Научная статья на тему '99. 03. 066. Эстрин С. , Хьюджес К. , Тодд С. Прямые иностранные инвестиции в странах центральной и Восточной Европы. Estrins. , Hughes К. , Todd S. foreign direct investment in Central and Eastern Europe: multinationals in transition. L. : Wash. : Royal Inst. If Intern. Affairs: Pinter, 1997. VII, 276 p. bibliogr. : p. 265-268'

99. 03. 066. Эстрин С. , Хьюджес К. , Тодд С. Прямые иностранные инвестиции в странах центральной и Восточной Европы. Estrins. , Hughes К. , Todd S. foreign direct investment in Central and Eastern Europe: multinationals in transition. L. : Wash. : Royal Inst. If Intern. Affairs: Pinter, 1997. VII, 276 p. bibliogr. : p. 265-268 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫЕ / ВЫВОЗ КАПИТАЛА В ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫЕ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ - ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова H. H.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 066. Эстрин С. , Хьюджес К. , Тодд С. Прямые иностранные инвестиции в странах центральной и Восточной Европы. Estrins. , Hughes К. , Todd S. foreign direct investment in Central and Eastern Europe: multinationals in transition. L. : Wash. : Royal Inst. If Intern. Affairs: Pinter, 1997. VII, 276 p. bibliogr. : p. 265-268»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

99.03.066. ЭСТРИН С.. ХЬЮДЖЕС К., ТОДД С. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.

ESTRINS., HUGHES К., TODD S. Foreign direct investment in Central and Eastern Europe: Multinationals in transition. — L.: Wash.: Royal inst. If intern, affairs: Pinter, 1997. - VII, 276 p. - Bibliogr.: p. 265-268.

В книге С.Эстрина, профессора экономики Лондонской школы бизнеса, К.Хьюджеса, сотрудника Королевского института международных дел (Лондон), и С.Тодда, сотрудника Администрации развития за рубежом (Лондон), рассматривается рост объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Особое внимание уделено анализу влияния ПИИ на процессы реформирования и перестройки экономики Чехии, Венгрии и Польши.

Основными компонентами экономической перестройки в странах ЦВЕ были: макроэкономическая стабилизация, либерализация экономики и торговли, приватизация и создание институциональной основы рыночной экономики. К настоящему времени большинство стран ЦВЕ, пройдя через период глубокой экономической рецессии, достигли определенных результатов. В результате приватизации большинстве предприятий осталось в руках прежних управляющих и рабочих, тогда как, по мнению авторов, передача приватизируемого предприятия внешним собственникам была бы более эффективной, так как позволила бы быстрее осуществить необходимую структурную перестройку предприятия. В этом отношении иностранные инвесторы, привлекаемые в качестве внешних собственников могли бы сыграть большую роль в развитии стран ЦВЕ.

Авторы выделяют три фактора, стимулирующих приток ПИИ в экономику стран ЦВЕ, — завоевание новых рынков, увеличение рыночной доли и экономия на расходах.

Хотя большинство исследователей считает, что главным привлекательным моментом для фирм, осуществляющих ПИИ, являются новые рынки и перспективы роста, авторы отмечают, что для многих фирм (особенно малых и фирм из соседних стран, например, Германии и Австрии) основным стимулом является ценовой фактор. Рынок стран ЦВЕ привлекателен для зарубежных инвесторов как из-за высокой численности их населения, так и из-за низкого уровня потребления многих товаров по сравнению с величиной дохода на душу

населения. Даже в условиях низких темпов экономического роста существуют условия для значительного увеличения потребления многих продуктов. Кроме того, страны, осуществляющие реформы, смогут в будущем поддерживать высокие темпы роста. Важным фактором, стимулирующим приток ПИИ, является торговая политика стран-импортеров капитала, в том числе: способность экспортировать товары в соседние страны, с которыми их связывают региональные торговые соглашения.

Увеличение доли рынка часто достигается за счет поглощения местных фирм. Страны переходной экономим предоставляет широкие возможности для таких поглощений, особенно в ходе реализации программ приватизации.

Экономия на расходах, особенно на рабочую силу, также является важным фактором, стимулирующим ПИИ, хотя в целом его роль меньше, чем факторов завоевания рынка и увеличения рыночной доли. Заработная плата в странах ЦВЕ значительно ниже международных стандартов, хотя уровень квалификации рабочей силы довольно высок. Так, средняя заработная плата в Чехии в 12 раз ниже, чем в Германии (с. 18). Особенно привлекательны страны ЦВЕ для фирм-инвесторов с трудоемким производством. В то же время, пишут авторы, недостатком экономики стран ЦВЕ является неразвитость у рабочих и управляющих таких качеств, как личная ответственность, способность принимать решения, соблюдение сроков договоров и др. Отрицательно сказывается на притоке ПИИ и отсутствие опыта управления финансами корпораций.

На решение фирм осуществлять ПИИ в страны ЦВЕ влияют и такие факторы как: политическая стабильность, характер макроэкономической политики, в том числе политики в отношении ПИИ, а также развитие институциональной базы и инфраструктуры. Существует непосредственная связь между проводимыми реформами и притоком ПИИ: успешные реформы привлекают инвестиции, которые, в свою очередь, способствуют эффективному осуществлению реформ. Для стран переходной экономики характерны слабая макроэкономическая политика, высокий уровень инфляции и наличие стабилизационных программ. Основная проблема здесь связана с тем, что высокие расходы на социальные нужды и оборону должны финансироваться за счет налогов, но население традиционно привыкло к низким налогам. Такая ситуация может обусловить дополнительную денежную эмиссию и

соответственно повышение темпов инфляции, которая неизбежно приводит к девальвации национальной валюты. Последняя не только тормозит приток ПИИ, но и может вызвать отток иностранного капитала. На ранних стадиях осуществления экономических реформ с подобными проблемами в той или иной мере сталкивались все страны ДВЕ.

На приток ПИИ влияет инвестиционный климат в стране, политика в отношении иностранных инвестиций (преференциальная или негативная). Польша и Чехия не использовали специальных стимулов для привлечения ПИИ, тогда как Венгрия предоставляла иностранным фирмам различные льготы (налоговые и др.). Фирма-инвестор должна также учитывать такие элементы экономической политики, как ставки подоходных налогов и политика в области регулирования конкуренции. Что касается развития институциональной базы и инфраструктуры, то в странах ЦВЕ в этом отношении наблюдается определенный прогресс, хотя и сохраняются серьезные недостатки в соблюдении принятых законов.

Стратегия иностранных инвесторов может предусматривать создание собственного филиала, совместного предприятия (СП), приобретение местного предприятия или сочетание этих способов проникновения в экономику другой страны. На первом этапе проникновения многие компании предпочитают создание СП, что позволяет иностранному инвестору лучше познакомиться с местными условиями и правилами игры. Приватизация крупных государственных предприятий открывает возможность их приобретения иностранными инвесторами. Однако в Чехии и Польше иностранные фирмы не допускались к процессу ваучерной приватизации, а в Венгрии иностранные фирмы участвовали в аукционной приватизации. Как показывает опыт, расходы на необходимую перестройку приобретаемых государственных предприятий часто превышают потенциальные выгоды от их эксплуатации.

По мере продвижения процессов экономических реформ наиболее распространенной формой иностранного инвестирования становится создание филиалов, находящихся в полной собственности иностранных фирм.

Для рассматриваемых стран ПИИ являются источником твердой валюты, необходимой для финансирования дефицита платежного баланса или выплаты процентов по внешнему долгу. Однако ПИИ

оказывают не только положительное, но и отрицательное влитие на экономику, поскольку платежи по процентам становятся тяжелым бременем для национального бюджета, особенно в малых странах с большим притоком ПИИ. Принимая решение об осуществлении ПИИ, западная фирма должна учитывать множество факторов: структуру собственности в принимающей стране, формы финансирования, включение зарубежного филиала в организационную структуру фирмы, технологический уровень нового предприятия, квалификацию рабочей силы и формы ее подготовки, разработку маркетинговой стратегии, создание сбытовых сетей и др. Часто анализ этих факторов приводит к решению, что наиболее благоприятным для фирмы-инвестора является создание нового предприятия, а не приобретение существующего.

Рассматривая влияние иностранных инвестиций на процесс экономической перестройки стран ЦВЕ, авторы отмечают следующие моменты:

1. На уровне предприятия ПИИ способствуют деполитизации его деятельности, в результате чего его основной целью становится максимизация прибыли. При этом предприятие отказывается от использования бюрократических связей для получения финансовых средств (льгот и разных субсидий) от государства. В то же время некоторые ТНК, имеющие опыт проведения переговоров с правительствами принимающих стран, не всегда отрицательно относятся к использованию бюрократических связей.

2. ПИИ способствуют реорганизации производственных единиц с помощью вертикальной и горизонтальной дезинтеграции и их последующей интеграции, что приводит к созданию промышленных структур, минимизирующих трансакционные расходы.

3. ПИИ вызывают изменения в размещении ресурсов: приватизированные фирмы начинают использовать факторы производства с учетом сигналов рынка.

4. Иностранные ТНК могут осуществить перестройку предприятия быстрее и результативнее, чем местный собственник, благодаря более эффективной системе управления и большей ориентации на прибыль. Вместе с тем увеличение ПИИ может обострить социальные проблемы и стимулировать действие политических сил, которые влияют на ход социально-экономических и политических преобразований.

К побочным эффектам ПИИ авторы относят их влияние на объем и структуру товарных рынков: они могут как стимулировать расширение одних рынков за счет повышения качества и улучшения системы распределения, так и разрушить другие местные рынки в результате обострения конкуренции. Рост ПИИ может также отрицательно сказаться на развитии банковского сектора в принимающей стране, так как ТНК преимущественно связаны с банками страны происхождения или международными финансовыми институтами. В то же время ПИИ положительно сказываются на состоянии рынков труда. В целом, заключают авторы, влияние ПИИ на переходную экономику стран ЦВЕ носит положительный характер.

В первой половине 90-х годов пять ведущих промышленно развитых стран — США, Великобритания, Япония, Германия, Франция — осуществляли значительный объем ПИИ в экономику стран ЦВЕ. В этом процессе доминировали США и Германия, на долю которых приходилось более 50% ПИИ, направляемых в эти страны (с.41). По оценкам ООН, в 1989-1994 гг. приток ПИИ в Чехию составил 3,1 млрд. долл., в Венгрию — 6,8 млрд., Польшу — 4,18 млрд. долл. (с.37). Основная часть ПИИ концентрируется в странах, в которых реформы носят более продвинутый характер. Приток ПИИ в Венгрию, Польшу и Чехию в расчете на душу населения сопоставим с притоком в такие стран ЕС, как Греция, Ирландия, Португалия, Испания, и превышает соответствующие показатели в большинстве развивающихся стран (РС). Основными инвесторами в Венгрию являются Германия (24,1% всех ПИИ), США (23,2%) и Австрия (13,4%) (с.42). В иностранных инвестициях Польши доминируют США (30%) и Германия (10%). В иностранных инвестициях Чехии - Германия (30%), США, Нидерланды, Швейцария (все вместе — около 14%) (с.43). Европейские ПРС преимущественно инвестируют в соседние страны переходной экономики: Австрия — в Венгрию, Германия — в Венгрию и Чехию, Италия — в Словению, Греция — в Болгарию, Скандинавские страны — в страны Балтии.

На первом этапе переходного периода ПИИ поступали преимущественно в обрабатывающую промышленность (пищевую, потребительские товары, автомобили). В последующем резко возросли инвестиции в сектор услуг. Для Чехии большое значение имеют инвестиции в развитие транспорта, связи и производства потребительских товаров. В Польше преобладают инвестиции в сферу финансовых ус-

луг и электромашиностроение, в Венгрии — в финансовый сектор. И во всех названных странах большой объем ПИИ направляется в строительство.

Авторы рассматривают примеры осуществления инвестиций в страны ЦВЕ четырьмя английскими ТНК, тремя германскими и тремя американскими. Сравнительный анализ этих инвестиций позволяет сделать следующие выводы: главной целью большинства ПИИ является завоевание рынка и увеличение рыночной доли; для германских ТНК большое значение имеет экономия на расходах (учитывая высокие расходы на заработную плату в Германии). Создание зарубежных филиалов и поглощение местных фирм имеет в рассматриваемых странах равное распространение, хотя многие ТНК предпочитают сочетание этих форм. Во всех представленных случаях инвестирование было успешным, кроме инвестиций английской фирмы Lycett, производящей стальные изделия, в венгерскую судостроительную группу Ganz. Созданное партнерами СП Lycett Danibus из-за отсутствия ресурсов и опыта потерпело крах.

Организация новых предприятий оказалась проще и эффективнее в случаях, когда инвестор преследовал цель снижения затрат; такие предприятия создавались в отраслях, использующих рабочую силу с относительно невысоким уровнем квалификации. Фирмы-инвесторы, ориентированные на завоевание и расширение рынка, со временем обнаружили, что создание распределительной сети и обеспечение соответствия их продукции стандартам качества значительно труднее, чем казалось первоначально.

Авторы отмечают, что побочные эффекты от ПИИ для принимающих стран оказались слабее, чем ожидалось правительствами этих стран. В целом страны ЦВЕ обладают открытой политикой в отношении ПИИ, хотя и не предоставляют иностранным инвесторам специальных льгот. Венгрия, предоставлявшая прежде такие льготы, отказалась от них. Налоговые льготы, пишут авторы, не оказывают решающего влияния на принятие решения об инвестировании. Однако большое значение для иностранных инвесторов имеет точная и доступная информация о налоговой среде, а также ясность условий инвестирования, достигаемая в ходе переговоров. Большое значение имеет и общая экономическая политика принимающих стран, создающая благоприятные условия для привлечения ПИИ.

H.H. Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.