Научная статья на тему '2018. 04. 027. Дэвис С. Т. Бог, разум и теистические доказательства. - М. : Наука, 2016. - 277 с'

2018. 04. 027. Дэвис С. Т. Бог, разум и теистические доказательства. - М. : Наука, 2016. - 277 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
566
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / РАЗУМ / ТЕИСТИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ / ТЕИЗМ / ТЕОДИЦЕЯ / АТЕИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 027. Дэвис С. Т. Бог, разум и теистические доказательства. - М. : Наука, 2016. - 277 с»

6. Friday J. Discerning criteria of religious experience in theology of interreligious dialogue: Insights from William James and Bernard Lonergan // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. -Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 95-110.

7. Lane D.A. Pneumatological foundations for a catholic theology of interreligious dialogue // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 28-46.

8. Mayer A.C. The future of interreligious dialogue in the light of Ramon Llull's contribution to the encounter of religions // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 47-63.

9. Merrigan T. Introduction: Rethinking theologies of interreligious dialogue // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 1-13.

10. Merrigan T. Towards an incarnational hermeneutics of interreligious dialogue // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 17-27.

11. Morali I. Catholic theology vis-à-vis religions and dialogue fifty years after Vatican II // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K. : Oxford univ. press, 2017. - P. 81-92.

12. Moyaert M. comparative theology: Between text and ritual // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 184-200.

13. Roberts M.V. Discerning doctrine: Interreligious dialogue as experiential source of theology // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 124-142.

14. Wilfred F. Christianity and religious cosmopolitanism // The past, present, and future of theologies of interreligious dialogue / Ed. T. Merrigan, J. Friday. - Oxford, U.K.: Oxford univ. press, 2017. - P. 216-232.

2018.04.027. ДЭВИС СТ. БОГ, РАЗУМ И ТЕИСТИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. - М.: Наука, 2016. - 277 с.

Ключевые слова: Бог; разум; теистические доказательства; философская теология; теизм, теодицея; атеизм.

Содержание книги составляют: предисловие переводчика (Карпов К.В.) под названием: «Необходимость и необязательность теистических доказательств у Стивена Дэвиса»; введение; 10 глав: глава 1 «Что понимается под теистическим доказательством?»; глава 2 «Онтологическое доказательство»; глава 3 «Теистические доказательства и религиозный реализм»; глава 4 «Космологическое доказательство»; глава 5 «Теистические доказательства и фунда-

ментализм»; глава 6 «Доказательство от замысла»; глава 7 «Религиозный опыт»; глава 8 «Прочие теистические доказательства»; глава 9 «Альтернативы теистическим доказательствам»; глава 10 «Общее заключение»; библиография и комментарий научного редактора русского издания.

В предисловии Карпова «Необходимость и необязательность теистических доказательств у Стивена Дэвиса» (с. 8-13) кратко излагаются биография автора книги, ее структура, а также содержание ее глав. С. Дэвис - крупный современный аналитический философ религии и теологии. С 1970 г. он является профессором Клермонт Маккена Колледжа (штат Калифорния) - нерелигиозного частного института, в котором его окружение составляют атеисты и лица, мало интересующиеся религией. Он является автором многих статей и книг, посвященных теодицее, проблеме зла, свободе воли, границам рациональности в теологии, загробному существованию, искуплению, воскресению, богодухновенности Откровения, теистическим доказательствам. С. Дэвис полемизирует с профессиональными философами-атеистами, выбирая те логические схемы, которые наилучшими образом согласовываются с моделями, объясняющими и другие явления (с. 8-9). Как правило, вначале он излагает логическую структуру доказательства, его критику, ответы на нее, оценивая затем его убедительность в свете всего материала (с. 10).

Во введении (с. 14-19) С. Дэвис пишет, что эта книга посвящена доказательствам существования Бога - продолжающейся по сей день древней традиции в рамках философии религии, начало которой было положено в древнегреческой философии (более 2500 лет назад). Разработка теистических доказательств - это часть естественной теологии, которая сама является попыткой среди прочего сделать убедительные выводы о существовании и природе Бога, основываясь лишь на силе человеческого разума. Далее автор книги рассматривает различные точки зрения философов на теистические доказательства, отношение последних к богооткровенной теологии, объясняет, что из всех доказательств только пять прошли проверку временем. Их он и анализирует в своей книге, а во введении - перечисляет, характеризуя их особенности.

В главе 1 «Что понимается под теистическим доказательством?» (с. 20-37) определяются основные понятия, включая по-

нятие Бога, «умозаключения» (аргументы) и остальной концептуальный аппарат, который и используется в дальнейшем. Автор приводит примеры логических ошибок в доказательствах (с. 2023), определяет цель теологических доказательств, критерий их успешности: доказательство должно быть формально и неформально валидным, а его посылки должны быть вероятнее отрицаний (с. 29). В этой же главе рассматриваются презумпции теистических доказательств, а также ответ на вопрос: что было бы, если бы они оказались успешными, чего они достигают? (с. 34-37).

В главе 2 «Онтологическое доказательство» (с. 38-77), - так назвали его философы, основывается не на эмпирических утверждениях о мире, а на идеях, понятиях, поэтому термин «априорное» был бы более точным, считает С. Дэвис, излагая аргументацию Ансельма Кентерберийского, его критику со стороны Гаунило, возражение первого на нее, а также критику Канта, показывая ее ограниченность, и концепцию У. Роу, увидевшего в нем «неформальную ошибку предвосхищения основания», - доказывая ее недостаточность (с. 65-74). Заканчивается эта глава опровержением критики онтологического доказательства Д. Юмом и возражения Р. Суинберна, ошибочно считающего, что если Бог существует и является логически необходимым сущим, то не может быть никакого успешного онтологического доказательства (с. 74-77).

Глава 3 «Теистические доказательства и религиозный реализм» (с. 78-95) трактует отношение между теистическими доказательствами и религиозным реализмом. Необходимость остановиться на этом вопросе автор видит в том, что сейчас появились несколько версий антиреализма, имеющих отношение и к первым, поэтому их критику и предлагает С. Девис в этой главе, рассматривая различные версии антиреализма (в том числе мнение Д.З. Фил-липса), общим для которых является отрицание независимого существования Бога вне человеческого сознания (с. 78-79). Автор книги приводит также шесть определений религиозного реализма (с. 80-81), анализируя которые, устанавливает потом, имеет ли онтологическое доказательство Ансельма, нечто, что релевантно религиозному реализму. И, по его мнению, «... привел хорошие доводы в пользу религиозного реализма, ответив на некоторые имплицитные возражения против него, выдвинутые Филлипсом» (с. 94).

В главе 4 «Космологическое доказательство» (с. 96-117) оно рассматривается в плоскости «линейных» и «иерархических» причин. С. Девис разбивает свой анализ на две части: в первой рассматривает три первые пути Фомы Аквинского (глава 4, с. 96-113), во второй - современную версию каламического аргумента У. Крейга (глава 8, с. 207-213) и так называемое «Общее космологическое доказательство» (глава 8, с. 199-203). Рассмотрев три возражения против космологического доказательства, С. Девис приходит к выводу, что Аквинат был прав (с. 117).

В главе 5 «Теистические доказательства и фундаментализм» (с. 118-141) анализируется концепция фундаментализма, а также варианты его критики; решается вопрос об отношении к нему теологических доказательств. Анализируются и аргументы Плантинги против естественной теологии (с. 129-134). Автор книги приходит к выводу, что естественная теология может придать вере теиста смысл или задать общий теологический и философский контекст его веры в Бога (с. 134). После всех рассмотрений С. Девис делает заключение, что теистические доказательства необязательно должны интерпретироваться как принадлежащие к «печально известным версиям фундаментализма» (с. 140-141).

Глава 6 «Доказательство от замысла» (с. 142-171) посвящена знаменитому телеологическому аргументу, который рассматривается как в ранних версиях (Пейли) с его критикой Юмом, теорией эволюции Дарвина, так и в наиболее актуальных современных вариантах его защиты и критики (скорость расширения Вселенной, ее изотропность, свойства Земли, странности воды, Мультивселен-ная, антропный принцип, теорема Байерса): делается вывод, что «... природа Бога, по-видимому, оказывается столь же логически сложной, как и созданная Им Вселенная» (с. 171).

В главе 7 «Религиозный опыт» (с. 172-192) анализируется доказательство бытия Бога. С. Дэвис определяет его как ощущение человеком присутствия Бога либо некоего сверхъестественного существа или силы, тематизируя вопрос о его видах, весе, которым обладают все эти свидетельства, а также аргумент Суинберна (с «принципом доверия»), включая возражения против этого доказательства (с. 185-192)

В главе 8 «Прочие теистические доказательства» (с. 193213) рассматриваются среди прочих второе онтологическое доказа-

тельство, моральное доказательство и др. В некоторых из них анализируются версии ранее уже рассмотренных доказательств, в которых, по мнению автора книги, поднимаются новые и интересные темы.

Глава 9 «Альтернативы теистическим доказательствам» (с. 214-237) трактует другие попытки доказательств в пользу теизма. Здесь рассматриваются два известных аргумента: «пари Паскаля» и «Воля к вере» У. Джеймса с сопутствующими возражениями и ответами на них. Наконец, в главе 10 «Общее заключение» (с. 238-259) рассматриваются вопросы: насколько важен вопрос о существовании Бога? Доказывают ли теистические доказательства существование Бога? Рассматривая этот вопрос, С. Дэвис приходит к выводу, что Он должен быть трансцендентным, личностью, разумным, морально благим, сострадающим, обладать бесконечным знанием. И существует только одно такое сущее, а не семь (с. 251252). Заканчивается книга разделом «Ценность теистических доказательств», в котором, рассмотрев аргументы «за» и «против», автор книги говорит о ценности обсуждения теистических доказательств; он «...даже убежден, что успешные теистические доказательства существуют» (с. 258).

Г.В. Хлебников

2018.04.028. ЯН К.Ш.Ч. КОГДА ЕВАНГЕЛИЕ ВСТРЕЧАЕТ КИТАЙСКУЮ МЕЧТУ: РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА И «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО».

YAN K.S.Ch. When the Gospel meets the china dream: Religious freedom and the golden rule // International bulletin of mission research. -London, 2018. - Vol. 42 (3). - P. 212-219.

Ключевые слова: католицизм; христианство; Китай; межрелигиозный диалог; миссионерство; конфуцианство; «золотое правило»; инкультурация; синизация; социальная гармония; дружба; диалог цивилизаций; «китайская мечта».

Автор статьи К. Ш. Ч. Ян, являющийся верующим католиком и китайцем по национальности, рассматривает проблемы распространения христианства в КНР и перспективы взаимоотношений властей страны со Святым престолом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.