Научная статья на тему '«312» профессионализм политика: теоретические аспекты и практика политической деятельности в современном Крыму'

«312» профессионализм политика: теоретические аспекты и практика политической деятельности в современном Крыму Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
325
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин П.В.

Автор рассматривает теоретическое значение политического наследия для выявления сущности и содержания профессионализма политика, вскрывает трудности и противоречия процесса профессионализации политической деятельности в современном Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««312» профессионализм политика: теоретические аспекты и практика политической деятельности в современном Крыму»

%81%D1%82%D0%BE%D0%BD (дата обращения: 03.12.2015).

7 См.: Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли : в 5 т. М., 1997. Т. II. С. 630-642. URL: http://read.virmk.ru/i/ Iston.htm (дата обращения: 01.12.2015).

8 Богданов А. Тектология. Всеобщая организационная наука (§2. Единство организационных методов). URL:

УДК: 321.02.001: (477.75) «312»

П. В. Кузьмин

Таврическая академия Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, Симферополь E-mail: cf_university@mail.ru

Автор рассматривает теоретическое значение политического наследия для выявления сущности и содержания профессионализма политика, вскрывает трудности и противоречия процесса профессионализации политической деятельности в современном Крыму.

Ключевые слова: политика, политическая деятельность, профессионализм политика, профессионализация деятельности политика.

Professionalism of a Politician: Theoretical Aspects and Practice of Political Activity in Contemporary Crimea

P. V. Kuzmin

The author shows theoretical and practical significance of political legacy to identify the nature and content of a politician's professionalism, and reveals the difficulties and contradictions of the profession-alization process of political activity in contemporary Crimea. Key words: politics, political activity, professionalism of a politician, professionalization activity of a politician.

DOI: 10.18500/1818-9601-2016-16-1-71-77

Профессионализм политика относится к числу актуальных проблем на протяжении многих столетий. В современных условиях данная проблема актуализируется потребностью дальнейшего обеспечения и укрепления суверенитета страны, социальной и государственной стабильности, достойного уровня жизни людей. Одним из условий достижения этих целей является выработка и реализация политического курса, учитывающего интересы Российского государства и общества в условиях тотальной глобализации мира. Это важнейшая функция политического руководства страны, сообщества политиков национального и регионального уровней и требует

http://www.e-reading.by/book.php?book=81713 (дата обращения: 04.12.2015).

9 См., например: Системный подход как общенаучный метод. URL: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-4/95.htm (дата обращения: 04.12.2015) ; Системный метод исследования. URL: http://www.f-mx. ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/sistemnyj_metod_ issledovaniya.html (дата обращения: 04.12.2015).

от них высокого профессионализма, подлинного служения своему народу.

Для политиков Республики Крым проблема обеспечения профессионализма их деятельности вытекает из необходимости оптимально решать и решить сложные, нестандартные задачи во всех сферах жизни крымского общества. На первый взгляд, это обычные задачи - обеспечение населения водой, качественной медицинской помощью, строительство дорог, развитие промышленности и сельского хозяйства, превращение Крыма в привлекательный регион туризма и отдыха миллионов людей и т. д. На самом деле такие задачи будут решаться впервые за несколько последних десятилетий развития республики. Их выполнение потребует не только значительных финансовых ресурсов (федеральные органы России необходимые ресурсы дают), но и высокого профессионализма политиков, как на уровне руководства и членов Правительства Крыма, депутатов Государственного совета Крыма, так и на уровне местного самоуправления.

Проблема профессионализма в политической деятельности волновала не одно поколение мыслителей, философов и политологов разных стран. Так, Платон в диалоге «Политик», рассуждая о сущности политики, отмечал, что это искусство, требующее глубоких знаний и умений управлять людьми: «Это одно из сложнейших и самых труднодостижимых умений. Его надо понять для того, чтобы знать, кого следует отделить от разумного государя из тех, кто делает вид, что они политики, и убеждает в этом многих, на самом же деле вовсе не таковы»1.

Другой древнегреческий мыслитель, Аристотель, в своих произведениях «Никомахова этика», «Большая этика», «Политика» освещает различные стороны деятельности и профессионализма политика. Он пишет, что основополагающим признаком этой деятельности является политичность, выражающаяся в том, что политик имеет дело с общественными интересами, властью, управлением. Его предназначение -

профессионализм политика: теоретические аспекты и практика политической деятельности в современном крыму

служение обществу, поддержание в нем законности, правового порядка, социального мира2.

Профессиональные качества политика Аристотель выводит из задач, решаемых обществом и государством, формы государственного правления, уровня социокультурного развития страны. Актуальными и для современных политиков являются слова Аристотеля о том, что политик должен быть способным утверждать и поддерживать власть закона. Закон стоит выше всех правителей. Тот, кто требует, чтобы властвовал человек, «привносит в это и животное начало, ибо страсть есть нечто животное и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были и наилучшими людьми»3. Древнегреческий мыслитель не признавал такие государственные устройства и политическую деятельность, в которых отсутствует власть закона4.

Особое значение Аристотель придавал моральному облику политика. В «Большой этике» он подчеркивал, что «совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным. Быть достойным человеком - значит обладать добродетелями. И тому, кто думает действовать в общественной и политической жизни, надо быть добродетельного нрава»5. Нравственность политика позволяет проявиться другим значимым в политической деятельности качествам, например способности поступать справедливо, служить общей пользе6.

Неотъемлемыми качествами политика, писал Аристотель, являются организованность и ответственность, способность сознательно выполнять указы, постановления, распоряжения вышестоящей власти и свои собственные7.

Политическая тематика была главной и для Н. Макиавелли, известного, прежде всего, такими трудами, как «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «О военном искусстве», «История Флоренции». Отметим, взгляды итальянского политического деятеля и мыслителя, как и в целом его произведения, можно понять лишь в контексте исторической эпохи, характера и содержания социально-политической жизни Италии на рубеже XV—XVI вв. После четырехсотлетнего поступательного развития страна была раздроблена на ряд княжеств. Итальянское общество было деморализованным. Террористические методы правления, перевороты, невыполнение властью обещаний, даваемых народу - вот та историческая ситуация, в которой пришлось жить и творить Н. Макиавелли. Мыслитель понимал политику как область властных отношений, решений и действий, имеющих свою логику, отличную от логики человеческих действий в других областях общественной жизни и определяемую понятием морального блага. На основе исследования исторического и политического процесса мыслитель приходит к выводу, что политики могут обладать различными интеллек-

туальными, деловыми, морально-волевыми качествами: благотворительность и жестокость; верность и предательство; робость и смелость; целомудренность и развратность, серьезность и легкомыслие и т. д.8 К интегральным качествам государя Н. Макиавелли относил: мудрость, способность разрешать противоречия и конфликты, объединять общество, обеспечивать порядок, защищать страну. Он предлагал правителю уподобляться льву и лисе. Речь идет о сочетании баланса силы, насилия, хитрости и изворотливости. Подлинный правитель - это тот, кто умеет сочетать силу льва с изворотливостью лисы, т. е. быть одновременно и сильным, и хитрым. Только в этом случае ему удается избежать политических «капканов», «отпугнуть волков» и в конечном счете расправиться с врагами9.

Одним из механизмов реализации власти является политическое решение, предполагающее мудрость и ответственность политика. Любое решение, полагает мыслитель, содержит как позитивные свойства, так и недостатки. Важно свести к минимуму негативное в принимаемых решениях. Автор «Государя» пишет: «...не надо только надеяться на то, что можно принять безошибочное решение, наоборот, следует сразу смириться с тем, что каждое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избежав одной неприятности, попадаешь в другую, однако в том и состоит мудрость, чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло воспринять как благо»10. Н. Макиавелли указывает на необходимость для государя обладать способностью своевременно замечать зарождение проблем, противоречий в развитии общества, находить эффективные подходы для их разрешения и преодоления11. Умение осуществлять подбор советников, помощников Н. Макиавелли рассматривает как условие успешной деятельности государственной власти: «Чтобы судить об уме князя, надо, прежде всего, видеть его приближенных. Если они дельны и преданны, князя можно считать мудрым, потому что он сумел распознать годных и удержать в верности себе. Но если они не таковы, то вполне возможно неблагоприятное суждение о князе, потому что первую свою ошибку он делает именно в этом выборе»12.

Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно обращались к проблеме качеств политика, вождя, руководителя политической партии, подчеркивали значение предрасположенности, психологической готовности к политической деятельности. Ф. Энгельс, рассматривая профессиональную партийную, идеологическую деятельность, отмечал, что идеолог и публицист партии должен обладать всесторонней образованностью, широкой эрудицией, гибким умом, твердой идейной убежденностью, партийной принципиальностью, острым политическим зрением, мужеством и стойкостью в

борьбе за партийные идеалы. Лидеру должны быть присущи решительность, энергичность, готовность к риску, к компромиссу13.

Рассуждая о гибкости, хитрости в политике, умении заключать выгодные соглашения, К. Маркс писал: «В политике ради известной цели можно заключать союз даже с самим чертом, - нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя»14.

Известный немецкий социолог, историк, экономист М. Вебер в своих работах проводит мысль, что политическую деятельность профессионального уровня осуществляют не рядовые граждане, для которых политика лишь одна из областей их интересов, а те, для которых политика является главным занятием, источником существования, а подчас и смыслом жизни, так как позволяет наиболее полно развить свойства личности и реализовать свои интересы. К качествам политика-профессионала М. Вебер относил страсть, чувство ответственности, глазомер. Ученый был убежден, что важнейшим стимулом занятия политикой является страсть, «самоотдача политике ... должна быть рождена и вскормлена только страстью». Однако это «нормальное» для политика качество приобретает патологический характер в случае отношения к власти как к самоцели вне его содержательного смысла, суть которого - служение делу. Именно в этой ситуации конечный результат политической деятельности может стать диаметрально противоположным желаемому15. Глазомер (качество, по М. Веберу, является решающим) - это способность с внутренней собранностью и спокойствием реагировать на окружающее, иными словами, требуется дистанция по отношению к вещам и людям. Политика «делается» головой. Дистанцию политик должен соблюдать не только по отношению к другим людям, но и по отношению к своим собственным, чисто человеческим способностям. Политика есть мощное, медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. Но холодный глазомер М. Вебер при этом ставит на первое место.

М. Вебер является сторонником и одним из основателей компромиссного подхода взаимоотношений морали и политики. Он полагал, что не следует разделять этику и политику, хотя необходимо учитывать особенности последней, главной из которых является применение насилия. Специфическое средство легитимного насилия в руках человеческих союзов, пишет он, и обусловливает «особенность всех этических проблем политики»16. Для того чтобы очертить границу влияния нравственности на политику, М. Вебер разделяет мораль на этику убеждений и этику ответственности. Этика убеждений требует неотступного следования нравственным принципам, независимо от того, к каким результатам это приводит, не считаясь с затра-

тами и жертвами. Этика ответственности, напротив, предполагает учет конкретной обстановки, ориентацию политики, в первую очередь, на ее последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результаты своих действий, которые можно предвидеть, готовность предотвратить большее зло, в том числе и с помощью зла меньшего. Этика убеждения и этика ответственности не суть абсолютные противоположности, но взаимодополнения, которые лишь совместно составляют подлинного человека, того, кто может иметь «призвание к политике». Соотношение этики ответственности и этики убеждений в реальной политической деятельности должен определять сам политик17.

Полагаем, заслуживают внимания по заявленной проблеме и взгляды на рассматриваемую проблему Ивана Александровича Ильина. Политика, с точки зрения И. А. Ильина, «есть прежде всего служение, - не "карьера", не личный жизненный путь, не удовлетворение тщеславия, честолюбия и властолюбия. <...> «Истинное Политическое служение имеет в виду не отдельные группы и не самостоятельные классы, но весь народ в целом»18. И. А. Ильин отмечал: кто этого не понимает или не приемлет, тот не способен к истинной политике, тот может только извратить ее, опошлить и сделать из нее карикатуру или преступление. Много места в работах И. А. Ильина отводится профессионализму политика. Политика требует отбора лучших людей - умнейших, прозорливых, ответственных, способных к служению, талантливых организаторов, опытных объединителей, не связанных никакими закулисными «приказами» и «запретами». Одновременно И. А. Ильин указывал на опасности для общества и государства, исходящие от людей, оказавшихся на государственных должностях, но по своим качествам не отвечающим требованиям политической деятельности. В статье «О государстве» мыслитель писал: «Своекорыстные, безнравственные, продажные люди; беззастенчивые и беспринципные карьеристы; циничные демагоги; честолюбивые и властолюбивые авантюристы, - не говоря уже о простых

преступниках - не могут ни создать, ни поддер-

19

живать здоровый государственный организм»19. В другой статье («О политическом успехе»), размышляя о нравственном облике политика, философ отмечал: «Нет ничего более жалкого, как бессовестный и безответственный политик: это человек, который желает фигурировать, но не желает отдаться целиком своему призванию; - который в своей деятельности всегда не на высоте; - который бежит от своей собственной

тени. Это трус по призванию, который не может

20

иметь политического успеха»20.

Проблема политической деятельности, различные аспекты профессионализма политика рассматриваются в работах мыслителей прошедших эпох - Дж. Локка, Т. Гоббса, А. Гольбаха,

В. Парето, Г. Моски, Р. Михельса, М. Острогорского, В. Ленина, Н. Бердяева, П. Сорокина и др. К сожалению, объем статьи не позволяет рассмотреть их взгляды.

В современных условиях о профессионализме политика немало написал А. С. Панарин, пишут Г. Ашин, О. Гаман-Голутвина, Е. Его-рова-Гантман, В. Игнатов, Б. Капустин, С. Кара-Мурза, О. Крыштановская, Л. Никовская,

B. Понеделков, А. Соловьев, А. Старостин,

C. Сулакшин, Я. Пляйс, О. Шабров, Е. Шестопал и др.

Анализ востребованной литературы по рассматриваемой проблеме позволяет говорить о следующих обобщающих свойствах, раскрывающих сущность и признаки профессионализма политика:

- профессионализм как качество отдельного субъекта политической деятельности (профессиональной группы) обусловливается потребностями общества и носит конкретно-исторический характер;

- профессионализм политика вряд ли оправданно рассматривать как одно из качеств в ряду многих других, таких как самостоятельность, целеустремленность, политическая компетентность, коммуникабельность. Профессионализм

- это интегральное качество субъекта политической деятельности;

- профессионализм политика моделируется содержанием и требованиями конкретного вида политической деятельности, объемом возложенных на политика задач;

- профессионализм политика тесно связан с духовными ценностями и ориентациями индивида (что влечет человека в профессиональную политическую деятельность, ради чего он решил ею заниматься). Духовность, нравственный потенциал являются внутренними движителями устремленности к профессии политика, развития и реализации профессионализма на практике, т. е. профессионализм выступает как своеобразный социокультурный феномен;

- профессионализм политика (профессиональной группы) не может быть статичным, раз и навсегда установленным состоянием. Он изменяется, обогащается с учетом решаемых обществом и государством задач.

Таким образом, профессионализм политика

- это высокая степень совершенства индивида в политической деятельности, обусловленная совокупностью личностных и деловых качеств, позволяющая выполнять возложенные на него профессиональные обязанности на уровне высоких образцов, сложившихся в политике к настоящему времени. В нем можно выделить две стороны: праксиологическую и ментальную. Первая характеризует степень готовности субъекта к политической деятельности, а также способ взаимодействия субъекта с объектом и предметом труда. Это совокупность профессионально зна-

чимых знаний, навыков, умений, а также стиль профессионального мышления, составляющих профессиональную компетентность. Ментальная сторона выступает обобщающей характеристикой сознания и самосознания субъекта политики, нравственно-мировоззренческих и волевых качеств политика. Выделяя в профессионализме политика ментальную сторону, мы исходим из тезиса, что обеспечение эффективной политической деятельности зависит не только от знаний, умений, способностей политика, но и от отношения к выполнению профессиональных обязанностей. Только взаимосвязь указанных двух сторон профессионализма может обеспечить успех деятельности политика.

Анализ проблемы применительно к Крыму требует подчеркнуть, что перед политиками стоят масштабные и одновременно новые задачи в развитии агропромышленного и животноводческого комплекса, курортов и туризма, здравоохранения, образования, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, земельных отношений. Важно сохранить социальный мир и общественное спокойствие, развитие культуры всех этносов Крыма, толерантность конфессий. Необходимо завершить реальную интеграцию крымского общества в правовое, экономическое, социокультурное поле Российской Федерации, исключить коррупцию. Предстоит освоить значительные финансовые ресурсы, отпускаемые федеральным бюджетом на развитие всех сфер Крыма. Так, на период до 2020 г. в федеральном бюджете на решение этих задач заложено 708 млрд рублей21.

Анализ содержания этих задач позволяет говорить, что их решение требует от политиков, с одной стороны, незаурядных управленческих способностей, а с другой - высокого социально-нравственного развития, готовности работать на благо крымского общества. Ответственность, инициатива, новаторство, огромное трудолюбие сегодня, как никогда, должны быть свойственны участникам политической жизни.

Следует отметить такое качество, как способность к проектированию долгосрочных задач и конкретных профессиональных действий по решению этих задач. Правомерен тезис, что политики, не способные на проектирование, обречены на неэффективную деятельность.

Все большее значение приобретает нравственность политика, его совесть. Изучение проблемы показывает, что в общественном сознании крымчан присутствует представление о том, что ряд трудностей и медленное решение задач в здравоохранении, земельных отношениях, жилищно-коммунальном хозяйстве, дорожном строительстве, а также в деятельности правоохранительных органов, налоговой службы связаны не только с недостаточным профессионализмом, но и с нравственным обликом политиков, подчиненных им чиновников. Речь идет о нечестности, склонно-

сти к обману, воровству, мошенничеству, коррупции. Значительная часть населения поддерживает идею нравственности, честности политиков и чиновников как единственно возможного средства подлинного обновления общества и наведения в нем достойного порядка.

Как известно, в 2014 г. в Крыму усилиями избирателей и политиков сформированы органы государственной власти и местного самоуправления. Состоялись выборы в Государственный совет Республики Крым. Избрано 75 депутатов (70 - от партии «Единая Россия» и 5 - от ЛДПР). Председатель Государственного совета - В. Константинов.

Сформирован Совет министров Республики Крым, в который на сегодня входит 30 человек, из них 8 - женщины. По возрасту: до 40 лет -5 человек; до 50 лет - 6; до 60 лет - 14; старше 60 лет - 5 человек. Возглавляет Совет министров С. Аксенов. Работает местное самоуправление.

Проводимые социологические опросы показывают, что подавляющее большинство крым-чан поддерживают своих политиков и процессы, протекающие в Крыму. Одновременно отметим, идеальный образ политика и его современное воплощение имеют различия. Они выражаются в том, что требования к политикам республиканского и муниципального уровней и реальная деятельность политиков расходятся. Ряд политиков, как показывают события последнего года, ориентируются в профессиональной деятельности на личный и корпоративный интересы. В достижении успеха опираются на финансовый и административный, а не на личностный ресурс. Люди видят рассогласование между задачами, которые призваны решать политики, и их управленческими способностями. Некоторые из них, оказавшись на политических должностях, проявили недостаточные, а в отдельных случаях низкие управленческие способности, извращенный нравственный облик и в конечном счете не смогли эффективно работать в новых условиях.

Изучение проблемы свидетельствует также, что ряду политиков представительной и исполнительной ветвей власти не хватает инициативности, новаторства и элементарного профессионализма. Не случайно Председатель Правительства России Д. Медведев, находясь в Крыму, отметил, что задача федерального правительства - не просто «заливать» Крым деньгами, а в том, чтобы развивать собственные источники роста. Ведь строить можно по-разному. Можно применять старые, «убитые» технологии, создавать видимость изменений, заниматься в конечном счете самообогащением и т. п. Представляется, что такое отношение к делу крымчане не простят политику22.

Анализ рассматриваемой проблемы позволяет говорить, что на возникновение проблем и противоречий в политической деятельности в Крыму влияют разные факторы.

Во-первых, процесс рекрутации в политику происходит в обществе, которое почти четверть века находилось в иной социально-экономической и политической системе и переживало деградацию ценностного поля во всех сферах жизнедеятельности, в том числе политико-управленческой. Сложилась традиция - путь человека в политику определялся богатством, хитростью, удачей, личной преданностью вышестоящему политику, родственными связями. Эта традиция не могла способствовать селекции подлинных политиков, отбору на политические должности лучших. К сожалению, она сохраняется в известной степени и сегодня, способствуя тому, что процесс профессионализации вошедших в политику людей проходит противоречиво, ограниченно. Как известно, спецификой профессии политика является то, что это - вторая профессия, к ней не готовят в вузах, она начинается с назначения или избрания человека на политическую должность. До этого человек проходит подготовку по определенному профессиональному направлению, приобретает как профессиональный, так и жизненный опыт, «впитывает» господствующие в общественной среде ценности и нормы. Как показывает сегодняшняя практика, полученный опыт, в особенности его нравственный аспект, содержит серьезные изъяны. С ними человек входит в профессию политика, для которой эти изъяны в идеале недопустимы. Возникает противоречие между требованиями профессии политика к социально-нравственным и деловым качествам и реальной сформирован-ностью этих качеств у вступающего в новую для себя профессию.

Во-вторых, контроль политических партий за процессом отбора кандидатов в выборные политические институты или на должности в системе исполнительной власти несовершенен. Требования со стороны партии сводятся преимущественно к тому, умеет ли кандидат публично выступать, доказал ли он свою лояльность партии и ее лидеру. Морально-нравственная составляющая личности будущего политика (которую, конечно, изучить сложнее), управленческие способности нередко остаются вне внимания руководства партии.

В-третьих, влияние гражданского общества на процесс рекрутации и профессионализации политиков в настоящее время является малоэффективным, механизм такого влияния пока не выработан.

В-пятых, роль политической науки как средства исследования политической деятельности и «врачевания» политиков принижена, рекомендации ученых игнорируются. Зачастую политические лидеры считают себя выше мнения ученых.

Указанные причины, на наш взгляд, способствуют тому, что в профессиональной группе политиков Крыма оказываются в том числе люди, не предрасположенные к политической деятель-

ности, имеющие, как показывает практика, явное рассогласование социально-нравственных, с одной стороны, и профессиональных (деловых) качеств, с другой. Процесс профессионализации этой части политиков протекает болезненно, его временные рамки увеличиваются. Общественная польза таких политиков невелика. Напротив, порой они наносят ущерб обществу, делу, которому призваны служить. Немалая часть вошедших во власть - и политиков, и чиновников - рассматривают занимаемые должности как источник обогащения, а не служения обществу; отдают предпочтение имитации функциональных обязанностей; публично демонстрируют аморальное поведение. Некоторые политики и чиновники уличены во взяточничестве и коррупции. Так, за период 2014 - август 2015 г. зарегистрировано около 700 подобных преступлений, из которых 17% связаны с нецелевым использованием бюджетных средств. От занимаемых постов были освобождены более 60 чиновников, в том числе из высших эшелонов власти23. За этот же период по различным мотивам и основаниям ушли в отставку подавляющее большинство мэров городов и поселков Крыма, некоторые из них были осуждены.

Изложенное позволяет говорить о том, что в Крыму имеет место дефицит кадров политиков, общественная система республики испытывает потребность в управленцах нового поколения, сочетающих профессиональную компетентность и политическую культуру, культуру гражданскую и культуру нравственную.

Разрешить эту проблему будет не просто. В какой-то мере она будет решаться за счет приезжих из других субъектов Российской Федерации. Необходима программа формирования и подготовки резерва кадров, разработанная совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций. Цель программы - поднимать по социальной и властной лестнице неординарных людей, оказывая помощь в их профессиональном росте. Составной частью программы должно стать создание механизма отбора кадров в Крыму из числа наиболее пассионарных, патриотически настроенных, умных и энергичных молодых управленцев, юношей и девушек. Критерии отбора должны быть, скорее всего, комбинированными. Речь идет о работе с представителями и сторонниками политических партий, которые находят поддержку в крымском обществе, а также с активистами объединений гражданского общества.

Автор не разделяет подхода, когда молодого человека без серьезной проверки на начальных должностях поднимают на вершину, с которой существует большая вероятность «упасть». Нужно решительно отбраковывать недостойных от соблазна и обольщения властного места как можно раньше.

Для профессионального взросления необходимо моральное чистилище, в котором должны

принимать участие рядовые граждане, живущие в поселке, районе, городе и знающие этого человека. Следует отметить, что в современном демократическом обществе управление общественными процессами перестает быть исключительно прерогативой государства. В той или иной форме, в том или ином качестве в этот процесс вовлекаются другие субъекты, прежде всего структуры гражданского общества. Одной из них является общественная палата. Общественная палата Республики Крым должна стать своеобразным инструментом балансировки интересов в обществе путем: проведения общественной экспертизы проектов законов Республики Крым, а также проектов нормативных правовых документов органов исполнительной власти Крыма и проектов правовых актов органов местного самоуправления; осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и т. п. Качество принимаемых политико-управленческих решений и их реализация является одним из показателей профессионализма, профессиональной культуры политика и его команды.

Таким образом, профессионализм как в прошлом, так и сегодня выступает одним из интегральных свойств субъекта политической деятельности. Это - сложная система профессиональных умений, навыков и обслуживающих их знаний, органично связанная с профессиональным самосознанием политика и позволяющая ему систематически и эффективно осуществлять возложенные на него должностные обязанности. Процесс профессионализации политиков в Республике Крым протекает противоречиво, что связано с рядом факторов, в том числе с влиянием недостатков прежней практики профессионального отбора политиков, с индивидуальным ресурсом социально-нравственного и профессионального развития лиц, занимающих политические должности, с отсутствием пока устойчивых традиций эффективной политической деятельности в современных условиях.

Разрешению противоречий процесса профессионализации политиков могут способствовать: учет в ходе избирательного процесса, а также при назначении на политическую должность как профессиональной предрасположенности, так и социально-нравственного развития личности; совершенствование пропорциональной избирательной системы - применение открытых партийных списков, а не закрытых, как практикуется сейчас; усиление влияния структур гражданского общества на процесс выдвижения индивидов на политические должности; освобождение от занимаемых должностей политиков, скомпрометировавших себя, и законодательное запрещение таким лицам занимать в последующем политические должности; создание крымского центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации политико-

управленческих кадров, акцентируя внимание при этом в учебном процессе на правовую и государственно-управленческую подготовку, а также ценностно-смысловой аспект политической деятельности. Важно, чтобы система повышения квалификации руководителей и специалистов носила перспективный характер.

Примечания

1 Платон. Политик // Платон. Сочинения : в 3 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Т. 3. Ч. 2. М. : Мысль, 1972. С. 57.

2 См.: Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 4. / под общ. ред. А. И. Доватура. М. : Мысль, 1983. С. 585-586.

3 Там же. С. 481.

4 Там же. С. 497.

5 Аристотель. Большая этика // Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 4. С. 296.

6 См.: Аристотель. Политика. С. 467.

7 Там же. С. 452.

8 См.: Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Ростов н/Д : Феникс, 1998. С. 102.

9 Там же. С. 109.

10 Макиавелли Никколо Ди Бернардо // 106 философов : Жизнь. Судьба. Учение : в 2 т. / сост. П. С. Таранов. Симферополь : Таврия, 1995. Т. 2. С. 110.

11 Там же. С. 109.

12 Макиавелли Н. Государь. С. 129-130.

13 См.: Энгельс Ф. Коммунисты и Карл Гейнцен // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. 2-е изд. М. : ИПЛ, 1955-1981. Т. 4. С. 268-285.

14 Маркс К. Кошут, Мадзини и Луи Наполеон // Там же. Т. 8. С. 410-411.

15 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Ве-бер М. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. С. 690.

16 Там же. С. 694-695.

17 Там же. С. 697-705.

18 Ильин И. А. О политическом успехе // Ильин И. А. Путь к очевидности. М. : Республика, 1993. С. 357.

19 Ильин И. А. О государстве // Там же. С. 260.

20 Ильин И. А. О политическом успехе. С. 362.

21 См.: Егоров И. Боевики не пройдут // Рос. газ. 2015. 6 авг. С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 См.: Кузьмин В. Будем наводить мосты // Рос. газ. 2015. 28 апр. С. 6.

23 См.: Егоров И. Указ. соч.

УДК 328.36

понятия «глобализация» и «исламский ренессанс» в научном дискурсе: соотношение смыслов

и причинно-следственных связей

д. Г. Мирзаханов

Дагестанский государственный технический университет, Махачкала

E-mail: mirzakhanov1962@mail.ru

В статье исследуется взаимосвязь современных процессов глобализации и политизации ислама. Автор выявляет причину, по которой в отечественном политологическом дискурсе отсутствует внятное объяснение причинно-следственной связи между глобализацией и политизацией исламских сообществ, а также их возрастающей субъектности в региональной и мировой политике. В статье доказывается, что в последние десятилетия у политических сообществ исламского мира появились политические и экономические ресурсы для продвижения в мировую и региональную политику собственных проектов будущего глобального мироустройства. За определением «ренессанс ислама» скрывается способность исламских сообществ к самостоятельному продуцированию и продвижению в политику собственных проектов глобализации. В противовес упрощенному либеральному взгляду на мир, исламский проект глобализации демонстрирует гораздо большее богатство смыслов, вкладываемых в трактовки ключевых социально-политических ценностей. Ключевые слова: ислам и глобализация, феномен мусульманского ренессанса, самоопределение исламского мира, политизация и адаптация исламских сообществ.

The Concepts of «Globalization» and «Islamic Renaissance» in Academic Discourse: Correlation of the Meanings and Cause-consequence Interdependence

D. G. Mirzakhanov

In article studies a correlation of modern processes of globalization and islamic politization. The Author is clarifying why in Russian academic discourse lack of clear explanation cause-consequence interdependence between both globalization and politization of islamic communities as well as their rising influence in the regional and world policy. The paper argue that in recent decades political islam demonstrate of political and and economic resources for support their own genuine projects in term of the future global order. In opposite to simplifying liberal's position to the modern world, islamic project of globalization propose and demonstrate much more interesting and promising interpretation of the key political values. Key words: Islam and globalization, phenomenon of Muslim renaissance, self-determination of islam world, politization and adaptation of islamic commutities.

DOI: 10.18500/1818-9601-2016-16-1 -77-84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.