Научная статья на тему 'А налитика мировых культурных процессов в образовательной и научной деятельности вузов культуры и искусств'

А налитика мировых культурных процессов в образовательной и научной деятельности вузов культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING OF SPECIALISTS / ВУЗ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / КУЛЬТУРА 2.0 / CULTURE 2.0 / CULTURE AND SOCIO-POLITICAL ANALYSIS / CULTURE AND ART HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лопатина Наталья Викторовна

Рассматриваются опыт и инновации аналитики социокультурной сферы в научной и образовательной деятельности кафедры прикладной информатики МГУКИ. Делается вывод, что культурная политика сегодня выдвигает требования сближения теории, методологии и практики управления культурным развитием, определяет реальность дифференциации нового типа методологического знания, сглаживающего гносеологические оппозиции. Это стимулирует гипотезу о возможности совершенствования регулирования мировых культурных процессов посредством развития теории и методологии в русле усиления интеграции науки, прикладных задач макроуровня и стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper unveils UCAs’ potential in the theoretical grounds and experts’ training of the analytics of global cultural processes. It presents the same experience of the Moscow University of Culture and Arts (the department of applied informatics) and its methodological principles of the analysis in culture and socio-political analysis. The paper considers analysis in culture through the idea the convergence of the theory, practice and strategic management and shows the effectiveness of this approach for the analysis of contemporary innovations in culture. The material poses the problems of intelligent innovation priority, the problem of the ambivalence of the social action, shows the tasks of macro-level analytics in the “culture 2.0” and new methods of forecasting of culture.

Текст научной работы на тему «А налитика мировых культурных процессов в образовательной и научной деятельности вузов культуры и искусств»



ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

4. Садохин, А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А.П. Садохин. — Москва, 2005.

5. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникацию / А.П. Садохин. — Москва, 2010.

6. Самохина, Т. С. Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств : учебное пособие [по профессиональной межкультурной коммуникации] / Т.С. Самохина. — Москва : Изд-во «Р. Валент», 2005.

7. Шеина, И. М. Межкультурная коммуникация как проявление лингвистического и культурного опыта : автореф. дис. / И.М. Шеина. — Москва, 2009.

А НАЛИТИКА МИРОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УДК 378

Н. В. Лопатина

Московский государственный университет культуры и искусств

Рассматриваются опыт и инновации аналитики социокультурной сферы в научной и образовательной деятельности кафедры прикладной информатики МГУКИ. Делается вывод, что культурная политика сегодня выдвигает требования сближения теории, методологии и практики управления культурным развитием, определяет реальность дифференциации нового типа методологического знания, сглаживающего гносеологические оппозиции. Это стимулирует гипотезу о возможности совершенствования регулирования мировых культурных процессов посредством развития теории и методологии в русле усиления интеграции науки, прикладных задач макроуровня и стратегического управления.

Ключевые слова: аналитика социокультурной сферы, подготовка специалистов, вуз культуры и искусства, культура 2.0.

The paper unveils UCAs' potential in the theoretical grounds and experts' training of the analytics of global cultural processes. It presents the same experience of the Moscow University of Culture and Arts (the department of applied informatics) and its methodological principles of the analysis in culture and socio-political analysis. The paper considers analysis in culture through the idea the convergence of the theory, practice and strategic management and shows the effectiveness of this approach for the analysis of contemporary innovations in culture. The material poses the problems of intelligent innovation priority, the problem of the ambivalence of the social action, shows the tasks of macro-level analytics in the "culture 2.0" and new methods of forecasting of culture.

Keywords: Culture and socio-political analysis, training of specialists, culture and art higher education, culture 2.0.

Социально-экономическое развитие Евразии на современном этапе формирует поле ин-новационности, в котором все управленческие подсистемы демонстрируют не только инновационные социальные технологии, но и инновационную концептуальную ориентацию. В ее основе — стратегические иници-

ативы, системность, перспективное проектирование, широкий социальный контекст. Именно эти идеи формируют и новую мета-национальную стратегию управления культурой. Стратегическая ориентированность евразийской культурной политики предполагает телеологическую и тактическую ко-

170 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 170-174

^ Образование в сфере культуры

ординацию, проектную совместимость, что обусловливает принципиально новое понимание теоретических оснований управления культурой и, следовательно, новой методологии аналитики социокультурной сферы. В первую очередь это связано с расширением представлений о потенциале воздействия на социокультурные процессы и тренды мирового уровня.

Современные проблемы социокультурного конструирования в Евразии подтверждают актуальность формирования дискурса управления глобальными процессами развития общества (информатизацией, глобализацией и ее декомпозициями по аспектам социальной жизни — экономики, культуры и т.д.). Культурная политика сегодня выдвигает требования сближения теории, методологии и практики управления культурным развитием, определяет реальность дифференциации нового типа методологического знания, сглаживающего гносеологические оппозиции. Это стимулирует гипотезу о возможности совершенствования регулирования миФ ровых культурных процессов посредством развития теории и методологии в русле усиления интеграции науки, прикладных задач макроуровня и стратегического управления.

В связи с этим особую актуальность демонстрируют проблемы научно-экспертного и кадрового обеспечения аналитики социокультурной сферы, которая отмечается многими специалистами и институтами, занимающимися проектированием, прогнозированием и моделированием евразийского культурного пространства. Это обусловлено неоформленностью аналитики культуры как области научной и профессиональной деятельности в номенклатуре научных специальностей и направлений высшего профессионального образования в большинстве стран Евразийского региона. Между тем Московский государственный университет культуры и искусств в течение двадцати лет активно занимается научно-теоретическими и практико-ориентированными изысканиями в сфере аналитики социокультурной сферы, а также готовит кадровый потенциал

для аналитики культуры. Специалисты кафедры прикладной информатики МГУКИ (до 2010 года — кафедра информационно-аналитической деятельности) накопили богатый опыт решения научных и образовательных проблем современной аналитики культуры, оставаясь на протяжении двадцати лет общепризнанными лидерами данного направления информационно-аналитической деятельности. В 2010 году кафедра прикладной информатики МГУКИ инициировала новый профиль подготовки специалистов «Прикладная информатика в аналитике», который получил одобрение многих российских вузов.

Анализ евразийского опыта ориентировал научную и образовательную деятельность на глобальные тенденции развития, в первую очередь информатизацию (формирование информационного общества), на прогнозирование, проектирование и моделирование невиданных ранее новаций социокультурной феноменологии, на учет как новых гуманитарных возможностей, так и новых социальных рисков. С этого времени стратегические инициативы аналитики формируются в русле понимания необходимости управления новациями в социокультурной сфере, целенаправленного регулирования культурного развития в новых социально-исторических условиях с целью содействия гуманитарному и бескризисному развитию общества и противодействия социальным рискам. Особое внимание уделяется пониманию необходимости новых исследований, роли информации в жизни современной личности и общества, преодолению несовместимости «двух культур», созданию симбиоза компьютерных технологий и гуманитарной сферы.

В рамках единого русла сформировались основные научные школы и научно-исследовательские направления кафедры прикладной информатики, а также определились единые методологические принципы, которые реализуются в научных и прикладных аналитических разработках и педагогическом процессе, в подготовке будущих аналитиков.

$

171

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

Во-первых, это принцип разумного инновационного приоритета. В основе инновационной деятельности должна лежать целесообразность изменений; погоня не просто за новым, модным, а за тем, что имеет будущность, что значимо для будущей образовательной и профессиональной среды в сфере аналитики культуры. Принцип разумного инновационного приоритета подразумевает рациональное взаимодействие традиций методологических постулатов, парадигм и инновационных методологических подходов, предметных комплексов, исследовательских методик и инноваций в организации науки в русле понимания амбивалентности нового и опасности универсализма инновационных решений. Акцент в научных и образовательных проектах делается не просто на поиск новых направлений исследований, а на экспертно-аналитическое обоснование их инновационности, социальной значимости и социальной эффективности; на сохранение и продолжение исследований в русле устоявшихся научных школ, сформированных основателями и ведущими учеными МГУКИ; на преумножение научного наследия в новых условиях социального развития изучаемого предметного комплекса. Методологические инновации рассматриваются в русле мульти-парадигмальности и принципа плюралистической дополнительности. В этом контексте инновационность демонстрируют информатизация, информационные технологии и их социальные производные как новые предметы исследований наук об обществе и культуре, проецирование новых фундаментальных тем, обладающих не только теоретическим значением, но и прикладной ориентацией.

Во-вторых, это принцип амбивалентности социального действия. Любое социальное явление, событие, действие исследуется и трактуется посредством анализа как позитивного социального и гуманитарного эффекта, так и негативных следствий (сиюминутных либо отложенных во времени). Оценка и прогнозирование социального и гуманитарного эффекта любого действия на макро-, мезо- и микроуровнях, упрежде-

ние и нейтрализация социальных рисков выступают принципиальной основой любого научного исследования, проводимого кафедрой, ибо именно в этом мы видим социальную ответственность науки. Следует отметить, что реализация данного принципа осуществляется не только на методологическом уровне, но и на уровне социально-технологических разработок и уровне конкретных проектов, и рассматривается как важнейшая аксиологическая компетенция научного работника. Данный принцип интегрирован и в педагогическую концепцию кафедры, ориентированную на выработку данной компетенции у будущих информационных работников. Социологические опросы выпускников кафедры показывают, что спустя 5—7 лет после окончания обучения молодые специалисты-аналитики высоко оценивают не только прикладной эффект данной компетенции, но и ее универсальный характер и воспитательный эффект в процессе их личностного становления.

В-третьих, это принцип сближения теории, методологии и практики. Реализация принципа сближения теории, методологии и практики определяет дифференциацию нового типа методологического знания, сглаживающую гносеологические оппозиции. Стратегические ориентиры аналитики социокультурной сферы нацелены на развитие теории и методологии информатизации социокультурной сферы в русле усиления интеграции науки, прикладных задач макроуровня и стратегического управления. В данном случае речь идет о специфической эпистемологической позиции, суть которой состоит в необходимости перехода от «вертикальной» (директивной) модели познания («наука — практике»), восходящей к традиции Просвещения, к более демократической, (интерактивной, партнерской) — наиболее эффективной в современных условиях поли-акторной парадигмальности (гражданского общества, «мира Web 2.0»), трансформирующей социально-ролевые традиции прошлого. Макроуровни управления социумом и его культурой демонстрируют методологиче-

$

1772

^ Образование в сфере культуры

ский кризис как на исследовательском уровне, так и на уровне интеграции научного знания в социальную практику.

Актуальность приобретает особый вектор методологии — методология макроуровней социокультурной деятельности, формирующий новые форматы взаимодействия науки и практики: быстрое восхождение практики к научным исследованиям, с одной стороны, и интеграция научных исследований в социальную практику — с другой. Именно в этом состоят стратегические приоритеты и уникальность деятельности кафедры: от теоретико-методологических изысканий к стратегической аналитике и управлению в контексте задач макроуровня, к выработке, апробации и интеграции наукоемких социально-информационных технологий в социальное управление культурой. Эти проблемы приобретают особую актуальность в контексте Федеральной целевой программы «Культура России в 2011—2016 годах».

В-четвертых, это принцип методологической коммуникации. Дисциплинарное раз-Ф нообразие проблемного поля научных ис-

следований кафедры предполагает погружение в различные научные, социокультурные и практические контексты, что требует разнообразия подходов, ресурсов, платформ, принципов, методов исследований. Методологический синтез достигается в научной деятельности кафедры прикладной информатики МГУКИ не только в рамках конкретных научных проектов, но и на уровне человеческого капитала, в «разнотравье» научных кадров: философы, информатики, математики, культурологи, педагоги, экономисты, социологи, политологи, правоведы, библиотековеды и библиографоведы, филологи — формируют кадровый потенциал кафедральной науки. Экспериментальный характер данного элемента научной деятельности во многом идет вразрез с современными системами оценки вузовской науки в России, однако реализует инновации общества знания как активно формирующейся во всем мире социальной реальности, строящиеся новые принципы организации экспертного

сообщества, внедренные во многих европейских и азиатских странах.

В-пятых, принцип инвариантной цели. Данный принцип был заимствован из работ единомышленника и большого друга кафедры Ю.А. Шрейдера, предложившего подход, основанный на выявлении противоречий. Научные исследования и разработки в динамично развивающемся мире не всегда могут основываться на экстраполяции тенденций предыдущих этапов, в современной социально-культурной сфере ориентиром должны служить не уже существующие феномены и технологии, а те, которых сегодня еще нет, но именно в них начинает назревать социальная потребность — явная или латентная, осознанная или неосознанная. Уметь выявить эту потребность или даже ее «предчувствие», ответить на нее своим научным потенциалом и управлять интеграцией инновации в социальные практики — основной стратегический ориентир современной аналитики социокультурной сферы.

Разработанные теоретико-методологические основания аналитики социокультурной сферы могут быть декомпозированы по трем уровням. В первую очередь, это научные дисциплины «базового» уровня — философия, информатика, социология, теория управления, культурология, педагогика. Во-вторых, это так называемые дисциплины среднего уровня (научно-практические дисциплины и дисциплины «на стыке»), объектом которых выступают общество и человек — социальная информатика, информационный менеджмент, социология управления, социология культуры, библиотековедение, социальная педагогика и т.д. В-третьих, это инновационные научные направления, сформировавшиеся в актуальном проблемном поле и использующие потенциал методологической коммуникации различных научных дисциплин, например информационная культурология (Ю.С. Зубов), социальная кибернетика (Н.А. Сляднева), социология информатизации (Н.В. Лопатина), культурология информатизации (О.Б. Сладкова).

Второй «пласт» научной деятельности —

$

173

ф

ГИЛ

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

это уровень нового типа методологического знания, формирующегося на стыке теории, практики и стратегического управления, требующего восхождения к теоретическому знанию и технологий его интеграции в социальные (культурные) практики (аналитика социокультурной сферы, теория социально-информационных технологий). Социальное управление в условиях динамично развивающегося общества, его изменений в русле новых цивилизационных трендов предполагает необходимость построения актуальной современной эпохе системы технологий социального управления, формирования новой идеологии социальной кибернетики, базирующейся на приоритетной роли информационных средств. Именно это направление представляет научная школа социальной кибернетики Н.А. Слядневой. В рамках данной школы заслуживают внимания исследования и разработки доктора культурологии, профессора, заведующей кафедрой прикладной информатики О.Б. Сладковой по вопросам диалога «власть — общество». Теоретические разработки данной проблемы осуществляются в русле классических и современных философских, социологических, политологических, культурологических и информологических теорий. Социально-технологические, аналитические и стратегические разработки впервые представлены технологиями информационного мониторинга.

Третий «пласт» — практико-ориентиро-ванные исследования, эмпирические и аналитические исследования, проектные разработки. Примерами исследований этого уровня выступают социологические исследования, проведенные кафедрой («Информатизация в жизни москвичей», 1995, 2000, 2005, 2010 годы, комплексное исследование «Профессиональные ресурсы информационной деятельности СССР / России: 2-я половина ХХ века», 2002—2003; «Сравнительный анализ информатизации культуры Москвы и Забайкальского края», 2010, 2012, «Сравнительный анализ уровня готовности к информатизации молодежи

Москвы и малых городов России», 2010, 2012; «Информационные специалисты в современной организации», 2004; «Проблемы совместимости государственных классификаторов специальностей и профессий и предложений рынка труда в информационной сфере», 2004—2005, «Субкультуры информационного общества», 2011—2012 и т.д.). Многие исследования были проведены в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».

Новационные проекты, реализуемые сегодня кафедрой прикладной информатики МГУКИ, позволяют идентифицировать качественно новый этап развития аналитики культуры — масштабный переход от теоретико-методологического поиска и социального проектирования к наукоемким технологиям и проектной реализации.

Современная эпистемологическая ситуация вызывает необходимость погружения конкретных познавательных проблем и проблем социального управления, информатизации культуры в различные научные, социокультурные и практические контексты. Конкретные научные проблемы аналитики социокультурной сферы в условиях информатизации требуют разнообразия методологических подходов и ресурсов, методологического синтеза для их решения на современном уровне, демонстрирующем теоретическую значимость, стратегическую эффективность и практическую реализацию. В данном случае мы пытаемся выдвинуть идею методологического синтеза, позволяющего посредством многообразия подходов добиться необходимой аналитической глубины на этапе, когда научные направления еще проходят стадию становления.

Рассматривая опыт и инновации аналитики социокультурной сферы в научной и образовательной деятельности кафедры прикладной информатики МГУКИ, мы представляем анализ кейса, парадигмального случая — того, который со временем приобретает черты типичного для вузов культуры и искусств, профильных факультетов Евразийского региона.

$

\J74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.