: толерантность, профессиональная подготовка, эмпатия, рефлексия.

Необходимость разработки проблемы подготовки учителя к толерантному взаимоотношению в коррекционнопедагогической деятельности с подростками с отклоняющимся поведением обусловлено рядом обстоятельств. Сохраняющаяся нестабильность социально-экономической ситуации, незавершенность демократических преобразований в обществе, ослабление позиций социальных институтов в воспитательной работе с детьми и подростками провоцируют деформацию морального сознания, девальвацию идеалов и нравственных ценностей, усиливают девиацию в поведении несовершеннолетних.

Существующая же двухуровневая система профессионально-педагогической подготовки учителя слабо учитывает изменения, происходящие в социокультурной сфере общества. Она пока не обеспечивает достаточного уровня формирования профессионально-личностной и процессуальной готовности учителя к толерантному взаи-

моотношению в коррекционно-педагогической деятельности с различными категориями детей и подростков. Вместе с тем, изменение социально-педагогической ситуации в стране, гуманизация общего образования привели к необходимости пересмотра и поиска новых концептуальных подходов к превентивной и коррекционно-педагогической деятельности с данной категорией детей. На смену административно-карательной концепции в работе с подростками пришла охранно-защитная парадигма, в основе которой лежат принципы принятия ребенка как данности, уважения его индивидуальности, учета характера становления, развития и формирования его личности, т.е. принципов педагогики толерантности.

Толерантность во взаимоотношении учителя и подростков с девиантным поведением в коррекционно-педагогической деятельности рассматривается нами как свойство личности, актуализирующееся в ситуации несовпадения их взглядов, мнений, оценок поведения и проявляющее-

© Гонеев А.Д., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.