Научная статья на тему 'А. А. Богданов и В. И. Ленин в политической и философской полемике'

А. А. Богданов и В. И. Ленин в политической и философской полемике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1407
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попова А. В.

В статье рассматривается сущность разногласий по актуальным философским и политическим вопросам между В. И. Лениным и А А. Богдановым. Автор приходит к выводу, что критика Лениным взглядов А. А. Богданова и Тектологии как всеобщей организационной науки носит субъективный и во многом ненаучный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.A. BOGDANOV AND V.I. LENIN IN POLITICAL AND PHILOSOPHICAL POLEMICS

The essence of disagreements between V.I. Lenin and A/A/ Bogdanov at actual philosophical and political questions is regarded in this article. The author made a conclusion that Lenin's critics of A.A. Bogdanov's opinions and tectology as a universal organizational science had subjective and unscientific character.

Текст научной работы на тему «А. А. Богданов и В. И. Ленин в политической и философской полемике»

Попова A.B.

Оренбургский государственный университет

A.A. БОГДАНОВ И В.И. ЛЕНИН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ ПОЛЕМИКЕ

В статье рассматривается сущность разногласий по актуальным философским и политическим вопросам между В. И. Лениным и А. А. Богдановым. Автор приходит к выводу, что критика Лениным взглядов А. А. Богданова и Тектологии как всеобщей организационной науки носит субъективный и во многом ненаучный характер.

В период формирования и начала функционирования большевистской партии особенно выделяются два сильных и талантливых лидера партийных интеллектуалов: A.A. Богданов и В.И. Ленин. В начале XX века

A.A. Богданов и В.И. Ленин были единомышленниками, их объединяли общие цели - создание единой централизованной социал-демократической партии (1904 - 1905 гг.). Под руководством В.И. Ленина находились представители партии большевиков за пределами России. A.A. Богданов же руководил партией внутри страны. По мере возрастания богдановского авторитета и довольно-таки успешного управления партийными делами В.И. Ленин начал чувствовать угрозу потери своего авторитета (хотя бы внутри страны). По его мнению, авторитет A.A. Богданова мог повлечь за собой создание двое-центрия, двоевластия, что не входило в планы Владимира Ильича. Осознав все вышеперечисленное, В.И. Ленин повел скрытую борьбу против A.A. Богданова.

По мнению большинства исследователей философии и деятельности этих двух политических деятелей, спор между Богдановым и Лениным возник именно на политической почве.

Несмотря на одинаковые цели и задачи революционной борьбы, первые расхождения произошли по организационным вопросам. Затем, после выпуска A.A. Богдановым «Эмпириомонизма», В.И. Ленин начал более активную атаку - критиковал Are^ сандра Aлександровича за отступление от общих взглядов по вопросу методов исследования природы, социальных явлений. Другими словами, В.И. Ленин обвинял своего политического конкурента в ревизионизме марксистской философии.

Сам Владимир Ильич был ярким приверженцем марксизма, четким последователем всей философии Карла Маркса, каковой она ему представлялась из опубликованного к тому времени Марксова наследия. Все свои социально-политические идеи он создавал в полном их соответствии и следовании марксистским идеям, критикуя и отвергая всех, кто хоть немного отступает от философии К. Маркса.

Первой мишенью для ленинских нападок стал A.A. Богданов, которого не совсем корректно интерпретировал В.И. Ленин. Тем более он мешал В.И. Ленину в осуществлении его политических целей. Ведь к тому времени партия большевиков готовилась к жесткой политической борьбе за власть, им была необходима партия единомышленников и приверженцев главной и единственной правомерной философии - марксизма.

В.И. Ленин начинает критику A.A. Богданова как марксиста, считая его явным противником марксистской философии.

A.A. Богданов, находясь в ссылке в Туле за участие в политических выступлениях студентов, продолжал вести философскую, научную, политическую деятельность. Он участвовал в деятельности рабочих кружков тульского оружейного завода, занимался переводом «Капитала» К. Маркса, проводил занятия с рабочими. В этот период время не было потеряно им зря: он написал «Краткий курс экономической науки» -учебник, по которому могли бы обучаться рабочие. Это был единственный труд A.A. Богданова, который В.И. Ленин оценил очень высоко. В.И. Ленин отметил четкую последовательность A.A. Богданова взглядам К. Маркса, их верную интерпретацию и доступную форму подачи. На этом поло-

жительные эмоции и оценки Владимира Ильича закончились, так как в последующем рассмотрении творчества A.A. Богданова наблюдалась исключительно едкая, жесткая критика и философский сарказм.

Сам A.A. Богданов относил себя и свою философскую систему к марксизму. Чтобы перейти к описанию спора между A.A. Богдановым как марксистом и В.И. Лениным как ортодоксальным последователем К. Маркса, рассмотрим, в чем заключается марксизм A.A. Богданова. Здесь необходимо отметить один немаловажный факт.

Творчество A.A. Богданова было достаточно разносторонним, интересным и богатым, об этом свидетельствует разнообразие и широта его исследований: философия, политика, экономика, биология, культурология, история, социология, литература и т. д. Все его творчество делится на четыре основных этапа:

1. Стихийный материализм (или исторический материализм К. Маркса).

2. Увлечение энергетизмом В. Оствальда.

3. Создание «эмпириомонизма», увлечение махизмом.

4. Создание «тектологии» - всеобщей организационной науки, которая должна прийти на смену всей предшествующей философии. На этом этапе A.A. Богданов отрицает философию как область знания, имеющую право на существование, так как она только «созерцает». В познании мира созерцания недостаточно, поэтому A.A. Богданов развивает науку, которая не только объяснит мир, но и сможет его изменить.

Все предшествующие этапы - приближение, путь к построению тектологии; в каждом из них A.A. Богданов все ближе и ближе подходит к своей цели. Каждый этап творчества A.A. Богданова подвергался нападкам и критике со стороны В.И. Ленина.

Начнем с первого этапа - исторического материализма.

A.A. Богданов, как отмечают К.Н. Лю-бутин и Г.Р. Змановский, на протяжении всей своей жизни не отступал от марксизма. Эту идею они подтверждают и доказывают в своей книге «Пролегомены к богдановщине». К.Н. Любутин отдельно в «Российских вер-

сиях марксизма» доказывает приверженность A.A. Богданова марксистским идеям. Он отмечает, что именно из марксизма вытекает тектология A.A. Богданова.

Сам Ллександр Aлександрович считает марксизм единственно приемлемым философско-политическим течением. Карл Маркс развивает свой социальный материализм и рассматривает социальную сущность человека. К. Маркс, по мнению A.A. Богданова, единственный, кто правильно понял сущность человека и развил, по его словам, «философию практики действующего человека» [1].

Исходным пунктом богдановской версии марксизма является идея, которая гласит, что человек практики - тот, кто принимает вещи как вещи, а не как психические факты.

A.A. Богданов отмечает, что К. Маркс наметил программу развития революционной философии.

Человек, согласно этой философии, в своей деятельности выступает как социальное существо. Вся окружающая действительность - конкретная, живая социальная практика, представленная предметно-чувственной деятельностью. В процессе своей предметно-чувственной, активной деятельности человек преобразовывает природу, по-особенному развивает ее.

A.A. Богданов, таким образом, толкует К. Маркса и интерпретирует человека и его положение в мире в соответствии с его взглядами. С точки зрения A.A. Богданова, философия К. Маркса направлена на отрицание и ликвидацию специализации рабочего класса. Причем сущность рабочего класса сводится к универсальности и общечеловеч-ности. В богдановском понимании это определяется термином «собирание человека» как основного элемента будущего коллективного строя.

A.A. Богданов развивает марксистские идеи с универсально-обобщающей, всеобще-организационной точки зрения. Он констатирует необходимость новой эпохи, эпохи «собирания человека» - когда настанет полное взаимопонимание, сотрудничество, товарищество людей. Причем каждый человек - активно действующее социальное су-

щество, преобразующее действительность в соответствии со своими коллективными потребностями.

Это один из пунктов, который свидетельствует о приверженности A.A. Богданова марксизму.

Следующее, что доказывает это, - вопрос о практике. Вслед за К. Марксом A.A. Богданов видит объективным критерием истины практику. Развивая тектологию, он показывает ее достоинства, утверждая, что всеобщая организационная наука проверяет свои знания в активно-практической деятельности человека, в опыте. A философия, в отличие от нее, только созерцает и не предоставляет опытное подтверждение своим положениям. Следовательно, философия должна отмереть, вслед за религией, как ненужная сфера знаний. Идея «конца философии» A.A. Богданова - продолжение идеи К. Маркса об отмирании философии. A.A. Богданов все время утверждает, что исторический материализм К. Маркса достигнет выполнения своей задачи - отрицания философии.

Следующим подтверждающим фактом об A.A. Богданове как марксисте является его трактовка общественного развития, которая соответствует трем типам общественных отношений у К. Маркса.

К. Маркс:

1) отношения личной зависимости;

2) отношения вещной зависимости;

3) отношение свободной индивидуальности, основанной на универсальном развитии человека.

A.A. Богданов:

1) первобытная целостность (авторитарный тип жизни);

2) дробление человека (индивидуалистический тип жизни);

3) стадия собирания (будущий коллективистский тип жизни).

К.Н. Любутин в «Российских версиях марксизма» показывает, что A.A. Богданов угадал многие мысли К. Маркса, которые содержались в его работах, еще не опубликованных к тому времени.

Теперь рассмотрим, каким образом В.И. Ленин критиковал A.A. Богданова и отрицал его как марксиста. Для этого обратимся

к его работе «Материализм и эмпириокритицизм», которая явилась вершиной ленинской критики не только A.A. Богданова, но и других философов и философских направлений: В. Оствальда (энергетизм), Г. Гегеля, махистов - Э. Маха, Р. Aвенариуса и др.

В.И. Ленин начинает с утверждений о том, что A.A. Богданов неправильно понял марксизм. Во-первых, это касается вопроса об объективной истине. Для A.A. Богданова истина - живая организующая форма опыта, которая ведет нас к чему-то, дает точку опоры в жизненной борьбе. «Истина лежит в координатах жизни социума». Так как критерием истины является практика (любимый тезис A.A. Богданова), а «практика - действительность общественных отношений, поэтому в изменчивых «координатах» говорить об абсолютной истине невозможно».

Таким образом, A.A. Богданов утверждает невозможность существования абсолютной истины. Он утверждает, что абсолютных, вечных истин нет, истина всегда относительна. Общество растет, изменяется, развивается; то есть что значимо для нас -не имеет значения для прошлых поколений.

A.A. Богданов признает только существование относительной истины, которая является объективной в определенный этап развития человечества, так как в любой момент ее можно опровергнуть.

Объективность он приравнивает к социальной общезначимости; то есть объективно то, что действительно для всех, для всего общества. A.A. Богданов именно таким образом трактует истину, более того, он обвиняет Ф. Энгельса в эклектизме, за что В.И. Ленин начинает критиковать A.A. Богданова, в свою очередь обвиняя последнего в идеализме, релятивизме.

В.И. Ленин рассматривает истину как «сложный, противоречивый процесс развития знания» [2, с. 13], рассматривает его с двух сторон:

1) подчеркивает независимость, объективность содержания знаний от субъекта;

2) указывает, что познание - процесс превращения относительной истины в абсолютную.

Aбсолютная истина для В.И. Ленина -совокупность относительных истин, а ее формирование - постепенный процесс, в котором на каждом этапе относительная истина дополняется, все более приближаясь к абсолютной. В.И. Ленин указывает, что A.A. Богданов неправильно понял энгельсовскую трактовку истины, согласно которой ставится вопрос о соотношении абсолютных и относительных истин, а не вопрос о вечных, конечных абсолютных истинах.

В.И. Ленин пишет по этому поводу, что существование абсолютной истины безусловно, то есть она существует объективно, а приближение к ней - исторично и условно. В материализме К. Маркса и Ф. Энгельса, по его мнению, есть момент релятивизма, но он не сводится к нему, то есть объективная истина всегда обладает исторической условностью своих пределов, своего приближения к абсолютной.

Мир в соответствии с марксизмом - вечно движущаяся развивающаяся материя, которая отражается развивающимся сознанием. Поэтому абсолютная истина - сумма относительных истин, вечный процесс становления. A.A. Богданов же, по утверждению

В.И. Ленина, этого не понял; он рассматривал абсолютную истину как вечную статику, которую якобы не допускает марксизм.

В.И. Ленин обвинил A.A. Богданова в релятивизме, согласно которому абсолютных истин не существует, есть только относительная истина, которая считается объективной в определенный этап развития знаний, науки, общества. Ведь речь идет не о постоянной сущности вещей и сознания, а о соответствии между (отражающим природу) сознанием и природой (отраженной сознанием).

Следующий пункт критики A.A. Богданова В.И. Лениным - опять-таки «неправильно понятый» вопрос о соотношении бытия и мышления. A.A. Богданов искажает, по мнению В.И. Ленина, утверждение марксизма о том, что бытие определяет сознание, общественное бытие - общественное сознание, и, в свою очередь, истолковывает эту идею как тождество общественного бытия и мышления. В.И. Ленин называет эту идею A.A. Бог-

данова идеалистической и, следовательно, обвиняет его в идеализме.

В.И. Ленин приводит доводы, что когда люди вступают в общение, в любое взаимодействие и являются при этом сознательными существами, это не означает, что общественное бытие тождественно общественному сознанию. Вступая в общение, люди не знают, как складываются при этом их общественные отношения и по каким законам они развиваются. Поэтому общественное сознание только отражает общественное бытие, но не тождественно ему. По этому поводу В.И. Ленин пишет: «A.A. Богданов минус эмпириомонизм (махизм) есть марксист» [2, с. 315].

Вопрос об утверждении A.A. Богдановым тождества общественного бытия и общественного сознания рассматривают К.Н. Любутин с Г.Р. Змановским. Они пишут, что согласно марксизму, общество есть организация производства, на котором основываются все законы его жизни, развитие всех его форм. Следовательно, социальное бытие может быть приравнено к общественному (социальному) сознанию и тождественно ему. В этом вопросе, по мнению исследователей, A.A. Богданов не нуждается в защите, так как «социальность нераздельна с сознательностью».

«Каждый отдельный производитель в мировом хозяйстве сознает, что он вносит какие-то изменения в технику производства; каждый хозяин сознает, что он обменивает какие-то продукты на другие, но эти производители и хозяева не сознают, что они изменяют этим общественное бытие», - пишет

В.И. Ленин [2, с. 350].

A.A. Богданов, как утверждает В.И. Ленин, признает, что «если вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда. Самая высшая задача человечества - охватить эту объективную логику хозяйственной эволюции (общественного бытия) в общих и основных чертах», чтобы приспособить в дальнейшем к

этой логике общественного бытия свое общественное сознание.

В.И. Ленин говорит, что если A.A. Богданов признает необходимость «приспособления общественного бытия к общественному сознанию», то теория об их тождестве «выкидывается за борт». В.И. Ленин защищает исторический материализм от «идеализма» A.A. Богданова доводами о признании материализмом независимости общественного бытия от общественного сознания; отражении бытия этим сознанием. В вопросе о содержании научного познания A.A. Богданов с В.И. Лениным разошлись.

В.И. Ленин абсолютизировал содержательный аспект в познании, A.A. Богданов -ценностный. Оба были правы, но их правота была «односторонней». Но позже A.A. Богданов стал рассматривать познание как единство содержательного и ценностного аспектов, а В.И. Ленин остался односторонен.

Помимо всего вышесказанного можно отметить еще одно разногласие между A.A. Богдановым и В.И. Лениным. Для A.A. Богданова класс - система отношений, которые воплощаются в определенных взаимосвязанных, психофизиологических приспособлениях людей. Люди - не физические тела, а непосредственные комплексы «ассоциативной ступени организованности» - самой высшей ступени во всей организации опыта. Пролетарская борьба - борьба без физического насилия, то есть культурные преобразования и реформы.

Для В.И. Ленина класс - большие группы людей, характеризующиеся определенными признаками. Но свое классическое определение классов Ленин даст несколько лет спустя после «Материализма и эмпириокритицизма», в статье «Великий почин».

Классовая борьба - физическое насилие одних физических тел над другими («буржуинами», «помещиками», «банкирами»).

Помимо критики В.И. Лениным A.A. Богданова в вопросах истины, соотношения бытия и сознания существует еще один момент, критикуемый Владимиром Ильичом, -организующая роль идеологии. Причем идеология у A.A. Богданова отождествляется со всей духовной жизнью людей. Это - еще одно

разногласие между двумя полемизирующими философами. Они по-разному относились к пролетарской культуре, к социалистической модели развития общества. A.A. Богданов разрабатывал новую модель пролетарской культуры, готовил идеологическую революцию, которая должна обязательно предшествовать социалистической революции. Т о есть сначала необходимо создать культурную, философско-методологическую основу в сознании пролетариата.

В.И. Ленин же, в противовес A.A. Богданову, считал, что сначала нужно провести революцию, причем с применением насилия, а затем строить новую культуру и идеологию.

Как ранее отмечалось, В.И. Ленин критикует A.A. Богданова на протяжении всех этапов его философии. Наиболее подробно рассмотрен первый этап - приверженность историческому материализму.

A.A. Богданов же, в свою очередь, отвечает на критику В.И. Ленина, выплеснутую на него в «Материализме и эмпириокритицизме», статьей «Вера и наука». В этой статье A.A. Богданов ставит вопрос о статусе марксизма и называет В.И. Ленина догматиком, слепо верующим и строго следующим предписаниям марксизма. Сам Aлександр Aлександрович во многом исправляет марксизм, интерпретирует некоторые его идеи по-своему. Он ставит вопрос: «Что такое марксизм - наука или религия?»

Он считает, что если рассматривать его как науку, то он, как любая другая наука, должен был измениться, добавить в свой материал новые истины, которых до сих пор нет.

Если же марксизм - религия, то этим объясняется его неизменность и статика, отсутствие новых истин.

A.A. Богданов считает, что марксизм превратили в светскую религию, особый тип вероучения, которому все должны подчиняться, не отступая ни на шаг. Марксизм, по его мнению, идеологизирован, политизирован. Если в марксизме существуют только абсолютизированные истины, то существует некто, кто эти истины устанавливает, кому слепо подчиняются другие последователи. A при наличии подобного непререкаемого ав-

торитета невозможны никакие вопросы о свободе и развитии науки и общества. Последующие этапы философии A.A. Богданова подвергаются не менее жесткой критике, чем первый.

Второй этап - увлечение энергетизмом В. Оствальда В.И. Ленин называет «путаный агностицизм, спотыкающийся кое-где в идеализм».

В книге «Познание с исторической точки зрения» A.A. Богданов придает понятию «энергия» широкий онтологический и методологический смысл; особое значение он придает процессам образования и перестройки материальных структур, возникновения и поддержания подвижного энергетического равновесия организмов и окружающей среды. A.A. Богданов изучал процессы аккумуляции, трансформации, миграции и рассеяния энергии; рассматривал энергию как принцип всеобщей активности, изгоняющей из мировоззрения статику.

На третьем этапе создания философии эмпириомонизма В.И. Ленин критиковал

A.A. Богданова за стремление к субъективному идеализму, а именно за отождествление физического и психического опыта, за метод подстановки, и, что уже отмечалось, за отождествление общественного бытия и общественного сознания, которое, по мнению самого A.A. Богданова, считалось высшей ступенью эмпириомонистической философии. Вскоре A.A. Богданов отходит от попытки создать подобие объективного идеа-

лизма, устранить противоречия философии

Э. Маха и Р. Aвенариуса и пытается вернуться обратно к марксизму и его историческому материализму. Вершину и завершающий этап философского творчества A.A. Богданова представляет собой создание тектоло-гии - всеобщей организационной науки. В.И. Ленин тектологию уже не читал, но навсегда остался оппонентом A.A. Богданова.

Итак, полемика между A.A. Богдановым и В.И. Лениным носила философско-политический характер. Во многом В.И. Ленин не соглашался с A.A. Богдановым, но это, по мнению многих исследователей, следствие личной неприязни, субъективные претензии, которые не всегда имеют под собой реальные, объективные основания. Даже И. Сталин как идеологизатор марксизма находил положительные стороны философии эмпириокритицизма, которую A.A. Богданов рассматривал и интерпретировал на третьем этапе своего творчества и которую так жестко критиковал

В.И. Ленин. Всю борьбу В.И. Ленина с махизмом И.Сталин охарактеризовал как «бурю в стакане воды» и признавал A.A. Богданова крупным теоретиком-марксистом.

Следовательно, можно сделать вывод, что критика В.И. Ленина носит субъективный характер, а философия A.A. Богданова объединяет в себе, как сама тектология, самые положительные и организационные моменты тех философских направлений, которые изучал Aлександр Aлександрович Богданов.

Список использованной литературы:

1. В.Н. Садовский. «К.Н. Любутин, Г.Р. Змановский «Пролегомены к богдановщине» // Вопросы философии 1998. №3. С. 39.

2. В.И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.