Научная статья на тему 'Адаптация дизайн-образования к новым условиям'

Адаптация дизайн-образования к новым условиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙНЕР / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / DESIGN-EDUCATION / CREATIVE ACTIVITY / METHODS OF PROJECTING / OF PROJECTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафина Л. А.

Рассматриваются проблемы, основные задачи и направления развития дизайн-образования в современных условиях. Раскрываются основные аспекты проектного подхода в подготовке дизайнеров, специфика задач, стоящих перед преподавателями учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов творческих профессий. Определяется значение междисциплинарных связей в дизайн-образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describe the contemporary problems, basic questions and directions of development of design-education. There is presents the main aspects of projecting, peculiarity of design-education and the questions for teachers who preparing designer for the professional creative work. The article determinates importance of communications between different disciplines

Текст научной работы на тему «Адаптация дизайн-образования к новым условиям»

Л. А. Сафина

АДАПТАЦИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ

Ключевые слова: дизайнер, дизайн-образование, творческая деятельность, методы

проектирования, проектный подход.

Рассматриваются проблемы, основные задачи и направления развития дизайн-образования в современных условиях. Раскрываются основные аспекты проектного подхода в подготовке дизайнеров, специфика задач, стоящих перед преподавателями учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов творческих профессий. Определяется значение

междисциплинарных связей в дизайн-образовании.

Keywords:, design-education, creative activity, methods of projecting, of projecting.

The article describe the contemporary problems, basic questions and directions of development of design-education. There is presents the main aspects of projecting, peculiarity of design-education and the questions for teachers who preparing designer for the professional creative work. The article determinates importance of communications between different disciplines.

Возникновение дизайна, прежде всего, привязано к развитию массового производства - это примерно конец XIX века. Таким образом, корни этой профессиональной деятельности необходимо искать именно в производстве. Однако дизайн в России до сих пор развивается по самостоятельному, оторванному от производства пути. Выпускники дизайнерских вузов могут только надеяться, что они будут востребованы как специалисты на массовом производстве. Только самые удачливые или упорные остаются преданными своему начинанию и после окончания учебного заведения продолжают заниматься дизайном. Складывается практически революционная ситуация, т.к. налицо конфликт между потребностями производства и уровнем подготовки специалистов в учебных заведениях.

Возвращаясь к истокам возникновения дизайна как деятельности, в XIX веке дизайн зарождался на пересечении интересов машинного производства и эстетических установок общества, и причины его появления лежали в кризисной художественной ситуации в области формообразования предметного мира. Именно тогда выход из создавшейся ситуации стал возможен только при условии формирования нового вида деятельности, направленного на придание типовой промышленной продукции эстетических свойств, т.е. дизайна.

В настоящий момент пришло время соединить в очередной раз два распавшихся начала - эстетическую и производственную составляющие дизайна. Дизайн-образование в условиях упадка швейного и других видов производств оказалось оторванным от практики и в последние годы развивается по самостоятельному пути, уделяя большее внимание художественной составляющей учебного процесса. Например, уровень подготовки дизайнеров костюма позволяет отнести их в большей степени к иллюстраторам моды, нежели к ее создателям. Это высококлассные рисовальщики, создатели новых образов,

часто поражающие высоким уровнем креативности и изобразительного мастерства. Опираясь на данные наблюдений за развитием деятельности выпускников вузов, можно сделать вывод, что даже эти неоспоримые достоинства в большинстве случаях не гарантируют дизайнерам успех в профессиональной деятельности.

С одной стороны, дизайн-образование в области костюма не способно развиваться без четкого следования требованиям производства и потребительского рынка. С другой стороны, производство одежды в России не может развиваться без специалистов, готовых работать на современном производстве. Достижения равновесия в этой ситуации возможно, на наш взгляд, если дизайн-образование будет направлено на формирование у будущих специалистов проектного подхода к созданию объектов дизайна и в т.ч. одежды. Этот вывод подтверждает и исследование В.Л.Глазычева, где он делает вывод, что: «дизайн может выступать по отношению к производству как элемент системы управления производством...» По его мнению, высказанному на заседании ученого совета НИИ теории и истории искусства Российской Академии художеств: «Сейчас критический момент: или мы успеваем подхватить и усилить это явление, чтобы профессионализм не упал окончательно, или мы упускаем это из рук».

В отличие от профессиональной подготовки юристов, врачей и архитекторов, обучение промышленному дизайну не имеет общепринятой методики. В большинстве западных учебных заведений высоко ценят практическую подготовку, опираясь на принципы Европейского института дизайна (ЕИД) - стимулирование творчества студентов, использование современных технологий, актуальной информации, привлечение студентов к проектной работе. Проектный подход признан многими учебными заведениями основным условием для успешной реализации учебных программ и подготовки современных специалистов-дизайнеров.

Построение проектной деятельности опирается на три группы оснований: эмпирические, теоретические и методологические. Проектная деятельность опирается на специфические проектные знания, использует профессиональные средства проектирования и создает свой целостный продукт.

Главной задачей дизайн-образования является освоение студентами методов системного проектирования, направленных на получение инварианта целостного описания создаваемой системы (в частности коллекции моделей).

В традиционном представлении о проектировании производится «членение» процесса создания объекта дизайна. При этом подразумевается единство процессов и само деление носит характер произвольного упорядочения. Таким образом, проектный подход в обучении дизайнеров подразумевает освоение основных этапов процесса проектирования:

1. Осознание общественной потребности в разрабатываемом изделии.

2. Техническое задание на проектирование.

3. Анализ существующих дизайнерских решений, прогнозирование модных тенденций.

4. Разработка проектной концепции (образ потребителя).

5. Определение темы, содержания коллекции (формулировка темы, девиза, отражающего смысл коллекции).

6. Функциональный анализ (назначение коллекции).

7. Разработка ассортиментного ряда коллекции.

8. Эскизный проект (формообразование, разработка модельного ряда).

9. Техническое описание моделей (выполнение технических эскизов, описание внешнего вида моделей).

10. Конфекционирование (требования к свойствам материалов, подбор материалов основных и второстепенных).

11. Определение исходных данных для конструирования (выбор размерных характеристик и прибавок).

12. Технический проект (расчет и конструирование деталей).

13. Технологический проект (комплект лекал деталей, выбор методов и оборудования для технологической обработки).

14. Изготовление опытных образцов и калькуляция стоимости.

15. Представление коллекции.

16. Технологическая подготовка серийного производства.

17. Серийное производство изделия.

18. Организация сбыта продукции (реклама, мерчендайзинг).

Сегодня дизайн как синтетическая деятельность включает в себя, во-первых, творчество художника по моделированию изделия, т.е. создания «образа вещи», во-вторых, инженерное творчество, в-третьих, практическое решение замысла, т.е. воплощение в соответствующем материале. Из данного списка понятно, что проектный подход в дизайне одежды требует знаний из различных областей: маркетинга, социологии, психологии, экономики, изобразительного творчества, конструирования, технологии. Дизайнер должен знать все закономерности каждого вида деятельности с тем, чтобы создавать изделия, которые будут привлекательны для потребителя и экономически целесообразны для производителя.

Для реализации проектного подхода требуется создание в дизайн-образовании прочных междисциплинарных связей. Необходимо изменить и роль дизайнера-педагога, он должен быть не тем, кто осуществляет доступ к знанию, а тем, кто вдохновляет и облегчает ориентацию для более плодотворной практики. Обоснование специфических целей дизайн-обучения должно основываться на глубоком изучении дизайна как профессиональной деятельности. Именно специфика профессиональной деятельности должна оказывать влияние на выбор содержания и определение условий процесса обучения.

© Л. А. Сафина - канд. пед. наук, доцент кафедры дизайна КГТУ, cppkp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.