99.03.022. ГУБОГЛО М.Н. ЯЗЫКИ ЭТНИЧЕСКОЙ МОБИ-ЛИЗАЦИИ. -М.: Школа "Языки русской культуры", 1998. - 816 с.
Публикации, включенные в данное издание, были написаны на протяжении более чем двух десятков лет, а их тематика - языки этнической мобилизации - и стала названием книги. Речь в ней идет прежде всего о круге проблем, связанных с этничностью. Автор знакомит читателя с двумя направлениями исследований, осуществляемых в рамках этнографии-этнологии. С одной стороны, в ряде разделов анализируются объективные факторы, истоки, предпосылки и механизмы этнической мобилизации, показана неоднозначная, а порой и противоречивая роль элитной и творческой интеллигенции в использовании интегрирующей силы языка и других культурно-психологических явлений, символов, маркеров и мифов как в подъеме национального самосознания и в цементировании внутринациональной консолидации, так и в коррозии межнациональной солидарности.
С другой стороны, рассматриваются некоторые принципы и подходы в изучении двуязычия, этничности, идентичности и элементов этнической идентификации, благодаря которым становятся возможным осмысление сущности и значимости этнической мобилизации, а также ее влияние на формирование этнополитической ситуации.
В реферате рассматриваются работы, составившие в книге одну из ее тематических частей "Формирование российской государственно-гражданской общности (РГГО)". Здесь, наряду с краткими статьями об этногенезе народов и о роли численности в создании этностатистических портретов народов, помещена работа, в которой рассматриваются коллизии, возникающие при приобретении и функционировании (идентификации) этнической и гражданской идентичностей.
Для постсоветской этнополитической ситуации, как считает автор, характерно укрепление тесной связи между этнической и гражданской идентичностями, происходящее, как ни парадоксально, на фоне системного кризиса российской государственности и надлома многих сторон российской цивилизации.
В современной зарубежной литературе при анализе соотношения этнической и гражданской идентичностей акцент часто смещается с гражданской на политическую идентичность. "Между тем первые признаки и тенденции подъема этнического самосознания были тесно связаны с проблемами построения гражданского общества и формирования гражданской идентичности. Взаимосвязь этих двух категорий непременно подчеркивалась в популярных документах народных фронтов республик Прибалтики, Белоруссии, Молдовы и других бывших союзных республик СССР"(с.739).
В федеративном государстве, каким является Россия, согласно ее Конституции существуют республики со своими конституциями и другими атрибутами государственности. Все граждане России обретают общероссийское гражданство и гражданство республики проживания, что зачастую создает немало коллизий.
Так, опрос молодежи весной 1997 г. в 16 столицах республик Российской Федерации показал, что особые трудности возникают у современной молодежи в связи с их гражданской идентификацией, т. е. с определением и самооценкой значимости республиканского и общероссийского гражданства. "Полностью и в значительной степени считают себя гражданами своей республики 91,3% молодежи, относящей себя к титульной национальности данной республики... В отличие от титульной, для русской молодежи более приоритетным является быть гражданином России. Общероссийское гражданство полностью и в значительной мере значимо для 87,6% русской молодежи (с.745). Вместе с тем одинаково важными были признаны обе гражданственности: и республиканская и общероссийская для 71,1% титульной и 64% русской молодежи. Это, по заключению автора, обнадеживающий уровень взаимной толерантности.
Важно учитывать при этом, что поляризация гражданства молодежи имеет серьезные региональные различия. В 12 столицах из 16 этническое самосознание титульной молодежи является более актуализированным, так как превосходит по силе своего проявления самосознание русской молодежи, в том числе особенно заметно - в 1,51,7 раза - в Нальчике, Владикавказе, Казани и Якутске. Соответственно столицы этих четырех республик - Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Татарстана и Якутии - можно считать регионами повышенного риска возникновения межэтнических противоречий на почве самоопределения молодежи по линии республиканской -общероссийской гражданственности. К полярным столицам -наименьшего риска - относятся Ижевск, Йошкар-Ола, Саранск, Чебоксары, где интенсивность проявления национального самосознания титульной и русской молодежи приблизительно одинакова и типологически сходна.
Показателем тесной взаимосвязи между гражданской, языковой и этнической идентичностями стали события, связанные с введением нового "космополитического" паспорта, в котором отсутствовала графа о национальной принадлежности. В октябре-ноябре 1997 г. негативное отношение к новому паспорту было выражено в столицах целого ряда республик. Требование сохранения в паспорте графы для записи национальной (этнической) принадлежности, а также требование
предусмотреть в паспорте гражданина республики запись на двух государственных языках воспринимается идеологами национальных движений в республиках как защитная мера против русификации, ассимиляции, как правовая основа сохранения гражданской, языковой и этнической идентичностей.
Автор констатирует, что раскол в восприятии двух форм гражданства - республиканского и общероссийского - существует не только в умах и в представлениях молодежи, но и в официальных республиканских документах. Так, все конституции республик РФ, за исключением Конституции Чеченской Республики, содержат нормы о том, что граждане данной республики являются одновременно и гражданами Российской Федерации. Данное состояние не именуется двойным гражданством, но фактически признается таковым при различии формулировок и редакционных несовпадений в его определении.
Это явление автор объясняет сильным давлением на процесс законотворчества в ряде республик со стороны этнических лидеров национальных движений, особенно в то время, когда они находились в зените своей этнополитической деятельности. Вместе с тем преобладающей тенденцией в строительстве института республиканского гражданства становится приближение к общегуманитарной норме правового равенства граждан независимо от их этнической принадлежности, не исключая принадлежности к так называемой титульной национальности. Эта формула принята, в частности, авторитетным в России политиком, президентом Республики Татарстан М.Шаймиевым, определяющим страну как полиэтническое и поликультурное сообщество, в котором приоритетным является гражданство, а не этническая принадлежность. Симбиоз двух форм идентичности - этнической и гражданской - и дает то, что автор называет российской государственно-гражданской общностью.
Т. Б. Уварова