Научная статья на тему 'Аббревиатурное заглавие романа Виктора Пелевина «Т» как инструмент репрезентации базового художественного концепта текста'

Аббревиатурное заглавие романа Виктора Пелевина «Т» как инструмент репрезентации базового художественного концепта текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественный текст / аббревиатурное заглавие / постмодернизм / концепт / artistic text / abbreviated title / postmodernism / concept

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — С. А. Зырянова

В статье ставится вопрос о возможностях аббревиатурного заглавия современного художественного текста выступать в качестве репрезентанта базового концепта художественного произведения. Заглавие рассматривается нами как центральный элемент в процессе структурирования художественного дискурса. Выделение базового художественного концепта постмодернистского текста является центральной задачей интерпретатора, который, анализируя текст, собирает в целое все образы, оценки, представления, жанровые и стилевые особенности произведения, репрезентирующие концепт, который, в свою очередь, является ключом для адекватного восприятия содержательной и эмоционально-оценочной части произведения, так как содержит в себе культурно и исторически обусловленный смысловой код. Анализ семантики заглавия позволяет обнаружить «маяки», служащие ориентиром в художественном пространстве, актуализатором основных смыслов и ограничивающие некоторым образом широту интерпретаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abbreviated title of the novel by Victor Pelevin "T" as a tool for representation of the basic artistic concept of the text

The article raises the question of the possibilities of the abbreviation title of the modern artistic text to act as a representative of the basic concept of artistic text. The title is considered by us as a central element in the process of structuring artistic discourse. The selection of the basic artistic concept of the postmodern text is the central task of the interpreter, which, analyzing the text, collects into the whole all the images, assessments, representations, genre and style features of the work, representing the concept, which in turn is the key for an adequate perception of the content and emotional. Estimated part of the work, because it contains a culturally and historically conditioned semantic code. Analysis of the semantics of the title allows us to find "beacons" that serve as a guide in the artistic space, an actualizer of the basic meanings and limiting the breadth of interpretations in some way.

Текст научной работы на тему «Аббревиатурное заглавие романа Виктора Пелевина «Т» как инструмент репрезентации базового художественного концепта текста»

УДК 81

С. А. Зырянова

Аббревиатурное заглавие романа Виктора Пелевина «Т» как инструмент репрезентации базового художественного концепта текста

В статье ставится вопрос о возможностях аббревиатурного заглавия современного художественного текста выступать в качестве репрезентанта базового концепта художественного произведения.

Заглавие рассматривается нами как центральный элемент в процессе структурирования художественного дискурса.

Выделение базового художественного концепта постмодернистского текста является центральной задачей интерпретатора, который, анализируя текст, собирает в целое все образы, оценки, представления, жанровые и стилевые особенности произведения, репрезентирующие концепт, который, в свою очередь, является ключом для адекватного восприятия содержательной и эмоционально-оценочной части произведения, так как содержит в себе культурно и исторически обусловленный смысловой код. Анализ семантики заглавия позволяет обнаружить «маяки», служащие ориентиром в художественном пространстве, актуали-затором основных смыслов и ограничивающие некоторым образом широту интерпретаций.

The article raises the question of the possibilities of the abbreviation title of the modern artistic text to act as a representative of the basic concept of artistic text.

The title is considered by us as a central element in the process of structuring artistic discourse.

The selection of the basic artistic concept of the postmodern text is the central task of the interpreter, which, analyzing the text, collects into the whole all the images, assessments, representations, genre and style features of the work, representing the concept, which in turn is the key for an adequate perception of the content and emotional. Estimated part of the work, because it contains a culturally and historically conditioned semantic code. Analysis of the semantics of the title allows us to find "beacons" that serve as a guide in the artistic space, an actualizer of the basic meanings and limiting the breadth of interpretations in some way.

Ключевые слова: художественный текст, аббревиатурное заглавие, постмодернизм, концепт.

Keywords: artistic text, abbreviated title, postmodernism, concept.

В русской литературе постмодернизма одним из продуктивных композиционно-стилистических приемов стало использование инициальной аббревиатуры в позиции заглавия произведения. Такое наименование, являясь неотъемлемой частью художественного текста, выделяет композиционно значимые единицы произведения, акцентируя внимание читателя на ключевых лексемах. Аббревиатурное заглавие способно включать в свой состав несколько лексических единиц, актуализируя тем самым одновременно несколько аспектов произведения. Такая способность аббревиатуры позволяет предположить, что заглавие постмодернистского художественного текста способно полноценно репрезентировать базовый концепт произведения. Таким образом, процесс декодирования семантической составляющей аббревиатурного заглавия является необходимым условием адекватного восприятия концепта текста, а значит и его интерпретации.

Проведем концептуальный анализ текста романа «Т» В. Пелевина, в котором выделим базовый художественный концепт произведения и ответим на вопрос: является ли аббревиатурное заглавие данных произведений репрезентантом базового концепта?

Роман В. Пелевина «Т» опубликован в 2009 г. В нем нет политических и социальных тем, внимание автора направлено на процесс творчества. Роман создан в период активного массового литературного производства, что заставляет автора задаться вопросами «Что есть творчество? Кто такой творец?».

В качестве заглавия романа автор использует аббревиатуру «Т», интерпретация и расшифровка которой становится доступной лишь по прочтении произведения. В состав названия входят следующие лексемы: граф Т, Толстой, теория, крест, тильда, троица, текст, творец.

Лексический анализ текста выявил следующие актуальные слова: творец (и все одноко-ренные и производные слова] - 51, создатель (и все однокоренные и производные слова] - 120, автор (и все однокоренные слова] - 39. Ключевой лексемой является слово «создатель», актуаль-

© Зырянова С. А., 2017 90

ными - «творец» и «автор». Таким образом, наиболее важной является лексика, связанная с процессом творчества, создания чего-либо.

При интерпретации и анализе основной темы, проблемы, реализованных в романе В. Пелевина «Т», мы приходим к выводу, что доминантной эмоционально-смысловой составляющей произведения является авторская рефлексия процесса и результатов творчества. Творчество в романе рассматривается под разными углами - и как процесс создания новых, популярных художественных произведений, и как создание нового художественного мира, в котором существует герой. Последнее понимание творчества непосредственно связано с религиозным представлением о творце и его деятельности как о создании нового мира, новой жизни. В центре авторского анализа творческого процесса оказывается писатель как создатель не просто нового текста, а нового жизненного пространства. Таким образом, создатель художественного произведения понимается как демиург.

Обращаясь к лексикографическому пониманию слова «творец», мы обнаруживаем следующие значения.

1. Создатель материальных и духовных ценностей.

2. По религиозным представлениям - высшее существо, создавшее мир; бог [1].

Данная словарная статья репрезентирует базовые обыденные и религиозные представления о лексеме «творец», которые соотносятся с теми аспектами, которые рассматриваются автором романа, то есть творец как творческая личность, писатель, создающий новое художественное произведение, творец как демиург, создатель нового живого мира.

В словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой «творец» имеет следующую характеристику:

1. Тот, кто творит, создает что-л.; создатель.

2. По религиозному представлению: верховное существо, создавшее мир и управляющее им; бог [2].

Данная статья раскрывает лексему «творец» с тех же позиций - обыденной и религиозной.

В Толковом словаре живого великорусского языка статьи, посвященной лексеме «творец», нет, однако в составе статьи по лексеме «творить» обнаруживаются следующие упоминания исследуемого нами слова: «Творец, Бог, Создатель, Мироздатель. Творец неба и земли / Делатель, производитель, исполнитель, изобретатель, сочинитель, основатель» [3].

В данной статье лексема «творец» рассматривается в качестве неотъемлемого, связанного элемента с лексемой «творить», то есть как субъект действия.

В ассоциативном словаре под редакцией Ю. Н. Караулова в качестве наиболее частотных реакций на слово-стимул «творец» приводятся следующие: бог (14], художник (7], мира (6].

Наиболее частотной является реакция «бог», что говорит об основном представлении о творце в религиозно-мистическом аспекте.

Концепт «творец» является недостаточно изученным с точки зрения его экстенсионала и репрезентаций.

В контексте романа «Т» мы анализируем концепт «творец» по следующим параметрам.

1. Творец как создатель новых духовных и материальных ценностей.

2. Творец как высшее существо в религиозно-мистическом понимании, демиург.

В исследуемом нами произведении автор поднимает вопрос о деятельности писателя как создателя, с одной стороны, новых литературных произведений. Так, автор представляет своему читателю, как создается произведение для массового потребителя. Процесс творчества здесь -конвейер, на котором разные рабочие делают свою часть работы, создавая тем самым увлекательное, захватывающее произведение. Таким образом, современное литературное творчество в романе представляется как бизнес, имеющий под собой исключительно коммерческое основание. С другой стороны, писатель рассматривается как создатель нового мира, который существует по определенным правилам и законам, герои способны чувствовать и размышлять, то есть автор творит новую жизнь.

Концепт «творец» в данном произведении реализуется значением аббревиатурного заглавия «творчество» как основная деятельность, процесс создания литературного произведения.

«От писателя требуется преобразовать жизненные впечатления в текст, приносящий максимальную прибыль. Понимаете? Литературное творчество превратилось в искусство составления буквенных комбинаций, продающихся наилучшим образом. Это тоже своего рода каббала. Но не та, которую практиковал мой дедушка» [4].

Кроме того, деятельность творца в романе представляется и с религиозной, мистической точки зрения, то есть как процесс создания нового мира, новой жизни.

«- Именно! - улыбнулся Ариэль. - Писатель, описывая несуществующий мир с помощью алфавита, делает практически то же самое, что творцы вселенной. Запирается, так сказать, в каюте первого класса и начинает рвать о голову сами знаете что... Мне это показалось забавным. Но дедушка был в ужасе. "Арик, - говорил он, - как же ты не понимаешь? Когда писателя называют творцом, это вовсе не комплимент. Даже самый тупой и подлый писака с черной как ночь душой все равно властен вызывать к жизни новые сущности. Отец всех писателей - диавол. Именно поэтому творчество, демиургия есть самый темный грех из всех возможных..."» [5].

С точки зрения результата деятельности концепт «творец» реализуется значениями аббревиатурного заглавия текст, творение, граф Т.

Результатом творчества в произведении является, во-первых, текст как новое литературное произведение.

«Вы герой повествования, граф. Можно было бы назвать вас литературным героем, но есть серьезные сомнения, что текст, благодаря которому вы возникаете, имеет право называться литературой. Попробую сделать так, чтобы до вас это окончательно дошло...» [6].

Во-вторых, результат творчества - это текст как новая жизнь, пространство для возникновения новых людей и их судеб.

«А жизнь ведь и правда, подобие текста, который мы непрерывно создаем, пока дышим... Сделав усилие, Т. вспомнил слова Ариэля в точности: "А потом этот непонятно кем написанный текст пытается сам что-то такое сочинять и придумывать - ведь просто уму непостижимо. Дедушка говорил, человек настолько призрачное существо, что для него вдвойне греховно плодить вокруг себя новых призраков..."» [7].

Героем созданного в романе текста, то есть самим творением, вынужденным существовать в рамках нового текста, является граф Т.

«Тяжкая сырость сгущалась в воздухе, и вскоре настроение Т. переменилось.

"Да, Ариэль может быть моим творцом, - думал он, пробираясь через густую поросль орешника. - Но отчего я думаю, что мой творец благ? Подумаешь, создатель... Великое дело... Любой пьяный солдат способен стать создателем новой жизни. Быть может, я просто результат неумелого опыта? Несчастная случайность? Или, наоборот, я сотворен для того, чтобы испытать безмерное страдание и угаснуть?"» [8].

Творца как субъекта репрезентируют такие значения, как творец, Толстой, граф Т. Как мы говорили, творец в романе - это не только создатель текста как новой духовной и материальной ценности, но и как демиург, создающий новое жизненное пространство, новых живых сущностей.

«Существование, сударь мой, это не выстрел из пушки. С чего вы взяли, что у него есть цель? И потом, это вопрос не по адресу. Я всего лишь творец видимого вами мира, временный повелитель, создающий тени из праха. Помните, как у Пушкина? "Властитель праздный и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой..."Вот только Слава где-то заблудился, хе-хе-хе...» [9].

Творцом в исследуемом нами произведении становится и прежде рассматриваемый нами как результат творчества граф Т, который преодолел состояние героя, зависимого от действий своего автора-творца.

«Когда дверь закрылась, Т. поглядел на стену - туда, где была прощальная надпись Федьки Пятака.

"Теперь я знаю, где искать истинного автора, подумал он, - его не надо искать. Он прямо здесь. Он должен притвориться мной, чтобы я появился. На самом деле, если разобраться, нет никакого меня, есть только он. Но этот "он" и есть я. И так сквозь всю промежуточную оптику -до самого начала и конца, Соловьев тысячу раз нрав... "ElernaImighty I ат», как в старом протестантском псалме. Вот только в моем случае строка на время удлинилась до "I ат Т". Но "Т" здесь не важен. Важно только "I ат". Потому что "I ат" может быть и без графа, а вот графа Т без этого "I ат" быть не может. Пока я думаю "I ат Т", я работаю подсобным рабочим в конторе Ариэля. Но как только я обрезаю эту мысль до "I ат", я сразу вижу истинного автора и окончательного читателя. И еще тот единственный смысл, который есть в этом "Т", и во всех других словах тоже. Как просто..."» [10].

Кроме того, реальным творцом, прототипом которого в романе «Т» и стал граф Т, является граф Лев Николаевич Толстой, которому приснился сон про изложенную в произведении историю.

«Эту комнату я уже видел, - вспомнил Толстой, - только она была немного другая... Я в ней как раз пытался писать себя сам... Не попробовать ли снова? Надо бы взять и кончить это дело, пока Ариэль в Египте...» [11].

Выделенные лексемы взаимодействуют между собой внутри текста, формируют логичную, связную систему образов и символов, что позволяет актуализировать разные аспекты базового 92

концепта «Творец». Данное взаимодействие отображено на схеме, которая демонстрирует, как входящие в состав исследуемой аббревиатуры лексемы пересекаются в композиции текста и влияют друг на друга, раскрывая образы и символы, наполняющие базовый концепт произведения. Лексема творец обладает в тексте двойственной природой, с одной стороны, репрезентирует концепт «Творец» с точки зрения обыденной картины мира, где он представляется как производитель продукта, обладающего некоторой материальной и духовной ценностью (здесь связанными оказываются лексемы творец и Толстой], а с другой - раскрывает мистические представления о творце как о создателе живых сущностей, об авторе как о демиурге, персонажи которого существуют в созданном им мире (здесь концепт реализуют лексемы граф Т, творец и Толстой]. Таким образом, данная лексема выступает как многозначное слово. Творец с научной и мистической точек зрения характеризуется своей деятельностью - творчеством. В тексте лексема творчество также многозначна, творчество - как создание материального объекта и как порождение новой жизни. Результатом деятельности творца в обоих случаях становится текст, который в научном представлении является литературным произведением, а в мистическом - пространством, в котором существуют и развиваются сознанные автором-демиургом персонажи.

На основании проведенного анализа мы делаем вывод о том, что аббревиатурное заглавие «Т» романа В. Пелевина входящими лексемами репрезентирует базовый художественный концепт «творец» по двум направлениям: творец как создатель новых духовных и материальных ценностей (в рамках данного аспекта мы выделяем субъект действия - автора художественного текста и результат деятельности творца - получаемое литературное произведение, его персонажи], творец в мистическом понимании, как существо, создающее новую жизнь (в рамках данного аспекта мы также выделяем субъект деятельности - автора, который выступает в качестве демиурга, процесс создания и результат].

Таким образом, аббревиатурное заглавие художественного текста русского постмодернизма, обладая краткой формой, позволяющей включать в свой состав несколько лексем, способно выступать средством репрезентации базового художественного концепта текста русского постмодернизма. Заглавие занимает сильную позицию по отношению к тексту, аккумулирует в себе смысловую доминанту произведения и, обладая прямой семантической связью с текстом, актуализирует своими значениями разные аспекты концепта, формируя целостную картину смысловой организации произведения по мере его композиционного развертывания.

Примечания

1. Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. Т. 15. (БАС] | Г. А. Качевская, Е. Н. Толикина. M. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1963. С. 170-171.

2. Словарь русского языка : в 4 т. Т. 4. ^АС] | А. П. Евгеньева. M. : Рус. яз., 1988. С. 345.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 3. M. : РИПОЛ классик, 2006.

С. 384.

4. Пелевин В. Т. M. : ЭKСMО, 2009.

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же.

Notes

1. Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka : v 17 t. - Dictionary of modern Russian literary language : in 17 vol. Vol. 15. (BAS] | G. A. Kachevskaya, E. N. Tolikina. M.; L. Publ. AS SSSR. 1963. Pp. 170-171.

2. Slovar' russkogo yazyka : v 4 t. - Dictionary of the Russian language: in 4 vol. Vol. 4. (MAS] I A. P. Evgenyeva. M. Rus. yaz. 1988. P. 345.

3. Dal' V I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka : v 4 t. [Explanatory dictionary of living great Russian language: in 4 vol]. Vol. 3. M. RIPOL klassik. 2006. P. 384.

4. Pelevin V T. [T.] M. EKSMO. 2009.

5. Ibid.

6. Ibid.

7. Ibid.

8. Ibid.

9. Ibid.

10. Ibid.

11. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.