Научная статья на тему 'Адаптация муниципальной службы Республики Крым в правовое поле России (на примере муниципального образования «Администрация Бахчисарайского района»)'

Адаптация муниципальной службы Республики Крым в правовое поле России (на примере муниципального образования «Администрация Бахчисарайского района») Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
486
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / MUNICIPAL SERVICE / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / PERSONNEL POLICY / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / PUBLIC OPINION POLL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бушуева Н.И., Лакшин М.И.

В статье исследуется механизм внедрения муниципальной службы в Республике Крым после воссоединения с Российской Федерацией. Проведено социологическое исследование для разработки мероприятий по эффективному управлению муниципальной службой, дальнейшего усовершенствования кадровой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF MUNICIPAL SERVICE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA IN THE LEGAL FIELD OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE MUNICIPALITY "THE ADMINISTRATION OF THE BAKHCHSARAI AREA")

The article explores the mechanism of implementation of municipal service in the Republic of Crimea after its reunification with the Russian Federation. Sociological research to design interventions for the effective management of municipal service and further improvements of personnel work.

Текст научной работы на тему «Адаптация муниципальной службы Республики Крым в правовое поле России (на примере муниципального образования «Администрация Бахчисарайского района»)»

АДАПТАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В ПРАВОВОЕ ПОЛЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АДМИНИСТРАЦИЯ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА»)

ADAPTATION OF MUNICIPAL SERVICE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA IN THE LEGAL FIELD OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE MUNICIPALITY "THE ADMINISTRATION OF THE BAKHCHSARAI AREA")

Бушуева Н.И.

студент 333 группы заочного обучения по магистерской программе факультета государственного и муниципального управления

ЮРИУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Bushueva N. I.

student group 333 distance learning

master's programme

of the faculty of state and municipal

management

RANEPA

Лакшин М.И. к.э.н., профессор ЮРИУ РАНХИГС

В статье исследуется механизм внедрения муниципальной службы в Республике Крым после воссоединения с Российской Федерацией. Проведено социологическое исследование для разработки мероприятий по эффективному управлению муниципальной службой, дальнейшего усовершенствования кадровой работы.

Ключевые слова: законодательство, муниципальная служба, кадровая политика, социологический опрос.

The article explores the mechanism of implementation of municipal service in the Republic of Crimea after its reunification with the Russian Federation. Sociological research to design interventions for the effective management of municipal service and further improvements of personnel work. Key words: legislation, municipal service, personnel policy, public opinion poll.

После вхождения Крыма в состав России, создания муниципального образования Республика Крым в составе Южного федерального округа появилась необходимость создания, или реформирования всех институтов гражданского общества и скорейшая интеграция их в правовое пространство Российской Федерации. В том числе создание муниципальной службы. Для Крыма это являлось новым понятием, так как в Украине муниципальная служба отсутствует. Парламентом Республики Крым были разработаны и приняты нормативно-правовые акты, касающиеся кадровых вопросов муниципальной службы. 11 апреля 2014 года Государственный совет Республики Крым принял Конституцию Республики. Этот базовый законодательный акт разработан на основании Конституции Российской Федерации с учетом особенностей Крымского региона. Закон Республики Крым «О государственной гражданской службе Республики Крым» принят 21 мая 2014 года. Данный закон регулирует вопросы организации

государственной гражданской службы в Республике Крым. Характерной особенностью крымского закона, в сравнении с указом Президента РФ «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» № 1131 от 27.09.2005 г., является пункт о стажировке «К лицам, успешно прошедшим в установленном порядке стажировку в Администрации Главы Республики Крым, аппаратах Государственного Совета Республики Крым и Совета министров Республики Крым, контрольно-счетном органе Республики Крым, в Управлении делами Государственного Совета Республики Крым, в органах исполнительной власти Республики Крым и поступающим по окончании стажировки на гражданскую службу на данные должности гражданской службы, требования к стажу не предъявляются». Закон Республики Крым «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Республики Крым» принят 21 мая 2014 года. Данный закон устанавливает порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Республики Крым. Данный закон разработан в соответствии с Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 113 (ред. от 30.09.2013) "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим". Отличительной особенностью крымского закона является глава 7, связанная со спецификой региона «Присвоение классных чинов лицам, которые являлись государственными служащими на момент вступления в силу Закона Республики Крым "О государственной гражданской службе Республики Крым", назначаются на должности государственной гражданской службы». При переходе Крыма в состав Российской Федерации большинство государственных служащих, имеющих чины согласно украинскому

законодательству, перешло на работу в государственные и муниципальные органы РФ, до 21 мая 2014 года (дата принятия закона). При этом присвоение классных чинов осуществлялось без учета испытательного срока.Присваивается, как правило, первый для этой группы должностей гражданской службы классный чин. Закон Республики Крым «О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Крым» был принят 21 мая 2014 года. Утвержден реестр должностей государственной гражданской службы Республики Крым. Закон Республики Крым «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Крым» принят 28 мая 2014 года, он определяет систему денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Крым. Закон Республики Крым «О противодействии коррупции в Республике Крым» принят 22 июля 2014 года, настоящий Закон определяет задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в Республике Крым, опирается на Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Следует отметить, что уровень коррупции в Крыму очень высок. За последние два года в Крыму зарегистрировано 700 преступлений коррупционной направленности, из них 17 % - нецелевое использование бюджетных средств. Для справки, за 2014 год по Российской Федерации зарегистрировано около 10 тысяч коррупционных преступлений. С занимаемых постов были освобождены 60 чиновников, в том числе несколько министров. Проведенные социологические опросы в Крыму показали, что более трети граждан сталкивались за год с коррупцией власти. Основной причинойвысокого уровня коррупции в Крыму является то, что большинство чиновников работало в органах власти Украины, где количество уголовных преследований за коррупционные деяния значительно ниже, чем в России.

Разработка концепции кадровой политики муниципальной службы с чистого листа дает Крыму уникальный шанс учесть ошибки становления муниципальной службы России, безболезненно внедрить передовой опыт других субъектов Российской Федерации и стать флагманом в данной сфере. Одним из направлений совершенствования и развития кадровой политики является учет общественного мнения о работе муниципальных подразделений, направлений деятельности, результатах работы. Подобные опросы проводятся в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городскихокругови муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Постановления Совета министров Республики Крым от 07 октября 2014 года № 367 «О внедрении проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Крым», Указа Главы Республики Крым от 15 декабря 2014 года № 511-У «О некоторых вопросах организации и проведения опросов населения Республики Крым с использованием IT-технологий для оценки эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений».

В 2015 году на территории Республики Крым проведено исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) «Республика Крым в составе Российской Федерации: год спустя». В рамках

исследования населениемРеспублики определена оценка деятельности исполнительных органов власти Крыма. В выборке участвовали 1600 респондентов. Результаты опроса вошли в доклад Главы Республики Крым и Председателя Совета министров Республики Крым Аксенова С.В. «О фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым за 2014 год», показатель № 11.

С целью совершенствования методов работы с кадрами муниципальной службы, повышения качества оказываемых услуг на территории муниципального образования Бахчисарайский район нами был проведен социологический опрос жителей о работе Администрации Бахчисарайского района. Нами были опрошены 30 жителей района, из которых 7 индивидуальных предпринимателя, 3 директора предприятия, 2 инженера, пенсионеры, медработники, учителя, бухгалтеры. Основная часть вопросов касалась доступности и качества предоставляемых услуг, информированности населения, работы кадровой службы администрации. Были охвачены все возрастные категории взрослого населения района. Большинство опрошенных граждан имеют высшее образование (73 %). Предпочтение при выборе респондентов отдавалось активной части населения (индивидуальные предприниматели, директора предприятий, инженеры, учителя, врачи). 57 % опрошенных информированы о работе администрации и порядке предоставления услуг.70 % респондентов считают, что условия оказания услуг доступны для людей. Из них 13 % - доступны для всех, 30 % - доступны, 27 % - скорее доступны, чем не доступны. 23 % считают, что услуги администрации района недоступны, из них 17 % -скорее недоступны, чем доступны, 3 % - недоступны, 3 % - совсем не доступны, 7 % затрудняются ответить.

Считают персонал администрации компетентным 63 % анкетируемых. Из них 3 % отмечают высокий профессионализм и компетентность, 27 % -компетентен, достаточно профессионален, 33 % - скорее компетентен. Только 20 % опрошенных считают персонал некомпетентным. Из них 3 % -скорее некомпетентен, 17 % - не компетентен, 17 % затрудняются ответить.

Значительная часть опрошенных (80 %), считают сотрудников администрации вежливыми и доброжелательными. Из них 10 % - всегда и в любой ситуации, 23 % - да, 47 % - скорее да. 17 % граждан считают сотрудников администрации не вежливыми и не доброжелательными. Из них 7 % скорее нет, чем да, 7 % - нет , 3 % - абсолютно нет, 3 % затрудняются ответить.

Качество предоставляемых муниципальным органом управления услуг удовлетворяет 83% респондентов. Из них 13 % отмечают очень высокое качество, 27 % - высокое, 43 % - скорее высокое. 13 % опрошенных не удовлетворяет качество предоставляемых услуг. Из них 10 % скорее не удовлетворяет, 3 % - не удовлетворяет. 3 % затруднились ответить.

Ни один из опрошенных граждан не считает заработную плату в администрации очень высокой. 10 % из них уверены, что заработная плата муниципальных служащих достаточно высока, 37 % считают, что уровень заработной платы средний, а 33 % - низкий, 13 % - очень низкий, при этом только 7 % опрошенных затруднились ответить.

Более трети респондентов (37 %) считают, что «статус» является основной причиной, по которым муниципальные служащие работают в данном учреждении, «гарантию социальной и экономической стабильности» назвали 23 % опрошенных граждан. И только 10 % считают, что основная причина работы на муниципальной службе - это «деньги». Для повышения качества работы муниципальных служащих, по мнению респондентов, должны быть усилены следующие компоненты: финансовая мотивация

служащих (повышение зарплаты, премии за добросовестный труд, и т.д.) -считают 53 % респондентов; идеологическая мотивация (повышение престижа работы, конкурс на лучшего сотрудника, доска почета и т.д.) - 7 % опрошенных; общественный контроль за деятельностью служащих - 33 % анкетируемых; административное наказание - 33 %; снижение нагрузки на служащих считают целесообразным 10 %; повышение материального обеспечения рабочего места (новое программное обеспечение, более мощная оргтехника и т.д.) - 0 %; по мнению 7 % респондентов, муниципальным служащим необходимо регулярное повышение квалификации; замену на более компетентных сотрудников предпочитают 40 % опрошенных жителей района.

На основе опроса, опираясь на мнения большинства респондентов, можно составить портрет Администрации Бахчисарайского района и муниципальных служащих учреждения.

Граждане информированы о работе администрации и порядке предоставления услуг (57 %), услуги доступны для людей (70 %), они качественные (83 %), заработная плата сотрудников средняя (37 %), уровень коррупции низкий (77 %), основной вид коррупции - взятки (60 %), на работу в администрацию устроится не сложно (33 %).

Сотрудники администрации компетентны (63 %), вежливы и доброжелательны (80 %), основная причина их работы в данном учреждении - статус (37 %), для повышения качества их работы необходима финансовая мотивация (53 %).

В целом мы видим положительный имидж муниципального служащего. Государственная служба в современной России нацелена на служение государству и обществу, народу [6, стр. 522]. Поэтому положительные отзывы о работе муниципального органа со стороны граждан являются не только главной оценкой работы подразделения, но и основным вектором

развития и совершенствования. Для работы в этом направлении существует 5 основных механизмов кадровой работы: нормативно-правовой, организационный, учебно-методический, научно-исследовательский, финансово-экономический[6, стр. 393]. На местном уровне наиболее осуществимы и менее затратны два из них - организационный и учебно-методический.

Опираясь на опрос, используя выбранные механизмы кадровой работы, можно сформулировать основные рекомендации по улучшению кадровой политики в исследуемом муниципальном образовании:

- повышение уровня профессионализма сотрудников. Организация курсов повышения квалификации, проведение семинаров, диспутов, разработка методических рекомендаций.

- повышение моральных и этических качеств муниципального служащего. Внедрение и контроль за соблюдением кодекса этики, дресс-кода. В обыденном сознании населения часто именно нравственные качества представителей государственной и муниципальной службы определяют отношение к оценке работы государственного органа власти и управления, а профессиональные и деловые качества учитываются слабее из-за незнания всей специфики деятельности этих органов и их должностных лиц. Особо следует подчеркнуть, что эффективная работа и нормальные взаимоотношения органов власти с потребителями государственных услуг находятся в прямой зависимости от состояния нравственности служащих [8, стр. 75].

- привлечение на работу молодых перспективных специалистов, а также проведение полной всесторонней оценки профессионального уровня муниципальных служащих. Необходимо использование широкого спектра методов оценки профессиональных и личностных качеств служащих или кандидатов на должности [8, стр. 9]. Организация практик для студентов

старших курсов профильных ВУЗов, дни открытых дверей для студентов, проведение тренингов, ярмарок вакансий. Более широкое освещение информации о существующих в администрации вакансиях. Согласно опроса, только 33 % респондентов считают, что на работу в администрацию района устроится не сложно. Хотя по данным центра занятости и сайта администрации на момент исследования существуют три вакансии.

- создание кадрового резерва.

- более полное и интересное для большинства жителей освещение деятельности муниципального органа. Прочность власти во многом определяется ее способностью функционировать в режиме открытой системы - государственному служащему мало быть профессионалом в своем деле, необходимо, чтобы он обладал еще и привлекательным имиджем. Утвердившееся среди населения мнение, что государство бессильно по отношению к населению на всех его уровнях, приводит к общественной апатии и равнодушию [8, стр. 53]. Существует официальный сайт администрации Бахчисарайского района, где отображена вся основная информация, однако только 57 % опрошенных граждан владеют этой информацией. Значит, необходимо внедрять и другие формы донесения информации в общество.

- основной причиной работы в муниципальном учреждении, по мнению 37 % опрошенных, является «статус». Значит, необходимо повышение статуса сотрудника муниципалитета посредством внедрения вышеперечисленных мероприятий, что также поможет привлечь на работу перспективных сотрудников.

Таким образом, в результате предложенных мероприятий последует повышение социальной эффективности управленческих процессов, что положительно скажется на эффективности кадровой работы и, как следствие, на развитие кадрового потенциала.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. М., 1996.

2. Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон.Российская газета. 1995.

3. О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. Парламентская газета. 2003.

4. О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. С. 3 РФ. 2004. № 31 ст. 3215.

5. Конституция Республики Крым.«Крымские известия». 2014, 12 апреля.

6. В.В.Черепанов. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб.пособие для студентов вузов, М.:ЮНИТА-ДАНА, Закон и право, 2008.

7. Охотский. Е.В. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации, М:РАГС,1998.

8. Совершенствование системы государственного управления: концепции, опыт, модели // сборник докладов в рамках II Национального форума «Государственная служба России: поиск эффективной модели (22 октября 2013 года»/ Ростов-на Дону, ЮРИУ РАНХиГС, 2014.

9. Портал Правительства Республики Крым [Электронный ресурс] http://rk.gov.ru/rus/opendata (Дата обращения 08.12.2015)

10. Портал Администрации Бахчисарайского района [Электронный ресурс] http://bahch.rk.gov.ru/rus/info.php?id=624036 (Дата обращения 08.12.2015)

11 .Портал ГКУ РК Центр занятости населения [Электронный ресурс]http://czrk.ru/vakansii.html (Дата обращения 08.12.2015)

\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.