Научная статья на тему '2018. 04. 046. ". . . звезда труда, поэзии, покоя. . . ": к 80-летию Н. М. Рубцова: сб. Ст. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. Науч. -информ. Исслед. Отд. Литературоведения; отв. Ред. Ревякина А. А. ; ред. -сост. Анашкина О. И. - М. , 2016. - 260 с. - (сер. : теория и история литературоведения)'

2018. 04. 046. ". . . звезда труда, поэзии, покоя. . . ": к 80-летию Н. М. Рубцова: сб. Ст. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. Науч. -информ. Исслед. Отд. Литературоведения; отв. Ред. Ревякина А. А. ; ред. -сост. Анашкина О. И. - М. , 2016. - 260 с. - (сер. : теория и история литературоведения) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
100
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУБЦОВОВЕДЕНИЕ / ПОЭТ И ПРИРОДА / ФИЛОСОФСКИЙ ПОДТЕКСТ / РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ МНОГОМЕРНОСТЬ / ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО / КОНЦЕПТЫ "СТИХИЯ ВЕТРА" / "ДУША" / "ЗВЕЗДА" / КРАЕВЕДЕНИЕ / МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ Н.М. РУБЦОВА / ВОЛОГОДЧИНА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / ЛОКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД / "ДУША МЕСТНОСТИ" (GENIUS LOCI)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Васильев А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 046. ". . . звезда труда, поэзии, покоя. . . ": к 80-летию Н. М. Рубцова: сб. Ст. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. Науч. -информ. Исслед. Отд. Литературоведения; отв. Ред. Ревякина А. А. ; ред. -сост. Анашкина О. И. - М. , 2016. - 260 с. - (сер. : теория и история литературоведения)»

НАШИ ИЗДАНИЯ (2016-2018)

2018.04.046. «...ЗВЕЗДА ТРУДА, ПОЭЗИИ, ПОКОЯ...»: К 80-ЛЕТИЮ Н.М. РУБЦОВА: Сб. ст. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. литературоведения; Отв. ред. Ревяки-на А.А.; Ред.-сост. Анашкина О.И. - М., 2016. - 260 с. - (Сер.: Теория и история литературоведения)1.

Ключевые слова: рубцововедение; поэт и природа; философский подтекст; религиозный смысл; символическая многомерность; время и пространство; концепты «стихия ветра», «душа», «звезда»; краеведение; Московский музей Н.М. Рубцова; Вологодчина как культурный феномен; локально-исторический метод; «душа местности» (Genius Loci).

В книгу вошли материалы о жизни и творчестве Николая Михайловича Рубцова (1936-1971) - известного русского поэта ХХ в., преемника классических традиций, автора сборников «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1968), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971). Его «тихая лирика» оказалась «чуткой к философской, религиозной, культурологической рефлексии, характерной для национальной традиции» (с. 6), - отмечает в предисловии А. А. Ревякина.

Авторами сборника являются деятели культуры из России и других стран (Италия, Германия, Вьетнам, Япония). Публикуются статьи литературоведов и критиков, писателей и переводчиков. Значительное внимание уделено краеведческим «рубцовским центрам». Публикуемые работы углубляют представление об этапах творчества поэта, о современных тенденциях его прочтения как «системной художественной целостности» (см. статьи В.Н. Барако-ва и Л.В. Тимашовой и др.).

1 Издано при поддержке Российского фонда содействия образованию и науке. Выход сборника приурочен к проведению 24-25 февраля 2016 г. Международной научной конференции «Творчество Николая Рубцова в контексте развития литературы и искусства (к 80-летию со дня рождения)»; в подготовке и проведении конференции участвовали ИМЛИ РАН, ИНИОН РАН, Литературный институт им. А.М. Горького. Одна из презентаций этой книги состоялась 27 мая 2016 г. в Музее-библиотеке Н.Ф. Фёдорова.

В материалах сборника используются такие понятия, как «концепт», т.е. понятия, формируемые скорее «в пространстве души», чем в сфере логических категорий (с. 6). В этом аспекте в первую очередь следует назвать концептуальные образы-символы «ветер» и «душа». Такой вывод, продолжает А.А. Ревякина, подтверждается и самой высокой частотой употребления этих слов поэтом - соответственно 99 и 98 раз1.

С осмыслением «стихии ветра» в поэзии Рубцова связана стержневая мысль М.П. Лобанова в открывающей сборник статье «...Сила благодатная,..»2. Напор этой стихии вызывает в душе поэта «многообразие чувств - мирных, тревожных, вплоть до трагических предощущений.» (с. 15). В статье «Поэт и природа» А.П. Ланщиков размышляет о «нерасторжимости и цельности» природы, в ее «вечной сопричастности к духовному бытию человека» (с. 48). При этом, оставаясь вечной, природа «сводит как бы на нет категорию времени, устанавливая непосредственную духовную связь между прошлым и настоящим» (с. 51). В поэзии Николая Рубцова неизменно присутствует глубокий философский подтекст.

В статье «"Звезда" Н.М. Рубцова в национально-культурном контексте» С.Ю. Николаева анализирует изобразительные функции одного из доминирующих «концептов» в творчестве поэта. Используются две его основные когнитивные модели: «звезда - человек» и «звезда - Бог». Это помогает выявить глубинную смысловую связь между «звездой полей» (красотой родной земли) и звездой вечной (нравственными, православными ценностями).

В статье «О духовном подвиге Н.М. Рубцова» протоиерей Александр Никулин отмечает, что «ни одно стихотворение поэта не лишено религиозного смысла», который «поразительно усиливается со временем» и крепко связан с Вологодчиной, именуемой за многочисленные монастыри «Северной Фиваидой» (с. 42). Особенно пронзительны у Рубцова образ «народа-богоносца» и яркий свет лампады «русского огонька», который озарил всю его поэзию (с. 39).

1 См.: Сидоренко М.И. Словарь языка и рифм поэзии Н. Рубцова: Научное издание. - Череповец: Порт-Апрель, 2005. - С. 36, 91.

2 См.: «Есть сила благодатная / В созвучье слов живых, / И дышит непонятная, / Святая прелесть в них.» (М.Ю. Лермонтов «Молитва»). - Прим. реф.

Ряд исследовательских статей раскрывает своеобразие поэтической системы Николая Рубцова. По признанию поэта, он «предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас»1. В статье А.Е. Черновой «Образы и символы в лирике Николая Рубцова» показано, что многомерность поэтики (вмещающей в себя не только земное, но и небесное) опирается на традиции и «духовные параметры», определяемые народным миросозерцанием.

Особенностью рубцовской поэзии является «воссоздание национально-исторического времени и национального пространства» (с. 104), - отмечает В. А. Редькин в статье «Время и пространство в поэзии Н. Рубцова». Моделируя хронотоп реальности, поэт также включал в свои стихи условное пространство мифов, видений, преданий, призванных представить историческое время как составную часть национального мира в настоящем. Диалектика творчества поэта заключается в сочетании покоя, созерцания жизни, связанной с прошлым, и движения, изменчивости окружающего, устремленности в будущее. С движением связаны мотивы дороги, пути. Трагизм лирического героя проявляется в том, что он подчас теряет свою дорогу, не видит пути вперед.

В поэзии Н. Рубцова создается и свой, особенный звуковой, ритмический образ времени и пространства. Об этом, в частности, речь идет в статье О.А. Москвиной «О ритме стихов Николая Рубцова». Автор называет «песенность» одним из основных свойств поэзии Н. Рубцова. К вопросу об изучении своеобразия поэтики писателя, по сути, относится и статья Т.В. Кудрявцевой «Русская литература в Германии: Из опыта перевода поэзии Н.М. Рубцова на немецкий язык».

В настоящее время материалы изучения поэта так многочисленны, что позволяют с полным основанием говорить о «рубцово-ведении» как сложившемся направлении не только в литературоведении, но также и в литературном краеведении2. Последнее

1 Рубцов Н.М. Видения на холме: Стихи, переводы, проза, письма. - М.,

1990. - С. 358.

2

Этот аспект особо выделен и в рецензии на сборник; см.: Голубков М.М., Жуйкова Е.В. О Рубцове и звездах // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - М., 2016. - № 5. - С. 103-107.

получает все большее распространение в русле филолого-культуро-логического направления. Речь идет о раскрытии в литературном творчестве особой роли «души местности» (Genius Loci), на чем настаивал Н.П. Анциферов, русский филолог-краевед первой половины XX в.1 Труды ученого вводятся в научный оборот усилиями ученых ИМЛИ РАН. В сборнике публикуется статья М.С. Акимовой «По местам, связанным с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова: Программа "Острова свои обогреваем" в историко-культурной перспективе», где методологической основой исследования является концепция П.Н. Анциферова.

Применительно к изучению творчества Н. Рубцова стоит говорить о Вологодчине как литературном (и шире - культурном) феномене. «В произведениях поэта он выступает средоточием "души местности" и в еще более обобщенном, символическом плане - "души Родины"», - отмечает А.А. Ревякина (с. 7).

Многообразные сведения о жизни поэта, о местах пребывания, о знаменательных встречах содержатся в следующих статьях: В.П. Аушев «М. Ломоносов и Н. Рубцов (Звездная дорога из Хол-могор в Москву)»; Ю.Я. Петрунин «Будущий классик глазами однокурсника»; О.И. Анашкина, М.А. Полётова «.Родины светлый покой»; Г.А. Мартюкова «Тотемская земля в судьбе Николая Рубцова»; А.Л. Ларин «О работе над "Поэмой памяти Николая Рубцова" (для оркестра русских народных инструментов)».

Статья О.И. Анашкиной «Московский музей Н.М. Рубцова как научно-просветительский и культурный центр» предваряет ряд материалов, связанных с деятельностью музея: Акира Асано (Япония) «Визит в музей Николая Рубцова»; Ву Тхе Хой (Вьетнам) «Николай Рубцов - поэт отзывчивой русской души»; Анджело де Дженти (Италия) «Мой византийский Рубцов»; А.А. Ревякина «Рубцовские чтения, 91-е: «"Мой византийский Рубцов", Анджело де Дженти»: Литературно-музыкальная композиция.».

Комментированный список «Основные даты и события жизни и творчества Николая Михайловича Рубцова» (составитель -О.И. Анашкина) представляет собой предельно сжатую, структурированную биографию поэта.

А.Л. Васильев

1 См.: Анциферов Н.П. Душа Петербурга. - Пб., 1922. - 226 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.