Научная статья на тему 'Адаптация академического дирижерско-хорового образования к задачам регентского служения'

Адаптация академического дирижерско-хорового образования к задачам регентского служения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
509
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГЕНТСКОЕ ДЕЛО / ДИРИЖЕР / РЕГЕНТ / МЕТОД / CONDUCTING AND CHORAL EDUCATION / CHANTER WORK / CONDUCTOR / CHANTER / METHOD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малыгина Вера Александровна

Статья посвящена вопросам академического дирижерско-хорового образования и новым подходам в профессиональной подготовке будущих дирижеров-хормейстеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANTER WORK-ORIENTED CONDUCTING AND CHORAL EDUCATION

The paper deals with the principles of conducting and choral education and innovative methods of future conductors-choral coaches training.

Текст научной работы на тему «Адаптация академического дирижерско-хорового образования к задачам регентского служения»

УДК 784: 372.8

АДАПТАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗАДАЧАМ РЕГЕНТСКОГО СЛУЖЕНИЯ

CHANTER WORK-ORIENTED CONDUCTING AND CHORAL EDUCATION

© В.А. Малыгина

Самарская государственная академия культуры и искусств (Россия, Самара)

© V.A. Malygina Samara State Academy of Culture and Arts (Russia, Samara)

Статья посвящена вопросам академического дирижерско-хорового образования и новым подходам в профессиональной подготовке будущих дирижеров-хормейстеров.

The paper deals with the principles of conducting and choral education and innovative methods of future conductors-choral coaches training.

Ключевые слова: дирижерско-хоровое образование; регентское дело; дирижер; регент; метод.

Keywords: conducting and choral education; chanter work; conductor; chanter; method.

Сложный, во многом противоречивый, процесс современных реформ привел к эволюции духовных ценностей, которые составляют основу общенациональной культуры, определяют гуманистическую направленность и ориентиры человеческого бытия: «Известно, что у каждого человека должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как четыре матери: это родная земля, родной язык, родная культура и родная история. И все они в облике одной - родной матери» [7, с. 9]. Духовная музыкальная культура как основа общенациональной русской культуры сегодня представляет особый интерес. Много лет она провозглашалась «культурой великого молчания». Историки единодушно признавали великое наследие так называемых «молчаливых» искусств - архитектуры и живописи. Это ценности, которые признает весь мир. Но долго отрицались философия, древнерусское словесное искусство, музыкальное искусство.

В настоящее время идет реабилитация духовной культуры, и, к счастью, духовная музыка стала объектом пристального внимания и глубочайшего изучения. Являясь прародительницей всего русского музыкального творчества, эта музыка заслуживает того, чтобы ее любили, чтобы прониклись ею. Изучение и исполнение лучших духовных сочинений позволяет

приобщиться к бесценной сокровищнице русского хорового искусства.

История духовной музыки начинается с XI века: именно к этому времени относятся первые рукописные образцы русских церковных песнопений. Основным мелодическим материалом, из которого слагались песнопения от крещения Руси в 988 г. и до середины XVI в., был знаменный распев, который представлял собой монодию, исполнявшуюся в унисон. Лишь к середине XVI в. в нем появляются элементы многоголосия.

О первых русских композиторах знаменного распева сохранилось очень мало сведений. Известны лишь немногие имена. Основоположниками школы московских певцов и распевщиков были братья Савва и Василий Роговы. Их последователями стали Федор Крестьянин, Иван Нос, Стефан Голыш, Маркел Безбородый, Александр Мезенец. Тихон Макарьевский является автором знаменитого труда «Ключ разумения», так называемого «двоезнаменника». Уникальное творение представляет собой свод безлинейных нот с линейными - певческие книги, написанные одновременно крюками и линейными нотами. Этот труд помогает усвоить значение знамен XVII в. С пониманием и пением знаменного распева нам открывается красота древнерусского певческого искусства.

Во второй половине XVII в. многоголосие стало одной из основных форм духовной музыки. Изменилась ладовая структура знаменного распева, он включается в богатые многоголосные построения. Вместе с тем в этот период в России знакомятся с западными композиторами, распространяется зарубежная музыка, а древние церковные напевы начинают отходить на второй план и даже предаются забвению.

В XIX в. русские композиторы постепенно возвращаются к истокам национальной музыки. Церковные жанры представляют для них особый интерес. Русские композиторы привнесли в мировую культуру оригинальные, присущие только России приемы музыкального письма. Это относится и к новому московскому направлению в духовно-музыкальном творчестве, возникшему на рубеже Х1Х-ХХ вв. Его яркими представителями стали С. Смоленский, А. Кастальский, А. Гречанинов, С. Рахманинов, П. Чес-ноков и другие композиторы. В своих оригинальных сочинениях композиторы стремятся к созданию мелодии, близкой по характеру к русским обиходным распевам. Построение музыкальных фраз находится в теснейшей связи с богослужебным текстом. Древние церковные жанры обогащаются интонациями русского фольклора и достижениями профессионального композиторского творчества. В переложениях основным является использование и сохранение подлинной церковной мелодии. Центром нового направления стал Синодальный хор, а также образованное при нем Синодальное училище церковного пения. В 1889 г. на должность директора училища был назначен С.В. Смоленский, который поставил перед собой цель изучение древнерусского церковного пения. Будучи крупнейшим теоретиком в этой области, Смоленский основал при Синодальном училище уникальную библиотеку древних нотных рукописей. С.В. Смоленский был первым и главным учителем П.Г. Чеснокова. Так к началу XX в. появилась одна из крупнейших фигур русской хоровой культуры, разносторонний хоровой деятель - регент, композитор, дирижер и педагог.

П.Г. Чесноков соединил в своем творчестве все характерные черты предыдущих эпох: инструментальность партесного пения, полифонию итальянской музыки, строгость и гармонии немецкого хорала. Но истоки его творчества следует искать в глубине веков, когда в монастырях и храмах Руси пелись одноголосные распевы. Глубокое знание и внутреннее ощущение национальных корней древнерусского церковного распева могло быть доступно только искренне верующему человеку. Родился Павел Григорьевич в семье регента, и уже с пятилетнего возраста началось его певческое воспитание в церковном хоре отца. В дальнейшем он получил блестящее образование, сначала в Московском синодальном училище, а затем в Московской консерватории по классу свободного сочинения. В 1903 г. Чесноков был назначен регентом хора при церкви Святой Троицы на Покровке, который под его руководством стал одним из лучших в Москве. Как церковный композитор Чесноков был одним из известных и популярных. Его гармонизации знаменного или другого распева являются не обычным сопровождением мелодии, а скорее художественной реставрацией, помогающей понять всю красоту подлинника. Имя П.Г. Чеснокова занимает почетное место в числе выдающихся русских хоровых деятелей великого музыкального дара и глубокого человеческого смирения. В наши дни он является поистине достойным примером для молодых дирижеров и регентов. Многолетний опыт своей работы Чесноков обобщил в книге «Хор и управление им» - лучшем труде, соединяющем в себе теорию и практику руководства хором. И по сей день мы черпаем бесценные знания великого мастера, оставившего нам свое наследие.

Сейчас, когда Россия переживает непростые времена, эти знания тем более необходимы, чтобы сохранить и преумножить то великое духовное богатство, которое мы унаследовали. Современное человечество нуждается в духовной помощи, чтобы понимать друг друга, уметь сочувствовать и жить мирно на земле. Проблема духовности, нравственности была и остается

одной из важнейших в процессе обучения и воспитания. Духовность является стержнем личности, определяет внутренний облик человека, его поведение, отношение к людям. И сегодня, наверное, нет хорового коллектива, в репертуар которого не входили бы произведения на духовную тематику. Вызвано это тем, как отмечает Н.Г. Трубин, что «музыка духовная, заключающаяся в высоком строе мыслей и чувств, в ее открытости, в ее направленности на единение людей, помогает нам в какой-то степени бороться со злом и бездуховностью ... согревает душу, очищает наше сознание, облагораживает человека, дает импульсы к восприятию иного мира - не физического - мира духовного, к которому должен стремиться каждый из нас» [7, с. 10]. И в этом ее великое непреходящее значение!

Необходимость ознакомления студентов музыкальных отделений средних специальных и высших учебных заведений с духовной музыкой диктуется не только дефицитом духовности, который возник в нашем обществе как следствие отвлечения людей от истинных культурных ценностей, но и задачей сохранения певческих традиций, а также востребованностью регентов как специалистов церковно-певчес-кого искусства.

В связи с этим можно утверждать, что в хоровом исполнительстве возникла острая потребность в формировании специалиста нового типа с высокой степенью творческого и профессионального потенциала, обладающего более универсальной и полифункциональной подготовкой, способного динамично реагировать на изменение социально-культурной ситуации в профессиональной деятельности. Сегодня таким специалистом является дирижер-хормейстер, готовый не только к работе с репертуаром духовной музыки, но и к управлению церковным хором.

Традиционно руководителем церковного хора был регент. Рассмотрим кратко существенные особенности регентского образования. Регентское дело должно быть церковным, следовательно, выкованным из двух дисциплин: музыка и литургическое образование. Оно должно ор-

ганически вписываться в жизнь Церкви наподобие церковной проповеди или почитания икон. «Собственно, в возрождающейся Церкви в России должна быть создана новая наука - предмет, состоящий из этих двух миров», - подчеркнул на съезде «Пути православного церковного пения русской традиции в Западной Европе в период эмиграции» в 1995 г. регент Лондонского кафедрального собора прот. Михаил Фортунато [1, с. 73]. Профессиональное мастерство регента основывается на усвоении церковно-певческой традиции, «певческого предания», поэтому в центре внимания будущего регента должны стоять изучение церковного Устава, определяющего архитектонику службы как стройного священнодействия, и обихода - того музыкального языка, который сложился в Церкви и полностью соответствует духу богослужения, молитвы.

Музыканту, желающему стать регентом, необходимо в первую очередь освоить наиболее употребительный обиходный репертуар и принципы исполнения обиходных песнопений, на основе которых затем строится регентский показ. Особое место в обучении регента отводится основополагающему для русского церковного пения знаменному распеву как одному из певческих стилей. Важно узнать в возможно большей полноте традиции византийского, болгарского, сербского и грузинского церковного пения: рассмотреть особенности невменной записи песнопений, интонирования церковных ладов, способа организации системы осмогласия.

Регенту нужно научиться определять, могут ли те или иные песнопения быть объединены в службе, не нарушая ее стройности и цельности. Что касается способов управления хором, то исторически их сложилось два: голосом и рукой. В ре-гентовании применяются оба этих способа, при этом техника показа рукой основана на отдельных элементах дирижирования, видоизмененных в соответствии с ис-

1 Невмы - специальные знаки нотации для записи звуков [2, с. 128]._

полнительской спецификой обиходных песнопений.

Важнейший принцип, который определяет форму традиционного богослужения и заложен в церковном Уставе, - темпо-ритм . Можно ли его определить? Если да, то от чего он зависит - от темпа богослужения, который задает предстоятель, чередования более и менее распевных песнопений, значимости момента службы, местной традиции? Существуют ли технические способы организации литургического движения? Эти вопросы возникают в наше время из-за утраты культуры совершения службы и пестроты репертуара церковных песнопений, но регенту необходимо их разрешить. Одну из главных особенностей церковного богослужения составляет антифонное пение двух клиросов; с ней непосредственно связана проблема «диалога» в службе: хора и других ее участников -священника, диакона, чтецов. Вот примерный круг вопросов, встающих перед будущим регентом и требующих от него профессиональных знаний и навыков.

Остановимся подробнее на общих сторонах и принципиальных различиях дирижирования светским хором и регентова-ния. Характерные особенности дирижерского искусства в сравнении с другими видами музыкального исполнительства изложены, в частности, в пособии по дирижированию украинского симфонического, оперного и хорового дирижера и педагога, профессора Львовской консерватории Н.Ф. Колессы: «Дирижирование существенно отличается от остальных видов исполнительского искусства: если музыканты-исполнители имеют дело с неодушевленным инструментом, то дирижер имеет перед собой множество различных индивидуальностей ... которые он должен объединить в одно целое, в один спаянный коллектив так, чтобы он зазвучал под его управлением как хорошо настроенный инструмент. Кроме хорошего музыкального слуха, чувства ритма и темпа, дирижер

2 Темпоритм богослужения - это чередование внутри службы более и менее динамичных, то есть подвижных, участков [5, с. 133]._

должен обладать еще некоторыми другими особенностями. Это, прежде всего, умение при помощи целесообразных пластических жестов рук и соответствующего выражения лица передавать участникам хора . содержание произведения, умение, в котором немало общего с актерским искусством. Хорошая ориентация и быстрота реакции в сочетании с выдержкой необходимы дирижеру для того, чтобы он мог выходить из положения при любых неожиданностях, могущих случиться при исполнении хором» [4, с. 3-4]. Эти требования к дирижеру, за исключением мимической передачи содержания произведения, сходны с необходимыми качествами регента. И регент, и дирижер имеют дело с хором, то есть с группой певцов с их индивидуальными личностными и вокальными особенностями. Перед ними стоят исполнительские задачи чистоты строя, кантиленного исполнения, хорошей дикции, а также владения рукой и максимального контакта с хором. Общепринятые законы интонирования в гармонической многоголосной музыке, и светской, и церковной, едины. В начале обучения и дирижированию, и регентова-нию практически совпадает также и «постановка» руки: свобода аппарата, масштабный жест, управление звуковедением. Нужны регенту и специфические дирижерские дисциплины, которые называет Н.Ф. Колесса в своей книге, - это «тактирование, чтение партитуры, методика работы с хором на планомерно проводимых репетициях, а кроме того, владение голосом, владение инструментом. Наконец, желательно, чтобы будущий дирижер потрудился в роли певца в хоровом коллективе под руководством опытного мастера дирижерского дела» [4, с. 4-5].

Однако в целом деятельность дирижера и служение регента сильно различаются между собой. Эти различия связаны и с особенностями музыкального материала, но гораздо более глубоки те из них, которые находятся в самой сути дирижерского и регентского мастерства.

Дирижер - яркая музыкально одаренная личность, артист, призванный тонко передавать музыкально-художественные

образы произведений, имеющий право на талантливую личную трактовку. Дирижер управляет не только хором, но и вниманием и эмоциональным настроем слушателей благодаря особым средствам выразительности: нюансам, штрихам, динамическим оттенкам и темповым контрастам. В церковной традиции эти средства почти всегда неуместны. Задача регента - наполнить молитвой клиросное пение.

Богослужение - это словесная служба, и в ней главное - не эмоциональная окраска текста, а его смысл. В светском академическом пении слову тоже придается большое значение, оно выразительно, насыщено эмоциями, служит передаче образа. Церковное слово также не лишено эмоциональности и соединяет в себе душевное и духовное, но последнее в нем абсолютно преобладает: оно не бесчувственно, но бесстрастно.

Дирижер может управлять церковным хором, но полностью его музыкальный талант раскрывается в концертной деятельности: она дает возможность самовыражения, в ней получают воплощение его замыслы, требуя при этом мобилизации всех творческих сил и максимальной самоотдачи.

Концертные выступления предъявляют как к самому исполнителю - дирижеру, так и к его инструменту - хору - жесткие профессиональные требования. Для регента главным является то же, что и для всех христиан, - встреча с Богом. И хотя он занимается церковным искусством, это не способ самовыражения, а одна из форм церковного служения: искусство пения не должно заслонять самой службы. Отсюда понятно, что дирижерско-хоровое искусство в своем концертном варианте для храма неприемлемо: чтобы стать частью кли-росного служения, оно должно быть очень основательно «переплавлено», переосмыслено в духе традиции.

Необходимым условием постижения мастерства регента является многолетний труд по изучению традиций и овладению спецификой этого искусства. «Талант - это, конечно, великое качество в человеке, но работать надо не покладая рук всю жизнь

и головой, и сердцем, и руками» [3, с. 423], - подчеркивал Ф.И. Шаляпин. К.С. Станиславский говорил о своей «системе», что это «целая культура, на которой надо расти и воспитываться долгие годы, ее можно усвоить, впитать в себя так, чтобы она вошла в плоть и кровь, стала второй натурой» [6, с. 457]. Эти слова справедливы по отношению к церковному певцу и регенту не меньше, чем по отношению к актеру.

Современные хоровые дирижеры все чаще обращаются к духовной музыке и регентству. Однако в деле возрождения церковного пения как традиционного искусства соблюдение принципа каноничности является основополагающим. В связи с этим перед ними встает множество вопросов, в первую очередь, о стилистике песнопений и их исполнения, традиционных средствах выразительности, темпоритме богослужения и др. Для их решения на кафедре хорового дирижирования Самарской государственной академии культуры и искусств преподается курс «Регентское дело», непосредственно связанный с практической стороной профессиональной подготовки будущих регентов.

Целью курса «Регентское дело» является овладение церковно-певческим репертуаром всех основных чинопоследова-ний православного богослужения в литургическом контексте, техникой управления церковным хором, изучение русской цер-ковно-певческой традиции и основных особенностей церковного пения других православных народов. Курс преподается в форме как практических, так и лекционных и семинарских занятий, на которых разбираются вопросы, касающиеся уставных особенностей и практики совершения службы, ее богословия, отрабатываются технические навыки, совершенствуется владение студента певческим материалом. В рамках курса студенты приобретают навыки чтения богослужебных текстов для дальнейшей исполнительской и педагогической деятельности регента. Чтение является базой для речитативных песнопений. На занятиях по клиросной практике студенты овладевают различными стилями традиционного певческого искусства как древнего, так и более поздних периодов и

методами хоровой работы с традиционными песнопениями. Большое внимание уделяется подбору репертуара, причем принципиальными моментами являются сохранение стилистического единства песнопений службы и соответствие уставному темпоритму богослужения, соблюдению звуковысотного соответствия пения и священнодействий. Студенты осваивают также различные способы исполнения

песнопений: пение стихир с канонархом, антифонное пение.

Таким образом, получив дирижер-скоеобразование и зная специфику регентского дела, специалисты хорового искусства расширяют границы своей профессиональной деятельности. Возможно, некоторые из них пойдут по пути регентского служения, и в этом будет их высокая миссия!

Литература

1. Балуева Н.В. Протоиерей Михаил Фортунато: Регентский жест в литургическом контексте. Рыбинск ; Михайлов посад, 2004.

2. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 1. Сергиев Посад,

1998.

3. Каплан Э. Шаляпин и наше поколение // Федор Иванович Шаляпин : сб. В 2 т. Т. 2 / ред.-сост. Е.А. Грошева. М. : Искусство, 1958.

4. Колесса Н.Ф. Основы техники дирижирования. Киев : Музична Украина, 1981.

5. Королева Т.И., Перелешина В.Ю. Регентское мастерство : учеб. пособие. М. : ПСТГУ,

2009.

6. Станиславский К.С. Об искусстве театра. М. : ВТО, 1982.

7. Трубин Н.Г. Духовная музыка : учеб. пособие. Смоленск : Смядынь, 2004.

Сведения об авторе

Малыгина Вера Александровна, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования Самарской государственной академии культуры и искусств. E-mail: v.malygina@list.ru.

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63. Телефон: 333-27-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.