Научная статья на тему 'Абхазия в сфере стратегических и экономических интересов стран Ближнего и Среднего Востока (на примере Турции и иорданиии)'

Абхазия в сфере стратегических и экономических интересов стран Ближнего и Среднего Востока (на примере Турции и иорданиии) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
389
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБХАЗИЯ / ABKHAZIA / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / ТУРЦИЯ / TURKEY / ИОРДАНИЯ / JORDAN / ПЕРСПЕКТИВА / PROSPECT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эшба Элана Джемаловна

Статья посвящена исследованию экономических и стратегических интересов Турции и Иордании на Южном Кавказе, а именно в Республике Абхазия. В работе рассмотрены тенденции развития двусторонних отношений Абхазии с Турецкой Республикой и Иорданским Хашимитским Королевством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abkhazia in the Field of Strategic and Economic Interests of the Countries of the Middle East (on Example of Turkey and Jordan)

The article is devoted to economic and strategic interests of Turkey and Jordan in the South Caucasus, namely in the Republic of Abkhazia. The author considers trends in the development of bilateral relations of Abkhazia with the Republic of Turkey and the Hashemite Kingdom of Jordan

Текст научной работы на тему «Абхазия в сфере стратегических и экономических интересов стран Ближнего и Среднего Востока (на примере Турции и иорданиии)»

которые открывались перед массами в других областях. Например, благодаря полной занятости в каждой семье было больше работающих, а высочайшая социальная мобильность тех лет позволяла людям рассчитывать на что-то лучшее. Куда более существенными стали социальные льготы, ибо расходы на эти нужды и на удовлетворение культурных потребностей народа выросли за годы второй пятилетки. Школьное образование было бесплатным, медицинское обслуживание - тоже; более ощутимыми сделались пенсии и другие выплаты по социальному страхованию.

Республика начинала ощущать благотворные результаты сверхчеловеческого созидательного усилия, предпринятого в начале 30-х годов ХХ в. Жизнь становилась не такой тяжелой. Но, разумеется, до благополучия было далеко.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поляков Ю.А. Человек в повседневности (исторические аспекты) // Отечественная история. 2000. № 3. С. 125-132.

2. Российская повседневность. 1921-1941 гг. Новые подходы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. 156 с.

3. Осокина Е.А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения. 19281935 гг. PDF HTML / Моск. гос. открыт. ун-т. М.: Изд-во МГОУ, 1993. 144 с.; Она же. За фасадом "сталинского изобилия": Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. М.: РОССПЭН, 1999. 271 с.

4. Чечено-Ингушская АССР за годы одиннадцатой пятилетки: Стат. сб. Грозный: Чеч-Инг. кн. изд-во, 1986. 254 с. С. 10.

5. Государственный архив Чеченской Республики (ГАЧР). Ф.Р.-268. Оп. 1. Д. 158. Л. 9.

6. Фабричный А. Вопросы индустриализации Чечено-Ингушской области // Революция и национальность. 1936. № 5. С. 26-29.

7. ГАЧР. Ф.Р.-38. Оп. 1. Д. 63. Л. 23.

8. Синельников В. И. Социальное преобразование экономики Чечено-Ингушетии. 1917-1940 гг. (Переход к социализму, минуя стадию капитализма): Дис. ... канд. ист. наук. М., 1964. 216 с. С. 199.

9. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР: В 2 т. Т. 2. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1972. 360 с. С. 174-175.

10. Газ. Правда. 1938. 18 дек.

11. Бухарин Н.И. Экономика переходного периода // Проблемы теории и практики социализма. М.: Политиздат, 1989. 512 с. С. 159.

12. Партийный архив Северной Осетии-Алании (ПАСОА). Ф. 1. Оп. 1. Д. 666. Л. 8.

13. ГАЧР. Ф.Р-162. Оп. 1. Д. 191. Л. 14.

14. Партийный архив Чечено-Ингушского обкома (ПАЧИО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 28.

15. Малафеев А.Н. История ценообразования в СССР (1917-1963 гг.). М.: Мысль, 1964. 440 с.

16. Сталин И.В. Соч.: В 13 т. Т. 13. С. 55-60.

17. ПАЧИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 28.

18. Шкаратан О.И. Материальное благосостояние рабочего класса СССР в переходный период от капитализма к социализму // История СССР. 1934. № 4. С. 34-41.

19. Социалистическое народное хозяйство в СССР в 1933-1940 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 672 с.

20. Чечено-Ингушская АССР за 60 лет: Стат. сб. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд.-во, 1977. 154 с. С. 127.

24 февраля 2011 г.

УДК 327.8

АБХАЗИЯ В СФЕРЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СТРАН БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА (на примере Турции и Иордании)

Э.Д. Эшба

Южный Кавказ - стратегически важный регион, который на протяжении всей своей истории подвергался мощнейшему влиянию

Эшба Элана Джемаловна - лаборант-исследователь Института Востоковедения РАН, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 12, e-mail: elana_eshba@mail.ru, т. 8(495)6261904.

самых разных стран, в разное время игравших значительную роль на мировой арене. Он и сегодня продолжает оставаться яблоком раздора. Привлекательность этого региона

Elana Eshba - assistant researcher at the Eastern University of the Institute of Oriental Studies, RAS, 12 Rozhdestvenka Street, Moscow, 107031, e-mail: elana_ eshba@mail.ru, ph. +7(926)8406161.

заключается в том, что он является своеобразным связующим звеном между Европой и Центральной Азией и имеет выход к системе трех морей: Черного, Азовского и Каспийского.

Стоит отметить, что в последние годы геополитическое значение Южного Кавказа существенным образом возросло. Этот регион оказался в фокусе внимания не только непосредственных соседей - России, Ирана и Турции, но и внерегиональных игроков -ЕС, США, стран Ближнего Востока и Китая, что связано с рядом факторов. Через Кавказ проходят основные маршруты транспортировки каспийских энергоносителей, которые являются не только важным ресурсом для мировой экономики, но и предметом геополитического соперничества. Органическая взаимосвязь Северного и Южного Кавказа делает последний зоной жизненных интересов и безопасности России - именно на кавказском направлении безопасность РФ выглядит наиболее уязвимой и встречает наиболее серьезные вызовы [1]. Близость Южного Кавказа к Ирану повышает его значимость в глазах Запада и особенно США, для которых противостояние с Ираном превратилось в один из ключевых вопросов внешнеполитической стратегии. В этих условиях признание Абхазии и Южной Осетии существенным образом поменяло политический расклад на Кавказе. Становится очевидным, что старые механизмы поддержания мира нуждаются в корректировке, так как в регионе появились новые игроки. И если Южная Осетия, не имеющая выхода к морю, не обладающая какими-либо значительными ресурсами, и к тому же тяготеющая к интеграции с Северной Осетией и экономически и политически сильно зависит от Российской Федерации, то Абхазия имеет реальные шансы на построение крепкого независимого, суверенного государства, которое сможет так или иначе влиять на внутрирегиональные процессы. Это обусловлено геостратегическим расположением Абхазии и ее отношениями с другими государствами в регионе.

Во-первых, Абхазия расположена на побережье Черного моря (протяженность береговой линии 220 км.). Выгодное географическое положение является причиной повышенного геополитического интереса со стороны стран

мирового сообщества. Расположение Абхазии, примыкающей к Краснодарскому краю, республикам Северного Кавказа, Ставрополю, обладающими мощной аграрно-промышленной базой, развитой сетью железнодорожных магистралей, выходящих на казахстанское направление, создает перспективу для широкомасштабной интеграции Абхазии в региональную торговлю.

Во-вторых, Абхазия обладает сетью важных транспортных коммуникаций, располагает двумя аэропортами международного значения. Сухумский аэропорт имеет возможность приема, обслуживания и выпуска всех воздушных судов без ограничений по метеоминимуму. Кроме того, Абхазию пересекают три важнейшие международные трассы. Здесь функционируют три морских порта: Сухум, Очамчира, Пицунда. Через республику проходят транзитные железнодорожные и автомобильные магистрали, имеющие стратегическое значение.

В-третьих, Абхазия располагает богатейшей ресурсной базой. Имеются достаточно крупные запасы каменного уголь, торфа, доломита, мрамора, гранита, песка, гравия, барита, свинца, кирпично-черепичной глины, минеральных краскок, щебеня и камня, цементного сырья. Есть данные о немалых месторождениях углеводородного сырья на черноморском шельфе Абхазии [2]. Кроме того, имеются и весьма качественные земельные ресурсы. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения - 421,6 тыс.га.

Таким образом, природные условия и ресурсы Абхазии позволяют эффективно развивать сельское хозяйство, промышленность, строительство. По показателям водо-обеспеченности территории Абхазия занимает одно из первых мест в мире: на квадратный километр территории приходится более 1,7 млн куб.м. речного стока в год. Республика может вырабатывать до 4,5 млрд квт/час электроэнергии в год, а основными генерирующими мощностями является головная Ингур-ГЭС и перепадная ГЭС-1 на реке Ингур [3]. Таким образом, Абхазия способна самостоятельно обеспечить свою энергетическую безопасность.

В-четвертых, экономическое состояние Республики характеризуется бурным экономическим ростом (табл.).

Таблица

Темпы экономического роста Абхазии по отраслям за 2009 г., % [4]

Потенциал нового кавказского государства очевиден не только Западу (принимая во внимание активную поддержку грузинского руководства со стороны США, а так же роль Франции в урегулировании конфликта) и России, но и государствам Ближнего и Среднего Востока, чем обуславливается вновь активизировавшаяся политика Турции, Ирана и некоторых арабских стран на кавказском (абхазском) направлении. Долгожданное юридическое признание Российской Федерацией политического статуса республики которое произошло 26 августа 2008 г., стало переломным моментом в новейшей истории Абхазии. Это событие повлияло не только на внутреннюю ситуацию в республике, но также оказало воздействие на процессы, происходящие в мировой геополитике.

Фактически Абхазия является суверенным государством с 1993 г. Отечественная война народа Абхазии 1992-1993 гг. поставила точку в вопросе о территориальной принадлежности республики. После победы в войне Абхазия провозгласила независимость и взяла курс на построение суверенного демократического государства.

Ряд государств, имеющих жизненно важные интересы в регионе Закавказья, после событий августа 2008 г., приступили к активной выработке новых подходов в решении своих актуальных геополитических задач.

В данных условиях первой удалось сориентироваться Турции. Отметим, что роль Турции в регионе всегда была велика. Южный Кавказ был и остается регионом столкновения геополитических интересов Турции,

Ирана и России. Кроме того, поскольку именно Турция является главным транзитером каспийских энергоресурсов в Европу, то любая война и нестабильность на Кавказе ставит под удар ее жизненные интересы.

Анкара разработала и предложила государствам Закавказья программу "Платформа сотрудничества и стабильности на Кавказе", в рамках реализации которой предполагается исключить применение силы при решении межгосударственных проблем в регионе [5]. По замыслу Турции, активная работа в формате 3+2 (Грузия, Азербайджан и Армения + Россия и Турция) позволила бы в перспективе создать основу для экономического развития государств Закавказья и способствовала бы сохранению политической стабильности.

Указанную концепцию турки выдвинули не только исходя из соображений региональной безопасности, но и рассчитывая существенно повысить значимость своей страны как основного игрока в Закавказье. По мнению политологов, Анкаре удалось использовать события в Грузии, и на фоне имперского имиджа России и США предложить государствам региона собственную модель мирного сосуществования.

Необходимо отметить, что вероятен факт охвата кавказской инициативой всего Кавказского региона, что подразумевает включение в этот процесс как северной, так и, прежде всего, южной частей региона. Таким образом, можно предположить, что в главных региональных центрах кавказской инициативы, к которым относятся Россия и Турция, принято решение о необходимости широкого и глубокого упорядочивания государственно-территориального "ландшафта" Кавказского региона.

Применительно к северной части Кавказа инициатива должна сфокусироваться на "ограниченно признанных" новых государственных образованиях в лице Абхазии и Южной Осетии. Южный Кавказ, в свою очередь, полностью подпадает под упорядочивающее действие кавказской инициативы.

Однако, принимая во внимание то, что каждый из предполагаемых участников проекта имеет серьезные противоречия хотя бы с одним из остальных членов платформы, возможность эффективного функционирования данного проекта представляется весьма призрачной. Агрессивный настрой Грузии в вопросе территориальной принадлежности

Отрасль Темп роста

Промышленность 103,8

Энергетика 126,3

Строительство 178,6

Транспорт 141,3

Связь 156,3

Торговля 104,2

Услуги 147,3

Курортно-туристическая 110,7

Научно-производственная 120,2

Кредитно-финансовая 133,8

Итого 114,3

уже признанных Абхазии и Южной Осетии, разрыв дипломатических отношений между Грузией и РФ, сохраняющиеся весьма сложные отношения Армении и Азербайджана (Нагор-но-Карабахский конфликт), а также все еще существующие серьезные противоречия между Арменией и Турцией делают осуществление проекта "Кавказской платформы стабильности" крайне сложным мероприятием. Тем не менее представление данного проекта все же имеет серьезное значение не только для самого южнокавказского региона, но и для всего мирового сообщества. Очевидно, что Турция пытается стать противовесом усилению российского влияния в южнокавказском регионе и укрепить свои собственные позиции. С другой стороны, в Турции чувствуют необходимость быть независимыми от США. Следовательно, идея турок о создании платформы мира, вытекает только из их собственных интересов: Турция стремится вернуть себе былое влияние в регионе, став сильным и влиятельным региональным игроком.

Вместе с тем наблюдается значительная активизация действий Анкары именно на абхазском направлении. Интересно, что когда в первой декаде сентября 2009г. министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу находился с визитом в Тбилиси, другой высокопоставленный чиновник МИД Турции, заместитель Давутоглу, Унал Чевикоз, находился с визитом в Сухуме.

9 сентября 2009 г. состоялась встреча министра иностранных дел Сергея Шамба с заместителем министра иностранных дел Турции Ахмедом Инал Чевикоз и руководителем Департамента Министерства по Кавказу Фиратом Сунел. В ходе двусторонних встреч Министр иностранных дел Абхазии отметил ту важную роль, которую играет Турция в Черноморском регионе на фоне все более растущего экономического сотрудничества причерноморских стран. Кроме того Сергей Шамба подчеркнул, что абхазская сторона заинтересована в установлении дружеских отношений со всеми соседями и отметил особую важность продолжения гуманитарных и личностных контактов с турецкой республикой. В свою очередь, г-н Чевикоз также отметил важность сохранения гуманитарных контактов с Абхазией, которая столь важна, в первую очередь, для проживающей в Турции многочисленной абхазской диаспоры [6]. Визит делегации Унала Чевикоза значительно изменил ситуацию в треугольнике

Турция-Абхазия-Грузия. Это был первый визит в Абхазию высокопоставленного чиновника такого ранга со стороны Турции. Учитывая что визиты Давутоглу в Тбилиси и Чевикоза в Сухум были одновременными, можно предположить, что Турция рассматривает Абхазию как партнера, хотя и младшего, по сравнению с Грузией, но такого, которого не хотелось бы обижать.

По результатам визита в Турции начались активные обсуждения вопроса о признании Абхазии Турцией. Журналисты турецкой газеты "Нитуе1;", близкой к правительственным кругам, связались с министром иностранных дел Абхазии Сергеем Шамба и взяли у него интервью на тему будущих абхазо-турецких взаимоотношений и возможного признания Абхазии Турцией.

В ответ на вопрос о визите Чевико-за Шамба заявил: "Мы конечно надеемся, что Турция признает Абхазию. Есть некоторые позитивные сигналы... Мы ожидаем открытия коммуникаций и пассажирского транспорта. Мы заинтересованы в этом, поскольку являемся соседями, и в Турции проживает большая абхазская диаспора численностью в 500 000 человек" [7].

Пока неясно, как будет развиваться ситуация, но тема уже давно обсуждается многими СМИ, как в Турции, так и за ее пределами. К примеру, в другой крупной близкой к правительству газете "МШуе1;" обсуждалась возможность некой рокировки: признания Турцией Абхазии взамен за признание Россией и Абхазией турецкого Северного Кипра. Этот вариант изучали и в Москве, но в итоге министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что подобные варианты не рассматриваются Российской Федерацией [8].

Если вопрос признания Турцией политического статуса Абхазии является открытым, то торговое сотрудничество между государствами существует. В частности, отвечая на вопрос "Независимой газеты" о том, планирует ли Турция развивать торгово-экономические отношения с Абхазией, чрезвычайный и полномочный посол Турции в Москве Халиль Акынджы ответил: "Эти отношения уже существуют" [9].

Отметим, что на 2008 г. основными торговыми партнерами Республики Абхазия по экспорту являлись Россия (80 %), Турция (17 %); по импорту - Россия (60 %), Турция (20 %), Румыния (18 %) [10].

Немалую роль в развитии экономического и торгового сотрудничества играет значительная абхазская диаспора, проживающая в Турции, которая в последнее время интенсифицирует инвестиции в Абхазию в разных сферах, в том числе и сфере строительства. Кроме того, официальная Анкара активизирует свою политику в Абхазии, и визиты высокопоставленных чиновников МИД Турции в республику только подтверждают стремление Анкары укрепиться в регионе, и если пока не признавать суверенитет Абхазии, то наладить контакт. Дело в том, что признанию политического статуса этой республики со стороны Турции мешает неурегулированный Нагорно-Карабахский конфликт, в котором Турция заняла проазербайджанскую сторону. С признанием независимости Абхазии станет невозможным сохранять прежнюю позицию в карабахском конфликте; к тому же в Турции остро стоит курдский вопрос. Таким образом, вопрос признания Абхазии в качестве суверенного государства является для турецкого руководства крайне сложным, однако положительные тенденции в этом направлении очевидны.

Стоит отметить, что на августовские события 2008 г. и активные действия Москвы в связи с конфликтом отреагировало практически все мировое сообщество. В данной ситуации представляется весьма интересным рассмотрение позиций стран Ближнего Востока.

В целом официальную позицию большинства арабских государств можно оценить как сдержанно нейтральную. Отметим, что арабская пресса весьма значительное внимание уделяла развитию событий на Южном Кавказе. Это касается практически всех наиболее крупных и влиятельных информационных агентств - MENA (Египет), SPA (Саудовская Аравия), APS (Алжир), а также наиболее известных в арабском мире изданий, таких как "Аль-Ахрам" (Египет) и "Ас-Саура" (Сирия). При этом стоит отметить, что в ряде статей и сообщений, связанных с событиями на Южном Кавказе, можно было заметить положительное отношение к действиям РФ в регионе. Так, египетская "Аль-Ахрам" писала, что "в своих заявлениях М. Саакашви-ли переходит границы и заходит слишком далеко в обвинениях против России" [11]. Таким образом, можно отметить достаточно взвешенную и объективную позицию арабского Востока по сравнению с радикальной позицией Запада.

Стоит добавить, что в разгар компании по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г. Москву с рабочим визитом посетил король Иордании Абдалла II, который косвенным образом поддержал позицию РФ, заявив, что "в политической, экономической и военной сферах сотрудничество между нашими странами развивается успешно, как никогда" [12].

Однако официальный Амман не признал суверенитета Республики Абхазия, но стоит отметить, что активизация внешней политики Иордании на абхазском направлении все же имеет место. В частности, 11 января 2010 г. в Сухум с целью наладить сотрудничество с Абхазией прибыла группа бизнесменов из Иордании. В составе делегации были Мамун Нуреддин - советник короля, Тарек Альраиан - руководитель телефонной связи, Самер Бата - руководитель коммерческого банка, Мухаммед Одебдалла - владелец аэропорта и гостиничного комплекса, Мухаммед Куэдер - руководитель строительной компании, Зухер Кемаль - владелец фармацевтической фабрики, Таре Абдульагит - руководитель радиокомпании и телевидения. Среди них были так же и представители абхазской диаспоры Иордании [13].

Открывая встречу, министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба поприветствовал гостей, подчеркнув, что руководство Абхазии возлагает большие надежды на развитие экономического и культурного сотрудничества с Иорданией. По словам Шамба, дипломатическая активность внешнеполитического ведомства Абхазии распространяется на все регионы мира. В этой связи Абхазия пытается устанавливать различные формы сотрудничества, в том числе со странами, не признающими независимость Абхазии. В ответ члены иорданской делегации отметили, что у них большие планы на развитие сотрудничества в различных областях. Вместе с тем они заявили, что в первую очередь, по их мнению, для этого было бы желательно решить проблемы с пересечением российско-абхазской границы и возобновить работу аэропорта, поскольку многие в Иордании желают посетить Абхазию [13]. Как стало известно позже, в марте 2010 г. премьер-министр Абхазии Сергей Шамба объявил тендер на проведение восстановительных работ в Сухумском аэропорте. Пока в нем решили принять участие представители двух стран -Иордании и Турции.

Самым значимым результатом визита иорданской делегации в Сухум стало заверение членов делегации в том, что по прибытии в Иорданию они доложат руководству страны о состоявшихся встречах и сделают все возможное для установления контактов не только с деловыми, но и с политическими кругами Абхазии. По их словам, в Иордании создана рекламная фирма, нацеленная на привлечение в Абхазию инвесторов.

Очевидно, что на сегодняшний день Иордания не способна проводить совершенно независимую внешнюю политику, что связанно с серьезным политическим влиянием США и Великобритании в Хашимитском королевстве. И позиция Аммана в связи с этим подвергается внешнему давлению. Однако отметим, что крупная и достаточно влиятельная черкесская* диаспора может способствовать установлению, если не политических, то, по крайней мере, торговых и экономических контактов. Кроме того, сама Иордания стремится активно участвовать в экономических проектах Республики Абхазия, о чем говорит участие королевства в тендере на проведение восстановительных работ в Сухумском аэропорте. Иорданский бизнес осознает потенциал этого нового государства на Южном Кавказе и стремится обеспечить себе участие в различных проектах в республике, представляющих экономический интерес для Иордании.

Очевидно, что государства, имеющие жизненно важные интересы на Южном Кавказе, стремятся закрепиться в регионе и по возможности установить контроль, если не над регионом в целом, то хотя бы над отдельными государствами, принимающими активное участие во внутререгиональных процессах.

Стоит особо подчеркнуть, что во внешнеполитических отношениях Абхазии с государствами Ближнего и Среднего Востока серьезную роль может играть и исламский фактор. На сегодняшний день существуют опасения, что рост количества мусульман, проживающих в Абхазии, может в немалой степени способствовать укреплению позиций исламских государств как в самой республике,

* К черкесам относятся современные адыги, кабардинцы и черкесы. Близкородственными народами считаются убыхи и абхазы. В странах Ближнего Востока черкесами называют всех переселенцев с Кавказа, скорее всего, это связано с тем, что черкесы составляют подавляющую часть кавказских иммигрантов. Достаточно значительную часть черкесской диаспоры Иордании составляют этнические абхазы.

так и в регионе в целом. Принимая во внимание активизировавшиеся в последнее время процессы репатриации из Турции и некоторых ближневосточных стран, рост мусульманского населения действительно имеет место в Абхазии. Однако пока опасения по поводу ислами-зации республики представляются слишком преувеличенными. К тому же на фоне процесса возрождения православия в Абхазии, позиции ислама остаются слабыми.

На сегодняшний день Республика Абхазия определилась с приоритетами, и для нее признание политического статуса, стало началом долгого и тернистого пути. Отметим, что Абхазия не остается пассивным партнером государств, проявляющих интерес к этой республике. Она преследует свои цели, и во внешнеполитической деятельности руководствуется, прежде всего, своими национальными интересами. Принимая во внимание возросший интерес к республике со стороны мирового сообщества, и в частности, стран Ближнего и Среднего Востока, руководство республики обязано проводить дальновидную и сбалансированную внешнюю политику, направленную на укрепление своей государственности, осознавая в полной мере свое значение на геополитическом пространстве Кавказа. Ведь совершенно очевидным становится тот факт, что со временем действия региональных игроков (Турции, Ирана), а также ближневосточных государств, имеющих стратегические и/или экономические интересы в республике, станут только активнее. У Абхазии сегодня есть уникальный шанс, позволяющий ей выстроить ровные и сбалансированные отношения, как с региональными игроками, так и с мировым сообществом в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Александров М.В. Интересы России на Южном Кавказе // М.В. Александров. Битва за Кавказ: Сб. стат. М.: Ин-т стран СНГ, 2010. 680 с.

2. Цыганок А. Стратегическое значение Абхазии для России // Независимое экспертное мнение. Военно-политический анализ. URL: http://www. tsiganok/ru/publications/esmi/doc/437.

3. Гамисония И.Ш. Ингурская ГЭС как часть энергетической системы Южного Кавказа и фактор региональной стабильности// Материалы исследования "Грузинская и абхазская точки зрения по вопросам человеческой безопасности и развития в районах, пострадавших от конфликта;

при поддержке Комиссии Европейского Союза; 2009. C. 191.

4. 10 причин инвестировать в Абхазию // Официальный сайт президента Абазии. URL: http://www. abkhaziagov.org/ru/investment/10_reasons/index.php

5. Синан Оган. "Платформа сотрудничества и стабильности на Кавказе" и усилия Турции по обеспечению региональной безопаности // REGNUM. Информационное агентство. URL: http://www. regnum.ru/news/1234391.html.

6. Доклад о встрече министра иностранных дел РА Сергея Шамба с представителями Министерства иностранных дел Турции. Министерство Иностранных дел Республики Абхазия. URL: www.mtaabkhazia.net.

7. Sariisik D. Abkhazia hopes for swift recognition from Turkey // Turkish newspaper "Hurriet". 2009. September. 10. URL:http://www.hurriyetdailynews. com/n.php.

8. Лавров С.В. Россия не признает Северный Кипр в обмен на признание Турцией Абхазии // bigmir. net URL:http://news.bigmir.net/world/192475.

9. Независимая газета. Анкара ничего не требует за "Южный поток" // http://www.ng.ru/ world/2009-10-29/6_turkey.html.

10. По материалам, предоставленным Министерством экономики Республики Абхазия. Министерство Иностранных дел Республики Абхазия. URL: www.mtaabkhazia.net.

11. Фатхи Т. Российский представитель: Мы можем уничтожить корабли НАТО в Черном море за 20 минут: Пер. с арабск. // Аль-Ахрам. 2008. № 133.

12. Сотрудничество РФ и Иордании успешно как никогда // РИА Новости. URL: http://www.rian. ru/politics/20080822/150606693.html.

13. Доклад о встрече Сергея Шамба с представителями бизнес кругов Иордании. Министерство Иностранных дел Республики Абхазия. URL: www.mtaabkhazia.net.

17 февраля 2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.