РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.03.001-95 03.102
МОСКВА 1995
проводила своего рода защитную стратегию, чреватую устойчивым снижением занятости.
На самом же деле создание новых промышленных рабочих мест на предприятиях внутри Германии возможно прежде всего путем организации производства новой продукции с использованием сравнительных преимуществ на базе НИОКР и высокой квалификации рабочей силы. Именно технический прогресс, воплощающийся в инновациях и инвестициях, является движущей силой экономического развития. В условиях рыночной экономики инновации — это прежде всего микроэкономическая проблема, внедрение инноваций является задачей предприятий. Именно так обстоит дело на западногерманских предприятиях. Однако в новых землях политика предприятий не ориентирована на инновации, вот почему освоение новых рынков идет с большим трудом. Но для усиления тенденций роста Германии необходимы новые пространства, а для этого должно быть ослаблено противоречащее рынку регулирование, должны последовательно использоваться потенциал приватизации и способствующая инвестициям налоговая система. Кроме этого, необходимы структурные изменения с целью создания конкурентоспособной высокотехнологичной экономики. Государство должно стимулировать этот процесс путем поддержки исследовательской и технологической политики.
В. И. Шабаева
95.03.027. БОРД К., КАРРИ Д., СЁДЕРСТРЁМ X. Т. ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ФИНЛЯНДИИ.
BORDES Chr., CURRIE D., SÖDERSTRÖM H. T. Three assessments of Finland's economic crisis and economic policy.— Helsinki, 1993 .— 224p.
В докладах западных экономических экспертов, подготовленных по просьбе Банка Финляндии, анализируются причины экономического кризиса в Финляндии в начале 90-х годов. Основное внимание сосредоточено на роли государственной экономической политики в развитии кризиса, взаимосвязи между денежно-кредитной политикой и политикой структурной перестройки.
Кризис экономики Финляндии не был внезапным и неожиданным, считает французский исследователь, профессор университета Бордо К. Борд. Все основные признаки кризиса обозначились уже в 1984 1988 гг., когда экономика была на подъеме. В 80-е годы в стране наблюдался самый длительный и интенсивный экономический подъем Темпы роста ВВП равнялись в среднем 3,6% в год, безработица стабилизировалась на уровне 5% трудоспособного населения, темпы ннфля
ции составили в среднем 6-7% в год (с. 18). Настораживало, однако, ухудшение состояния текущего платежного баланса.
Развитию негативных процессов в экономике способствовало дерегулирование финансового рынка, проводившееся с середины 80-х годов. Оно ускорило инфляцию, вызвало резкое увеличение спроса на кредиты и размеров кредитования населения и компаний. Вслед за этим начался беспрецендентный рост задолженности населения и компаний банкам. Задолженность росла быстрее, чем стоимость их имущества, и почти удвоилась к концу 80-х годов. Брать кредиты оказалось выгоднее, чем делать сбережения, поскольку лицам, взявшим кредит, предоставлялись налоговые льготы: платежи по потребительскому кредиту вычетались из дохода при расчете суммы подоходного налога. При том, что уровень налогообложения доходов в Финляндии сравнительно высокий (максимальная ставка составляет 65%), жители с наивысшими доходами получали наибольшие выгоды, когда брали кредиты. В среднем, указывает английский профессор, директор Центра по экономическому прогнозированию Лондонской школы бизнеса, для всех налогоплательщиков в 80-е годы суммы, получаемые за счет налоговых льгот, перекрывали расходы на погашение процентов по кредитам (с. 117).
Особую остроту проблеме задолженности придало то обстоятельство, что особенно быстро росли кредиты в иностранной валюте. Этим кредитам отдавалось предпочтение, так как они предоставлялись под более низкие проценты.
Рост кредитования подтолкнул рост потребления и спроса. Размеры сбережений, и без того сравнительно низкие, стали сокращаться. Одновременно наблюдалось повышение цен на все виды имущества (движимого и недвижимого) и улучшение условий торговли. Рост потребления вызвал повышение спроса на деньги и заставил правительство увеличить денежную эмиссию.
Наиболее правильной стратегией государства в таких условиях, по мнению экспертов, является жесткая бюджетная политика. Однако правительство не пыталось затормозить подъем экономики с помощью ограничения роста государственных расходов. Напротив, после 1987 г. бюджетная политика становится еще более мягкой.
После сильного перегрева экономической конъюнктуры, пик которого пришелся на 1989 г., последовал самый сильный за послевоенный период экономический кризис. С начала 90-х годов начинает замедляться рост производства. В 1991 г. ВВП сокращается на 6,4%, в 1992 г. — на 3,5%. Уровень безработицы в 1993 г. достигает 17% (с. 39, 111). Падают цены на имущество, в том числе на жилье. Все большее число компаний и частных лиц становятся неплатежеспособными должниками. В банковском секторе нарастают трудности. На-
циональная валюта начинает стремительно обесцениваться. Попытки правительства удержать это падение с помощью привязки курса марки в курсу экю, предпринятые в 1991 г., не имели успеха. В конце 1992 г. курс финской марки был пущен в "свободное плавание".
В условиях кризиса наилучшей стратегией государственного регулирования, считает Борд, является комбинированная политика, соединяющая ограничительную бюджетную и мягкую денежно-кредитную политику при сохранении плавающего валютного курса марки.
Мягкая денежно-кредитная политика, по мнению Карри, подходит лишь для кризисного периода, но, как только экономика начнет выздоравливать, от такой политики следует отказаться. Следует перейти к жесткой политике регулирования денежно-кредитного рынка, чтобы противостоять обесценению марки. Мягкая денежно-кредитная политика, допускающая умеренную инфляцию и обесценение марки, опасна тем, что ведет к росту расходов и задолженности государства. Поэтому она должна сопровождаться жесткой бюджетной политикой.
Эксперты считают, что для сокращения бюджетных расходов необходимо уменьшить расходы на зарплату в государственном секторе, а также приватизировать некоторые убыточные государственные предприятия. Приватизация позволит сократить государственную задолженность, так как бюджет получит дополнительные доходы, а долги приватизированных предприятий перейдут к новым хозяевам.
Кроме того, правительство должно принять меры для перераспределения производственных ресурсов между отраслями. Ресурсы из не-конкурентосопособиых отраслей, обслуживающих внутренний спрос, должны переместиться в конкурентоспособные отрасли, работающие не только на внутренний, но и на внешний рынок. В настоящее время такой перелив ресурсов затруднен из-за централизованной системы установления зарплаты, слабой дифференциации по отдельным отраслям и категориям занятых.
Централизованная система установления зарплаты, действующая с 1971 г., базируется на принципе единых норм ее индексации по росту цен в ходе ежегодных переговоров между государством, профсоюзами и предпринимателями. Это тормозит перераспределение производственных ресурсов внутри страны, а также не позволяет сдерживать рост зарплаты. Между тем в условиях кризиса очень важно ограничить рост зарплаты, чтобы удержать рост издержек производства и цен. По мнению Карри, централизованная система установления зарплаты может быть сохранена, если принцип единых норм индексации зарплаты будет изменен. В противном случае многие компании предпочтут самостоятельно вести переговоры с профсоюзами. Давление высокой безработицы заставит профсоюзы согласиться на уступки.
В качестве компенсации за потери в зарплате правительство долж-
6-1507
но принять меры по снижению уровня потребительских цен. В частности, необходимо изменить систему государственного субсидирования сельского хозяйства. Сейчас уровень государственных субсидий в Финляндии одни из самых высоких среди развитых стран Запада. Около 71% своего среднего дохода финские фермеры получают за счет этих субсидий (в США — 30%, в ЕС — 49%) (с. 76). Субсидии мешают развитию конкуренции, повышению конкурентосопособности, снижению издержек. Высокие издержки в сельском хозяйстве означают сохранение высоких цен на продукты питания населения.
Плавающий валютный курс марки, по мнению экспертов, неизбежен в условиях кризиса. Однако в долгосрочной перспективе такой режим не оптимален, поскольку может спровоцировать усиление инфляции. Поэтому, когда экономика стабилизируется, предпочтительнее вернуться к режиму фиксированного валютного курса, в частности присоединиться к Европейской валютной системе.
Шведский ученый, профессор Стокгольмской школы экономики X. Т. Сёдерстрём считает, что первостепенной задачей государственной политики должна стать задача преодоления спада производства и сокращения безработицы. Высокая безработица представляет наибольшую опасность. Рост производства сдерживает прежде всего низкий совокупный спрос. Неблагоприятное воздействие низкого спроса на производство может быть отчасти компенсировано начавшимся расширением экспорта, а также увеличением бюджетных расходуй. Рост экпорта позволит увеличить актив текущего платежного балайса, снизить внешнюю задолженность, а в дальнейшем улучшить структуру экономики. Увеличение бюджетных расходов должно быть непродолжительным: дефицит бюджета и без того достиг самого высокого среди развитых стран Запада уровня (10% ВВП), что создает опасность новой вспышки инфляции. Можно принять меры, противодействующие инфляции, в частности, сократить темпы роста зарплаты, повысить гибкость рынка рабочей силы. Как только в результате расширения экспорта начнется увеличение занятости в конкурентоспособных отраслях, следует отказаться от увеличения бюджетных расходов.
Политика стимулирования спроса приведет в действие механизмы восстановления равновесия в экономике С этого момента следует активно проводить политику стимулирования предложения. Она должна включать следующие направления: дерегулирование экономики и сокращение субсидий неконкурентоспособным отраслям; переориентацию бюджетной политики с расходов на потребление и социальное обеспечение на инвестиции в сферу образования, профподготовку и материальное производство; меры по повышению эффективности работы центральных и местных органов управления; меры по повышению гибкости рынка рабочей силы.
В долгосрочном плане, указывает Сёдерстрём, государственная политика должна ориентироваться на сокращение бюджетного дефицита и задолженности государства и на жесткую бюджетную политику, а также на стабилизацию роста цен и валютного курса финской марки. Все кратко- и долгосрочные задачи, политика стимулирования спроса и политика поддержания предложения должны быть интегрированы в единую, связную и четкую программу. В ее реализации должны участвовать совместно все заинтересованные стороны — правительство, парламент, Банк Финляндии и профсоюзы. Лишь в этом случае программа преодоления кризиса может быть реализована в полном объеме и в запланированные сроки.
Е. А. Петхерева
б*