Абсол ютное оружие или Правила монополи ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Научная статья на тему 'Абсол ютное оружие или Правила монополи ?' по специальности 'Экономика и экономические науки' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Журнал
Выпуск № 1 /
Коды
  • ГРНТИ: 06 — Экономика и экономические науки
  • ВАК РФ: 08.00.00
  • УДK: 33

Статистика по статье
  • 80
    читатели
  • 20
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки" из научного журнала "Современная конкуренция", Матвиенко Д. Ю.

 
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Матвиенко Д. Ю.

Текст
научной работы
на тему "Абсол ютное оружие или Правила монополи ?". Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки"

Матвиенко Д. Ю, преподаватель кафедры Теории и практики конкуренции МФПА, г. Москва, Dmatvienko@mfpa.ru
АБСОЛЮТНОЕ ОРУЖИЕ ИЛИ ПРАВИЛА МОНОПОЛИИ?
онополия «существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей»1, т . е . действует в условиях отсутствия значимых конкурентов . Аналогичные определения даются студентам в курсах по экономике . Автор бизнес-книги «Абсолютное оружие . Как убить конкуренцию: захват и удержание рынка» М . Леле убежден, что монополия — это нечто другое . Его монополия не дает компании всеобъемлющую власть, не ведет к снижению эффективности компании и потерям общества, не убивает конкуренцию в отрасли и не нарушает антимонопольное законодательство, она обладает другой природой монопольной власти и является атрибутом «новой конкуренции».
Книга была опубликована в августе 2005 г . в США и в 2009 г . вышла в свет на русском языке . Однако название российского издания книги («Абсолютное оружие . Как убить конкуренцию: захват и удержание рынка»), видимо, по маркетинговым причинам претерпело изменение и стало отличным от первоисточника — «Monopoly Rules . How to Find, Capture, and Control the Most Lucrative Markets in Any Business»2 . Для по-
1 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер . с 14-го англ . изд . — М . : ИНФРА-М . 2003 . С . 533 .
2 «Правила монополии . Как найти, захватить и контролировать наиболее прибыльные рынки в любом бизнесе» (прим . авт . ) .
Леле М. Абсолютное оружие.
Как убить конкуренцию: захват и удержание рынка. — М.: ИД «Коммерсантъ»; СПб.: ИД «Питер», 2009. — 224 с.
купателя книги «Абсолютное оружие» звучит привлекательнее, чем «Правила монополии», но не отражает сути ее содержания . Российский вариант названия ассоциируется с конкурентными войнами, с тем, как «убить» конкурента «абсолютным оружием», вместо изначального — как найти свою нишу, создать свое «пространство», на котором компания сможет преуспеть, обойти конкурентов, не ввязываясь в ожесточенные конкурентные баталии
Автор не пишет о том, «как убить конкуренцию», и не предлагает ничто и никого убивать, он пишет о том, как «найти монополию», которая позволит изолироваться от конкуренции и не использовать оружие
М . Леле предлагает свежий взгляд на понятие и сущность монополии, отличный от традиционных представлений экономистов . Он пишет, что «монополия — это контроль над определенным рыночным пространством в течение определенного времени» Фирма-монополист — это «единственный продавец какого-либо продукта или услуги (на определенном рыночном пространстве в течение определенного времени)». При этом пространство — это «группа потребителей, особенность продукта или другое привлекательное свойство товара». Данное пространство («монопольное пространство») может базироваться на уникальности продукта, ценовых различиях, привычках и традициях, глубокой эмоциональной вовлеченности потребителей, оно может быть осязаемым и неосязаемым
Пространство нужно не отбить у конкурента, а «разглядеть» такое пространство, которое не «разглядели» конкуренты, завладеть этим пространством и в течение некоторого периода времени («монопольный период») контролировать его, не допуская туда конкурентов или пользуясь тем, что конкуренты не видят это пространство
Автор выделяет два вида монополий: монополия на активы и ситуативная монополия . Монополия на активы базируется на «осязаемых, материальных активах,
контролируемых компанией: ограниченных природных ресурсах, уникальных продуктах, новаторских технологиях, лицензиях, патентах, торговых марках, авторских правах и др .». Ситуативная монополия не основывается на активах, а базируется на том, «что только она одна предлагает нужный товар или услугу в нужном месте и в нужное время», потому что конкуренты не разглядели этот сегмент рынка (как правило, узкий сегмент) .
В книге указано, что автор «развенчивает... концепцию устойчивого конкурентного преимущества», но это не совсем так . М . Леле действительно бросает вызов сторонникам данной концепции (концепции устойчивого конкурентного преимущества в своих работах придерживаются, например, Д. Дэй, М . Портер, Д . Барни), пытаясь опровергнуть ее В книге говорится о том, что устойчивое конкурентное преимущество «не является ни необходимым, ни достаточным условием получения высокой прибыли . Все, что может оно гарантировать, — превосходство компании над конкурентами в какой-то одной или нескольких отдельных областях . И только! Возможно, это преимущество способствует росту прибыли, потому что позволяет продавать продукт по более высоким ценам, снижать затраты, производить продукты лучшего качества и т . д . Но оно не гарантирует ее рост. традиционное устойчивое конкурентное преимущество — уникальный продукт, сильный бренд, эффект масштаба, низкие издержки — служит только средством . Целью является монополия».
Для того чтобы обосновать свой подход, автор приводит множество «удобных» ему примеров из жизни крупных корпораций, таких как Honda, Kodak, Starbucks, Apple Computer, Bell System, AT&T, Harley-Davidson, CNN, Costco, Southwest Airlines и др С одной стороны, предлагаемая автором концепция работает на ограниченном количестве рассмотренных компаний, «удобных» приведенных примерах, но про-
Современная конкуренция
ецируется автором на всю систему бизнеса С другой стороны, это интересный взгляд с нового ракурса, не опровергающий концепцию устойчивого конкурентного преимущества, а, скорее, дополняющий и расширяющий современные подходы к конкурентным стратегиям
Большую часть книги занимают примеры, исключив которые, материала осталось бы на одну хорошую статью .
В заключение М . Леле отмечает, что «в эпоху новой конкуренции четыре традиционных источника монополии — природные ресурсы, государственное регулирование, сговор и патенты на технологии — быстро утрачивают свою эффективность». Новые монополии должны наживать капитал на переменах, имеющих место в системе бизнеса в XXI в . , включая изменения в поведении стареющих покупателей на Западе и молодеющих на Востоке, ставших
более требовательными и разными, менее лояльными и наиболее разбирающимися в технологии . Автор приходит к выводу о том, что «победителями завтрашнего дня станут те компании, которые смогут ловко «перепрыгнуть» с одного рынка на другой и быстро изменить модель бизнеса и стратегические планы . Это будут ситуативные монополии»
Концепция, предлагаемая М . Леле, проста, понятна и может быть взята на вооружение предпринимателями, специалистами по стратегическому планированию и маркетингу . Книга будет интересна студентам экономических специальностей и бизнес-школ, а также преподавателям маркетинга, стратегического управления, теории и практики конкуренции Она не только расширит их взгляды, но и станет источником значительного количества примеров и бизнес-кейсов

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх