Научная статья на тему '215 лет российскому государственному педагогическому университету им. А. И. Герцена'

215 лет российскому государственному педагогическому университету им. А. И. Герцена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «215 лет российскому государственному педагогическому университету им. А. И. Герцена»

Terra Humana

НВВЮВЯИ

Н.А. Кривич

215 ЛЕТ РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ университету им. А.и. герценА

2012 год является дважды юбилейным для одного из старейших вузов России: Российский государственный педагогический университет им. А И. Герцена отмечает 215-летие со дня основания, и на этот же год приходится 200-летний юбилей со дня рождения А.И. Герцена.

Традиционно отсчет ведется с 13(2) мая 1797 года. В этот день Петербургский Воспитательный дом по указу императора Павла I стал самостоятельным учреждением и поступил под покровительство императрицы Марии Федоровны. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что собственно Воспитательный дом как учреждение «для призрения незаконнорожденных детей, сирот и детей бедняков» был открыт еще в 1770 г. по инициативе Ивана Ивановича Бецкого, и первоначально являлся отделением Московского Воспитательного дома, основанного, в свою очередь, еще раньше -в 1764 году.

«Генеральный план Воспитательного дома для приносных детей» был разработан И.И. Бецким и утвержден Екатериной II 1 сентября 1763, а позже - в 1767, 1772, 1780 и 1790 годах в план вносились различные уточнения и коррективы. В России планировалось создать сеть специальных закрытых учебно-воспитательных заведений, в которых будут воспитываться и получать образование сироты, незаконнорожденные дети и дети тех родителей, которые по каким-либо причинам не могли заниматься их воспитанием. Предполагалось, что «вышедшие из онаго Дома обоего пола люди не только за обычай той уже им трезвой и трудолюбивой жизни своей не оставят, но еще и детей своих равным образом воспитывать станут; и в других примером своим к подражанию тому же охоту возбудят, а по умножении и по рассеянии таковых в обществе может со временем последовать счастливая перемена во нравах и склонностях всей той части народа, к которой они принадлежать будут».

До конца 1790 г. во главе Воспитательного дома стоял И.И. Бецкой, а после на про-

тяжении 7 лет его обязанности исполняли сначала гр. Х.С. Миних, а затем Я.Е. Сиверс. Наконец, в мае 1797 г. управление над Воспитательными домами перешло к императрице Марии Федоровне. В том же году Воспитательному дому был передан дворец графа К.Г. Разумовского, ставший отныне своеобразным символом российской педагогической науки и российской благотворительности.

Вот с переезда во дворец Разумовского и начинается отсчет истории Российского государственного педагогического университета, хотя, конечно, тогда никто слышал о современном его названии.

Первоначально в Воспитательный дом принимались дети в возрасте младше 2 лет 4 месяцев и оставались они здесь до 21 года. В основном, воспитанники получали начальное или среднее образование. Финансирование осуществлялось из средств учрежденных для этих целей Вдовьей и Сохранной казны, а также государевых (но не государственных!) пожертвований. Управление делами дома осуществлялось Опекунским советом. И только с приходом Марии Федоровны из казны стали отчисляться деньги Московскому и Санкт-Петербургскому Воспитательным домам в сумме 200 000 руб. ежегодно.

Воспитательный дом развивался и обрастал новыми структурами. Так, в 1834 г. при Воспитательном доме было открыто Сиротское отделение, в дальнейшем преобразованное в Сиротский институт императора Николая I, предназначавшееся для воспитания круглых сирот - дочерей чиновников военного и гражданского ведомств. Воспитанницы принимались на полное содержание и получали образование по программе средних женских учебных заведений, обучаясь и наукам, и ремеслам. Позже к общеобразовательным прибавился высший класс -его воспитанницы преподавали в младших классах (естественно, под руководством учителей), кроме того, они могли временно работать классными дамами в других институтах.

В таком виде Воспитательный дом просуществовал вплоть до 1918 г., когда был упразднен, а комплекс его зданий передан 3-му Петроградскому педагогическому институту, позже преобразованному в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена.

Статус университета был присвоен ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1991 г. после соответствующей аттестации. На сегодняшний день в Университете существует более 40 научных школ, он занимает одно из ведущих мест по количеству докторантов и аспирантов среди образовательных вузов России. В 1992 г. на базе РГПУ было создано учебно-методическое объединение по общим проблемам педагогического образования. Как отмечается на сайте РГПУ «УМО стало катализатором инновационных процессов в высшей педагогической школе России, активизировав её творческий потенциал и сыграло важную роль в реформировании педагогического образования». В 1998 г. Указом Президента Российской Федерации РГПУ им. А.И. Герцена был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Ежегодно в апреле в РГПУ на всех факультетах проводятся «Герценовские чтения» -конференции и собрания студенческих научных обществ, на которых преподаватели и студенты показывают результаты своих научных исследований. Почти все мероприятия, которые пройдут весной в рамках Университета так или иначе будут связаны с юбилейной датой. Перечислять все события нет смысла, поэтому остановимся только на некоторых.

С 24 по 26 апреля 2012 г. пройдет 16-я университетская выставка научных достижений, посвященная 215-летию РГПУ им. А.И. Герцена. Цель выставки - «информирование университетской и городской общественности о достижениях научной деятельности структурных подразделений университета по приоритетным направлениям науки, техники, повышение инвестиционной привлекательности результатов научно-исследовательской деятельности университета». На выставке будет представлено несколько тематических разделов:

- научные исследования - основа инноваций (научно-технические разработки, представляющие законченный цикл и готовые к внедрению;

- изобретения, опытные и мелкосерийные образцы продукции, полезные модели, научные монографии, результаты передовых теоретических исследований);

- РГПУ им. А.И. Герцена - базовый центр подготовки учителей (учебно-методические комплексы, учебники, разработки для высшей школы);

- высокотехнологичная информационнообразовательная среда. В разделе могут быть представлены разработки в области информационных технологий;

- Герценовский университет - новой школе (учебно-методические комплексы, учебники, разработки для системы общего образования);

- художественно-творческие работы (авторские произведения изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального искусства, художественные литературные произведения);

- научные исследования молодых ученых (результаты научных исследований молодежи, обучающейся в университете: образцы, макеты, модели, электронные ресурсы и др.).

В апреле-мае на базе Университета состоится и очередное собрание Научно-образовательного культурологического общества, в программных документах которого так же отмечается важность празднованием 215-летия РГПУ и 200-летия со дня рождения А.И. Герцена и предполагаются различные мероприятия, посвященные этому событию.

Сегодня Университет вынужден приспосабливаться к быстроменяющимся условиям существования и требованиям общества, живет в напряженном ожидании будущих перемен. Тем не менее, остается надеяться, что, несмотря на сомнения некоторых высо-косидящих административных чиновников в необходимости специализированной подготовки учителей, старейший педагогический вуз страны сохранится и будет приумножать славные научные традиции еще многие десятилетия.

Новости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.