Адаптация детей с ограниченными возможностями как социокультурная проблема Текст научной статьи по специальности «Психология»

Научная статья на тему 'Адаптация детей с ограниченными возможностями как социокультурная проблема' по специальности 'Психология' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Журнал
Выпуск № 4 /
Коды
  • ГРНТИ: 15.81.21 — Педагогическая психология
  • ВАК РФ: 19.00.07
  • УДK: 159.9:37.015.3

Статистика по статье
  • 6105
    читатели
  • 556
    скачивания
  • 4
    в избранном
  • 2
    соц.сети

Ключевые слова
  • СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ
  • ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
  • РЕБЕНОК-ИНВАЛИД

Аннотация
научной статьи
по психологии, автор научной работы — Лапшина М. Ю.

В статье рассматриваются различные аспекты социокультур-ная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в современ-ных условиях: экономические, законодательные, культурные. Социально-культурная адаптация является базой социализации личности ребенка с огра-ниченными возможностями, его адаптации к активной творческой деятельно-сти и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации. Анализируются проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Научная статья по специальности "Педагогическая психология" из научного журнала "Мир современной науки", Лапшина М. Ю.

 
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Адаптация детей с ограниченными возможностями как социокультурная проблема". Научная статья по специальности "Педагогическая психология"

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Лапшина, М.Ю.,
студентка 5 курса историкофилологического факультета отделения культурологи,
ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»
Lapshina, M.Y.,
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях: экономические, законодательные, культурные. Социальнокультурная адаптация является базой социализации личности ребенка с ограниченными возможностями, его адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации.
Анализируются проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES AS A SOCIOCULTURAL PROBLEM
SUMMARY. The article discusses various aspects of socio-cultural adaptation of children with disabilities in modern terms: economic, legal, cultural. Socio-cultural adaptation is the basis of the socialization of the child with disabilities, adapting it to the creative activity and overall self-development, self-expression and selfrealization.
The problems of families with children with disabilities.
Ключевые слова: социокультурная адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная реабилитация, ребенок-инвалид.
Keywords: socio-cultural adaptation of the children with disabilities, social rehabilitation, the disabled child.
Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями в современном обществе не становится менее актуальной, ее злободневность только возрастает. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ограниченными возможностями, развитие которого отягощено неблагоприятными факторами, усугубляющими проблему социально-культурной дезадаптации.
В условиях кризиса всех сторон жизнедеятельности обостряются противоречия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
Это актуализирует необходимость научного осмысления, а также теоретического обоснования и практического развития условий и механизмов активизации социокультурных процессов в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Процессы социализации и адаптации в современном обществе объективно обусловлены тем обстоятельством, что российский социум переживает воздействие двух масштабных, но разнонаправленных тенденций. С одной стороны, продекларировано намерение развиваться в направлении демократизации, повышения значимости прав человека, становления гражданского общества. С другой стороны, объективные условия социального развития, примитивизация экономического базиса, хаотичность кризисных изменений, которые делают невозможной для индивидов задачу рационального приспособления к ним, приводят к тому, что адаптация для многих людей приобретает вынужденный характер, ее содержание минимально, она имеет целью выживание, а не развитие.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди них следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень медицины, и т.д. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы людей с ОВЗ, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходили в специальных интернатах, практически изолированно от общества.
В современном обществе происходит постепенное становление и усиление демократических эгалитарных установок, признание прав каждой личности, независимо от её физического, психического или интеллектуального состояния. Проявлениями этих тенденций является укоренение представлений о праве каждого ребенка воспитываться в семье (Конвенция о правах ребенка, 1989) и расширение инфраструктуры социально-реабилитационных учреждений в помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
В настоящее время «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей с ограниченными возможностями. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Хотелось бы заметить, что идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии, в отношении детей теперь нормой считается говорить не «инвалид», а «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья».
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, предпринимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленными к интеграции в социальнокультурную жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу [3, с. 25].
В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием
детей-инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений - реабилитационных центров, специальных коррекционных образовательных учреждений, позволяющих комплексно решать многие проблемы. Начала осуществляться подготовка высококвалифицированных специалистов, призванных обеспечивать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивноадаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями недостаточно эффективно решает их социальные проблемы и требует разработки нового подхода. Для повышения эффективности решения социальных проблем детей-инвалидов необходим пересмотр подходов к явлению детской инвалидности согласно сложившейся в регионах ситуации, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи, видов инвалидности и других факторов. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и ее стабильному функционированию [1, с. 4].
Включение детей, имеющих проблемы с физическим здоровьем, в социокультурную среду своей страны с целью их духовно-творческого развития, для ощущения себя полноправными членами общества, а не изгоями - задача не только родителей и медицинских работников, но и социальных педагогов и психологов, работников творческих, реабилитационно-педагогическх центров и культурно-досуговых учреждений.
Ученые, практики, специалисты (медики, психологи, учителя, социальные педагоги и социальные работники) заняты поиском путей и форм интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, возможностей их адаптации в большом и малом социумах. Семья остается одним из главных средств социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями, способным стимулировать процесс социализации и интеграции ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, в системе позитивного семейного общения обретает поддержку и опору. Дети и подростки с ограниченными возможностями относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе в решении вопросов досуга. Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности, с одной стороны, - возможной, а с другой, - как необходимой области социализации, самоутверждения и самореализации людей с частично ограниченными возможностями здоровья.
«Социокультурная адаптация личности» - это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения
посредством организации совместной деятельности (прежде всего, игровой, образовательной, трудовой и творческой).
Основной проблемой у детей с ограниченными возможностями, чаще всего фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений со сверстниками. Переоценка и недооценка своих собственных сил, способностей, положения в обществе у детей с ограниченными возможностями встречаются чаще, чем у обычных детей [4, с. 27].
Анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования, которая предполагает, что социокультурная и творческая среда обладают большими возможностями в создании эффективных условий для успешной адаптации детей, имеющих ограниченные возможности физического здоровья, в том случае, если:
• дети, имеющие ограниченные возможности физического здоровья, рассматриваются как равноправные члены общества;
• в семье и обществе нет предубеждения против больных детей, и они не находятся в позиции «изгои общества»;
• обучение, воспитание и творческое развитие детей-инвалидов и здоровых детей осуществляется в школьных, реабилитационно-педагогических учреждениях на основе принципа интеграции;
• дети с ограниченными возможностями физического здоровья имеют равные возможности в творческой самореализации;
• коррекционно-развивающая деятельность центров реабилитации осуществляется на основе новейших технологий, включающих современные методы, формы и средства работы с детьми-инвалидами.
Для выявления объективных закономерностей решения проблем социально-культурной адаптации необходимы достаточно продолжительные научные исследования.
Если речь идет о детях с ограниченными возможностями, то процессы их социализации и адаптации приобретают особенно сложный характер и требуют особенно сложных исследований. Люди, ставшие инвалидами в силу травмы или утраты здоровья, переживают деформацию какой-то уже сложившейся социальной ситуации и изменение уже сформировавшейся структуры личности, социальной роли и статуса. Дети, родившиеся с физическими, психическими и интеллектуальными отклонениями, формируют особый тип личности, по-своему адаптируются к социальной действительности, рассчитанной на «обычного», «типичного» индивида. Многие черты их характера, самоощущения, социальной роли создаются не под влиянием врожденного ограничения здоровья, а под влиянием факторов микро- или макроокружения.
Такие дети являются жертвой среди двух групп воздействующих условий: во-первых, среда их жизнедеятельности не приспособлена к проживанию и полноценному социальному развитию детей с особыми нуждами. Множество социальных барьеров мешает таким детям свободно передвигаться, полноценно воспринимать впечатления от действительности, осваивать необходимый объем социокультурной информации. В дальнейшем возникают ог-
раничения на получение полноценного образования, на доступ к профессии, препятствия для самообеспечения и самообслуживания.
В систему этих барьеров оказываются втянутыми также семьи детей-инвалидов, поскольку их выбор в пользу детей, воспитание ребенка дома, а не оставление его в государственном стационарном учреждении, становится практически непреодолимым препятствием для личностного развития, успешного профессионального и социального роста, обрекая семью на мало-обеспеченность и бесперспективность.
С другой стороны, дети-инвалиды являются жертвами субъективных суждений и психологических стереотипов общества, пока еще не воспитавшего в себе толерантность к своим «другим», нетипичным членам. Происходит стигматизация инвалидности, которая на социально-психологическом уровне выражается в чувстве жалости и снисходительной нетребовательности к детям-инвалидам. Такая позиция бывает присуща также семьям, в которых воспитываются эти дети; у них самих она формирует социальную безответственность, демотивирует усилия по личностному социальному росту, стремление к саморазвитию, полноценной интеграции в общество [2, с. 42].
Специалисты, работающие с детьми-инвалидами, далеко не всегда обладают достаточными знаниями, умениями и навыками в сфере социокультурной реабилитации. Их информированность относительно потенциала воздействия этих факторов на личность ребенка с «особыми нуждами» в период социализации далека от полноты. Кроме того, ограниченные социальные, экономические, технические и культурные ресурсы, которыми располагает система социальной реабилитации и социальной поддержки детей-инвалидов, нередко вынуждают руководителей и специалистов органов и учреждений социальной защиты осуществлять деятельность, направленную только на удовлетворение витальных потребностей детей-инвалидов, тем самым пренебрегая возможностью полноценного развития их личности.
Между тем, в ряде случаев разработка программ социокультурного реабилитационного воздействия на детей с ограниченными возможностями может быть осуществлена без привлечения больших финансовых средств, на существующей материально-технической базе, кадрами специалистов реабилитационных центров. Для того, чтобы реализовать такую возможность, необходимо исследование сущности, содержания и механизмов социализации в процессе социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Таким образом, чем активнее ребенок с ограниченными возможностями включается в социокультурную среду, тем меньше он «уходит в болезнь», меньше надеется на чью-то постороннюю помощь, а все больше привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на активное участие в общественной жизни, на собственные способности, на инициативность, находчивость, отзывчивость, на чуткость, честность и принципиальность.
Социально-культурная адаптация является базой социализации личности ребенка с ограниченными возможностями, его адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации.
Решение проблем социокультурной адаптации представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача любого цивилизованного общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова, Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии [Текст] / Л. И. Аксенова // Дефектология. - 1997. - №1. - С. 6.
2. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования. - М. - 1999. - № 3. - С. 60.
3. Дименштейн, Р.П., Кантор, П.Ю., Ларикова, И.В. «Особый» ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию [Текст] // Социально-педагогическая интеграция в России / под ред. А.А.Цыганок. - М. : Теревинф, 2006. - С. 71.
4. Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д.В. Зайцев // - Педагогика. - 2003. - №1. - С. 21-30.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх