ДИЗАЙН, ДЖАЗ, ДЕФИЛЕ» - СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ IX МЕЖДУНАРОДНОГО ЧЕХОВСКОГО КНИЖНОГО ФЕСТИВАЛЯ
© Барвенко В.И.*, Калашникова Т.Г.*
Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог
Формирование и реализация творческого потенциала и профессиональных компетенций студентов в социально-значимых мероприятиях, проводимых в Таганроге. Практическое применение профессиональных навыков, полученных при изучении художественных и технологических дисциплин в проектной деятельности студентов-дизайнеров.
Ключевые слова дизайн, проектные технологии, культура, литература, фестиваль, социализация.
Ежегодно, на протяжении уже девяти лет, в г. Таганроге проходят книжные фестивали, которые непосредственно связаны с именем А.П. Чехова. Писатели, поэты, издатели, литературные критики, литературоведы и художники-иллюстраторы традиционно являются гостями фестиваля. На разных площадках города проходят презентации книг, лекции, мастер-классы, конкурсы, интерактивные конференции. Опираясь на слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше чем сумма его частей», можно с уверенностью предположить, что независимо от состава приглашенных участников, чеховский книжный фестиваль будет иметь долгую интересную историю в силу объективных условий, сложившихся за время его проведения.
Массовый праздник проводится не только на крупных городских закрытых площадках и камерных пространствах, но и в формате «опен эйр», на свежем воздухе, который позволяют привлекать большее количество зрителей. Важной составляющей частью этого праздника и украшением фестиваля являются проекты, инициированные преподавателями кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна (ИГ и КД), под руководством которых студенты принимают участие в работе фестиваля. Сверхаддитивный эффект, возникающий от взаимодействия Управления культуры и кафедры ИГ и КД, является ярким показателем того, что оба коллектива способны добиться более зрелищных, интересных и высоких результатов от простого сложения усилий, нежели, если бы коллективы работали независимо друг от друга. С 2010 года в канву праздничных мероприятий, посвященных А.П. Чехову, очень органично вплетаются работы студентов-дизай-
* Доцент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.
* Доцент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна, кандидат технических наук, доцент.
неров. Пример масштабной работы с объемными конструкциями в коллективном проекте и бесценный опыт создания выразительных образов под руководством членов СХ России в художественных мастерских (рис. 1).
Рис. 1. Проект «Живые книги» к 150-летию со дня рождения А.П. Чехова -
18 костюмов по мотивам произведений писателя (кураторы проекта В. Барвенко, С. Песецкая - арт группа «Белка и Стрелка»), 2010 г.
Впервые в рамках заданной темы IX международного чеховского книжного фестиваля в г. Таганроге вмае 2015 года реализован познавательно-образовательно-развлекательный спецпроект «3Б: дизайн, джаз, дефиле» силами студентов кафедры ИГ и КД. Название выражает идею о синтезе искусств, которые трансформированы в объекты и образы современного искусства.«3Б...» - это метафора трехмерного моделирования визуальных образов персонажей из литературных произведений российских и зарубежных авторов, пространственного звучания джазовых композиций и дефиле-показа работ, выполненных студентами-дизайнерами.«Современная художественная культура носит переходный характер, которому свойственны многочисленные изменения... Это обусловлено тем, что визуальное восприятие, зрительные образы всегда были, есть и будут основным источником познания человеком окружающего мира» [1].
Целью же проведения флэшмоба «3Б: дизайн, джаз, дефиле», с одной стороны, является привлечение внимания и популяризация среди горожан и гостей города Чеховского книжного фестиваля, привлечение детей и подростков к чтению и для развития творческого потенциала самих участников проекта -образное и эстетическое воздействие на социум [2, 3]. С другой стороны,«3Б...» работает на имидж кафедры, являясь, по сути, игровой косвенной рекламной акцией для привлечения абитуриентов на кафедру ИГ и КД, которая стала «специфическим образно-художественным проводником формирования новых форматов коммуникаций, идей, моделей поведения, художественного мировоззрения, стилистических предпочтений» [4, 5] нового поколения дизайнеров.
Работа проводилась в несколько этапов: от создания проекта концепции дизайна костюма (рис. 2) до их реального воплощения (рис. 3).
Рис. 2. Разные этапы и формы работы над созданием образа для проекта «3Б: джаз, дефиле», 2015 г.
На практике получили свое воплощение творческие аспекты рекламы и заложенные в неё игровые компоненты, которые способствуют расширению и, в то же время, концентрации знаний об изучаемом виде деятельности и сфере её применения. То, что не очень уместно в информативной рекламе, в творчески обработанном варианте, смещает акцент с информационного компонента рекламы на оценочно-экспрессивный. Создание новых рекламных литературных образов для Чехов букфеста приносит удовольствие и пользу дизайнерам, а зрителям доставляет непременное удовольствие угадывание образов персонажей.
Таким образом, внедренные в учебный процесс, реальные социо-куль-турные проекты, на примере «3Б: дизайн, джаз, дефиле», улучшают качество образования и являются эффективными инструментами формирования профессиональной компетенции у дизайнеров, которая может быть достигнута при использовании экспериментальной методики, основанной на про-
ектном подходе с использованием современных педагогических технологий: творческих, исследовательских и практико-ориентированных [6, 7]. Костюм для литературного дефиле можно рассматривать как объект-артефакт в форме визуальной метафоры, которая транслирует определенные мировоззренческие ценности. Только «. тогда художник становится мыслителем, и произведение искусства, оставаясь в области искусства, приобретает значение научное» - писал Н.Г. Чернышевский [8, 9].
Рис. 3. Образы: «Студент» М. Лариной, «Хозяйка Медной горы» Н. Смирновой, «Царевна- Лебедь» Н. Братякиной по произведениям русских писателей. Фото В. Кутового, 2015 г.
Оставляя открытым вопрос: Реклама или Искусство? «Построение социально-ориентированной культурной политики - это сложный процесс, который определяет социокультурную дифференциацию общества, субъективную мотивацию и содержательную направленность активности населения [3].
Список литературы:
1. Перетина А.В., 2010, 24.00.01 - Теория и история культуры. Кинематограф и живопись: сравнительный культурфилософский анализ. Выдержки из автореферата диссертации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.referun.com/n/kinematograf-i-zhivopis-sravnitelnyy-kulturfilosof-БЫу-апа^.
2. Шолохов А.В., 2011, 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Образно-художественные аспекты формирования визуального содержания в рекламной графике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.re-ferun.com/n/obrazno-hudozhestvennye-aspekty-formirovaniya-vizualnogo-soderzhaniya-v-reklamnoy-grafike.
3. Чухнов И.П., Культуроохранные технологии как средство реализации региональной культурной политики. 2006, 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.referun.com/n/kulturoohrannye-tehnologii-kak-sred-51уо-геаИ7а15и-ге^опа1поу-ки11игпоу-ро1Шк1.
4. Меркулова Т.А. Проектные технологии в формировании межкультурной компетентности в профессиональной подготовке иностранных студентов ВУЗов культуры и искусств // «Вестник МГУКИ». - 2011. - № 3 (41). -С. 240-242.
5. Барвенко В.И., Орехов В.В. Творчески мотивированная интеграция в мультимедийных проектах // Наука и современность. - 2015. - № 35. -С. 30-35.
6. Курганова Е.Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте: выдержки из автореферата диссертации.
7. Покусаев Е.И. Н.Г. Чернышевский (критико-биографический очерк). -Саратовское книжное издательство, 1955.
8. Курганова Е.Б. Реклама: искусство или бизнес? / Е.Б. Курганова // Средства массовой информации в современном мире: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. - СПб., 2002. - С. 264-265.
9. Плешкова И. С. Концептуальное направление в дизайне одежды XX -начала XXI вв.: выдержки из автореферата диссертации 17.00.06.
«ФУФА» - ОСОБЫЙ ПРОЕКТ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ТАГАНРОГА (120 ЛЕТ ФАИНЕ РАНЕВСКОЙ)
© Барвенко В.И.*, Курочкина М.В.*, Боридько В.А.*
Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог
Формирование и реализация творческого потенциала студентов в социально-значимых всероссийских фестивалях и выставках, проводимых в Таганроге - городе с богатой историей и культурой. Практическое применение профессиональных навыков, полученных при изучении художественных и технологических дисциплин в проектной деятельности студентов-дизайнеров.
Ключевые слова: дизайн, творчество, культура, Ф.Г. Раневская, музей, социализация, туризм, Таганрог.
* Доцент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.
* Студент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна. " Студент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.