россиашмсьАКАДЗДиянАУк
институт научной информации
по общественным наукам
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
реферативный журнал серия 5
ИСТОРИЯ
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.5
рефераты 98.04.001 -98.04.033
москва 1998
данам России" с призывом остановить насилие не произвело эффекта - "народ безмолвствовал" (с 320-321)
Разгон большевиками Учредительного собрания и ликвидация всего комплекса связанных с ним гражданских прав и свобод были чреваты свертыванием впоследствии тех демократических преобразований, ради которых революция совершалась (прямое народовластие, производственная демократия, земля крестьянам, национальное самоопределение) Неизбежными последствиями этого шага стали партийная монополизация власти, тотальное огосударствление всей общественной жизни Насильственная смерть Учредительного собрания придала гражданской войне особенно затяжной и ожесточенный характер, заключает автор (с 324)
О. В. Большакова НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ Международные отношения
48 04 011 ЮРГБИБ Ш СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ БЕЗ ВЕЛИКИХ
ДЕРЖАВ '
ZORGBIBE СН La Mediterrannee sans les Grands'? - P Quadrige PUF 1007 210 p
Книга французского исследователя Ш Зоргбиба, состоящая из семи глав, посвящена проблемам противостояния США и СССР в бассейне Средиземного моря в послевоенный период и, в частности, неоднозначной ситуации, сложившейся в данном регионе в первой половине 90-х годов В течение длительного времени Средиземноморье было, отмечает автор, объектом соперничества европейских государств, а более двух десятилетий назад оно превратилось из региона, где время от времени вспыхивали локальные конфликты, в очаг международной напряженности Этот период характеризовался активным проникновением Советского Союза в
данный регион и, в первую очередь, в восточную его часть Такая политика СССР соответствовала "восточной политике" - главному направлению внешней политики Российской империи, начиная с царствования Екатерины 11 и до временного правительства Керенского
Характеризуя политику СССР в бассейне Средиземного моря в 20 - 40-е годы, автор называет ее политикой трех нереализованных возможностей. Во-первых, хотя Советский Союз и нормализовал межгосударственные отношения с Турцией и Ираном, ему не удалось добиться признания его интересов в районе Черноморских проливов. На Лозаннской конференции 1923 г было принято решение установить свободный проход военных и торговых судов через проливы и осуществить их демилитаризацию. Во-вторых, в 1940 г Сталин, ставший союзником Германии, потребовал для СССР зону влияния, "включавшую Ирак, Иран, часть Сирии, Турцию, Ливан, Аравийский полуостров и создание военных баз в районе проливов" (с.9-10). Но после нападения Германии на СССР, став союзником Великобритании, Сталин заявил о своих претензиях на территории Турции, потерянные ею в результате первой мировой войны, на участие в разделе итальянских колоний и, полагаясь на свое военное присутствие, рассчитывал создать на севере Ирана две "народные республики" В конечном итоге экспансионистские цепи СССР в данном регионе способствовали тому, что он потерял доверие со стороны соседних стран. В-третьих, после образования в 1947 г. государства Израиль Советский Союз рассматривал его как "революционную модель" для государств Ближнего Востока, как "средство дестабилизации изнутри" средиземноморского региона. Но расчеты СССР оказались, как подчеркивает автор, ошибочными Израиль присоединился к западному лагерю, а Советский Союз потерял доверие коммунистических партий арабских стран, так как он на первом этапе всецело поддерживал израильское государство
В годы второй мировой войны контроль в бассейне Средиземного моря осуществлялся британскими и американскими воен-
но-морскими силами А к концу войны британское присутствие в Гибралтаре, на Мальте и на Кипре, а также контроль над Суэцким каналом гарантировали западным союзникам безопасность в данном регионе "Доктрина Трумэна", провозглашенная 12 марта 1947 г, предусматривала выделение средств на усиление американского военного присутствия в Средиземном море В противовес "советскому продвижению" в данном регионе 1 июня 1948 г был создан 6-й флот США Кроме того, "параллельно с важной экономической и военной помощью" был разработан комплекс договоров безопасности Так, 22 октября 1951 г членами Совета НАТО был подписан протокол, согласно которому Греция и Турция приглашались для вступления в НАТО В результате этого "Греция выводилась из-под советского влияния", а вступление Турции в НАТО обеспечивало этому блоку, пишет автор, контроль над проливами Дарданеллы и Босфор (с 12)
Активное проникновение СССР в Восточное Средиземноморье началось, отмечает Ш Зоргбиб, после Заявления советского министра иностранных дел от 16 апреля 1955 г, в котором подчеркивалось, что американское проникновение в регион угрожает безопасности Советского Союза и узаконивает его присутствие в данном регионе Касаясь Суэцкого кризиса 1956 г , автор считает, что он ускорил новую расстановку политических сил в регионе Англо-французское военное вмешательство на стороне Израиля было воспринято арабскими и многими азиатскими странами как "очевидная манифестация колониализма" Поддержав Египет, СССР значительно укрепил свой престиж с точки зрения арабского общественного мнения Он стал, подчеркивает автор, "главным союзником в экономическом и военном плане всего арабского мира" (с 17) Что касается позиции США, то хотя американское руководство и разошлось во мнениях со своими союзниками по проблеме Суэцкого канала, оно не собиралось "оставлять за Советским Союзом политический контроль на Ближнем Востоке" (с 18) В связи с этим, 5 января 1957 г в Конгрессе выступил с речью президент Д Эйзенхауэр, в которой изложил внешнеполитическую
программу США в отношении стран Ближнего и Среднего Востока Доктрина Эйзенхауэра-Даллеса, как ее стали впоследствии называть, означала не только увеличение экономической и военной помощи странам региона, но и переход США к политике прямого вооруженного вмешательства во внутренние дела государств Ближнего Востока
В ответ на это советское правительство 11 февраля 1957 г обратилось к председателю Генеральной Ассамблеи ООН с просьбой обсудить вопрос "об угрозе миру", которую создает американская инициатива странам Ближнего Востока Кроме того, послам США, Великобритании и Франции была направлена нота, получившая название "план Шепилова" В нем предлагалось взаимоотношения между великими державами строить в данном регионе на основе следующих принципов 1) решение региональных проблем осуществлять исключительно мирными средствами, 2) невмешательство во внутренние дела стран региона, 3) неприсоединение ближневосточных государств к военным блокам, 4) ликвидация военных баз и вывод иностранных войск, 5) выработка обоюдного согласия о прекращении поставок оружия государствам региона и т д Этот план был, по мнению Ш Зоргбиба, "не очень оригинальным, но мог показаться разумным", особенно, если его рассматривать в контексте недавнего "советского военного вмешательства" в Венгрию (с 20)
Касаясь вмешательства США во внутренние дела Ливана в 1958 г, автор подчеркивает, что оно было осуществлено "по просьбе законного правительства" и американское руководство всячески пыталось "обеспечить формальную легитимность данной операции" (с 25) Тем не менее, международный характер кризиса 1958 г в Ливане, на который указывали США, требовал, отмечает автор, более широкого участия в его разрешении всех заинтересованных сторон Игнорирование американцами этого обстоятельства привело в 1969 г к новому кризису в Ливане В связи с необходимостью его разрешения советское правительство выступило с Заявлением, в котором было высказано предостережение "против
любого внешнего вмешательства во внутренние дела Ливана и подчеркивалось право этого государства самостоятельно решать свои проблемы" (с 29)
После появления межконтинентальных баллистических ракет бассейн Средиземного моря оставался предметом пристального внимания, отмечает автор, со стороны великих держав Он выделяет две сферы влияния Первую Ш Зоргбиб называет "северным поясом", включающим Грецию, Турцию и Иран с учетом контроля над средиземноморскими проливами, наличие турецко-советской границы протяженностью в 3000 км и военных баз, расположенных на территории Турции ~ члена НАТО Все это находилось под влиянием и контролем стран Запада. Юг Средиземноморья с возможностью установления контроля над Суэцким каналом и богатейшими запасами нефти находился в сфере интересов, в первую очередь, СССР, а затем уже Запада (с 32-33)
Автор отмечает, что в начале 60-х годов возникла концепция исключения сверхдержав из системы обеспечения безопасности государств Средиземноморья Инициатором данной концепции стала Итальянская коммунистическая партия Ее также широко поддержали во Франции не только представители левых сил страны, но и некоторые группировки голлистской партии. Эта концепция была сформулирована экспертами Фонда исследований в области национальной обороны К Саллантеном и Ж Бюисом По их мнению, в XIX в Франции, Италии и в особенности Англии удалось обеспечить безопасность в бассейне Средиземного моря Они считают, что можно было бы вернуться к системе контроля в регионе в рамках новой концепции наподобие "доктрины Монро", провозглашенной американским президентом еще 2 декабря 1823 г В данном случае "Средиземноморье было бы избавлено от присутствия здесь американского и советского флотов и в то же время государства региона смогли бы почувствовать свою аутентичность в мирном сосуществовании" (с 48)
Основные конфликты, . имевшие место в регионе (гражданская война в Ливане, арабо-израильский конфликт, кипр-
екая проблема), автор рассматривает в контексте соперничества между США и СССР в Средиземноморье
Анализируя Кэмп-дэвидские соглашения по Ближнему Востоку (сентябрь 1978 г ), автор указывает, что в отличие от Ташкентских соглашений по урегулированию индо-пакистанского конфликта (январь 1966 г), где СССР выступал якобы в качестве "простого посредника", в Кэмп-Дэвиде "президент Дж Картер подписал соглашения наравне с израильским премьер-министром и египетским лидером" (с 161-162)
"Холодная война" возникла в Средиземноморье, считает автор, когда 12 марта 1947 г военные во главе с генералом Марко-сом выступили против "советизации" Греции, а президент Трумэн заявил о необходимости оказания экономической и военной поддержки правительству Греции Но она и завершилась, как подчеркивает автор, в данном регионе, когда "2-3 декабря 1989 г "встреча в верхах" Буш-Горбачев на Мальте символизировала прекращение "холодной войны", конфликта Восток-Запад, ликвидации возможности возникновения третьей мировой войны и завершение "регионального" соперничества в Средиземноморье" (с 174)
Важным шагом на пути установления мира в регионе была Мадридская конференция по проблемам мирного урегулирования на Ближнем Востоке, открывшаяся 30 октября 1991 г Она проходила под председательством американского и советского президентов Дж Буша и М Горбачева. Однако после распада СССР из двух гарантов этой международной конференции остался один - правительство США (с 184)
Экономическое развитие стран Юга средиземноморского региона является в настоящее время, как отмечает автор, одним из главных условий европейской безопасности В перспективе можно было бы подписать, считает Ш Зоргбиб, средиземноморский пакт о сотрудничестве, который позволил бы при помощи Европейского Союза и других развитых государств разработать стратегию регионального развития "В июне 1995 г на заседании Европейского
16-5910
Совета в Каннах было выделено 4,7 млрд экю в специальный Фонд развития стран Юга и обещано предоставление соответствующих ссуд через Европейский банк инвестиций" (с 203)
Тем не менее, средиземноморский пакт не смог бы обеспечить, подчеркивает автор, быстрое создание системы коллективной безопасности в регионе во-первых, процесс ближневосточного мирного урегулирования включает и свои собственные механизмы во-вторых, такие проблемы, как кипрская и проблема Западной Сахары рассматривавшиеся до нынешнего времени как относящиеся исключительно к компетенции ООН, могли бы стать предметом широкого обсуждения в рамках "евросреди-земноморья" Средиземноморский пакт мог бы стать, заключает автор, "инструментом регулярного диалога по вопросам безопасности и сближения в восприятии принципов и методов поддержания мира создании системы предупреждения и предотвращения кризисов' (с 206)
В Н Бабенко
98 04 012 СИДОРОВ АЮ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (1917-1922 ) -М МГИМО, 1997 - 173 с - Библиогр с 159-173
В книге, посвященной дальневосточной политике Советской России предпринята попытка по-новому исследовать данную тему на базе недоступных ранее архивных источников Она состоит из введения четырех глав и заключения
Представляя во введении довольно обстоятельный обзор источников и титературы, автор указывает на существующие пробелы в отечественной и зарубежной историографии, которые в какой-то мере должна восполнить данная монография
В первой главе анализируется внешняя политика Советской России на Дальнем Востоке в период гражданской войны и интервенции стран Антанты (ноябрь 1917 - январь 1920 гг ) На Дальнем Востоке как и в Европе, первые внешнеполитические шаги советского государства выводили его, отмечает автор, за