Научная статья на тему '500-летие Римско-католической церкви в Мьянме/Бирме'

500-летие Римско-католической церкви в Мьянме/Бирме Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
325
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЬЯНМА / РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ПАПА ФРАНЦИСК / БЕАТИФИКАЦИЯ / КАТЕХИЗАТОР ИСИДОРО НГЕИ КО ЛАТ / КАРДИНАЛ ЧАРЛЬЗ МАУН БО / MYANMAR / ROMAN CATHOLIC CHURCH / POPE FRANCIS / BEATIFICATION / CATECHIST ISIDORE NGEI KO LAT / CARDINAL CHARLES MAUNG BO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симония Аида Алексеевна

Статья посвящена католицизму в Бирме/Мьянме. В стране насчитывается всего 770тысяч католиков, и эта тема мало исследована. А между тем Римско-католическая церковь проникла в Бирму вместе с португальскими моряками еще в 1511 г. Празднование этой даты состоялось лишь в 2014 г. после проведения политических реформ, которые предоставили большую свободу религиозным меньшинствм в преимущественно буддистской стране. 2014 год стал особенным для Мьянмы. Катехизатор Исидоро Нгеи Ко Лат, погибший мученической смертью от рук религиозных фанатиков-батистов в 1950 г., стал первым бирманским католиком, причисленным к лику блаженых (беатифицирован 27 мая 2014 г.). В феврале 2015 г. также впервые в истории бирманский католический архиепископ Чарльз Маун Бо был возведен в сан кардинала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Roman Catholic Church in Myanmar celebrating the 500th jubilee

The article is dedicated to Catholicism in Burma/Myanmar. There are only 770 000 Catholics in the country and the topic is poorly researched. Meanwhile the Roman Catholic Church was brought to Burma’s shores by Portuguese sailors in 1511. However the celebration of the date was held only in 2014 after the political reforms have created more space for some religious minority in the predominantly Buddhist country. The year of 2014 was very special for Burmese Catholics. Catechist Isidore Ngei Ko Lat became Burma’s first Catholic Saint. Italian missioner father Vergara and his catechist were martyred by Burmese rebels in 1950, and they both were beatified on May 27, 2014. On 14 February 2015 the Archbishop of Yangon Charles Maung Bo became the first in the history of Burma/Myanmar Cardinal of the Holy Roman Church.

Текст научной работы на тему «500-летие Римско-католической церкви в Мьянме/Бирме»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXVII (№ 27, 2015)_

© Симония А.А.

ИВРАН

500-ЛЕТИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в БИРМЕ/МЬЯНМЕ

Религиозная ситуация

Мьянма - буддистская страна, более 80% ее 51-миллионного населения, преимущественно бирманцев, исповедуют буддизм тхеравады, почти 8% составляют мусульмане, около 7% приходится на христиан, остальное население - приверженцы индуизма, конфуцианства, анимизма и прочих религий1. Две трети бирманских христиан - протестанты (более половины из них баптисты), одна треть исповедует католицизм. Христианство распространено, в основном, среди этнических меньшинств - каренов, качинов, чинов, кая и других, в меньшей степени - среди бирманцев.

Бирма всегда считалась одной из наиболее веротерпимых стран. В бывшей столице государства Янгоне (до 1989 г. - Рангун) практически на одной площади находятся древнейшая буддистская пагода Суле, построенная 2000 лет назад, в которой хранится священный волос Будды, индуистский храм, мечеть, христианская церковь и даже синагога - единственная в стране, но построенная еще в1854 г. общиной иракских евреев и действующая до сих пор, хотя приверженцев иудаизма в Бирме осталось очень мало. Эта площадь в центре города считается символом толерантности. В стране, с населением более 51 млн. чел., проживает 135 народностей, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии. Еще в колониальные времена в Бирме сложилось «плюралистическое общество». Как отметил английский исследователь Дж. Ферниволл, «В Бирме, как и на Яве, поражает разношерстная смесь европейцев, китайцев, индийцев и местных жителей... они общаются, но не объединяются. Каждая группа придерживается своей собственной религии, своей собственной культуры и языка... Это плюралистическое общество, где различные его части живут рядом, но живут раздельно» . Российский ученый В.Ф. Ва-

сильев отмечает, что «Дж. Ферниволл в данном случае не раскрывает понятие "местные жители", в то время как при наличии многих других, кроме бирманцев, народностей и племен в стране плюралистическая структура Бирмы делается еще более многосложной. Кроме того, он не указал здесь на многонациональную сложность индийских иммигрантов в Бирме (индусы, мусульмане, сикхи и т.д.)»3.

Такая же ситуация наблюдается и в наши дни, т.е. Бирма/Мьянма не стала «плавильным котлом». В то же время в драматические моменты истории страны представители разных религий выступали вместе. В октябре 2006 г. активисты движения «поколение 88»4 организовали по всей стране всеобщий одновременный многоконфессиональный молебен за своих вновь арестованных лидеров в буддистских и индуистских храмах, в мечетях и христианских церквях. Через год представители других конфессий поддержали и выступления буддийских монахов во время «шафрановой революции».

Ситуация с официальной религиозной толерантностью резко изменилась в 1962 г. после военного переворота в Бирме и прихода к власти генерала Не Вина. В 1960-е годы из Бирмы были высланы все иностранные христианские миссионеры и национализированы католические школы и больницы. После прихода к власти «новой военной хунты» в 1988 г. вместе с отменой конституции (1974 г.) верующие меньшинства лишились и конституционных гарантий свободы вероисповедания; забегая вперед, отметим, что новая конституция, декларирующая свободу гражданам исповедовать любую религию, была принята лишь в 2008 г. В годы правления военного режима в 1962-2011 годах, особенно после 1988 г., когда активизировалась вооруженная борьба с этническими повстанцами, периодически появлялись сведения о разрушении христианских церквей и насильственном обращении в буддизм представителей других конфессий среди этнических горцев. Религиозная деятельность национальных меньшинств находилась не только под пристальным наблюдением, но и становилась объектом запрета со стороны правительства.

Большинство христиан в стране составляют этнические группы горских народов, проживающих на периферии соб-

ственно Мьянмы - чины, качины, кая, карены и др. С момента обретения независимости (1948 г.) и по наши дни в стране тлеет гражданская война, продолжаются военные конфликты между армией и этническими вооруженными формированиями, которые временно прекращаются после заключения очередных «соглашений о прекращении огня». Во время военных действий представители этих народов подвергались репрессиям со стороны бирманской армии, в том числе и на религиозной почве. В годы правления «новой военной хунты» (1988-2011) во время конфронтации со странами Запада, объявившими санкции против военного руководства страны, христианские церкви находились под подозрением у властей и часто рассматривались, как агенты США и стран Европейского Союза.

Контролируя церковные службы и издание религиозной литературы, власти Мьянмы запрещали перевод Библии на местные языки и даже время от времени подвергали цензуре Ветхий Завет под предлогом «устранения сцен насилия». Строительство церквей и даже обычная богослужебная жизнь приходов часто зависели от прихоти местных администраторов.

Конституция Республики Союз Мьянма (2008 г.) закрепляет за гражданами страны право на свободу вероисповедания представителям различных конфессий. Министерство по делам религии обязано обеспечить это право. Это учреждение под названием Департамент по делам религии было создано еще в июне 1947 г. после принятия конституции независимого Бирманского Союза. Министерство обязано разрешать возникающие в стране межрелигиозные конфликты, осуществлять поддержку и покровительство всем религиям. Вместе с тем в Министерстве по делам религии существует влиятельный Департамент поощрения и распространения Сасаны (буддистского учения)5. Буддистская доктрина многие годы использовалась и в какой-то степени продолжает использоваться в качестве инструмента для пропаганды национализма, основанного на буддизме большинства населения.

Хотя в стране присутствуют признаки и элементы религиозной толерантности говорить о конфессиональной гармонии пока рано. В Мьянме отмечаются религиозные праздники основных конфессий. Руководство министерства регулярно по-

сещает религиозные праздничные мероприятия. Традиционно, еще с колониальных времен, Рождество Христово один из всеобщих любимых праздников. Особой популярностью он пользуется среди молодежи, городского населения, особенно среди богатой и «продвинутой» прослойки горожан. В последние десятилетия он массово отмечается безо всякой религиозной подоплеки, как, впрочем, и во многих других странах.

В связи с важнейшими событиями последних двух лет в жизни католической церкви Мьянмы статья посвящается только этой немногочисленной ветви христианства в стране.

Пятисотлетие католицизма в Бирме/Мьянме

В ноябре 2014 г. бирманские католики торжественно завершили длившееся в течение года празднование 500-летия своей Церкви.

Римско-католическая церковь проникла на территорию Бирмы пять столетий назад, гораздо раньше протестантизма и других ветвей христианства. Первые католические миссионеры из монашеских орденов францисканцев и доминиканцев появились в Бирме в начале XVI века. В середине XVI века в Бирму прибыли иезуиты. Монахи вели проповедническую деятельность, в основном, среди европейских торговцев, проживавших в портах Бирмы. Миссионерская деятельность католической церкви среди местного населения Бирмы активизировалась только в годы колониальной зависимости. К моменту завоевания Нижней Бирмы Британией в 1824 г. в стране было около 7 тысяч католиков, в год обретения независимости (1948) их стало 90 тысяч6.

Католическая церковь Мьянмы является частью всемирной Римско-католической церкви. В 2014 г. численность католиков в Мьянме составляла около 800 тысяч человек, или 1,5 % от общей численности населения. Централизованный орган Римско-католической церкви в стране - Конференция католических епископов7 Мьянмы со штаб-квартирой в Янгоне. На территории страны действуют 3 архиепархии - Янгон, Мандалай, и Таунджи, в состав которых входят 16 епархий (300 приходов). Их возникновение уходит корнями в XVII век. В 1699 г. Папский Престол учредил апостольский викариат Сиама, Авы

и Пегу, в который входила территория сегодняшней Мьянмы. В 1856 г. апостольский викариат Авы и Пегу был переименован в апостольский викариат Бирмы. В ноябре 1866 г. он был разделен на три новых апостольских викариата - Центральной Бирмы, Восточной Бирмы и Юго-Западной Бирмы. Последний в 1870 г. был преобразован в апостольский викариат Южной Бирмы, в 1953 г. - в Рангунскую архиепархию (с 1991 г. Янгон-ская). Подобным же образом был преобразован апостольский викариат Центральной Бирмы: в 1870 г. - в викариат Северной Бирмы, в 1939 г. - в викариат Мандалай, 1 января 1955 г. - в архиепархию Мандалай. Апостольский викариат Восточной Бирмы в 1927 г. был преобразован в апостольский викариат Та-унгу. В 1961 г. была создана епархия Таунджи (штат Шан), в январе 1998 г. Папа Римский Иоанн Павел II издал буллу, которой преобразовал епархию Таунджи в ранг архиепархии.

В 1721 г. католические миссионеры открыли свои первые школы. Постепенно католические священнослужители из апостольских викариатов распространяли свою гуманитарную и просветительскую деятельность по всей стране, в том числе и среди этнических племен в отдаленных горных районах. Уникальными католическими медицинскими учреждениями можно назвать лепрозорий в районе Кеммендин в Рангуне (в 1948 г. там находились 350 прокаженных) и приют епископа П.А.Биганде для неизлечимо больных - прототип современных хосписов (200 пациентов в 1948 г.). При католических школах были созданы бесплатные амбулатории. Специально обученные католические медицинские сестры работали не только в больницах миссий, но и во всех других. Среди многих учебных заведений наиболее влиятельной была Римско-католическая школа Св. Павла для мальчиков в Рангуне, она входила в тройку самых престижных христианских учебных заведений в стране8.

Считается, что самыми первыми католиками, прибывшими в страну, были португальские моряки, высадившиеся на бирманские берега в 1511 г., поэтому 500-летие католицизма в Мьянме следовало отмечать в 2011 г. Однако, как пояснили организаторы торжеств по случаю 500-летия Римско-католической церкви в Мьянме, в 2011 году они не могли отме-

тить эту дату, так как находившийся у власти военный режим несколько десятилетий проводил репрессивную политику в отношении религиозных меньшинств, продвигая буддизм в качестве инструмента национальной идентичности. После передачи власти гражданской администрации и начала проведения в стране демократических реформ руководство католической церкви приняло решение отметить эту знаменательную дату в 2013-2014 гг. Но в декабре 2011 г., уже при номинально гражданском правительстве, католики Мьянмы отметили 100-летие кафедрального собора Пресвятой Девы Марии в Янгоне. Соответствующие торжества прошли 8 декабря 2011 г. в праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Специальным папским представителем на торжествах был кардинал Ренато Раффаэле Мартино. Папа Римский Бенедикт XVI поручил ему в верительном послании «призвать католиков Мьянмы к постоянному возрастанию веры и любви к Христу и Евангелию», а также передать поздравления светским властям, религиозным лидерам буддистов и всем, кто уважает миссию церкви и права

9

человеческой личности .

Заключительные торжества по поводу 500-летия Римско-католической церкви в Мьянме в кафедральном соборе Пресвятой Девы Марии в Янгоне. 21 ноября 2014 г.

Торжества по случаю 500-летия католицизма в Бир-ме/Мьяиме открыла Конференция католических епископов 24 ноября 2013 г. В течение года регулярно проводились утренние и дневные службы, а по вечерам исполнялись мессы с участием известных певцов Мьянмы. Главным местом торжеств был самый большой в стране, рассчитанный на 1500 мест, католический кафедральный собор Пресвятой Девы Марии в Янгоне. В своей приветственной проповеди архиепископ Янгонской архиепархии Чарльз Маун Бо, говоря об истории католицизма в Мьянме, в частности, отметил: «...бедность, преследования и даже смерть были на пути верующих католиков в нашей стране». Завершился юбилейный год 23 ноября 2014 г. заключительными трехдневными торжественными мероприятиями, в которых приняли участие более 30 тысяч католиков со всей страны: из национальных штатов Чин, Качин, Кая (Каренни), Шан, Мон и административных областей Мандалай, Баго, Са-гайн. Верующие из этнических штатов были одеты в свои национальные яркие костюмы. Кульминацией стал общий молебен всех католиков Мьянмы и большой музыкальный праздник на стадионе с участием знаменитых артистов и этнических танцевальных ансамблей, прибывших из разных регионов страны. Торжественные молебны продемонстрировали возрождение католической церкви в Мьянме после начала проведения политических реформ. На празднике присутствовал представитель Святого Престола на Филиппинах (апостольский нунций) Адольфо Тито Ильяна. На торжества были приглашены главный министр административной области Янгон Мьин Све, а также духовные лидеры буддистов и других конфессий.

Как сообщил секретарь Конференции католических епископов Мьянмы, «было направлено приглашение на торжества Папе Римскому Франциску, но, как выяснилось, понтифик, являясь главой государства Ватикан, может приехать в Мьянму только по приглашению президента страны, к тому же в Мьянме было бы трудно обеспечить безопасность Папе»10. От имени Папы Римского Франциска в Янгон приехал глава Римской католической церкви в Азии кардинал Освальд Грасиас из Мум-баи (Индия). Он передал поздравления, наилучшие пожелания и любовь понтифика народу Мьянмы. Кардинал сказал, что

«Мьянма особенно важна для Папы Франциска, так как католическая Церковь Мьянмы небольшая, но сталкивается с большими проблемами и, тем не менее, у нее большое будущее»11. Архиепископ Янгонской архиепархии Чарльз Маун Бо выразил надежду, что Папа Римский Франциск посетит Мьянму в ближайшем будущем.

Папа Франциск хорошо осведомлен о ситуации в Мьянме.

В октябре 2013 г. лидер оппозиции лауреат Нобелевской пре-

12

мии мира Аун Сан Су Чжи во время ее турне по странам Европы посетила Рим, где была избрана почетным гражданином города. Встреча с Папой состоялась в Папской библиотеке Ватикана. Папа Франциск выразил свою признательность бирманскому политику за ее «приверженность ненасильственному продвижению демократии в ее стране» и предложил свою поддержку. Понтифик сообщил, что он молился за Мьянму и за успешность межрелигиозного диалога в этой стране. Во время брифинга для журналистов глава пресс-центра Святого Престола Федерико Ломбарди сказал, что в беседе «проявилось большое созвучие и совпадение во взглядах и мнениях между Папой Римским и его гостьей, которая олицетворяла собой всю Азию». Среди тем, затронутых во время встречи, были вопросы, касающиеся культуры и межрелигиозных отношений. Отец

Ломбарди также отметил, что Папа проявляет большое внимание к азиатскому континенту и намерен посетить его. Сама Аун Сан Су Чжи сообщила, что они говорили со Святым Отцом о важности любви и взаимопонимания в современном мире. Собеседники согласились, что ненависть и недоверие наносят большой ущерб человеческому достоинству и человеческой личности.

Папа Римский Франциск и Аун Сан Су Чжи . Ватикан. 28 октября 2013 г.

Первая в истории беатификация католика из Бирмы13

В юбилейный год 500-летия католицизма в Бирме/Мьянме произошло важнейшее для католиков страны событие. 27 мая 2014 г. в итальянском городе Аверса были причислены к лику блаженных (беатифицированы) священник Папского института зарубежных миссий итальянец отец Марио Вергара (1910-1950) и его катехизатор14 бирманец Исидоро Нгей Ко Лат (1918-1950), убитые религиозными фанатиками в Мьянме 24 мая 1950 г. Таким образом впервые в истории к лику блаженных был причислен католик из Бирмы/Мьянмы. Папа Римский Франциск уполномочил Конгрегацию по канонизации святых опубликовать указ о признании мученической смерти миссионеров. «Пусть их героическая верность Христу станет стимулом и примером для миссионеров, особенно катехизаторов в новых землях, которые выполняют важную и незаменимую апостольскую миссию, и за этот труд им благодарна вся Церковь,» - сказал Папа Франциск во время своего выступления 21 мая 2014 г.15

Марио Вергара после окончания иезуитской семинарии в 1934 г. был рукоположен в священники и отправлен с миссией в Бирму, которая тогда была британской колонией в составе Индии. Его направили в апостольский викариат Восточной Бирмы, преобразованный позднее в епархию Таунгу, где вскоре он получил назначение в приход в горах штата Кайин (Карен). В отдаленных горных районах ему вместе с местным населением пришлось пережить

Священник Марио Вергара и трудные времена, включая и мас-катехизатор Исидоро Нгеи СОВЫЙ ГОЛОД из-за нашествия крыс, КоЛат уничтоживших урожай и все зер-

новые запасы. После начала Второй мировой войны, в 1941 г. священника Марио Вергара, вме-

сте с другими итальянскими миссионерами, как «представителя фашистской коалиции», отправили в британский концентрационный лагерь на территории Индии, где он провел 4 года. И только спустя два года после освобождения в крайне истощенном и болезненном состоянии после удаления почки ему удалось вернуться в Бирму и продолжить миссионерскую деятельность. Его направили в горные районы штата Кая (Каренни), восточнее города Лойко. В течение 4-х лет Марио Вергара работал там вместе с молодым священником Пьетро Галастри и несколькими катехизаторами, в том числе с Исидоро Нгей Ко Латом.

Сведений о катехизаторе Исидоро Нгей Ко Лате до наших дней дошло немного. Из писем о. Марио Вергара известно, что тот родился в христианской семье фермеров, был крещен о. Домиником Педротти 7 сентября 1918 г. Осиротев в 14 лет, они с братом много времени проводили в обществе миссионеров, помогая им. Он хотел стать священником и поступил в духовную семинарию в епархии Таунгу. Его друзья по семинарии вспоминали его как простого, честного и смиренного человека. В то же время у него была необычайная религиозная чувствительность и большая тяга к знаниям. Однако его мечте стать священником не суждено было сбыться из-за слабого здоровья. Он страдал бронхиальной астмой и потому был отчислен из семинарии и отправлен к родственникам. Но его тяга служить Господу была так велика, что он принял решение не заводить семью. В своей деревне он открыл бесплатную частную школу, где учил детей бирманскому и английскому языкам, знакомил их с основами христианского учения. Он также обучал их музыке и пению христианских гимнов. У него были очень хорошие отношения с людьми, все любили его.

Впервые он встретился с отцом Марио Вергара, которому нужен был катехизатор, в 1948 г. Исидоро Нгей Ко Лат немедленно воспользовался такой возможностью и занял это место. С того момента и до своей мученической смерти он оставался в миссии, выполняя также и роль переводчика для о. Галастри, который еще не успел освоить бирманский язык. Население прихода состояло, в основном, из неграмотных крестьян, занимавшихся рисоводством, многие из них уже были обращены в

свою веру баптистами, враждебно настроенными к католикам. Несмотря на трудности и препятствия, Исидоро упорно работал бок о бок с о. Вергара на поприще просвещения местного населения. Им приходилось пешком совершать длительные переходы по горной местности, чтобы добраться в отдаленные дерев-

После обретения Бирмой независимости в 1948 г. этот восточный регион (союзные государства-штаты Шан, Карен, Кая) превратился в театр боевых действий между разными вооруженными группировками, в том числе этническими и религиозными. Повстанческое движение сепаратистов поддерживали протестанты-баптисты, обосновавшиеся здесь раньше католиков и уже создавшие местную элиту. Религиозно-политическую власть представлял назначенный начальник этой области, а вооруженными формированиями командовал некий Ричмонд. Ка-рены-баптисты боролись за независимость от Рангунского правительства, сформированного представителями буддистского большинства населения Бирмы, и стремились создать отдельное независимое государство Котулей. Священник М. Вергара был против войны, он пытался защищать население, которое страдало от военных действий, приносящих смерть и разрушения, и не имело шансов на обретение независимости и получение международной поддержки и признания 1б.

Такая позиция очень раздражала сепаратистов. И поскольку большинство повстанцев были баптистами, враждебно настроенными к католикам, от них регулярно поступали угрозы в адрес католической миссии. Катехизаторы, работавшие вместе со священниками М. Вергара и П. Галастри, были постоянной мишенью для нападения со стороны религиозных фанатиков. Арест одного из катехизаторов и привел к мученической смерти миссионеров. Опасаясь за его жизнь, 24 мая 1950 г. о.Марио Вергара и катехизатор Исидоро Нгеи Ко Лат отправились к местному начальнику области, чтобы уговорить его отпустить арестованного катехизатора. Но, похоже, что это была ловушка, устроенная для служителей католической церкви. По дороге их подстерег отряд повстанцев командира Ричмонда и после жестокого допроса обоих священнослужителей всю ночь волокли через джунгли к реке Салуин. На рассвете 25 мая их

расстреляли и выбросили в реку. Тела мучеников не были найдены. Позднее, во время молитвы с сиротами, был арестован и молодой священник П. Галастри он тоже был убит и тело было сброшено в реку.

В те годы в том неспокойном регионе погибли еще, по крайней мере, четыре священника и неуточненное число катехизаторов. Процесс беатификации мучеников из Бирмы был начат в 2003 г. сыном одного из убитых катехизаторов епископом Сотеро Фамо (в миру Тейн Мьин). Преподобный Сотеро Фамо был епископом епархии Лойко (штат Кая) с 1988 по апрель 2014 года. Эта небольшая католическая епархия была учреждена, 14 ноября 1988 г. Согласно булле, изданной Папой Римским Иоанном Павлом II, она входит в архиепархию Таун-джи. В 2014 г. в епархии насчитывалось 75,5 тысяч прихожан-католиков, что составляло 24,4% населения штата Кая.

На церемонии беатификации в итальянском городе Аверса - родине мученика отца Марио Вергара присутствовала делегация из Лойко и других епархий Мьянмы, возглавляемая епископом Сотеро Фамо. Торжественное богослужение на церемонии беатификации проводил кардинал Анжело Амато вместе с другими десятью епископами.

Когда в декабре 2013 г. было объявлено о решении беати-фицировать бирманского католика Исидоро Нгей Ко Лата, архиепископ Янгонской архиепархии Чарльз Маун Бо сказал, «это означает, что Святой Отец обратил свое внимание и заботу на забытую Церковь, более 50 лет находившуюся под военным правлением». Архиепископ также отметил, что после смены руководства страны и начала реформ жизнь для католиков стала легче. «Теперь у нас появилась свобода слова. Раньше во время воскресных и праздничных служб в церкви обязательно присутствовали агенты военной разведки, которые слушали и записывали проповеди». Но, по-прежнему, так же трудно получить разрешение на открытие церкви или семинарии. Архиепископ рассказал, что уже 4 года он обращается к властям за разрешением открыть семинарию в восточном пригороде Янгона Танхльине рядом с католической церковью 18-го века, постро-

17

еннои португальцами, но ответа так и не получил .

Первый в истории Бирмы/Мьянмы кардинал-священник Римско-католической церкви

В начале 2015 г. произошло еще одно важнейшее для католиков Мьянмы событие. Во время воскресной проповеди «Ангелус», обращенной к верующим, собравшимся 4 января на площади Св. Петра в Ватикане, Папа Римский Франциск сообщил имена 20-и новых кардиналов, назначенных в рамках объявленной им программы по реформированию руководства католической церковью. Среди них был назван и архиепископ Янгона Чарльз Маун Бо. Таким образом, католический священник из Бирмы/Мьянмы впервые в истории возведен в сан кардинала.

По словам папы, новые назначения отражают разнообразие, к которому стремится Церковь, поскольку новые кардиналы представляют 14 стран. Расширяя географические границы кардинальской коллегии, Папа Франциск подчеркивает вселенский характер Римско-католической церкви. Папа уделяет большое внимание странам Юго-Восточной Азии, где католиков немного, всего около 3%, и они, находясь в «очень разных культурных, социальных и политических условиях», подвергаются иногда преследованиям и дискриминации, что осложняет их религиозную деятельность. Официальный Ватикан объясняет включение в список новых кардиналов католика из Мьянмы «поворотом» Папы Франциска в сторону Азии и его сочувствием небольшим католическим общинам, сталкивающимся с большими трудностями и подвергающимся гонениям. С момента своего избрания в марте 2013 г. Папа Франциск уже дважды побывал в Азии в августе 2014 г. - в Республике Корея и в

18

январе 2015 г. - в Шри-Ланке и на Филиппинах - единственной в Азии католической стране. Поездка Папы Франциска в Азию в 2014 г. стала первой после визита Папы Иоанна Павла II в Индию в 1999 г.

Среди кандидатур, названных 4 января, трое были из Азии, причем все они из Юго-Восточной Азии - Мьянмы, Таиланда и Вьетнама19. Пятнадцать из двадцати новых кардиналов моложе 80 лет, это означает, что они смогут принимать участие в Конклаве по выбору нового Папы20. Церемония посвящения в

сан, в том числе, вручение кардинальских атрибутов - красной шапочки ЪвггвПа cardinalizia/rossa, и кольца, состоялась на специальной ассамблее Консистории 14 февраля 2015 г.

Его Высокопреосвященство кардинал Чарльз Маун Бо родился 29 октября 1948 г. в городе Мохла (Бирманский Союз). В 1976 г. он принял священный сан, в 1990 г. был рукоположен в сан епископа. В 1990-1996 годах он был епископом епархии Лашио, в 1996-2003 годах епархии Па-тейн, с 13 мая 2003 г. по настоящее время архиепископ архиепархии Янгон. В 2000-2006 годах занимал пост председателя Конференции католических епископов Мьянмы. По мнению представителя Британской пра-

„ ,, , возащитной организации «Все-

Папа Франциск и кардинал

Чарльз Маун Бо. миРная христианская солидар-

Ватикан 14 февраля 2015 г. ность» Бенедикта Роджерса,

«неудивительно, что Папа выбрал Чарльза Маун Бо - одного из самых искренних религиозных лидеров Мьянмы, который всегда решительно выступал против нарушений прав человека, ограничений свободы вероисповедания, бедности, торговли людьми и других проявлений несправедливости и преступлений против человечности». По словам Б. Роджерса, в свое время он стал католиком, благодаря встрече с архиепископом Чарльзом Маун Бо. «Этот человек обладает множеством таких замечательных качеств как мужество, мудрость, сострадание, скромность и смирение, чувство юмора, гостеприимство и щедрость», - сказал о своем наставнике христианский правозащитник и автор нескольких книг о Мьянме Бенедикт Роджерс21.

Недавно назначенный кардинал Чарльз Маун Бо во время интервью. Янгон, 6января 2015 г.

Кардинал Чарльз Маун Бо сказал, что «благодаря действиям Папы, мир узнал о Мьянме», и что он «счастлив стать представителем своей страны в Ватикане», «теперь мой голос будет лучше услышан и правительством, и народом, и международным сообществом»22. Назначение архиепископа из Янгона кардиналом произошло в сложное для Мьянмы время. С передачей власти номинально гражданскому правительству, ослаблением военного контроля над населением и началом реформ страна столкнулась с обострением религиозной нетерпимости и в частности, буддистского большинства против мусульманского меньшинства. Продолжающиеся военные столкновения в штате Качин, в котором преобладает христианское население, превратили этот регион в последние три года в самую «горячую точку» страны, хотя в этом случае религия не главная причина конфликта.

Представители Римско-католической церкви в Мьянме всегда выражали готовность принимать участие в процессах государственного строительства и национального и религиозного примирения, а также непосредственно в переговорах о пе-

ремирии с повстанцами. Первый бирманский кардинал-священник Чарльз Маун Бо в интервью агентству Ройтерс, в частности сказал, что «религиозный национализм может пустить под откос такой долгожданный процесс реформирования; буддистский национализм, направленный против мусульман Мьянмы, может привести к их консолидации с международным экстремизмом, что, в свою очередь, может нанести ответный удар в виде террористических актов». Кардинал призвал стороны к взаимопониманию и решению межконфессиональных проблем без радикализма и провокационных речей, разжигаю-

23

щих межрелигиозную вражду .

В своей проповеди в феврале 2015 г. кардинал Чарльз Маун Бо осудил религиозный экстремизм в стране. Он выразил опасение, что радикальный настрой некоторых буддистов по отношению к мусульманам может подорвать демократические процессы в обществе. Чарльз Маун Бо призвал всех религиозных лидеров страны содействовать снижению социальной

напряженности в районах проживания мусульман. По мнению кардинала, страны Запада поспешили с похвалами в адрес бирманских властей, преувеличив достижения правительства Тейн Сейна на пути к

24

демократии .

Пока еще рано говорить о гармонии конфессий в стране, но события последних двух лет (2013-2014) в христианских общинах Мьянмы дают повод надеяться на возможность соблюдения «права каждого гражданина на свободный выбор религии», в соответствии со

Статьей 34 Конституции Республики Союз Мьянма и мирного сосуществования разных конфессий на новом этапе развития страны.

Первый в истории бирманский кардинал. Ватикан, 14 февраля 2015 г.

1 Официальные данные последней переписи населения, проведенной в Мьянме в апреле 2014 г., будут опубликованы в середине 2015 г. Здесь приводятся предварительные цифры.

2 Furnivall J.S Colonial Policy and Practice. N.Y., 1956, c. 304-305. Цит. no:

Васильев В.Ф. История Мьянмы/Бирмы XX век, Москва, ИВ РАН, 2010, с. 74.

3 См.: Васильев В.Ф. Указ. соч., с.74.

4 Движение, созданное «ветеранами» студенческого антиправительственного выступления в 1988 г., которое было разгромлено «новой военной хунтой». После отмены военного правления (2011 г.) движение получило название Поколение 88 за мирное и открытое общество.

5 Myanmar. Ministry of Religious Affairs. Department for the Promotion and Propagation of Sasana. www.mora.gov.mm.

6 Thompson V., Adloff R. Minority problems in Southeast Asia. Stanford University Press, California, 1955. P. 259.

7 Конференция католических епископов - коллегиальный орган церков-но-административного управления Римско-католической церкви.

8 Thompson V., Adloff R. Цит. произведение. С. 258-259.

9 Сибирская католическая газета. Новосибирск. Со ссылкой на Радио Ватикана. Здекабря 2011 г. http://www/sibcatholic.ru/2011/12/04/

10 Nobel Zaw. Burma's Catholics celebrate 500th jubilee with events in Rangoon.// The Irrawaddy (Thailand), 21.11. 2014

11 Myanmar Catholics celebrate 500-years in the country four years after the fact// The Straits Times (Singapore), 21.11.2014

12 Аун Сан Су Чжи председатель оппозиционной партии Национальная Лига за демократию, во время правления военной хунты в Мьянме провела 15 лет под домашним арестом. Аун Сан Су Чжи стала международным символом мирного противостояния деспотизму.

13 Беатификация - причисление умершего к лику блаженных в Римско-католической церкви. Беатификация - необходимый этап для начала процесса канонизации.

14 Катехизатор в католической церкви - это чаще всего, но не обязательно, монах, который разъясняет людям основы христианской веры и вероучения. Он проводит беседы с парами перед вступлением в брак, подготавливает детей к первому Святому Причастию. «Катехизатор - это тот, кто хранит и питает память о Боге; он хранит ее в себе и умеет пробуждать в других» - из проповеди Папы во время Мессы в День молитв о катехизаторах, Ватикан, 30 сентября 2013 г.

15 Piero Gheddo. Myanmar - Italy. Raised to the altars, Isidoro Ngei Ko Lat, first Burmese Blessed, and MarioVerga-

ga-

ra,19thPIMEmartyr.AsiaNews.it.0nline04/25/2014.http://www.asianews.it/yie w4print.php?1=en&art=30915 ; Myanmar's PIME missioner, catechist beatified. Catholic News Asia. May 27 2014. http:/www. ucanews.com/

16 Марио Вергара оказался провидцем. Гражданская война в Бир-ме/Мьянме стала самой продолжительной в новейшей истории и принесла много горя народам страны. Повстанческое движение не получило международной поддержки, оно длится более 60 лет, и первый сдвиг в сторону замирения центрального правительства с каренами произошел лишь в 2012 г.. К теме повстанческого движения каренов в Мьянме по совету правозащитников обратился американский актер и режиссер С. Сталлоне в фильме «Рэмбо-4» (2007 г.). Герою фильма пришлось сначала доставить американских миссионеров-протестантов с медикаментами по р. Салуин к лагерю повстанцев, а затем по просьбе пастора спасать их от бирманской военщины. Фильм снимали на территории Таиланда, а в Мьянме распространение кассеты с этим фильмом каралось 7-ю годами тюремного заключения.

17 Roughneen, Simon. With Burma's first catholic saint possible, Archbishop hopes for Papal Visit. In: The Irrawaddy. (Thailand). 19.12.2013. httpp: //www.irrawaddy. org/burma/

18 В Шри-Ланке Папа Франциск провел канонизацию блаженного Джозефа Ваза(1651-1711) - индийского священника из португальской колонии Гоа. Бму приписывают возрождение католической церкви на острове. Миссионер Джозеф Ваз был беатифицирован в 1995 г. Папой Иоанном Павлом II во время его апостольского визита в Шри-Ланку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 The Pope's pivot to Asia//The Diplomat, 06.01.2015

20 BBC NEWS ASIA, 04.01.2015

21 Associated Press. 05.01.2015

22 Shibani Mahtani. Myanmar Cardinal Charles Maung Bo to work toward religious tolerance // The Wall Street Journal, 07.01.2015

23 The Reuters. 06.01.2015

24 BBC News. Asia. 12.02.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.