96.03.039. МИХАЙЛОВ В.А. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОГРАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РОССИИ: Учебное пособие / Деп. налоговой полиции Рос. Федерации. - 2-е изд. - М., 1995. - 520 с.
В книге на основе анализа действующего законодательства и обобщения практики освещаются вопросы уголовно-процессуального функционирования федеральных органов налоговой полиции, сформулированы рекомендации по приему, регистрации и рассмотрению заявлений (сообщений) о преступлениях, дознанию и досудебной подготовке материалов в протокольной форме в отношении налоговых преступлений. Рассматриваются также организация работы руководителей федеральных органов налоговой полиции в сфере борьбы с преступностью, исполнение процессуальных решений, взаимодействие с правоохранительными органами России и зарубежных государств.
В прелисловии к книге указывается, что преступность исторически присуща обществу. Однако ее содержание подвижно, что особенно остро проявляется в переходные периоды ломки экономических и политических отношений, сопровождающихся обвальным ростом преступности, когда возникают новые виды преступлений либо новые формы и способы- совершения опасных преступлений. До 1992 г. Уголовный кодекс РСФСР не знал налоговых преступлений. Но отказ от советских социалистических общественных отношений и переход к рынку неизбежно поставили на повестку дня проблему принципиально нового для России правового регулирования государством налогооблажения юридических и физических лиц. Стремлениям налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов и обязательных платежей государство противопоставляет, кроме прочих, по возможности адекватные формы и методы правовой защиты, включая установление уголовной ответственности за общественно опасные нарушения налогового законодательства и создание федеральных органов налоговой полиции, специализирующейся на их предупреждении, пресечении, выявлении и расследовании.
167
96.03.039
И законодательство о налоговой системе, налоговых правонарушениях и преступлениях, и впервые созданная в России налоговая полиция, и ее законодательная и ведомственная нормативная база проходят период становления, когда далеко не всем ясны и понятны вопросы оптимального правового регулирования, правоприменения и управления
правоприменительной деятельностью в борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями. В такой ситуации перед кадрами налоговой полиции особо остро встает задача обучения и практического усвоения профессиональных функций, для выполнения которых они созданы. Решение данной задачи обусловливает необходимость научной разработки проблем правоохранительной деятельности федеральных органов налоговой полиции и на этой основе подготовки и издания специальной научной и учебной литературы. Учитывая данные обстоятельства и в соответствии с заданием Департамента налоговой полиции России были проведены теоретические исследования и на их основе написана настоящая работа.
Федеральные органы налоговой полиции являются органами дознания, ведущими борьбу с преступностью посредством применения не только уголовного, уголовно-процессуального законодательства и законодательства об оперативно-розыскной деятельности, но также административного, гражданского, финансового законодательства и подзаконных актов, норм международеного права. Все это учитывалось при написании данной книги. Ее содержание ориентировано на то, чтобы предоставить работникам оперативных подразделений и руководителям федеральных органов налоговой полиции издание, помогающее им не только в изучении, но и в практическом применении законодательства о борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями, которое не систематизировано и к тому же непоследовательно и даже противоречиво; законов и подзаконных актов о правовых основах, принципах организации и деятельности налоговой полиции как органа дознания, ее системе и структуре,
компетенции и полномочиях по применению уголовного, уголовно-процессуального и иного законодательства в досудебных стадиях уголовного судопроизводства; ведомственных нормативных актов, регламентирующих организационно-управленческие аспекты уголовно-процессуальной борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями; актов международного права, руководствуясь которыми федеральные органы налоговой полиции как органы дознания взаимодействуют с органами юстиции и другими правоохранительными органами иностранных государств.
В книге впервые в юридической литературе исследованы актуальные проблемы уголовно-процессуальной и сопряженной с ней иной правовой и организационно управленческой деятельности федеральных, органов налоговой полиции на основе норм Конституции Российской Федерации, обновленного действующего и вновь принятого законодательства и практики его применения в борьбе с преступностью. В работе дан обзор создания федеральных органов налоговй полиции и на его фоне определены их цели, задачи и функции как органов дознания, компетенция и полномочия, охарактеризованы подследственные федеративным органам налоговой полиции преступления.
Основное назначение федеральных органов налоговой полиции как органов дознания, пишет автор, заключается в их активном и эффективном участии в борьбе с преступлениями в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, в подготовке для органов предварительного следствия и правосудия условий и материалов (данных) по установлению истины по уголовным делам и вынесению на этой основе законных и обоснованных процессуальных решений. Важный частью их деятельности разрешение уголовных дел и материалов в пределах установленной законом компетенции в соответствии со ст.5-10, 208 УПК РСФСР. Из вышеуказанных целей вытекают задачи федеральных органов налоговой полиции как органов дознания: предупреждение, пресечение, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший
169
96.03.039
преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден; восстановление чести, достоинства и иных прав граждан в случае их незаконного задержания, ареста, привлечения к уголовной ответственности, либо необоснованного применения к ним мер процессуального принуждения; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых испекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей. Данные цели и задачи органов дознания вытекают из положений, предусмотренных ст.ст.2,118 УПК РСФСР, ст.ст.2,10 Закона о федеральных органах налоговой полиции. На органы дознания не могут возлагаться обязанности.не связанные с их деятельностью, урегулированной уголовно-процессуальным кодексом и вытекающей из положений законодательства о федеральных органах налоговой полиции, об оперативно-розыскной деятельности и другого законодательства, устанавливающего задачи, компетенцию и полномочия органов дознания.
С учетом этих целей и задач органы дознания выполняют в уголовном судопроизводстве ряд функций. В уголовном процессе обычно выделяют три основные функции: обвинение (уголовное преследование), защиту и разрешение дела, которые в полной мере присущи органам дознания. Кроме них в уголовном процессе выделяют и такую функцию, как расследование уголовных дел. Эта функция применительно к органам дознания реализуется путем проведения ими дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно либо не обязательно, а также посредством досудебной подготовки материалов в протокольной форме.
Функции органов дознания могут быть разделены также на основные и обеспечивающие. Основными функциями органов дознания в уголовном судопроизводстве, кроме расследования (дознания и протокольной формы досудебной подготовки материалов), обвинения (уголовного преследования), защиты и
разрешения уголовного дела, являются также: прием, регистрация и рассмотрение заявлений (сообщений) и иной информации о преступлениях; раскрытие преступлений, производство розыска; применение оперативно-розыскных мер; возмещение ущерба, примененного совершением преступлений; профилактика преступлений.
Обеспечивающими функциями органов дознания в уголовном судопроизводстве являются: содействие органам следствия и судам в осуществлении уголовного судопроизводства, охрана правопорядка и обеспечение общественной безопасности в процессе уголовного судопроизводства. Вторая из указанных функций выполняется милицией общественной безопасности. Однако когда уголовный процесс производится по делам, отнесенным к компетенции федеральных органов налоговой полиции, указанную функцию должны выполнять и сотрудники налоговой полиции. В связи с участием в уголовном процессе реализуются и другие обеспечивающие функции: процессуальное руководство и процессуальный контроль за деятельностью лиц, производящих дознание, осуществляемые начальниками органов дознания, управления органами дознания со стороны начальников органов дознания.
Л.Л.Ананиан.