Научная статья на тему '2018. 02. 006. Демюрже А. Жак де Моле. Сумерки тамплиеров / пер. С франц. Некрасова М. Ю. - СПб. : Евразия, 2017. - 416 с'

2018. 02. 006. Демюрже А. Жак де Моле. Сумерки тамплиеров / пер. С франц. Некрасова М. Ю. - СПб. : Евразия, 2017. - 416 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДЕН ТАМПЛИЕРОВ / КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ЛЮДОВИКА IX / Ж. ДЕ МОЛЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 02. 006. Демюрже А. Жак де Моле. Сумерки тамплиеров / пер. С франц. Некрасова М. Ю. - СПб. : Евразия, 2017. - 416 с»

государству, Восточная Римская империя имела хорошие шансы уцелеть (с. 291).

А.Е. Медовичев

2018.02.006. ДЕМЮРЖЕ А. ЖАК ДЕ МОЛЕ. СУМЕРКИ ТАМПЛИЕРОВ / Пер. с франц. Некрасова М.Ю. - СПб.: Евразия, 2017. -416 с.

Ключевые слова: орден тамплиеров; Крестовые походы Людовика IX; Ж. де Моле.

Книга французского историка-медиевиста, профессора Алена Демюрже из Университета Пантеон Сорбонна (Париж I) посвящена жизни и деятельности Жака де Моле (?-1314), последнего великого магистра ордена тамплиеров - ордена Бедных воинов Христа и Храма Соломона, в то же время человека малоизвестного. Жизнь его закончилась трагически, но в русле христианских принципов: магистр погиб на костре за то, что не пожелал отречься от своего ордена. Исследование написано на базе неопубликованных материалов из Архивов Арагонской короны в Барселоне, Департаментских архивов в Тулузе, Исторического национального архива в Мадриде, Национальных архивов в Париже, Государственного архива в Лондоне и опубликованных источников - официальных документов, хроник, воспоминаний, писем.

Монография состоит из предисловия, 11 глав, заключения и приложений. Автор отмечает, что о Жаке де Моле известно «очень мало, а о двух третях жизни - почти ничего» (с. 8). Ж. де Моле был последним, двадцать третьим, магистром ордена Храма - первого военно-монашеского ордена западного христианства. Члены этого ордена занимались не созерцанием и постижением дела Божия, как в бенедиктинском и цистерцианском орденах, а «военным ремеслом на службе Богу и его церкви» (там же).

Жак де Моле, родившийся приблизительно между 1240 и 1250 гг., вступил в орден Храма в 1265 г., а великим магистром стал в 1292 г. Де Моле был дворянином, и его приняли в орден как рыцаря, хотя это не означало, что он уже был посвящен в рыцари. Посвящали в рыцари обычно в возрасте 20 лет, но некоторые молодые люди вступали в орден Храма в 16-17 лет, а Ги Дофин, сын графа Роберта II Клермонского, вступил в 11 лет. На допросе в Па-

риже 24 октября 1307 г. Жак де Моле ответил, что был принят в орден 42 года тому назад. В 1308 г. он во время допроса в Шиноне повторил данную информацию, однако в протоколах его допросов нет никаких указаний на возраст. Но если, по данным на 1307 г., он прослужил в ордене 42 года, значит, его приняли в 1265 г. Этот ориентир позволил автору установить приблизительные хронологические рамки даты рождения де Моле.

На раннее детство де Моле пришелся первый поход Людовика IX в Святую землю. Поэтому, как считает А. Демюрже, на маленького Жака могли оказать влияние «рассказы о бедствиях, смелости, непоколебимой вере человека, который станет святым королем, о приключениях и воинских подвигах, а также о тяготах голода, болезней, даже плена из уст тех, кто ездил на Восток...» (с. 17).

Известно, что Жак де Моле был уроженцем Бургундского графства, в то время находившегося в составе Священной Римской империи. Соответственно, Жак де Моле не был подданным французского короля, но он не мог ничего не слышать о крестовых походах. Ведь из Бургундии и близкой Шампани «с самого начала крестоносного движения вышло немало крестоносцев» (с. 20). Кроме того, в письмах де Моле встречается упоминание о Людовике IX, правда, он ошибочно пишет о присутствии святого короля на Втором Лионском соборе в 1274 г., «хотя тот умер за четыре года до того!» (с. 20).

В ходе Крестовых походов Людовик IX имел дело с военно-монашескими орденами, в том числе и с тамплиерами. Какое влияние оказал король на молодого тамплиера де Моле? Это влияние заключается прежде всего в том, что рыцарь сохранил воспоминания об отдельных событиях, происходивших при Людовике Святом. В их числе - битва под Мансурой 1250 г., в которой брат французского короля Роберт д'Артуа командовал сильным контингентом тамплиеров. Легко рассеяв несколько турецких отрядов, он захотел повести тамплиеров дальше, не дожидаясь короля и не слушая увещеваний своего брата Жиля, великого командора ордена Храма, но был убит вместе с большинством рыцарей, последовавших за ним. Жак де Моле сохранил в своей памяти связанную с этой трагедией мудрость тамплиеров: «Если бы означенный граф поверил магистру ордена, исполнявшему тогда сии обязанности [на

самом деле речь идет о великом командоре], граф, магистр и прочие не погибли бы» (цит. по: с. 39).

С 1265 г. Жак де Моле - рядовой тамплиер. Орден Храма был основан в Иерусалиме в 1120 г. группой рыцарей во главе с шампанцем Гуго де Пейеном и имел своей целью оборону Святой земли и латинских государств. Орден быстро добился успехов и получал дары на Востоке и на Западе. Как церковный сеньор он эксплуатировал земли, церкви и недвижимое имущество. Де Моле был принят в орден в часовне в Боне рыцарем Юмбером де Перо. Город Бон относился тогда к Бургундскому герцогству. О мотивах вступления Жака в орден ничего неизвестно. Автор полагает, что ему, как младшему сыну в семье, «могли прочить церковную службу» (с. 49). Будущие крестоносцы вступали в ордена по разным причинам: из искренней веры, по материальным соображениям, в поисках приключений, под давлением семьи и феодального окружения. Кроме того, «в некоторых знатных семьях из поколения в поколение сохранялась настоящая традиция ходить в крестовые походы...» (с. 49). Среди родственников Жака де Моле автор обнаружил маршала ордена Храма Гильома де Мале (так в книге. -Реф.), поэтому он предполагает, что на решение Моле могли оказать влияние фамильные традиции (с. 50).

С 1265 по 1291 г. имя Жака де Моле не было на слуху. А. Демюрже полагает, что де Моле «не занимал в ордене никаких важных должностей потому, что не принадлежал к команде Гильо-ма де Божё1 и был не согласен с его политикой.» (с. 85). А если он не принадлежал к команде де Божё, значит, он не был человеком анжуйцев, следовательно, человеком короля Франции.

Однако в апреле 1292 г. де Моле сделался великим магистром ордена Храма. В то время в среде тамплиеров сложилась такая ситуация, при которой почти некого было ему противопоставить. Его единственным соперником был Гуго де Перо, но де Моле успешно интриговал против него и добился благожелательного отношения к себе большинства тамплиеров. В историографии существует точка зрения, согласно которой в феврале 1292 г. де Моле

1 Гильом де Божё был великим магистром ордена Храма с 1273 г. - Прим.

реф.

уже был маршалом ордена1. Автор же предполагает, что в соответствии с Уставом ордена после смерти магистра Годена великим командором мог быть избран де Моле. А. Демюрже отмечает также, что до настоящего времени начало магистерства Жака де Моле ошибочно датировали 1293 г. (с. 101). Однако есть много доказательств того, что де Моле был избран великим магистром именно в 1292 г. К ним относится письмо короля Сицилии Карла II, датированное 4 августа 1292 г., которое адресовано Жаку де Моле, «магистру дома святого рыцарства Храма» (цит. по: с. 101). А документ из Архивов Арагонской короны, опубликованный А. Фори в 1973 г., позволяет считать, что избрание произошло 20 апреля 1292 г.2

После своего избрания магистром Жак де Моле развернул активную деятельность: он очень быстро сформировал свою администрацию и подготовил к обороне от мамелюков Кипр и Кили-кийскую Армению. Долгое время историки приписывали ряд инициатив де Моле, в том числе помощь Кипру, Тибо Годену, который был великим магистром ордена до Жака де Моле. Однако благодаря публикации А. Фори теперь известно, что Тибо Годен умер раньше 20 апреля 1292 г.

Весной 1293 г. де Моле совершил поездку на Запад, в ходе которой уладил ряд частных вопросов и попросил европейских монархов и церковь о помощи делу Святой земли в защите Кипра и восстановлении сил ордена Храма. Переехав на Кипр, куда отступили христиане с Востока, де Моле воодушевлял их на борьбу за возвращение Иерусалима, опираясь на союз с монголами. Одновременно он на расстоянии руководил орденом. Во внутренних делах магистр планировал реформаторские меры, которые, однако, сводились лишь к изменению способа управления орденом и приема пищи рыцарями, но о серьезном реформировании не было речи. Более того, историкам известно только одно конкретное предложение де Моле - ограничить потребление мяса одним днем в неделю вместо трех. Когда впоследствии де Моле будет возражать против объединения своего ордена с орденом Госпиталя, он сошлется на

1 См.: Dailliez L. Les Templiers: gouvernement et Institutions. - Nice: Alpes

Méditerranée, 1980. - P. 21.

2

См.: Forey A.J. The Templars in the Corona de Aragon. - L.: Oxford univ. press, 1973. - P. 405-406.

это, «доказывая, что устав ордена Храма строже, чем у его великого соперника.» (с. 138).

В ходе поездки на Запад де Моле завязал тесные связи с папой Бонифацием VIII и установил доверительные отношения с Эдуардом I Английским, Хайме II Арагонским и Карлом II Неаполитанским. Однако к 1300 г. между орденом Храма и королем Франции Филиппом Красивым назрели серьезные противоречия, вызванные конфликтом между королем и папой Бонифацием VIII. Последнего пытались призвать к ответу за разные преступления, в том числе за ересь, а позиция ордена по этому делу была неоднозначной.

Тем не менее Жак де Моле был приглашен во Францию новым папой Климентом V для обсуждения вопросов крестового похода и слияния орденов Храма и Госпиталя. По прибытии во Францию де Моле не познакомили с распространявшимися здесь слухами об ордене: тамплиеров упрекали за гордыню, высокомерие, скупость, отсутствие милосердия. Более того, между орденом Храма и королем Франции возникли финансовые противоречия: казначей ордена Жан дю Тур Младший якобы ссудил королю огромную сумму в 400 тыс. флоринов, не поставив в известность магистра, что обязательно требовалось по Уставу. Узнав об этом нарушении, де Моле изгнал виновника из ордена. За казначея вступился король, но магистр ответил ему неучтиво. Затем дю Тур принес де Моле письмо от Папы Римского, в котором содержалась просьба восстановить его в ордене, но магистр бросил послание в огонь. Таким образом, Жак де Моле оказался виновным «в великом гневе на своего казначея, в недопустимых словах по адресу короля (написанных или сгоряча сказанных?) и, наконец, в жесте, выражавшем оскорбительную ярость на понтифика» (с. 236). Этот инцидент и интриги против тамплиеров способствовали тому, что Филипп Красивый, убежденный в приверженности тамплиеров к ереси, приказал арестовать рыцарей в секретном письме от 14 сентября 1307 г., доведенном до сведения инквизиции. «Королевские агенты тайно следили за тамплиерами, уточняли их возможность оказать сопротивление и выясняли состояние их имущества», -пишет автор (с. 250).

13 октября 1307 г. начались аресты тамплиеров Французского королевства. Они лишились имущества и подверглись допросам. Жак де Моле недооценил противников ордена. На процессе в Па-

риже он сказал, что у него не было никаких подозрений в отношении того, что готовится против тамплиеров. 12 августа 1308 г. Папа Римский своей буллой оставил суд над сановниками ордена за собой. Жак де Моле с 28 ноября 1309 г. воспользовался этим документом, с тем чтобы далее «не принимать участия в процессе, возбужденном против ордена, и больше не отвечать на вопросы следователей из папской комиссии» (с. 278).

Как решалась судьба тамплиеров? Тем, кто признал свою вину и не отрекался от своих показаний, отпустили грехи и освободили их достаточно быстро. Тех, кто признался, но потом отрекся от своих показаний, приговорили к пожизненному заключению. Для тех, кто все отрицал, и тех, кто признался, но потом отрекся от показаний и заявил, что от него добились признания под пытками, мерой наказания был костер. К такой казни был приговорен и Жак де Моле (казнь состоялась 18 марта 1314 г.). Хронисты отмечали его решимость, спокойствие и смелость во время казни, а также «восхищение и изумление публики» (с. 283-284).

В заключение автор пишет, что Жак де Моле был потомком благородного рода, вступившим в 1265 г. в орден тамплиеров. Став магистром ордена, он помогал западным и восточным христианам. «Авторитет Жака де Моле в ордене не оспаривался в течение всего его магистерства», - пишет А. Демюрже (с. 307). Историкам не известно ни о каких разладах между де Моле и сановниками ордена. В протоколах допросов зафиксированы положительные высказывания тамплиеров о вере и благочестии своего магистра. Тем не менее Жак де Моле не сумел реформировать орден и спасти его от трагического конца. При этом он умер за свои идеи, в которых его воспитали в ордене Храма и в которые он продолжал верить, став великим магистром. «Может быть, эта верность идеям, его упрямство тоже способствовали гибели ордена Храма? Отчасти - да», -заключает А. Демюрже (с. 315).

В книге имеются следующие приложения: 1) корпус писем Жака де Моле; 2) публикация главы из книги «Са81Ьи8» Боккаччо, посвященной Ж. де Моле и тамплиерам; 3) таблица с указанием дат избрания, коронации и смерти пап - современников рассматриваемых событий; 4) генеалогии; 5) хронология описываемых событий; 6) библиография.

О. В. Бабенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.