Научная статья на тему '3D-технологии в образовании'

3D-технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1013
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Баданов А. Г.

Технологии для создания трехмерных статических изображений и видеофильмов не сложны, повторяемы и представляют большой интерес у молодежи. Эти технологии можно с успехом использовать в урочной и во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «3D-технологии в образовании»

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

А. Г. Баданов

Марийский институт образования, г. Йошкар-Ола

Эй-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Технологии для создания трехмерных статических изображений и видеофильмов не сложны, повторяемы и представляют большой интерес у молодежи. Эти технологии можно с успехом использовать в урочной и во внеурочной деятельности.

Анаглиф — метод получения стереоэффекта (3D) для стереопары обычных изображений при помощи цветового кодирования изображений, предназначенных для левого и правого глаза. Для получения эффекта необходимо использовать специальные очки, в которых вместо диоптрийных стекол вставлены специальные светофильтры, как правило, для левого глаза — красный, для правого — голубой или синий. Стереоизображение представляет собой комбинацию изображений стереопары, в которой в красном канале изображена картина для левого глаза, а в синем — для правого. Красно-синие анаглифические очки позволяют «обмануть» мозг и создать иллюзию трехмерности изображения за счет цветового кодирования.

3D-технологии прочно обосновались в мире компьютерной индустрии. Трехмерное моделирование стало неотъемлемой частью инженерного проектирования всевозможных технических устройств, архитектурноландшафтного дизайна и, конечно же, сферы развлечений. Совсем недавно, в 2009-2010 гг. на рынке появились 3D-телевизоры домашнего пользования, укомплектованные специальными очками для создания стереоскопического эффекта.

Техника стремительно развивается. В настоящее время появилась замечательная возможность использовать современные технологии, как создания, так и использования 3D-изображений и 3D-видеофильмов в практике образовательной деятельности. Причем предлагаемые варианты опираются на использование свободно распространяемого программного обеспечения и самостоятельно изготовленные приспособления для работы с фото и видео. Что очень важно, учащиеся сами, под руководством преподавателя, смогут создавать 3D-видеоролики и 3D-фотографии. Тем самым они получают навыки работы с новейшими технологиями, учатся создавать простейшие приспособления для просмотра трехмерных объектов, будут создавать красивые презентации, украшать страницы сайтов и блогов, научатся работать с проектами и получат уникальный, востребованный жизненный опыт.

В качестве примеров использования 3D-технологий в образовании можно привести следующие:

• Показ сложных тем и уроков, тематические уроки и лекции.

• Создание учащимися собственных 3D-изображений и 3D-роликов.

• Написание учащимися 3D-проектов, презентаций и работ.

• Использование этих технологий для развития творческих способностей и профориентационной деятельности.

• Привлечение внимания учащихся к урокам, повышение концентрации и внимания, улучшение восприятия материала.

• Организация внеурочной деятельности, клубов по интересам.

• Проведение конкурсов и иных мероприятий.

В качестве программного обеспечения в школе предлагается использование пакета программ Free Studio (http://www.dvdvideosoit.com/ru/iree-dvd-video-soitware.htm). Приложение пакета Free 3D Photo Maker позволяет создавать (генерировать) трехмерные изображения и трехмерные видеоролики. Для этого достаточно только

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

указать программе на исходное изображение и папку для сохранения результата, и готовый материал будет вами получен и сохранен на диске. Созданные работы можно внедрять на страницы презентаций, демонстрировать отдельно.

Примеры сгенерированных в этой программе работ доступны по ссылке http://badanovag.blogspot.com /2012/02/3d.html. Специальные очки для просмотра трехмерных объектов можно легко изготовить самостоятельно. Для этого нужно будет любым доступным способом окрасить две линзы в цвета СМУ. Сине-зеленый — для правой линзы, красный (смесь желтого и пурпурного цвета) — для левой, и изготовить простейшую картонную оправу.

Оправу можно изготовить из двух слоев картона (ватмана), склеив их вместе и вставив внутрь два кусочка пленки. Схема и размеры изготовления устройства для просмотра представлены на рисунке.

Изготовление анаглифических очков

Готовая цветная пленка очень часто имеется в продаже. Если не нашлась такая пленка, то можно создать цветные светофильтры самостоятельно.

Для изготовления светофильтров лучше всего подходит плотная прозрачная пленка для печати на струйном принтере — она имеет желатиновый слой, который способен впитывать чернила. Хотя подойдет любая плотная пленка. Острыми небольшими ножницами нужно вырезать из пленки два аккуратных квадрата. Затем нужно окрасить светофильтры в красный и синий цвет. Можно использовать для этого спиртовой маркер или емкость с краской для заправки струйных принтеров. Одна пленка равномерно закрашивается в красный цвет, вторая в синий.

Процесс изготовления очков и трехмерных изображений можно организовать на уроке, во внеурочной деятельности, предложить изготовить (подготовить заготовки) самостоятельно. Остальная работа по созданию трехмерных объектов планируется и организуется педагогами отдельно. Эти технологии можно использовать как в школе, так и в СПУ.

Список использованных источников

1. Анаглиф. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Анаглиф (Дата обращения 02.04.2012)

2. Баданов А. Г. 3D-изображения (Анаглиф) // [Персональный блог А. Г. Баданова] / автор А. Баданов [Йошкар-Ола, 2011]. — URL: http://badanovag.blogspot.com/2012/02/3d.html (Дата обращения 02.04.2012)

В. О. Виноградов, Д. А. Куршаков

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Организация сетевого взаимодействия в сети

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА БАЗЕ ALT LINUX SCHOOL SERVER

В статье раскрывается проблема построения гетерогенной сети образовательного учреждения, работающей под управлением домена Alt Linux School Server. Рассматривается вариант использования среды alterator. Приведенные сведения будут полезны для системных администраторов образовательных учреждений.

Информатизация школы является одним из направлений приоритетного проекта образования, в рамках которого современные школы оснащаются парком вычислительной техники на основе производительных средств. Обслуживание осуществляется посредством программного обеспечения, которое подлежит лицензированию.

На рынке программного обеспечения существует возможность выбора среди производителей по значи-тельному ряду критериев. Актуальным критерием является относительная дешевизна и максимальная функциональность программных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.