Научная статья на тему '2017. 02. 034. Лачмен г. В другом мире: жизнь и творчество Колина Уилсона. Lachman G. beyond the robot: the life and work of Colin Wilson. - N. Y. : TarcherPerigee, 2016. - 400 p'

2017. 02. 034. Лачмен г. В другом мире: жизнь и творчество Колина Уилсона. Lachman G. beyond the robot: the life and work of Colin Wilson. - N. Y. : TarcherPerigee, 2016. - 400 p Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НОВЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ" / АУТСАЙДЕР / "ФИЛОСОФИЯ ОПТИМИЗМА"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 034. Лачмен г. В другом мире: жизнь и творчество Колина Уилсона. Lachman G. beyond the robot: the life and work of Colin Wilson. - N. Y. : TarcherPerigee, 2016. - 400 p»

ради эстетического эффекта. Чувствительность к страданию, по его мнению, дает эстетическое обоснование реализма как направления. Желание избежать боли, с его точки зрения, - признак незрелости, детскости. У боли необходимо учиться. Реализм высокой литературы отличается от беллетристики именно тем, что последняя увлекает читателя глупыми и нереалистичными наслаждениями, потакает ему. Чтение реалистической литературы - удел здоровых, просвещенных читателей, знакомых с законами эволюции в искусстве и обществе.

Главные герои романов У. Д. Хоуэллса - всегда калеки в том или ином смысле. Для произведений его характерно противопоставление реальных страданий мнимым, боязнь людей комфорта. Дискомфорт - часть цивилизованности. Боль ценна уже самой возможностью улучшения, и потому приобщение к ней ценно (т.е. даже результат не так важен). При этом он был наиболее близок к сентиментализму как социополитическому явлению, поскольку, по его мнению, боль, как общее для всех людей ощущение, являет собой потенциальную основу для глобальных объединительных политических проектов.

Описанный проект реалистов можно интерпретировать как упражнение по эстетизации смирения. Отдавая приоритет чувственному самоанализу и этической составляющей перед необходимостью социального действия в ответ на боль, реалисты предупреждают о потенциально негативных эффектах не только боли, но и литературы в целом.

А.И. Кузьмичёв

2017.02.034. ЛАЧМЕН Г. В ДРУГОМ МИРЕ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КОЛИНА УИЛСОНА.

LACHMAN G. Beyond the robot: The life and work of Colin Wilson. -N.Y.: TarcherPerigee, 2016. - 400 p.

Ключевые слова: «новый экзистенциализм»; аутсайдер; «философия оптимизма».

Книга американского писателя и музыканта Гари Лачмена (р. 1955) - история интеллектуальной эволюции близкого ему по духу и тематике, его друга - английского писателя, создателя фи-

лософии «нового экзистенциализма» Колина Уилсона (1931-2013)1. Парадокс состоит в том, что Уилсон признан в США гораздо больше, чем в Британии. И объясняется это его философией, которая и находится в центре внимания Г. Лачмена. Он видит в Уилсо-не не столько писателя, - как большинство его ценителей, - сколько философа, которого интересовал смысл человеческого существования и пути к наиболее полной реализации потенциала сознания.

Колин Уилсон, сын рабочего, окончил среднюю техническую школу в 1948 г. Г. Лачмен отмечает, что пролетарское происхождение Уилсона сыграло важную роль в его жизни, но не комментирует это подробно. Уилсон работал ассистентом в школьной лаборатории, служил в налоговой инспекции, был билетером, санитаром, мойщиком посуды и т.д., одновременно регулярно посещал библиотеку Британского музея, занимаясь самообразованием.

В своей первой и наиболее известной книге «Аутсайдер» (1956), ставшей бестселлером в Англии и США, Уилсон поставил ключевой для его творчества вопрос: как талантливый человек, нонконформист, «аутсайдер» может выжить в условиях современной цивилизации, основанной на этике конформизма? К аутсайдерам, противопоставленным конформистам, он относит некоторых персонажей романов Г. Джеймса, А. Камю, Г. Гессе, Ж.-П. Сартра, А. Барбюса и реальных лиц - У. Блейка, Л. Толстого, Ф. Достоевского, Ф. Ницше, Д.Г. Лоуренса, В. ван Гога, В. Нижинского.

То обстоятельство, что Уилсон, когда писал книгу, как бомж, ночевал в лондонском парке Хэмпстед Хит, лишь усилило интерес к ней, его даже сфотографировали со спальным мешком для американского журнала «Тайм». О нем возник миф как об «аутсайдере-самородке». Читателей поражало то, что книгу написал 24-летний автор, не имевший даже обычного образования. По словам самого Уилсона, она «вырвалась» из него как поток лавы. Он видел свое отражение в Ван Гоге, Нижинском, Ницше, Д.Г. Лоуренсе.

Публикация книги «Аутсайдер» совпала по времени с постановкой пьесы Дж. Осборна «Оглянись во гневе», и поначалу ее восприняли на волне движения «сердитых молодых людей», но отличие Уилсона от них быстро выявилось. Вторую его книгу «Рели-

1 Одновременно в том же издательстве вышел «Аутсайдер» Уилсона: Wilson С. The outsider. - N.Y.: TarcherPerigee, 2016. - 346 p.

гия и бунтовщик» (1957) критика восприняла негативно; а публикация им в последующие 50 лет произведений разных жанров сопровождалась молчанием британского литературного истеблишмента, хотя его творчество, как считает Г. Лачмен, было осевым в западной мысли.

И в «Религии и бунтаре» (1957), и в книгах «Век поражения» (1959), «Воля к мечте: литература и воображение» (1962), «Истоки сексуального импульса» (1963), «Философия будущего, за пределами аутсайдерства» (1965) Уилсон на литературном и философском материале исследовал разные виды аутсайдеров. Среди них -Ф.М. Достоевский как личность и художник, в творчестве которого тема «аутсайдерства» доминировала (недаром в его романах много преступников и психически больных людей); А. Рембо как защитник воображения. В Ч. Диккенсе, Б. Шоу, Г. Уэллсе, Д.Г. Лоуренсе, Р.М. Рильке, «сверхмудром поэте» необычайной силы воли, Уил-сон видел писателей, начинавших как аутсайдеры, а затем ставших «центральными авторами» своего времени. В «класс аутсайдеров» К. Уилсон включил персонажей пьес С. Беккета, а также Обломова, по его определению, «русского Гамлета». Поздний Уилсон призывал аутсайдера «объять мир» и преодолеть свое аутсайдерство («За пределы аутсайдерства», 1991).

В те дни, когда Уилсона относили к «сердитым молодым людям», известный театральный и кинокритик Кеннет Тайнен приметил у него «профашистские» наклонности, что повредило репутации писателя. Дело в том, что в «Аутсайдере» он писал слово «Воля» с большой буквы и часто повторял, что в обществе естественно доминируют 5% людей: аутсайдеры образуют небольшую элиту, тогда как обычные люди живут бездумно, они, как лунатики, «спят на ходу». Но его «элитарность» Г. Лачмен считает скорее наивной, чем злонамеренной, характерной для самоучки.

В книге «Введение в новый экзистенциализм» (1966) Уилсон выступил как создатель философии «нового» (или «феноменологического») «экзистенциализма», определив его как бунт против логики, разума, позитивизма. Своими предшественниками Уилсон считал Э. Гуссерля, А.Н. Уайтхеда, О. Шпенглера, Дж. Вико, Г. Адамса, Ж. Сореля, Н. Данилевского, Т.Э. Хьюма, Т.С. Элиота. Человек рождается не свободным, «в цепях скуки и суетности», и главное значение в жизни имеют не влияние среды, обстоятельств,

а способности, воля, самодисциплина, преодолевающие власть обстоятельств; самопознание и действие - таков лейтмотив произведений Уилсона. Он назвал свой «экзистенциализм» новым, в отличие от «пессимистического» французского экзистенциализма -Ж-П. Сартра, А. Камю, С. де Бовуар. И особенно нападал на Сэмю-эля Беккета, считая его «полоумным ирландцем», распространяющим мнение, будто жизнь не стоит того, чтобы жить. Сам он находил в жизни не только субъективные, но и объективные смыслы. И верил в «кульминационные переживания» («peak experiences» -термин американского психолога Авраама Маслоу), достигаемые по своей воле. Уилсон полагал, что многие рано умирают из-за лени, из-за недостатка жизненной энергии, т.е. воли к жизни. А жить надо с интенсивностью, которая присуща человеку, сознающему близость смерти и благодаря этому ощущать особое богатство и красоту бытия.

Среди учителей «реальности Воли» Уилсон называет Я. Бёме, Б. Паскаля, Э. Сведенборга и Н. Феррара, английского теолога XVII в. Для Г. Лачмена особенно ценно то, что в противовес «традиционному экзистенциалисту» - Сартру, выступавшему против оптимизма как «плохой веры», Уилсон призывал людей отказаться от пессимизма и отчаяния как неизбежных спутников человеческой жизни, избавиться от главного Абсурда, расщепив его на маленькие абсурды, которые можно осмыслить и противостоять им. В биографии «Бернард Шоу» (1969) Уилсон представил Шоу как философа - пророка, предтечу «оптимистического экзистенциализма».

Уилсону чужды писатели, воспевающие поражение, -У. Фолкнер, Дж. Дос Пассос, Э. Хемингуэй. В сборниках литературно-критических эссе «Орел и уховертка» (1965), «Рассуждая экзистенциально: Эссе о философии литературы» (1989) он пишет об авторах, которыми, на его взгляд, незаслуженно пренебрегли (в этом плане они - аутсайдеры): Джоне Каупере Пауисе, Л.Дж. Майерсе, Г. Уильямсоне, Дэвиде Линдсее. Творчество для Уилсона - форма борьбы с апатией и инерцией.

Уилсон создал множество произведений - художественных и нон-фикшн, целью которых был выход за пределы общих экзистенциальных состояний (скука, отчаяние, мысли о самоубийстве) к позитивным ценностям, укрепляющим в человеке волю к жизни.

Г. Лачмен выявляет, как последовательно в жизни и творчестве Уилсон благодаря самодисциплине и оптимистическому складу ума справлялся с проблемами пессимистичной современной культуры. Исследователь лаконично описывает важные для понимания философии Уилсона понятия «чудо жизни» и «воля жить», позволяющие человеку достичь полноты бытия. Уилсон создал сотни книг по философии, криминологии, об оккультном, психологии, сексологии, романы-фэнтези. Он сознавал присутствие чуда в жизни и обладал «волей жить», они сочетались у него с невероятным интересом к знаниям и даром откровения.

Независимо от жанра, смысл любого произведения Уилсона определяется его философской программой; любой вид творчества и жанр он превращал в средство для выражения своих идей. Тема аутсайдерства в центре книги «Распутин и падение Романовых» (1964): в Распутине он выявляет глубины психических возможностей, позволивших ему пройти путь от «аутсайдера», «слуги», до «патрона» царя. В пьесе «Р1ау8шр1-31» (1970) А. Стриндберг представлен как аутсайдер и как образец психопатологии гения. В центре философских романов, написанных в жанре психологического детектива («Обряд в темноте», 1960; «Дрейф в Сохо», 1961; «Мир насилия», 1963; «Стеклянная клетка», 1966; «Убийца», 1970), -персонажи-аутсайдеры (писатель, художник, философ, психиатр, интеллектуал-невротик, убийца, сексуальный маньяк и пр.). Развитие сюжета - поиск убийцы - сопровождается размышлениями о природе убийства. Тема преступления находит воплощение и «теоретическое объяснение» в исследованиях «Энциклопедия убийства» (1961), «Хроника убийств. Захватывающее описание самых страшных убийств» (1969). Уилсон трактует убийство как извращенный творческий акт, дающий импульс воображению и помогающий убийце вырваться из «стеклянной клетки аутизма», т.е. переводит его из социальной в экзистенциальную плоскость.

Важным видом литературного творчества Уилсон считал научную фантастику, стимулирующую воображение человека в его стремлении познать внешний мир и глубины, возможности человеческого разума. Уилсон возродил репутацию писателя-фантаста Г.П. Лавкрафта (1890-1937), оказавшего на него сильное влияние. Научную фантастику ХХ в. Уилсон связывает с современной философией экзистенциализма, в ней он видит зеркало «внутренней на-

пряженности» и «беспорядка нашего времени» («Научная фантастика как разновидность экзистенциализма», 1978). Сосредоточившись на изучении сознания, его возможностей и путей развития (посредством телепатии, силы воли, медитаций, наркотиков), Уилсон использовал фантастику в целях тотального, мифологизированного толкования действительности.

К жанру научной фантастики принадлежат наиболее известные произведения Уилсона - роман «Паразиты мозга» (1967) и научно-приключенческая сага «Мир пауков» (1989-1990), написанные как версии апокалиптической антиутопии. В «Паразитах мозга» наступление в конце XVIII в. эпохи депрессий, самоубийств, неврозов (ее Уилсон считает началом современной истории) объясняется проникновением в мозг человека микроскопических паразитов, вызывающих хандру, тоску, и представляющих угрозу цивилизации.

Со временем все большее значение Уилсон придавал мистицизму, соответственно его «аутсайдерами» становятся мистики, а «новый экзистенциализм» толкуется как мистический бунт, тяга к иррационализму, скрывающемуся под разумом человека.

Г. Лачмен в известной мере испытал на себе влияние Уилсо-на, в связи с этим показательна его посвященная Уилсону книга «Сторожа космоса» (The Caretakers of the Cosmos, 2013) - синтез фантастики, философского трактата и мистики. Он убежден, что Уилсон существенно расширил рамки понимания таинственной природы человека. Последняя книга Уилсона - «Сверхсознание: Поиск пика опыта» (2009).

Всего Уилсон создал более сотни книг (иногда он писал по шесть книг в год). Он вырвался за пределы университетских списков для чтения, его книги доступны массовому читателю и в Британии, и в США, продаются на бензоколонках, в вокзальных киосках.

Г. Лачмен настолько увлечен Уилсоном, что убежден: если на читателя не производит впечатление творчество Уилсона, значит, он недостаточно интеллигентен, и объясняет «замалчивание» Уилсона британским литературным истеблишментом страхом британцев перед идеями.

Книга Г. Лачмена написана явно для американских читателей, отсюда пояснения типа: «сердитые молодые люди» - это приблизительно то же, что «поколение битников» в США, и т.д.

В сущности Г. Лачмен в своей книге об Уилсоне предлагает подход к жизни, созвучный американцам, - их «мировоззренческому оптимизму».

Т.Н. Красавченко

2017.03.035. КУДРЁЗ А. СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ: ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. COUDREUSE A. La conscience du présent. Représentation des Lumières dans la littérature contemporaine. - Paris: Classiques Garnier, 2015. - 433 p.

Ключевые слова: роман; Просвещение; постмодернизм; ли-бертинаж; руссоизм; феминизм.

Профессор ун-та Париж-13 Анна Кудрёз обращается в монографии к проблеме актуализации литературного наследия Просвещения в романах конца ХХ - начала XXI в. Сегодня специалисты по культуре XVIII в. лишь мельком останавливаются на романах той эпохи, целиком углубляясь в литературу идей, а исследователи социальной исторической действительности довольно презрительно относятся к романистам Просвещения, поскольку им интересна только история, начиная со второй половины ХХ в. А. Кудрёз считает необходимым сосредоточить внимание на все больше расту -щем в последние десятилетия интересе писателей к романной прозе XVIII в., что побуждает их в своих романах обращаться либо к истории, либо к художественным сюжетам эпохи Просвещения, при этом отходя от жанровой романной традиции XIX в. Этот феномен нельзя объяснить только модой на XVIII столетие, он более глубок и связан, в частности, с типологическим подобием культур рубежа XVIII / XIX и XIX / XX вв. Автор монографии осмысляет механизм взаимодействия историков и романистов и рассматривает вопрос, в какой степени художественная литература способна изображать историческую действительность.

Предшественниками взлета романистики 1980-2010-х годов, изображающей эпоху Просвещения, А. Кудрёз называет романы итальянского писателя И. Кальвино «Барон на дереве» (1957), кубинского прозаика А. Карпентьера «Эпоха Просвещения» (1962) и немецкого романиста У. Пленцдорфа «Новые страдания юного В.» (1973). Корпус французских произведений, которые выбраны ею

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.