РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4
издается с 1974 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 95.04.001-95.04.034
МОСКВА 1995
87
95.04.023
Действующее российское законодательство, кроме Закона о занятости населения РСФСР, который провозглашает государственное обеспечение прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость (ст. 5), не содержит четкого положения о занятости. Его нет ни в Кодексе о труде, ни в новей Конституции РФ. Необходимо устранить этот недостаток и ори реформе законодательства понятие права на труд связать с политикой полной и продуктивной занятости, как это предусмотрено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом ООН в 1966 г.
Одной из острых, трудно решаемых проблем является проблема фактического применения конвенций. И хотя в наши дни положение меняется в лучшую сторону, тем не менее Комитет экспертов, контрольный механизм МОТ, рассматривает немало жалоб, связанных с нарушением конвенций.
Что касается положения дел в России в наши дни, то запрещение задержки в выплате заработной платы, предусмотренное в Конвенции № 95 "Об охране заработной платы" (1949), постоянно нарушается. Автор считает недостаточным принятый соответствующий Указ Президента от 10 марта 1994 г. и возлагает ответственность на правительство.
Далее автор касается проблемы соотношения международных норм и национального законодательства. Он является сторонником приоритета международного права перед внутригосударственным законодательством и считает, что конвенциям МОТ как источнику российского трудового права принадлежит особая роль в практике правового регулирования. Они сделают более эффективным обеспечение и защиту трудовых прав работающих. Применение положений конвенции может быть проконтролировано не только судом, как это имеет место в отношении законодательства, во и самой МОТ через специальный механизм контроля — Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций.
Чтобы содействовать н ускорить процесс превращения конвенций в реальный источник права, необходимо сделать их доступными для широких масс и работников правоприменительных органов.
Приобретение конвенциями качества источника права не должно снимать потребность в применении конвенции через законодательство.
Е. В. Клннова
95.04.023. СОРОКИН Ю. Г. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА.— М.: Охрана труда и соц. страхование, 1994 .— 117 с. (Новые рос. законы).
Разработка и принятие Основ об охране труда (парламент РФ при-
вял и Президент РФ утвердил Основы в 1993 г.) стало знаменательным событием не только в истории законодательства, но и важным политическим событием в нашей стране. До сих пор такого законодательства в нашей стране не было, хотя, как теперь обнародовано, нас отличал один из наиболее высоких уровней травматизма. С принятием Основ государство взяло на себя обязательство в сотрудничестве с работодателями, профсоюзами разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать согласованную политику в сфере охраны труда.
Целью Основ является обеспечение единого порядка регулирования отношений в сфере охраны труда между работодателями и работниками на предприятии, в учреждениях и организациях всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Они призваны содействовать созданию условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в трудовой деятельности и в связи с ней.
В тексте Основ четыре главы. Первая — "Общие положения" — содержит определение понятия охраны труда; определяет сферу действия законодательства об охране труда; предусматривает основные принципы государственной политики в области охраны труда.
Во второй главе — "Гарантии права работника на охрану труда" — предусмотрены: право работника на охрану труда; гарантии права работника на охрану труда; ограничения на тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.
Третья глава — "Обеспечение охраны труда" — посвящена характеристике прав и обязанностей государственного управления охраной труда; содержит перечень обязанностей работодателя и работника по обеспечению охраны труда на предприятии; регулирует вопрос о соответствии производственных объектов и средств производства требованиям об охране труда; предусматривает порядок обучения и инструктирования работников по охране труда; медицинские осмотры; обеспечение безопасности работников при производстве и применении вредных веществ; подготовку специалистов по охране труда; экономический механизм обеспечения охраны труда; определяет порядок формирования фонде» охраны труда; регулирует обеспечение экономической заинтересованности предприятий в выпуске средств охраны труда; создании безопасных технологий и средств производства; предусматривает такие виды ответственности, как ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственность предприятий за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность научно-исследовательских, технологических и проектно-конструктор-ских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих нормативным требованиям по охране труда,
89
95.04.023
ответственность предприятий за выпуск и реализацию продукции производственно-технического назначения, не отвечающей нормативным требованиям по охране труда; определяет условия предоставления дополнительных компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.
Последняя, четвертая глава— "Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда" — содержит характеристику системы контроля, в ней определены полномочия органов государственного надзора и контроля, а также права общественного контроля за охраной труда и механизм его действия; предусмотрена ответственность работодателей и должностных лиц, а также работников за нарушения законодательных и нных нормативных актов об охране труда; перечислены условия, при которых может быть приостановлен а производственная деятельность предприятий или они могут быть закрыты за нарушение защитного законодательства.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Основ законодательства РФ об охране труда" от 6 августа 1993 г., Основы должны быть введены в действие со дня опубликования. Однако, как следует из постановления, а также Указа Президента РФ № 2288 от 24.12.1994 г., должны быть приняты серьезные меры и в том числе организационного характера.
При всей значимости нового правового акта в осуществлении охраны труда работающих он не дает ответа на такие важные вопросы, как: почему были приняты Основы, а не Закон; почему законодательство не содержит конкретных нормативов; почему не нормируется количественный состав и не вводятся в обязательном порядке на предприятиях службы охраны занятости; каким должен быть механизм экономического воздействия на работодателей за недостатки, упущения, нарушения в условиях и охране труда; гарантирует ли закон коренное улучшение в создании на производстве благоприятных, здоровых, безопасных условий труда; какова роль профсоюзов в практической реализации законодательства об охране труда; что представляет собой сертификация предприятий на соответствие требованиям безопасности; защищает ли закон права работника на безопасные условия труда.
Ответы на эти вопросы даны в подробных комментариях к Основам, которые опубликованы в конце работы. В них, в частности, отмечается сложившееся тяжелое положение с охраной труда на всей территории России. Одна из причин состоит в том, что законодательство прошлых лет не соответствует новым производственным отношениям, изменившимся формам собственности и требованиям рыночных отношений. Выход автор работы видит в коренном пересмотре законодательства с учетом опыта развитых стран и международных норм
12-3235
о труде (конвенций и рекомендаций), принятых Международной организацией труда. Необходимо принять ряд нормативных документов и начать активную работу по наведению порядка на рабочих местах, повышению безопасности производства, улучшению охраны труда в целом.
В предлагаемую вниманию работу включены Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, которые были утверждены Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. Л6 4214-1. По оценке автора, новые Правила эффективно обеспечивают социальную защищенность трудящихся, экономическую помощь при травматизме или профзаболевании, возмещение ущерба, причиненного их здоровью, в том числе причиненного потерпевшему морального ущерба. Что касается последнего, то это положение впервые предусматривается в законодательстве нашей страны.
Б. В. Клинова
95.04.024. БЕЛЯКИН В. Г. ЛЬГОТНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ: (НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, КОММЕНТАРИИ).— М.: Юрид. лит., 1994 .— 384 с.
Новое законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение, стало одним из наиболее важных факторов совершенствования системы социального обеспечения в России. Это прежде всего относится к Закону РФ "О государственных пенсиях в РСФСР", принятому Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Значительное место в тексте закона уделено правам на льготное пенсионное обеспечение и пенсиям за выслугу лет. Речь идет о предоставлении пенсионных льгот шахтерам, геологам, железнодорожникам, плавсоставу морского и речного флота, текстильщикам, водителям городского транспорта и другим гражданам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Работникам этих категорий государство гарантирует выход на пенсию с более раннего возраста, а в некоторых случаях и при меньшем стаже работы. Целью таких льгот является сохранение трудоспособности и охраны здоровья трудящихся. Каждая из статей закона, рассмотренных в работе, сопровождается подробным комментарием.
Государственные пенсии, включая льготные пенсии, выплачиваются из пенсионного фонда РФ, образуемого за счет страховых взносов предприятий, организаций, страховых взносов граждан, а также ассигнований из госбюджета.