Выгоды от корпоративной интеграции особенно ощутимы приналичии больших различий в сравнительных
преимуществах.Компания размещает свое производство в странах с низкимизатратами и благоприятными инвестиционными условиями. Еслиразличия в расходах между компаниями, расположенными в странах-членах EC, меньше, чем между компаниями в EC и третьих странах (вТихоокеанском регионе, Восточной Европе и др.), то европейскиекомпании предпочитают перемещаться за пределы EC. В отраслях,выпускающих стандартизированную продукцию
(например,компьютерную технику), упразднение торговых барьеров внутри ЕСможет создать условия, способствующие деиндустриализацииСообщества. Позиции европейских ТНК на мировых рынках могутукрепиться, но количество рабочих мест в EC сократится. Такаятенденция наблюдается в электронной
промышленности:европейское производство перемещается в страны Юго-ВосточнойАзии.
В заключение авторы отмечают, что создание ЕВР имеет лишьограниченное влияние на корпоративную интеграцию в рамках ЕС.Стимулом для развития этой интеграции является конкуренция намировых рынках. Однако фирмы должны анализировать подходящийим уровень интеграции в рамках каждой функциональной сферыбизнеса: производства, НИОКР, маркетинга, распределения. Так,либерализация и дерегулирование рыика грузовых автомобильныхперевозок способствует созданию гибкой и эффективной системыбыстрой транспортировки товаров в EC.
Комиссия EC, заключают авторы, должна сконцентрироватьсвое внимание на развитии отраслей, характеризующихсязначительной экономией на масштабах, и способствовать развитиюкомпаний, способных конкурировать на глобальном уровне. В то жевремя следует помнить, что размещение производства за пределамиЕС может привести к деиндустриализации и потере рабочих мест.
Н.Н. Иванова
97.04.067. САЛАЭН Ф. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕД-ПРИЯТИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. SALAUN F. Diversification géographique et internationa- lisation del'activite // SALAUN F. Strategies et nouvelles formes de concurrence :Prospective de l'industrie electrotechnique. - P., 1995. - Chap. 7. -P. 150-188.
B главе из книги доктора права, научного сотрудника группы поизучению перспектив развития ведущей электротехническойкомпании
Франции "Электрпсите де Франс", рассматриваютсяпроблемы международной диверсификации и интернационализациидеятельности электротехнических компаний на современном этапе.
Зарубежная экспансия и развертывание операций на внешнихрынках превратилось для крупных компаний и промышленных группв настоятельную необходимость, так как позволяет полностьюиспользовать свой опыт и достижения на национальном рынке ;получать значительную экономию на масштабах, связанную срасширением объемов производства и сбыта. В целом, полагает автор,в 90-х годах интернационализация превратилась в главное средстводля выживания фирм, деятельность которых связана с использованием крупномасштабного оборудования (с.150).Приводятся показатели масштабов интернационализациикрупнейших французских
электротехнических фирм. Так, в 1992 г. угруппы "Алькатель-Альстом" только 28,6% оборотов приходилось надолю Франции, остальные были реализованы за рубежом, в том числев странах Европы - 46,5, Северной Америки - 7,3 и в других регионахмира-17,6% (с. 151).
Масштабы интернационализации деятельности компанийзависят от их конкурентоспособности и наличия сравнительныхпреимуществ, связанных с особенностями производимых имипродуктов и используемых производственных процессов. К числуконкретных факторов размешения за границей автор относит:1) объем предлагаемой электротехнической продукции, а точнее-соотношение между ее весом и стоимостью; например, крупныеэлектротурбины проще собирать в стране их установки, а нетранспортировать; 2)"скоропортящийся" характер некоторых видовпродукции, не допускающий их длительных перевозок;3) необходимость приближения к источникам сырья; 4) получениеэкономии на масштабах; 5) более низкие расходы на заработнуюплату; 6) особенности спроса на продукцию отрасли в разных странах(с.155). Определенную роль могут играть и политические факторы, втом числе политика государства, направленная на поддержкунациональных компаний.
Далее автор представил обзор основных
теоретическихобоснований процесса интернационализации начиная с 60-х годов. До того времени в экономической науке господствовала классическаятеория международного обмена Д. Рикардо, объяснявшая этот обменсравнительными преимуществами стран, которые, в свою очередь,зависели от наделенности стран факторами производства.Проведенные в 60-х годах исследования показали, что основная частьмеждународного обмена приходится на долю
промышленно развитыхстран (ПРС), характеризующихся сходной структурой производства ипрактически одинаковой нацеленностью факторами производства. Это потребовало пересмотра и даже отказа от положенийклассической теории международного обмена. Некоторые авторыпопытались применить к анализу процессов интернационализацииположения теории промышленной организации, придя к выводу, чтопроцесс мультинационализации фирм объясняется действием таких факторов, как несовершенство конкуренции (особенноолигополистическая структура рынка) и наличие у крупных фирмпреимуществ, связанных с более высокими расходами на НИОКР, сбольшей дифференциацией их продукции и с обладаниемспецифическими нематериальными активами
(техническимизнаниями, методами маркетинга и т.д.). Некоторые исследователипоказали при этом, что крупные фирмы и ТНК помимо стратегииинтернационализации проводят в рамках своей олигополииограничительную политику, направленную против основных ипотенциальных конкурентов.
Отдельные исследователи при исследовании
процессаинтернационализации и формирования ТНК уделяли вниманиеотдельным факторам, которые они считали определяющими, чтопридавало их анализу частичный характер. Так, П. Кругмен и 3. Кейвзсчитали таким фактором издержки производства, Ч. Киндлбергер-наличие барьеров на экспортных рынках и т.д. Английскийисследователь Дж. Даннинг попытался в рамках так называемого"эклектического" подхода объединить положения отдельных теорий исформулировать единую теорию интернационализации. Он выделилтри группы факторов: а) специфические преимущества фирмы,связанные с технологией, уровнем экономии на масштабах,дифференциацией продукции, особенностями персонала и органи-зационной структуры, доступом на рынки факторов и продуктов,достигнутым уровнем интернационализации; б) преимущества,связанные с размещением (локализацией) предприятия: дифференциация цен-, качество продукции, расходы на транспорт икоммуникации, расстояние между предприятиями группы, языки,культура предприятия, пространственное распределениепроизводства и рынков; 3) преимущества, связанные синтернационализацией: сокращение торговых издержек, ограничениеправа собственности, уменьшение неопределенности, контроль надколичеством и качеством производства и над рынками сбыта,возможность создания межфирменных союзов,
интернализациявнешних эффектов, отсутствие рынка срочных сделок
(с.161).
Различная комбинация названных факторов обусловливает дляфирм выгодность выбора среди таких различных форминтернационализации, как продажа иностранному партнерулицензии или торговой марки; использование услуг иностранного импортера - посредника в сбыте продукции или услуг; размещение зарубежом торговых филиалов; размещение производственныхфилиалов. Каждая из этих форм имеет свои преимущества инедостатки. Так, создание за рубежом производственных филиаловдает возможность ТНК снизить уровень издержек, преодолетьтарифные и нетарифные барьеры и получить защиту от правительствастраны размещения. Вместе с тем это часто связано с необходимостьюосуществления значительных и рискованных
инвестиций. Теоретические положения автор иллюстрируетпримерами зарубежной экспансии ведущих электротехническихкомпаний Франции, Германии и других европейских стран.
В последнее десятилетие в мировой экономике развиваетсяпроцесс глобализации, означающий, в частности, разработкукрупными ТНК глобальной стратегии, рассчитанной не на завоеваниерынков отдельных стран (местных рынков), а на организациюпроизводства для мирового рынка в целом. В экономическойлитературе называются и рассматриваются многочисленные факторыглобализации, которые, по мнению автора, могут быть сведены вследующие группы (с. 179): 1) рыночные факторы: конвергенцияпоказателей душевого дохода в ПРС, унификация национальногоспроса, создание мировых марок, развитие всемирной рекламы; 2)факторы издержек: уровень экономии на масштабах, расходы натранспортировку людей и информации, возможность разделенияпроизводственного процесса на отдельные стадии, ускорениетехнических нововведений, появление новых индустриальных стран(обладающих дешевой рабочей силой), растущие расходы наразработку продукта при одновременном
сокращениипродолжительности его жизни; 3) факторы торговой политики:снижение тарифных и нетарифных барьеров, создание региональныхторговых блоков; уменьшение роли правительств как производителейи потребителей продукции (приватизация некоторых отраслей,проведение единой политики ЕС в отношении государственныхзаказов), переход восточноевропейских стран от плановой крыночной экономике; 4) факторы конкуренции: продолжающийсярост объема мировой торговли, появление все большего
числаконкурентоспособных стран, растущее участие
иностранныхинвесторов в капитале национальных компаний, усиливающаясявзаимозависимость стран в развитии некоторых отраслей, увеличение численности глобально ориентированных компаний и глобальныхстратегических альянсов; 5) другие факторы: революция в сфереинформатики и телекоммуникаций, глобализация
финансовыхрынков, улучшение транспорта, обеспечивающего деловыё поездки.
Некоторые крупные электротехнические компании ипромышленные группы продолжают проводить не глобальнуюполитику, а политику географической диверсификации, чтообъясняется их стремлением противостоять
растущейнеопределенности (это легче сделать на отдельных национальных илирегиональных рынках), более эффективно управлять портфелемзаказов, что также легче достигается в рамках отдельныхподразделений, а не единой головной компании.
Л.А. Зубченко
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
97.04.068-069. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНО-МИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.(Сводный реферат).
1. Анализ проекта создания свободной экономической зоны вмасштабах региона // Информ.-аналитич. материалы Банка России.-М., 1996. - № 3. - С.34-56.
2. ОРЕШКИН В.А. О зонах с преференциальньш режимом натерритории России// Бюл. иностр. коммерч. информ. - М., 1996. -№ 26. - С. 1-4.
Рассмотрев проект федерального Закона "Об особойэкономической зоне в Калининградской области", принятыйГосдумой 15 ноября 1995 г., специалисты Банка России (1) не сочлиего удачным шагом по созданию правовых предпосылок длястабильного социально-экономического развития
Калининградскойобласти (КО) и реализации ее сравнительных конкурентныхпреимуществ. По их мнению, "он может создать для Россииосложнения в сфере бюджетной политики,
межрегиональныхотношений, внешнеэкономической деятельности и организациисвободных экономических зон"(1, с.34).
Учитывая важность геополитического и
стратегическогоположения области как узлового звена на западных внешнеторговых линиях России, было бы целесообразно, считают авторы,распространить действие льгот, в том числе режима