РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 3
издается с 1974г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 95.03.001-95.03.047
95.03.026
80
рых отдельный гражданин видит нарушение своих конституционных прав.
Согласно новой Конституции России Конституционный и Верховный суды являются элементами одной судебной власти. Это означает, что оба органа должны действовать на основе одних и тех же принципов, а именно: принципа независимости и подчинения только конституции и федеральному закону, несменяемости судей и их неприкосновенности, открытого разбирательства дела, состязательности и равноправия сторон. Это положение, пишет автор, можно рассматривать как основу обеспечения независимости судебной власти.
Конституционный суд и Верховный суд России в своей деятельности занимаются осуществлением разных отраслей судопроизводства. Конституционный суд отправляет конституционное правосудие, а Верховный суд — является высщей инстанцией для рассмотрения дел гражданского и уголовного судопроизводства. Деятельность этих органов определяется тем, что конституционное правосудие составляет основу для рассмотрения дел в области гражданского и уголовного судопроизводства. Однако Конституционный суд занимается не только проверкой конституционности правоприменительной практики, в этом его деятельность тесно связана с работой Верховного суда, но, кроме того, Конституционный суд осуществляет контроль за законодательно^ и исполнительной властями.
В. Ф. Ломакина
9Б.03.026. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / Ершов А. Н., Мухарямов Н. М., Фактуллин Ф. Н., Фарукшин М. X.— Казань: Тат. кн. изд-во, 1994.— 129 с.— Библиогр.: с. 127-128.
В книге рассматриваются проблемы совершенствования деятельности местных администраций Республики Татарстан, анализируются состояние и развитие различных структур власти в районах и городах республики.
Решение задачи оптимизации структуры и функций местной администрации требует учета общих принципов, неизбежно накладывающих свой отпечаток на весь процесс организации и функционирования аппарата государственного управления, его взаимоотношения с населением, с одной стороны, и представительными органами власти — с другой. Среди таких принципов авторы называют прежде всего наиболее адекватное нынешним условиям сочетание централизма и децентрализма, демократизма и профессионализма, принцип разделения властей, принцип укрепления исполнительной власти. Последний принцип предполагает совершенствование структуры и функций ис-
полнителыюй власти применительно к современным условиям, определение адекватности полномочий исполнительных органов власти воз- -ложенным на них функциям, укрепление материальной и финансовой основы исполнительной власти, повышение уровня компетентности, профессионализма управленческих кадров и их социальной защиты.
Вышеперечисленные принципы являются отправными для создания нормативно-правовой базы, обеспечивающей оптимальную на данное время модель структуры и функций местных органов власти и управления. Признание этих принципов не снимает тем не менее одну, исключительно серьезную проблему: как осуществить их практически, как перевести их в плоскость конкретных нормативно-правовых положений и управленческой деятельности.
Далее рассматриваются организационно-правовые основы деятельности органов местной власти.
Эффективность деятельности местной администрации, говорится в книге, зависит от многих факторов: соответствия полномочий характеру возложенных функций, материально-финансовой основы, кадрового обеспечения и некоторых других. В условиях демократизации и становления правового государства принципиальное значение приобретает четкое правовое регулирование. Вряд ли подлежит сомнению, что вся организация и функционирование местной администрации должны опираться на прочную нормативно-правовую базу. В настоящее время такая база создается в виде вступившей в действие новой Конституции Республики Татарстан и разрабатываемого проекта закона о местном самоуправлении. Однако, как показывает анализ нормативных документов, не все вопросы пока отрегулированы должным образом, имеются противоречия и пробелы, способные создавать помехи для слаженной работы органов местной власти и управления, органов территориального самоуправления.
Положение и роль местной администрации, пишут авторы, нельзя рассматривать изолированно от той системы, в которой она находится: населения с его правом на участие в решении принципиальных вопросов местной жизни; местного Совета, перед которым она подотчетна; республиканских органов власти и управления, оказывающих прямое и косвенное влияние на деятельность местной администрации.
По мнению авторов, в законе о местном самоуправлении необходимо точнее, чем это делается в нынешнем проекте закона, определить формы участия населения в управлении местными делами, его взаимодействия с органами государственной власти и управления яа местах. В нем следовало бы детализировать право граждан на участие в местном самоуправлении, предусмотрев такие возможности, как право на выборы местных органов власти — Советов, право на проведение сходов, организацию собраний, конференций; право формировать и органиэо-
11-1732
95.03.026
82
вывать деятельность органов территориального самоуправления; пра-во на информацию о деятельности местных органов власти, включая право на информацию о принимаемых решениях и т. д. Законодательное закрепление указанных и иных положений, по мнению авторов, усилило бы роль главного субъекта местного самоуправления — наг рода, и обеспечило бы ими поддержку местной представительной и исполнительной власти. -
В процессе поиска направлений оптимизации структуры и деятельности местных органов власти в книге обращается внимание на необходимость совершенствования самой системы местных Советов народных депутатов. Опыт ряда территорий, пишут авторы, убеждает в целесообразности объединения районного и городского Советов в единый (объединенный) Совет народных депутатов и создание там единой администрации, подчиненной ее главе. Это целесообразно сделать и с точки зрения ответственности народных депутатов за экономическое и социально-культурное развитие всей территории объединенного Совета, и создания стройной, не противоречащей структуры управления, предупреждения дублирования и параллелизма в работе, устранения штатных излишеств и сокращения расходов на управленческий аппвг рат.
Большая группа вопросов относится к статусу и компетенции глав местных администраций. Важное значение для государственной жизни приобрел вопрос о допустимости или недопустимости совмещения в одном лице должности председателя Совета и должности главы местной администрации. Практике известны оба варианта — совмещение и разделение. Отдавая предпочтение второму варианту, авторы пишут, что совмещение в одном лице двух основных на уровне района или города указанных должностей ведет к чрезмерной концентрации местной власти в одних руках и по существу выводит руководителя района или города из-под контроля местных органов, ломается система сдержек и противовесов, и по сути создается нечто вроде монополии на власть. Кроме того, нарушается общедемократический принцип разделения властей, ибо, поскольку глава местной администрации подчиняется по вертикали Президенту, то пребывание его одновременно в должности председателя Совета означает фактически подчинение главы представительной власти в районе или городе (а вместе с ним и саг мого представительного органа) главе вышестоящей исполнительной власти.
Другой вопрос, связанный со статусом главы местной администрации — это порядок его назначения и освобождения.
Исследуя различные варианты назначения и выборов глав местных администраций, авторы считают более преемлемым такой порядок, по которому любая кандидатура на должность главы местной админи-
страции представляется Президентом только один раз. И в случае несогласия Совета с предложенной кандидатурой, это коллективно вы- ■ раженное мнение должно уважаться, и на согласование должна представляться новая кандидатура.
В случае досрочного освобождения главы местной администрации от занимаемой должности или невозможности исполнения им своих обязанностей авторы считают более целесообразным установить такое правило: в указанных выше случаях полномочия и обязанности главы местной администрации должны переходить к его первому заместителю, а Президент Республики Татарстан представляет Совету на согласование новую кандидатуру в течение трех месяцев со дня назначения первого заместителя исполняющим обязанности главы местной администрации.
Важнейшей стороной проблемы оптимизации структуры и деятельности местной администрации является определение ее функций на основе разграничения их с функциями местных Советов народных депутатов, а также с функциями вышестоящих (республиканских) органов исполнительной власти. Именно выполняемые функции, подчеркивают авторы, задают и общую схему местного управления, и структуру аппарата местных администраций. Вопрос о таком разграничении должен решаться в законе о местном самоуправления, и, по мнению авторов, здесь следует руководствоваться известным принципом, вытекающим из идеи разделения властей: глава местной администрации не вправе посягать на компетенцию Совета народных депутатов, а местный Совет не должен вмешиваться в повседневную деятельность главы местной администрации и подчиненного ему аппарата. Вместе с тем необходимо четко очертить круг полномочий главы местной администрации исходя из того, что это главный субъект оперативного управления территорией. В этой связи авторы предлагают закрепить в законе о местном самоуправлении сферу исключительной компетенции главы местной администрации.
Не менее важное значение имеет четкое разграничение функций и полномочий местных и республиканских органов власти. В законодательном порядке следует установить: 1) что относится к исключительной компетенции местных органов власти; 2) что относится к исключительной компетенции республиканских органов; 3) что относится к совместному ведению, и в этой сфере определить формы взаимодействия и тех, и других органов. Поскольку ответственность за жизнеобеспечение населения территорий все больше возлагается на местные органы власти, целесообразно идти по пути расширения их полномочий. В то же время должна возрастать их ответственность за состояние дел на местах.
Не до конца решенным, пишут авторы, является вопрос о структу-
95.03.027-030
84
ре и штатах аппарата главы местной администрации. При их определении, по мнению авторов, следует идти, во-первых, по пути рационального сокращения структурных единиц (подразделений) аппарата. Во-вторых, нужно установить зависимость штатного состава аппарата главы местной администрации от количества проживающего на территории района (города) населения. В организации аппарата необходимо использовать принцип конкурсного отбора и контрактную систему найма на государственную службу; четкое определение праг вового статуса государственного служащего и т. д.
В заключение авторы останавливаются на проблемах совершенствования структур жилищно-коммунальных подразделений органов власти и осуществления ими социальной защиты населения!
В. Ф. Ломакина
95.03.02^-030. ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ: Сб. науч. тр. / НИИ пробл. укрепления законности и правопорядка; Редкол.: Скуратов Ю. И. (отв. ред.) и др.— М., 1994.— 70 с.
Сводный реферат Для органов прокуратуры все более актуальным становится разработка научных основ управления кадровой политики, которые способствуют мобилизации внутренних ресурсов в целях совершенствования организации деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка. В сборнике исследуются проблемы кадрового обеспечения и психологических проблем в прокурорско-следственной работе.
95.03.027. СКУРАТОВ Ю. И. УПРАВЛЕНИЕ И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ПРОКУРАТУРЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,— С. 3-7.
В современных условиях возрастает значение регулирующего воздействия управления в органах прокуратуры, составной частью которого выступает многообразная кадровая работа.
Исследование проблем кадрового обеспечения, пишет автор, показало тесную и разноаспектную взаимосвязь управленческих решений по кадровым вопросам и их влияние на содержание и результативность работы прокуроров и следователей. Со всей очевидностью выявилось, что отсутствие научно обоснованных показателей и критериев при решении вопросов о назначении лиц на различные прокурорские должности либо для работы следователями существенно сказываются на результатах отбора кандидатур, расстановки кадров на тех или иных участках деятельности прокуратуры. В этой связи, продолжает автор,