Научная статья на тему '99. 03. 043. Архангельский В. Н. Воспроизводство населения России / НИИ семьи. М. , 1998. 115 с. (науч. Ис-след. : демография семьи)'

99. 03. 043. Архангельский В. Н. Воспроизводство населения России / НИИ семьи. М. , 1998. 115 с. (науч. Ис-след. : демография семьи) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
279
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ DO / НАСЕЛЕНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО - РФ / РОССИЙСКАЯ ФЕД. ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 043. Архангельский В. Н. Воспроизводство населения России / НИИ семьи. М. , 1998. 115 с. (науч. Ис-след. : демография семьи)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

99.03.043. АРХАНГЕЛЬСКИЙ В.Н. ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ / НИИ семьи. - М., 1998. - 115 с. - (Науч. ис-след.: демография семьи).

На основе данных Госкомстата РФ автор характеризует естественное движение населения России (рождаемость, смертность, естественный прирост, воспроизводство, продолжительность предстоящей жизни) за период с 1992 г. Анализ проведен по макропоказателям для страны в целом и отдельным субъектам РФ. Работа состоит из введения, трех частей, заключения и приложения.

Автор дает в целом неутешительную картину демографических процессов в современной России. Новым моментом в его исследовании является применение редко используемых в российской демографии возрастных и суммарных коэффициентов плодовитости (фертильнос-ти); показателя среднего возраста матерей при рождении детей; показателей рождаемости мужского населения; гипотетических таблиц смертности, рассчитанных при условии вычитания показателей смертности от болезней системы кровообращения, новообразований, несчастных случаев, отравлений и травм и т.д.

В первой части анализируется динамика рождаемости в РФ за годы рыночных реформ. Согласно оценкам автора, в 1996 г. общий коэффициент рождаемости в России достиг самого низкого уровня (8,9 промилле), а в 20 субъектах Федерации он оказался значительно ниже этого уровня — менее 8 промилле. Сокращение общего коэффициента рождаемости в 1996 г. было полностью обусловлено сокращением собственно рождаемости. Еще сильнее сократился специальный коэффициент фертильности (число родившихся на тысячу женщин в возрасте 15-49 лет), и произошло существенное сближение этого коэффициента для городского и сельского населения. В 14 субъектах Федерации в 1996 г. он составил менее 30 промилле (с.6).

Специфика демографической ситуации в современной России проявилась в снижении в 1996 г. фертильности женщин моложе 30 лет, в сравнении с более старшими возрастными группами (обычно отмечается обратная тенденция). По мнению автора, это связано с отсрочкой вступления в брак и откладыванием деторождений в молодых возрастных группах женщин и частичной реализацией отложенных ранее деторождений в более старших группах. Для всех без исключения возрастных групп в 1996 г. характерны более частые аборты, чем деторождения (с.8).

Суммарный коэффициент плодовитости в России 90-х годов оказался значительно ниже уровня, обеспечивающего даже простое воспроизводство населения (1,28) в сравнении с уровнем, необходимым для простого воспроизводства (2,1-2,2) (с.11). Автор рассматривает снижение рождаемости как длительный процесс, определяемый изменениями в образе и условиях жизни, сокращением потребности в детях как кормильцах для родителей в старости, массовым распространением норм малодетности.

Далее анализируются доля первых и последующих рождений в отдельных возрастных группах женщин и возрастные и суммарные коэффициенты плодовитости. Суммарные коэффициенты снизились практически для всех очередностей деторождений, особенно в отношении первенцев (до 0,76), что свидетельствует об откладывании первых рождений или о частичном отказе от них. В то же время, возрастает средний возраст матерей, растет число рожденных вне зарегистрированного брака. В 1996 г. на долю женской возрастной группы 20-24 лет пришлось 41,3% всех деторождений и 35,2% рожденных внебрачных детей, для 15-19-летних — соответственно 16,1 и 20,8%, для 25-29-летних - 23,5 и 21,3%, для 30-34-летних - 12,7 и 13,5% (с.19).

Вторая часть посвящена анализу смертности и продолжительности жизни населения России. После заметного увеличения смертности в начале 90-х годов в 1996 г. отмечалось ее некоторое снижение (до 14 промилле), в том числе и младенческой. В то же время, младенческая смертность возросла в тех субъектах РФ, где она уже была высокой. В числе основных факторов роста смертности — распространение инфекционных и паразитарных болезней на Чукотке, в Еврейской автономной области, Тыве; болезней органов дыхания на Чукотке и Алтае, в ЕАО; врожденных аномалий — в Республике Алтай,

Хакасии и Тыве; несчастных случаев, отравлений и травм — в Тыве, Мурманской и Магаданской областях (с.27).

В РФ отмечается беспрецедентно большой разрыв в уровне смертности мужчин и женщин. Высокая смертность мужчин обусловлена распространением несчастных случаев, отравлений и травм (эти причины для мужчин в возрасте 20-50 лет оказываются летальными в 5 раз чаще, чем для женщин). Для женщин 45 лет и мужчин 50 лет указанные факторы занимают первое место среди причин смерти. Для более старших возрастных групп на первое место выходят болезни системы кровообращения. По уровню смертности в возрасте от 30 до 75 лет от болезней органов дыхания мужчины превосходят женщин в 4-6 раз. Смертность мужчин в большинстве возрастных групп в 2-3 раза выше, чем у женщин (с.34). Автор особо отмечает рост смертности от туберкулеза.

На основе возрастных коэффициентов смертности автор составил таблицы смертности, в которых ключевым показателем является средняя ожидаемая продолжительность жизни новорожденных. После существенного сокращения последней в начале 90-х годов отмечается некоторый ее рост к середине десятилетия, особенно для мужчин, что привело к сокращению разрыва в уровнях этого показателя для женщин и мужчин, хотя этот разрыв остается чрезвычайно большим. Самая высокая смертность и самая низкая продолжительность предстоящей жизни мужчин и женщин отмечается в Тыве, где продолжительность жизни отстает от соседнего по ранжиру субъекта РФ на 6,5 лет для мужчин и на 5,7 лет для женщин. Долгожителями-мужчинами славятся республики Северного Кавказа (Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии), а долгожительницами, кроме вышеуказанных субъектов РФ, также Адыгея, Татарстан, Белгородская, Липецкая и Пензенская области. Наибольший разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин отмечается в Новгородской области, наименьший — в Дагестане.

Далее автор анализирует составленные им таблицы, показывающие вероятность дожить до конца различных возрастных интервалов для достигших их начала, вероятность умереть в различных возрастных интервалах, среднюю ожидаемую продолжительность предстоящей жизни в различных возрастных интервалах для достигших их начала, среднее ожидаемое количество недожитых лет в различных возрастных интервалах для достигших их начала. Согласно

подсчетам, при уровне смертности на 1996 г. вероятность дожить до 60 лет для 20-летних мужчин составила 58,2%, у женщин — 85%, а вероятность умереть в интервале 20-59 лет равна для мужчин 41,8% и женщин - 15% (с.41). Автор приводит таблицы смертности по трем основным группам причин смерти: 1) заболевания системы кровообращения; 2) новообразования; 3) несчастные случаи, отравления и травмы. Устранение смертности от третьей группы причин, например, повышает степень дожития до конца возрастного интервала у мужчин с 58,2 до 70,6%, у женщин — с 85 до 88,3%. Одновременно вероятность умереть снижается для мужчин с 41,8 до 29,4%, у женщин — с 15 до 11,7% (с.53).

Третья часть монографии посвящена вопросам естественного прироста и воспроизводства населения. Для РФ в годы рыночных реформ характерна естественная убыль населения — с 1992 г. смертность постоянно превышала рождаемость. Естественный прирост прекратился в 1991 г., когда он составил всего 0,7 промилле. Естественная убыль характерна для большинства субъектов РФ, но самая неблагоприятная ситуация — в Северо-Западном, Центральном и Централь-но-Черноземном районах. Естественный прирост в 1996 г. отмечался только в 10 субъектах РФ. Автор указывает на запущенность демографической ситуации и трудности выхода из состояния депопуляции. Для нулевого естественного прироста он считает достаточным обеспечить суммарный коэффициент плодовитости в размере 2,044, что ниже границы простого воспроизводства населения (с.55). По состоянию на 1996 г. это, по мнению автора, было возможно при тогдашней половозрастной структуре населения, однако проволочки в решении проблемы депопуляции затрудняют ее устранение.

Показатели воспроизводства населения характеризуют процесс замещения поколений, который складывается под влиянием динамики рождаемости и смертности. Нынешняя возрастная структура населения РФ сложилась за счет демографических тенденций прошлого, но длительное сохранение нынешних режимов рождаемости и смертности в отсутствии иммиграции создаст такую возрастную структуру, которая даже при улучшении воспроизводства населения отрицательно скажется на динамике его численности. Автор использует так называемый «истинный» коэффициент естественного прироста для вычисления ежегодного прироста населения. В 1996 г. для РФ он составлял минус 20,1 промилле, что при соответствии возрастной структуры на-

селения сложившемуся режиму воспроизводства означало бы двукратное уменьшение населения за 34 года (в Санкт-Петербурге — за 22 года), если в процесс не вмешается миграция (с.59). В 44 субъектах РФ нетто-коэффициент воспроизводства населения в 1996 г. не превышал 0,6, в 49 субъектах коэффициент естественного прироста населения был менее минус 20 промилле (население в них может сократиться вдвое за 34 года). Только в трех субъектах нетто-коэффициент воспроизводства превышал 1,0, а «истинный» коэффициент естественного прироста был положительным (с.59). По мнению автора, численность населения РФ сокращалась бы значительно быстрее, если бы не сложившаяся ранее благоприятная его возрастная структура.

В заключении автор подчеркивает, что для преодоления демографического кризиса необходимо проводить активную и эффективную политику в области народонаселения, основанную на тщательном учете демографического поведения. Непременным базовым условием этого должны быть политическая воля, осознание необходимости и сильное желание изменить ситуацию, вывести Россию из состояния депопуляции.

В.Г.Былов

99.03.044. КОСМАРСКАЯ Н.П. «ЖЕНСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ» ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ И МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ: Проект «гендерная экспертиза» Моск. центра тендерных исследований. — М., 1998. — 64 с. — Библиогр.: с.61.

Сотрудник Института востоковедения РАН и Московского центра тендерных исследований анализирует постсоветские вынужденные миграции женщин с учетом их прав и законных интересов. Исполнительные и законодательные органы власти РФ и ФМС считают данную проблему неактуальной и не уделяют ей внимания. Автор в связи с этим рассматривает специфику постсоветских миграций и особенности законодательства в области миграции и миграционной политики; недостаточность освещения проблем женщин-переселенцев и пути решения проблем вынужденных переселенцев и их женской составляющей.

В первом разделе автор отмечает неблагополучное положение в области соблюдения прав женщин в России, в том числе в сфере миграции (миграционном законодательстве, миграционной политике, положении мигрантов). Распад СССР активизировали массовые пере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.