РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1
издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.01.001-96.01.048
МОСКВА 1996
нию прокурорскими органами происходит по административно-территориальному признаку, по месту совершения правонарушения или по месту нахождения'органа, к компетенции которого относится устранение нарушений законности.
В. Ф. Ломакина
96.01.029. НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ: УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / Грабовский В. Д., Гришин С. П., Гущев В. Е. и др.; Отв. ред. Бабаев В. К.; Департамент налоговой полиции Российской Федерации.— М., 1994 .— 367 с.
Создание налоговой полиции, говорится в книге, стало необходимым условием формирования эффективной федеральной налоговой системы. Наряду с государственным таможенным комитетом, федеральной службой по валютному и экспортному контролю, подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел, налоговая полиция является мастью системы правоохранительных органов и составной частью сил, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации.
Правовое положение налоговой полиции определяется комплексом норм, предусматривающих цели, задачи и принципы деятельности подразделений налоговой полиции, ее основные и факультативные функции. Сюда же относятся правовые предписания, которые регламентируют порядок формирования органов налоговой полиции, вопросы линейной и функциональной подчиненности, процедуры деятельности, а также компетенцию этих органов.
К числу таких актов относится^ прежде всего, Конституция Российской Федерации. Содержащиеся в ряде статей Основного Закона нормы носят базисный, основополагающий характер как для формирования органов налоговой полиции на федеральном или региональном уровне, так и для их эффективного функционирования. Ведущим нормативным актом, определяющим правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру органов налоговой полиции, является Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции"1.
В ст. 1 этого Закона говорится, что федеральные ррганы налоговой полиции являются правоохранительными органами. Их деятельность строится на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти РФ, сочетании гласных и не-
1 Ведомости Съезда вар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ.— М., 1993 .— № 29 .— Ст. 1114.
67
96.01.029
• «
гласных форм и методов. Вместе с тем, пишут авторы, анализ закона и подзаконных актов позволяет сделать вывод, что перечень основополагающих начал деятельности федеральных органов налоговой полиции не исчерпывается названными. Они считают, что есть еще два принципиальных положения, которые характеризуют сущностные моменты этой деятельности. Прежде всего это принцип официальности. Его суть выражается в том, что органы налоговой полиции выполняют возложенные на них обязанности, не будучи связанными волей и желанием заинтересованных лиц. Публичный (официальный) характер функций налоговой полиции находит свое проявление в том, что она вправе осуществлять по собственной инициативе повторные и контрольные проверки налогоплательщиков после проверок, проведенных должностными лицами Государственной налоговой службы Российской Федерации, выступал в качестве органа дознания, возбуждать уголовные дела, производить неотложные следственные действия и т. д.
Другой принцип деятельности налоговой полиции авторы формулируют как принцип совмещения административных и процессуальных функций в служебных действиях ее сотрудников. Почти аналогичные права и обязанности имеет оперуполномоченный подразделений по борьбе с экономической преступностью органов милиции, однако ни один сотрудник милиции не вправе, например, самостоятельно провести проверку (ревизию) и на основе им же сформулированных выводов возбудить уголовное дело я провести дознание. Сотрудник же налоговой полиции выступает и как налоговый инспектор, т. е. специалист по производству документальных ревизий и иного рода проверок, и как лицо, производящее дознание. Такой подход, отмечают авторы, зафиксирован в действующем законодательстве.
Являясь по своему характеру и функциям правоохранительным органом, налоговая полиция одновременно представляет собой элемент системы органов исполнительной власти. Этот вывод вытекает из анализа норм, регулирующих процедуру формирования системы и структуры федеральных органов налоговой полиции, порядок назначения и освобождения от должностей руководителей Департамента налоговой полиции.
Об особом положении органов налоговой полиции в системе исполнительной власти говорит и тот факт, что к кандидатам на поступление на службу в эти органы предъявляются особые требования. Здесь выше, чем в органах внутренних дел возрастной ценз — 20 лет. Наличие у гражданина в прошлом судимости (даже погашенной) исключает возможность поступления на службу в налоговую полицию. Сотруднику налоговой полиции категорически запрещено заниматься какой бы то ни было индивидуальной или предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учрежде-
ниях и организациях независимо от форм собственности, а также быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором указанные лица состоят на службе.
В 1993 г. Правительство РФ приняло ряд нормативных актов, направленных на формирование структуры налоговой полиции в центре и на местах. В частности, 11 октября 1993 г. Правительством РФ было утверждено Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации и перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания1. В Положении почти текстуально повторяются задачи, сформулированные в ст. 2 Закона о федеральных органах налоговой полиции. В соответствии с этим Законом и Положением о Депар- -таменте налоговой полиции РФ центральный аппарат и подразделения на местах обязаны выявлять, предупреждать ■ пресекать налоговые преступления и правонарушения; обеспечивать безопасность деятель-персти государственных налоговых инспекций, защищать их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в налоговых органах.
Круг полномочий федеральных органов налоговой полиции и должностных лиц, выполняющих функции оперативного состава, рассматриваются авторами в трех основных направлениях деятельности: административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной. Административную деятельность принято делить на внутриорганиза-ционную и внешнюю. Первая включает вопросы организации работы в органах налоговой полиции, оперативное руководство, планирование, текущий и итоговый контроль, подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров.
Внутриорганизационная деятельность направлена на совершенствование организации работы органов налоговой полиции, создание оптимальных условий для решения стоящих перед ними задач. Компетенция субъектов внутриорганизационной деятельности устанавливается Законом о федеральных органах налоговой полиции и другими подзаконными актами, ведомственными приказами, инструкциями и наставлениями. Так, круг полномочий директора Департамента налоговой полиции Российской Федерации определяется ст. 8 Закона о федеральных органах налоговой полиции, где говорится, что он "организует деятельность Департамента и его коллегии, определяет функциональные обязанности своих заместителей и руководителей структурных подразделений Департамента, назначает на должность и освобождает от должности руководителей и работников Департамента..." и т. д.
1 Собр. актов Президента и Правительства РФ.— М., 1993 .— № 47 .— Ст. 4530.
69
96.01.029
Далее подчеркивается, что внутриорганизационная деятельность осуществляется руководящим звеном подразделений всех уровней, тогда как внешняя административная деятельность обеспечивается главным образом оперативными сотрудниками аппаратов управлений и отделов налоговой полиции республики, края, области, города.
В рамках предоставленных полномочий сотрудники налоговой полиции вправе пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами должностных лиц налоговых органов и агентов валютного контроля. Они вправе производить на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на различных формах собственности, включая совместные предприятия, документальные проверки финансово-экономической деятельности, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при ревизиях, за исключением сведений, составляющих в соответствии с законом коммерческую тайну и т. д. В компетенцию сотрудника налоговой полиции входит и право составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и другие меры, предусмотренные законом.
Система органов налоговой полиции строится по административно-территориальному принципу и состоит из четырех звеньев. Основным звеном системы являются органы налоговой полиции городов и районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также районные и межрайонные отделы (отделения), департаменты (управлений) налоговой полиции республик в составе Российской федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов. В Законе о федеральных органах налоговой полиции они отнесены к местным органам. Во второе звено (территориальные органы) входят органы налоговой полиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Третье звено включает органы налоговой полиции в республиках в составе Российской Федерации. Возглавляет систему Департамент налоговой полиции Российской федерации на правах государственного комитета Российской Федерации.
Руководит Департаментом налоговой полиции директор (в ранге председателя Государственного комитета РФ), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Первый заместитель директора и заместители директора назначаются и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению директора Департамента.
Внутренняя структура каждого из подразделений определяется основными направлениями деятельности и штатной численностью аппарата. Практически во всех управлениях и отделах реализуется линейно-территориальный принцип организации работы.
Успешное решение задач, возложенных законом на федеральные
органы налоговой полиции, пишут авторы, невозможно без их делового сотрудничества с Государственной' налоговой службой, Министерством внутренних дел, Федеральной службой контрразведки, Генеральной прокуратурой РФ, их подразделениями на местах и другими государственными органами. Необходимость координации деятельности данных ведомств обусловлена наличием у них ряда общих задач по защите экономических интересов государства. Каждый из них в пределах своей, компетенции соответствующими средствами и методами осуществляет сбор необходимой информации о криминогенной ситуации в экономике,' проводит ее анализ, так или иначе реагирует на выявленные правонарушения.
Основными задачами взаимодействия является и обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления налогов, полнотой и своевременностью внесения их в соответствующие бюджеты, а также повышение деловой квалификации кадров и т. д.
В книге подробно рассматриваются полномочия сотрудников налоговой полиции по всем направлениям их Деятельности, вопросы использования криминалистических л специальных знаний при выявлении, раскрытии и расследовании налоговых преступлений и др.
В. Ф. Ломакина