Научная статья на тему '96. 01. 038. Рикко Б. Уолтер Липпман - одиссеялиберала. Riccio В. Walter Lippmann - Odyssey of a liberal. - new Brunswick: transaction, 1994. - XX, 240 p'

96. 01. 038. Рикко Б. Уолтер Липпман - одиссеялиберала. Riccio В. Walter Lippmann - Odyssey of a liberal. - new Brunswick: transaction, 1994. - XX, 240 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИППМАН У / ЛИБЕРАЛИЗМ АМЕРИКАНСКИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 01. 038. Рикко Б. Уолтер Липпман - одиссеялиберала. Riccio В. Walter Lippmann - Odyssey of a liberal. - new Brunswick: transaction, 1994. - XX, 240 p»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

СОЦИАЯ

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

и

Л

#ЦС1л11сН*я' ДНАДСУ^Г

н» •<

И&ПТ» I •"* ,

ЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

1

издается с 1973 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 2 индекс серии 2,5 рефераты 96.01.001-66.01.045

МОСКВА 1996

манипулировала общественным мнением, о том, как та же администрация пренебрегала мнением большинства американцев. Имеются очерки о роли конгресса США в определении внешнеполитического курса, о влиянии различного рода лоббистов.

Редактор сборника Собел в заключительной главе попытался синтезировать различные мнения. Однако однозначного ответа на поставленные вопросы не вышло. Собел пишет и о том, что популярность Рейгана побудила многих конгрессменов голосовать за оказание помощи контрас, хотя общественное мнение было против. С другой стороны, общественное мнение сдерживало рейгановскую администрацию от увеличения военной помощи, которая могла бы привести к эскалации военных действий в Никарагуа, к полномасштабной гражданской войне.

Труд завершается диалогом между авторами, которые принимали участие в конференции, инициировавшей создание этой книги. Сама же книга стимулирует интерес к общественному мнению в США, к познанию того, как с ним считаются и как игнорируют.

ВЛ.Васильев

96.01.038. РИККО Б. УОЛТЕР ЛИППМАН - ОДИССЕЯ ЛИБЕРАЛА.

RICCIO В. Walter Lippmann - Odyssey of a liberal. - New Brunswick: Transaction, 1994. - XX, 240 p.

Однажды знаменитый американский публицист и обществовед УЛиппман сказал себе, что у него две жизни. Одна жизнь заключается в пристрастии к книгам, другая • к газетам. Причем обе жизни питали друг друга. Липпман как публицист многие годы по существу определял вопросы . общественной жизни как для политических лидеров, так и для миллионов читателей. Он писал книги на различную теметику: общественное мнение, мораль, коллективизм, политическая философия, внешняя политика.

Автор не обращается к журналистской деятельности Липпмана, идеям его произведений, его внешнеполитическим

281

96.01.038.

концепциям, имевшим большое влияние на формулирование идей в администрациях Соединенных Штатов. Рикко больше всего интересует "расплывчатый либерализм" Липпмана.

Автор представляет Липпмана как традиционного либерала, который после флирта с социализмом в молодые годы превратился в "просвещенного консерватора". Липпман с большим уважением относился к таким сильным политическим лидерам, как генерал Де Голль, страшился "необузданной власти" большинства народа, резко критиковал реформы последних лет "нового курса" президента Ф.Д.Рузвельта". Липпман был привержен "общему праву" и на президентских выборах в 1936 г. голосовал за Ал фа Лэндона, а в 1968 г. - за Ричарда №<ка»(а. Таковой представляется "либеральная одиссея" Липпмана, удачно описанная Рикко. Автор убедительно доказывает, что либерализм Липпмана носит не постоянный, а выборочный характер. Сомнения Липпмана относительно власти большинства были дополнены убеждением, что все связки власти, общественной или частной, должны находиться под общественным контролем.

Всю свою жизнь Липпман пытался разрешить конфликт между опасностью власти произвола и необходимостью сильной власти, между тиранией большинства и необходимостью демократического контроля. Чтобы понять, как Липпман трактовал такого рода парадоксы, надо осознать существо такого противоречивого явления, каким представляется американский либерализм.

Липпман не признавал догм, а его скепсис, как показывает Рикко, "нередко находился в противоречии с самим собой". Видимо, поэтому Липпмана критиковали как либералы, так и консерваторы. Первые видели в нем идейного предателя, вторые его считали случайным попутчиком. Причисляя Липпмана к лагерю либералов, Рикко признает, что "поведение Липпмана само по себе говорит о том, что американский либерализм часто представлял собой дом, разделенный на несколько частей по чьей-то воле" (с. 197).

36-1

В конце жизни Липпман представлялся моралистом, именуя самого себя "общественным философом". Но ему все же удалось сформулировать хотя бы в общих чертах концепцию гражданской добродетели.

ВЛ.Васильев

96.01.039. ЭЛЛИС Р. АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

ELLIS R. American political cultures. - N.Y.: Oxford univ.press, 1993. -XIV, 251 p.

Автор отклоняет концепцию "либерального консенсуса", поскольку у американцев имелись "фундаментально различные представления о природе человека, власти, равенстве и свободе" (с. 17).

Эллис подчеркивает, что общая приверженность частной собственности может разводить людей по разным направлениям. Томас Пейн поддерживал устремления фермеров и ремесленников, а джексонианцы бросили вызов земельным спекулянтам. Радикальные республиканцы после Гражданской войны были заинтересованы в переделе земли, ранее принадлежащей рабовладельцам, а популисты ставили под сомнение прерогативы банкиров. Все они выступали против неравенства и в то же время не порицали частную собственность, порождающую это неравенство. Опросы общественного мнения показывают, что американцы до сих пор уважают свое право на собственность и вместе с этим подвергают критике существующее распределение богатства.

Подвергается изменениям и понятие равенства. Для одних оно представляется процессом, в котором погоня за богатством уравнивает права всех его учеников, для других равенство - это конечный результат данного процесса. В ранней Америке фермеры, купцы и ремесленники разделяли приверженность к равенству, но сомневались относительно того, что его можно достичь с помощью рыночных механизмов. Джексонианцы и ревностные сторонники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.