7.2. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РФ
Каргиева Белла Эльбрусовна, соискатель, кафедра гражданского и предпринимательского права, СевероОсетинский Государственный Университет Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты понятия и специфики правовой природы особых экономических зон в Российской Федерации.
Ключевые слова: особая экономическая зона, предпринимательская деятельность, правовое регулирование
CONCEPT AND THE LEGAL NATURE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Kargieva Bella Elbrusovna, the competitor, the civil and enterprise right department, North Ossetia State University
Annotation: In article aspects of concept and specificity of the legal nature of special economic zones in the Russian Federation are considered.
Keywords: special economic zone, enterprise activity, legal regulation
Каждое государство стремится обеспечить эффективное развитие экономики. Существует множество рыночных способов, с помощью которых можно создать мощную экономику на территории той или иной страны. Одним из таких способов является создание особых экономических зон.
В Российской Федерации история особых экономических зон не так велика. В российском законодательстве понятие «особые экономические зоны» смешивалось с понятием «свободные экономические зоны». Последние впервые были упомянуты в Законе 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР»1. В 1992 г. было принято Постановление ВС РФ «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края»2. В 1999 г. был принят Закон «Об особой экономической зоне в Магаданской области»3. Надо отметить, что целью принятия двух вышеуказанных Законов было не просто развитие какой-либо отрасли экономики в Калининградской и Магаданской областях, а развитие регионов как целостных экономических единиц.
22 июля 2005 г. был принят Закон «Об особых экономических зонах»4, который действуют на сегодняшний день. Позднее был принят Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области и внесе-
1 Закон РСФСР от 04.07.1991г. №1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.07.1991г. №29, ст. 1008
2 Постановление ВС РФ от 02.07.1992г. №3182-1 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации -Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края» // РГ, №186, 20.08.1992.
3 Федеральный закон от 31.05.1999г. №14-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» // РГ, №107, 07.06.1999.
4 Федеральный закон от 22.07.2005г. №116-ФЗ «Об особых эко-
номических зонах» // РГ, №162, 27.05.2005.
нии изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»5.
Согласно Закону об особых экономических зонах на территории Российской Федерации существует четыре типа особых экономических зон:
- промышленно-производственные экономические зоны;
- технико-внедренческие экономические зоны;
- туристско-рекреационные экономические зоны;
- портовые экономические зоны
Зачем нужны особые экономические зоны и что они собой представляют? Ответ на этот вопрос можно найти в статье 3 Закона «Об особых экономических зонах», где сказано, что целью создания особой экономической зоны является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторнокурортной сферы. Проанализировав данное положение Закона, становится ясно, что Российская Федерация пытается таким образом привлечь инвестиции для поддержки тех отраслей экономики, которые невозможно поддерживать только средствами государственного бюджета.
Формирование особых экономических зон представляет собой эффективное и достаточно перспективное направление развития международного сотрудничества для привлечения инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и научного потенциала Российской Федерации. Необходимо отметить, что институт особых экономических зон имеет достаточно продолжительную историю. Особые экономические зоны впервые были образованы в первой трети XX в. в США (1934). Попытки формирования свободных экономических зон предпринимались в советский период нашей истории, а также в начале 90-х годов XX в.
С июля 1990 г. по июнь 1991 г. свободные экономические зоны были образованы в 11 регионах России на общей площади 1 млн. кв. км (7% всей территории страны) с 13% населения (18,5 млн. чел.) России. Однако должного экономического результата создание свободных экономических зон регионам, где они были созданы, не принесло. В научной литературе «первый опыт свободных экономических зон, с точки зрения полученного экономического результата, в значительной степени негативный, при всем при том можно в целом, однако, говорить о его пользе»6. Зарубежные транснациональные компании получают 40% всей своей прибыли именно в особых экономических зонах. Неудачи создания свободных экономических зон в Российской Федерации обусловлены комплексом причин как объективного, так и субъективного характера.
Свободные (особые) экономические зоны на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов XX в. Свободные экономические зоны рассматривались как вспомогательный институт государственной экономической политики, а также как способ стимулирования межгосударственных экономических отношений. Один из первых законодатель-
5 Федеральный закон от 10.01.2006г. №16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // РГ, №8, 19.01.2006.
6 Гуцериев М.С. Свободные экономические зоны (опыт, проблемы, перспективы). М., 1997. С. 5
Бизнес в законе
5'2010
ных актов, определявших режим свободной экономической зоны, был принят в Казахстане7.
В настоящее время на территории России функционирование особых экономических зон регулируется общими и специальными нормативными правовыми актами, а также нормами международного права8. Как отмечает М.М. Богуславский, «правовое регулирование предполагается осуществлять на двух уровнях -на уровне внутреннего законодательства и на уровне международных договоров. Эти уровни взаимосвязаны» . Как отмечает М.С. Гуцериев, «весь международный опыт зонирования вызвал к жизни комплексную подотрасль права, своего рода оффшорное право»1 .
Согласно международным стандартам свободная экономическая зона должна отвечать двум основным требованиям: иметь льготы для привлечения иностранных инвестиций и хорошее экономикогеографическое положение. Кроме того, все ныне действующие зоны и регионы-претенденты на такой статус располагаются на очень значительных территориях (в пределах республики, области, города-гиганта). Однако зарубежный опыт показывает, что на обустройство 1 кв. километра экспортопроизводящей зоны требуется около 40 - 45 млн. долларов США, а в виде вложений в организацию таможенно-торговой деятельности - 10 - 15 млн. долларов. В России такие зоны, как свободные экономические в Читинской области или Алтайском крае, занимают территорию, равную 432 тыс. кв. км и 262 тыс. кв. км соответственно, и поэтому по-настоящему их обустроить достаточно сложно.
Для усиления государственного контроля за особыми экономическими зонами, а также экономии финансовых ресурсов, необходимых для их обустройства, закон об особых экономических зонах устанавливает, что промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров.
Необходимо сказать, что развитие законодательства о свободных (особых) экономических зонах шло по неудобному пути: как уже было отмечено выше, для каждой создаваемой зоны принимался «свой» закон или иной нормативный правовой акт.
При этом акты принимались как на федеральном, так и на уровне субъекта Российской Федерации. Это не могло не привести к появлению ряда коллизий. Кроме того, отсутствие федерального закона об особых экономических зонах свидетельствовало о том, что общегосударственная политика по данному вопросу оставалась несформированной. А это отрицательно влияло на состояние инвестиционного климата в России и, несомненно, сдерживало приток иностранных капиталовложений, в которых так нуждалась и продолжает нуждаться отечественная экономика.
7 Закон Казахской ССР «О свободных экономических зонах в Казахской ССР» // Советский журнал международного права. 1991. №2. С. 23
8 Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 г. «О создании зоны свободной торговли» // Бюллетень международных договоров. 1994. №9
9 Богуславский М.М. О правовом статусе свободных экономических зон в СССР // Советское государство и право. 1989. №12. С.
12
10 Гуцериев М.С. Свободные экономические зоны (опыт, про-
блемы, перспективы). М., 1997. С. 29
Особая экономическая зона по сути представляет собой определенный комплекс мероприятий:
a) установление особого налогового режима для резидентов экономической зоны;
b) создание особых органов управления экономической зоной;
c) установление срока функционирования экономической зоны.
Органы власти субъектов Федерации могут отменить для хозяйствующих субъектов особой экономической зоны региональные налоги. К региональным налогам в соответствии со ст. 14 НК РФ11 относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Помимо налоговых льгот, могут уменьшаться, к примеру, размеры арендной платы за землю. Так, в Постановлении Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. №779 «О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа»12 установленный максимальный размер арендной платы составляет 2% от кадастровой стоимости земельного участка в год.
Управление особой экономической зоной осуществляется федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами. Его территориальные подразделения вносят в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации компаний в течение трех дней с даты подписания с ним соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Органы управления особыми экономическими зонами выдают резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента данной зоны. Органы управления особыми экономическими зонами сообщают сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговый орган и таможенный орган в течение дня, следующего за днем регистрации.
Таким образом, государство создает возможности для благоприятного ведения предпринимательской деятельности в той или иной сфере.
Общие экономические проблемы оказывают непосредственное воздействие и на уровень особых экономических зон. Подготовка специалистов является ключевым вопросом1 в развитии особых экономических зон. Эту проблему планируется решить путем взаимодействия с ведущими вузами страны.
Подводя итог, можно отметить, что особые экономические зоны несомненно являются действенным инструментом инновационной и инвестиционной политики государства. Рациональное и последовательное введение особых экономических зон на территории Российской Федерации способствует становлению стабильной экономической системы, особенно в области микро- и мезоэкономических отношений.
11 Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №146-ФЗ // РГ, №148-149, 06.08.1998
12 Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 г. №779 «О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа» // СЗ РФ. 26.12.2005, №52 (3ч.), 5742.
13 Интернет-конференция руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Ю.Н. Жданова «Проблемы развития особых экономических зон в Российской Федерации» (21 июня 2006 г.) // СПС «Консультант плюс»
Список литературы:
1. Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 г. «О создании зоны свободной торговли» // Бюллетень международных договоров. 1994. №9
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №146-ФЗ // РГ, №148-149, 06.08.1998
3. Федеральный закон от 31.05.1999г. №14-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» // РГ, №107, 07.06.1999.
4. Федеральный закон от 22.07.2005г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах» // РГ, №162, 27.05.2005.
5. Федеральный закон от 10.01.2006г. №16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // РГ, №8, 19.01.2006.
6. Закон РСФСР от 04.07.1991г. №1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.07.1991г. №29, ст. 1008
7. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 г. №779 «О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа» // СЗ РФ. 26.12.2005, №52 (3ч.), ст. 5742.
8. Постановление ВС РФ от 02.07.1992г. №3182-1 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края» // РГ, №186, 20.08.1992.
9. Закон Казахской ССР «О свободных экономических зонах в Казахской ССР» // Советский журнал международного права. 1991. №2.
10. Богуславский М.М. О правовом статусе свободных экономических зон в СССР // Советское государство и право. 1989. №12.
11. Гуцериев М.С. Свободные экономические зоны (опыт, проблемы, перспективы). М., 1997.
12. Интернет-конференция руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Ю.Н. Жданова «Проблемы развития особых экономических зон в Российской Федерации» (21 июня 2006 г.) // СПС «Консультант плюс»
РЕЦЕНЗИЯ
Статья написана на довольно актуальную на данный момент тему, затрагивающую институт особых экономических зон, создание которых является одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности.
Автором в статье отмечается, что формирование особых экономических зон представляет собой эффективное и достаточно перспективное направление развития международного сотрудничества для привлечения инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и научного потенциала Российской Федерации.
Автор подчеркивает, что согласно международным стандартам свободная экономическая зона должна отвечать двум основным требованиям: иметь льготы для привлечения иностранных инвестиций и хорошее экономико-географическое положение. Кроме того, все ныне действующие зоны и регионы-претенденты на такой статус располагаются на очень значительных территориях (в пределах республики, области, города-гиганта).
В статье автор отмечает, что особые экономические зоны несомненно являются действенным инструментом инновационной и инвестиционной политики государства. Рациональное и последовательное введение особых экономических зон на территории Российской Федерации способствует становлению стабильной
экономической системы, особенно в области микро- и мезоэкономических отношений.
По мнению автора, положения, представленные в статье, представляют немалый интерес. По выше изложенным причинам статья заслуживает пристального внимания широкой аудитории и может быть рекомендована к публикации.
Владикавказский Института Управления,
кафедра гражданского права
Доцент, к.ю.н. И.В. Кундухова