Научная статья на тему '2018. 03. 026. Гутманн Т. Националистические круги в современной Японии: невозможность секуляризации. Ghuthmann T. nationalist circles in Japan today: the impossibility of secularization // Japan review. - Kyoto, 2017. - n 30. - p. 207-225'

2018. 03. 026. Гутманн Т. Националистические круги в современной Японии: невозможность секуляризации. Ghuthmann T. nationalist circles in Japan today: the impossibility of secularization // Japan review. - Kyoto, 2017. - n 30. - p. 207-225 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / РЕЛИГИЯ / ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛИЗМ / ИМПЕРАТОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИНТО / НИППОН КАЙГИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 026. Гутманн Т. Националистические круги в современной Японии: невозможность секуляризации. Ghuthmann T. nationalist circles in Japan today: the impossibility of secularization // Japan review. - Kyoto, 2017. - n 30. - p. 207-225»

тами увеличивала объем экономики на 10% в год, а гипотетическая Япония, не придерживавшаяся его - всего на 3,6% [с. 2].

Наиболее наглядным показателем становится ВВП на душу населения. Именно с 1958 г. он резко идет вверх, увеличиваясь в среднем на 9,3% в год. В абсолютных цифрах за десять лет с 1958 по 1968 г. среднедушевой доход вырос более чем вдвое: с 3289 долл. на душу населения до 7983. В гипотетической модели за этот период он достиг бы лишь 4757 долл. [с. 11].

Авторы исследования признают, что их модель может наглядно продемонстрировать лишь временной отрезок, когда развитие японской экономики отклонилось от своего стандартного пути, но из нее неочевидны причины этого, и лишь знание контекста позволяет им сделать выводы о роли США в экономическом буме. Теоретически спусковым крючком для ударных темпов роста могли послужить и другие причины - укрепление власти ЛДП, новый виток бизнес-цикла в Японии, формирование современной корпоративной модели и падение влияния профсоюзов. Однако исследователи убеждены, что все это лишь дополнительные факторы, а иногда и следствия активного участия США.

А.А. Новикова

ВЛАСТЬ

2018.03.026. ГУТМАНН Т. НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ КРУГИ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ: НЕВОЗМОЖНОСТЬ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ.

GHUTHMANN T. Nationalist circles in Japan today: The impossibility of secularization // Japan review. - Kyoto, 2017. - N 30. - P. 207-225.

Ключевые слова: Япония; религия; политика; национализм; император; государственный синто; Ниппон кайги.

Тьерри Гутманн - французский японист, специализирующийся на изучении роли религии и деятельности религиозных организаций в современной политической жизни1.

Исследования последних лет показывают, что японское общество все больше секуляризируется, а религиозные организации

1 Guthmann T. Shintô et politique dans le Japon contemporain. - Р.: Harmattan, 2010. - Приведено по реф. источнику.

переживают затяжной период упадка. В этом Япония походит на многие другие страны развитого мира. Однако одновременно с этим наблюдается и другая тенденция, также не являющаяся сугубо японской - религия вновь начинает фигурировать в политическом дискурсе1. Появился целый спектр общественных и политических организаций, так или иначе связанных с синто. Среди них «Нип-пон кайги» («Японский конгресс»), Ассоциация синтоистских святилищ (яп. Дзиндзя хонте:), ТВ-канал «Сакура», общенациональная активистская группа «Гамбарэ Ниппон», Общество в поддержку реформы учебников истории.

Почти для всех этих организаций религия сама по себе не является движущей силой. Они прежде всего выступают за отмену «мирной» статьи Конституции. Озабоченные возрождением национального величия, они требуют пересмотра отношения к истории Японии первой половины ХХ в. в сторону оправдания имперской экспансии и с отказом от «мазохистского», по их определению, отношения к национальному прошлому. В современной международной политике они более жесткую позицию в территориальных и других спорах с соседними государствами.

При всей секулярной атрибутике и дискурсе неотъемлемой частью этой риторики остается культ императора и почитание воинов, павших за него, в святилище Ясукуни, а это известным образом относится к религиозной сфере, сопрягается с государственным синто.

Чрезвычайно примечательно, что интервью активистов этих организаций тем не менее показали, что они не считают синто религией. К религиям, по их мнению, относятся христианство или ислам - вероучения, в которых есть признанный основатель, вера во всемогущего бога и другие аспекты, характерные для «осевых» религий, если мы применяем терминологию К. Ясперса.

Несмотря на наличие в нем веры в божества и ритуальных празднеств мацури, активисты националистических организаций не считают синто религией, а относят его к «традиции». Приводится

1 Гутманн обращает внимание на общую тенденцию активизации в мире ультраправых организаций и деятельность в этом контексте националистических объединений в Японии. См.: Guthmann Т. Dynamiques de l'extrême-droite au XXIe siècle: La Conférence du Japon // Japon pluriel 11 / Martine J., David-Antoine Malinas D.-A. eds. - Paris.: Philippe Picquier, 2017. - P. 147-155. - Прим. реф.

аналогия с конфуцианством, которое также не воспринимается в наше время в большинстве случаев как религия, а лишь как духовное наследие. По мнению националистов, только американские оккупационные силы сделали синто религией, придав ей такой статус легально1.

Ассоциация синтоистских святилищ в настоящий момент объединяет примерно 80 тыс. организаций и является преемником государственных организаций, управлявших «государственным синто» в период Японской империи. Центром культа является святилище Исэ, в котором почитается богиня Аматэрасу-оомиками, мифический предок императорского дом. На сайте Ассоциации напрямую, без всяких оговорок, заявляется, что нынешний император также имеет божественное происхождения и является 125-м по счету в непрерывающейся линии наследования, которая воцарилась в 11-й день второго лунного месяца в 660 г. до н.э. Данная организация тесно связана с Управлением двора, которое непосредственно управляет делами монарха. При этом после поражения во Второй мировой войне государственные церемонии, связанные с почитанием предков императорского дома и другими религиозными действами с участием императора, которые существовали в Японии издревле и которым, начиная с периода Мэйдзи (18681912), был придан высокий идеологический статус, все же продолжают регулярно исполняться. Однако теперь они трактуются как частное занятие членов императорской семьи, и широкая общественность о такой деятельности монарха не информируется. Напротив, активисты правых движений активно пропагандируют подобные мероприятия.

Продолжает функционировать и знаменитое святилище Ясу-куни. В нем по-прежнему дважды в год (весной и осенью) проводятся в частном порядке церемонии, которые до этого обладали государственным статусом. В центре обоих фестивалей встреча посланника императора, который привозит в святилище дары и

1 В этом смысле в рассуждениях активистов правых движений есть определенная логика. Де-юре в Японской империи существовала свобода совести, закрепленная Конституцией 1889 г. Толкование Конституции определяло синто не как обязательный для исполнения религиозный культ, а как гражданский долг каждого подданного империи. В остальном свобода вероисповедания не ограничивалась. - Прим. реф.

официальное послание в честь праздника. Кроме того, ежегодно 15 августа в день капитуляции Японии во Второй мировой войне члены парламента, принадлежащие к Группе за почитание святилища Ясукуни, отправляются в храм, чтобы почтить память воинов, павших на фронтах.

По мнению автора, эта группа в последние годы заметно усилила свои позиции. Так, в 2015 г. к ней принадлежали 15 из 19 членов кабинета Абэ Синдзо, а некоторые из них напрямую связаны с националистическими группами с самого начала своей политической карьеры и зависят от них материально. Сам премьер не является ставленником таких групп и тем не менее в течение долгого времени поддерживал с ними тесные связи.

Организация «Нихон кайги», поддерживающая всех этих политиков - наиболее мощная из общественных организаций националистического толка. Она была основана в 1997 г. в результате слияния двух крупных ассоциаций похожего направления, которые, в свою очередь, объединяли последователей синто, представителей святилищ, общества ветеранов войны, молодежные организации. «Ниппон кайги» - сравнительно массовая организация, считается, что его основу составляет Ассоциация святилищ.

Так, глава последней Танака Цунэкиё является по совместительству вице-президентом «Ниппон кайги». Если же говорить об идеологической составляющей, то практически невозможно найти различия между их позициями: все они выступают за возрождение Японии, ядром которого должен стать император. Самое любопытное, что к этим группам достаточно близки и буддийские и даже христианские организации, которые не находят видимого противоречия в почитании божественной императорской династии одновременно со своим культом. «Новые религии» самых разных направлений, с условием, что они с уважением относятся к императорской семье, также активно сотрудничают с «Ниппон кайги». Это свидетельствует о том, что представителями этих групп синто не трактуется как религия в полном смысле слова.

Исследователь предлагает разделить членов «Ниппон кайги» на две группы: тех, кто буквально следует идеологии государственного синто, и тех, кто, придерживаясь каких-либо других убеждений, воспринимают его как «гражданскую религию». Первые значительно более активны и участвуют в разного рода видах дея-

тельности. К примеру, считается, что императорский дворец в Токио является наиболее ценным (священным) местом в Японии, поэтому необходимо регулярно участвовать в добровольной деятельности по очистке его территории - нечто сродни весеннему субботнику. Именно с приведением парка вокруг дворца в порядок, по мнению представителей этого течения, должно начаться «возрождение Японии».

Также они высказываются в пользу почитания императорской семьи и всех синтоистских святилищ в стране, а кроме того, утверждают, что это почитание может защитить Японию от любых угроз, например от насильственного распространения коммунизма. Сторонники этого направления всячески стремятся сохранить божественный ареол императорской семьи. Именно они препятствовали и в итоге добились отмены публикации перевода на японский язык австралийской книги о принцессе Масако1, в которой она была описана как заложница жесткого придворного этикета и женщина, несчастливая семейная жизнь которой спровоцировала проблемы с психикой. Также представители этого направления выступают против изменения закона о престолонаследии, резко критикуя возможность передачи престола по женской линии, поскольку, как они утверждают, это может «загрязнить» священную кровь императорской династии.

А.А. Новикова

КУЛЬТУРА

2018.03.027. ИВ. МИХЕЛЬ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВАНДАНЫ ШИВЫ.

Ключевые слова: Индия; Третий мир; глобализация; альтер-глобализм; философия; свобода; земля; вода; семена.

Современный индийский философ, эколог и общественно-политический деятель Вандана Шива (род. 1952 г.) обратилась к философии в начале 1980-х годов, после того как вернулась в Индию из Канады, где получила ученую степень по физике. Но физи-

1 Овада Масако (р. 1963), супруга наследного принца Нарухито. - Прим.

реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.