Terra Humana
НВВЮВЯИ
Н.А. Кривич
215 ЛЕТ РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ университету им. А.и. герценА
2012 год является дважды юбилейным для одного из старейших вузов России: Российский государственный педагогический университет им. А И. Герцена отмечает 215-летие со дня основания, и на этот же год приходится 200-летний юбилей со дня рождения А.И. Герцена.
Традиционно отсчет ведется с 13(2) мая 1797 года. В этот день Петербургский Воспитательный дом по указу императора Павла I стал самостоятельным учреждением и поступил под покровительство императрицы Марии Федоровны. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что собственно Воспитательный дом как учреждение «для призрения незаконнорожденных детей, сирот и детей бедняков» был открыт еще в 1770 г. по инициативе Ивана Ивановича Бецкого, и первоначально являлся отделением Московского Воспитательного дома, основанного, в свою очередь, еще раньше -в 1764 году.
«Генеральный план Воспитательного дома для приносных детей» был разработан И.И. Бецким и утвержден Екатериной II 1 сентября 1763, а позже - в 1767, 1772, 1780 и 1790 годах в план вносились различные уточнения и коррективы. В России планировалось создать сеть специальных закрытых учебно-воспитательных заведений, в которых будут воспитываться и получать образование сироты, незаконнорожденные дети и дети тех родителей, которые по каким-либо причинам не могли заниматься их воспитанием. Предполагалось, что «вышедшие из онаго Дома обоего пола люди не только за обычай той уже им трезвой и трудолюбивой жизни своей не оставят, но еще и детей своих равным образом воспитывать станут; и в других примером своим к подражанию тому же охоту возбудят, а по умножении и по рассеянии таковых в обществе может со временем последовать счастливая перемена во нравах и склонностях всей той части народа, к которой они принадлежать будут».
До конца 1790 г. во главе Воспитательного дома стоял И.И. Бецкой, а после на про-
тяжении 7 лет его обязанности исполняли сначала гр. Х.С. Миних, а затем Я.Е. Сиверс. Наконец, в мае 1797 г. управление над Воспитательными домами перешло к императрице Марии Федоровне. В том же году Воспитательному дому был передан дворец графа К.Г. Разумовского, ставший отныне своеобразным символом российской педагогической науки и российской благотворительности.
Вот с переезда во дворец Разумовского и начинается отсчет истории Российского государственного педагогического университета, хотя, конечно, тогда никто слышал о современном его названии.
Первоначально в Воспитательный дом принимались дети в возрасте младше 2 лет 4 месяцев и оставались они здесь до 21 года. В основном, воспитанники получали начальное или среднее образование. Финансирование осуществлялось из средств учрежденных для этих целей Вдовьей и Сохранной казны, а также государевых (но не государственных!) пожертвований. Управление делами дома осуществлялось Опекунским советом. И только с приходом Марии Федоровны из казны стали отчисляться деньги Московскому и Санкт-Петербургскому Воспитательным домам в сумме 200 000 руб. ежегодно.
Воспитательный дом развивался и обрастал новыми структурами. Так, в 1834 г. при Воспитательном доме было открыто Сиротское отделение, в дальнейшем преобразованное в Сиротский институт императора Николая I, предназначавшееся для воспитания круглых сирот - дочерей чиновников военного и гражданского ведомств. Воспитанницы принимались на полное содержание и получали образование по программе средних женских учебных заведений, обучаясь и наукам, и ремеслам. Позже к общеобразовательным прибавился высший класс -его воспитанницы преподавали в младших классах (естественно, под руководством учителей), кроме того, они могли временно работать классными дамами в других институтах.
В таком виде Воспитательный дом просуществовал вплоть до 1918 г., когда был упразднен, а комплекс его зданий передан 3-му Петроградскому педагогическому институту, позже преобразованному в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена.
Статус университета был присвоен ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1991 г. после соответствующей аттестации. На сегодняшний день в Университете существует более 40 научных школ, он занимает одно из ведущих мест по количеству докторантов и аспирантов среди образовательных вузов России. В 1992 г. на базе РГПУ было создано учебно-методическое объединение по общим проблемам педагогического образования. Как отмечается на сайте РГПУ «УМО стало катализатором инновационных процессов в высшей педагогической школе России, активизировав её творческий потенциал и сыграло важную роль в реформировании педагогического образования». В 1998 г. Указом Президента Российской Федерации РГПУ им. А.И. Герцена был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Ежегодно в апреле в РГПУ на всех факультетах проводятся «Герценовские чтения» -конференции и собрания студенческих научных обществ, на которых преподаватели и студенты показывают результаты своих научных исследований. Почти все мероприятия, которые пройдут весной в рамках Университета так или иначе будут связаны с юбилейной датой. Перечислять все события нет смысла, поэтому остановимся только на некоторых.
С 24 по 26 апреля 2012 г. пройдет 16-я университетская выставка научных достижений, посвященная 215-летию РГПУ им. А.И. Герцена. Цель выставки - «информирование университетской и городской общественности о достижениях научной деятельности структурных подразделений университета по приоритетным направлениям науки, техники, повышение инвестиционной привлекательности результатов научно-исследовательской деятельности университета». На выставке будет представлено несколько тематических разделов:
- научные исследования - основа инноваций (научно-технические разработки, представляющие законченный цикл и готовые к внедрению;
- изобретения, опытные и мелкосерийные образцы продукции, полезные модели, научные монографии, результаты передовых теоретических исследований);
- РГПУ им. А.И. Герцена - базовый центр подготовки учителей (учебно-методические комплексы, учебники, разработки для высшей школы);
- высокотехнологичная информационнообразовательная среда. В разделе могут быть представлены разработки в области информационных технологий;
- Герценовский университет - новой школе (учебно-методические комплексы, учебники, разработки для системы общего образования);
- художественно-творческие работы (авторские произведения изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального искусства, художественные литературные произведения);
- научные исследования молодых ученых (результаты научных исследований молодежи, обучающейся в университете: образцы, макеты, модели, электронные ресурсы и др.).
В апреле-мае на базе Университета состоится и очередное собрание Научно-образовательного культурологического общества, в программных документах которого так же отмечается важность празднованием 215-летия РГПУ и 200-летия со дня рождения А.И. Герцена и предполагаются различные мероприятия, посвященные этому событию.
Сегодня Университет вынужден приспосабливаться к быстроменяющимся условиям существования и требованиям общества, живет в напряженном ожидании будущих перемен. Тем не менее, остается надеяться, что, несмотря на сомнения некоторых высо-косидящих административных чиновников в необходимости специализированной подготовки учителей, старейший педагогический вуз страны сохранится и будет приумножать славные научные традиции еще многие десятилетия.
Новости