Научная статья на тему '2016.02.006. БИЛЬРО С. "СТРИТ-АРТ", ИЛИ КАК ПРЕОБРАЖАТЬ С ПОМОЩЬЮ ВООБРАЖЕНИЯ ГОРОДСКУЮ ОБЫДЕННОСТЬ. BILLEREAU S. "STREET ART" OU COMMENT RêVER L’ORDINAIRE URBAIN // SOCIéTéS. - P., 2014. - N 4. - P. 81-89'

2016.02.006. БИЛЬРО С. "СТРИТ-АРТ", ИЛИ КАК ПРЕОБРАЖАТЬ С ПОМОЩЬЮ ВООБРАЖЕНИЯ ГОРОДСКУЮ ОБЫДЕННОСТЬ. BILLEREAU S. "STREET ART" OU COMMENT RêVER L’ORDINAIRE URBAIN // SOCIéTéS. - P., 2014. - N 4. - P. 81-89 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ПСИХОГЕОГРАФИЯ / СТРИТ-АРТ / ГРАФФИТИ / ПРОХОЖИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.02.006. БИЛЬРО С. "СТРИТ-АРТ", ИЛИ КАК ПРЕОБРАЖАТЬ С ПОМОЩЬЮ ВООБРАЖЕНИЯ ГОРОДСКУЮ ОБЫДЕННОСТЬ. BILLEREAU S. "STREET ART" OU COMMENT RêVER L’ORDINAIRE URBAIN // SOCIéTéS. - P., 2014. - N 4. - P. 81-89»

жизни, а во-вторых - возможность связать между собой микросоциологию и индивидуальные жизненные нарративы с более масштабными социальными трансформациями.

Е.В. Якимова

2016.02.006. БИЛЬРО С. «СТРИТ-АРТ», ИЛИ КАК ПРЕОБРАЖАТЬ С ПОМОЩЬЮ ВООБРАЖЕНИЯ ГОРОДСКУЮ ОБЫДЕННОСТЬ.

BILLEREAU S. «Street art» ou comment rêver l'ordinaire urbain // Sociétés. - P., 2014. - N 4. - P. 81-89.

Ключевые слова: город; психогеография; стрит-арт; граффити; прохожий.

В статье Себастьяна Бильро (д-ра изобразительных искусств и искусствоведения Университета Париж I (Пантеон-Сорбонна), Франция) рассматривается возможность альтернативного существования в повседневном городском пространстве, в частности, его субъективного преобразования с помощью психогеографии и стрит-арта.

Рассмотрение городского пространства с разных точек зрения заставляет обратить внимание на возможности иного, отличного от привычного, восприятия этого пространства. Речь идет о пси-хогеографии1 - подходе, подразумевающем определенный способ взаимодействия человека со средой, чаще всего городской. Прохожий, следуя привычным городским маршрутам, в окружении обычных - зачастую ничем не выдающихся - городских ландшафтов, как правило, полагается на свои впечатления от увиденного. Он взаимодействует со средой, опираясь не на логику, а на эмоции, настроение, фантазию, ассоциации. Соответственно, продолжает автор, «подобная позиция заставит нас исходить из внутреннего, сверхчувствительного, личностного, основанного на вымысле подхода к городскому пространству» [с. 82].

Первым, кто предложил воспринимать перемещения в пространстве подобным образом, был немецкий философ, друг И. Канта, Карл Готлоб Шелле. В своем трактате «Искусство гу-

1 Термин предложен в 1953 г. участником Леттристского интернационала Иваном Щегловым в статье «Свод правил нового урбанизма». Подробнее о Лет-тристском интернационале см. ниже. - Прим. реф.

лять»1, написанном в 1802 г., он обосновывал выбор мест и способа прогулки настроением и желанием побыть в одиночестве или насладиться компанией, т.е. считал прогулку не только физическим, но и интеллектуальным занятием.

Следуя предложенной логике, продолжает Бильро, каждую ситуацию необходимо воспринимать «как поле для психогеографии, эпистемологию повседневного времени и пространства, позволяющую любому понять... воздействие географической среды... на аффективное поведение индивидов» [с. 83]. Схожие взгляды содержатся в теории психогеографического «дрейфа»2, представленной в 1956 г. Ги Дебором, членом Леттристского интернационала (позднее - Ситуационистского интернационала)3. Под «дрейфом» понимается техника «прохода» через городской ландшафт с целью его «открытия» сквозь призму опыта данного человека. По словам автора статьи, «"дрейф" представляет собой блуждание по улицам города в поисках знаков, вызывающих притяжение или отталкивание» [с. 83]; его можно считать средством субъективного преображения городского пространства.

В свою очередь, Г. Маркус определял психогеографию как «урбанистическую фантастику»4. Желающие заниматься ею должны отказаться от привычной жизни, бездумного «шатания» по одним и тем же маршрутам и «открыться требованиям окружающей среды и возможным встречам» [с. 83]. Бильро сравнивает «дрейф»

1 Schelle K.G. L'art de se promener. - P.: Rivages, 1996.

2

Фр. dérive. Дословно - «отклонение от пути». - Прим. реф.

Леттристский интернационал (сокращенно - ЛИ) - объединение, которое откололось в 1952 г. от леттризма, авангардного движения в искусстве 1940-х годов, увязывавшего букву (lettre) c изображением и звуком. Отталкиваясь от идей основателя леттризма И. Изу, ЛИ сместился в социально-политическую область, что его сблизило с революционным марксизмом, дадаизмом, анархизмом и нигилизмом. Позднее, в 1957 г., ЛИ, слившись с несколькими художественно-политическими течениями, переродился в Ситуационистский интернационал (сокращенно - СИ), лидером которого стал французский революционер леворадикального толка, философ, историк, писатель, художник-авангардист и режиссер Ги Дебор. СИ в отличие от ЛИ проповедовал не просто эпатаж, а прямое политическое действие. Идеология СИ повлияла на майские события 1968 г. во Франции. - Прим. реф.

4 Marcus G. Lipstick traces: Une histoire secrète du vingtième siècle. - P.: Gallimard, 2002. - P. 476. - (Folio essais).

с «импровизацией, постоянным творчеством, результатом которого становится поток образов, впечатлений, чувств» [с. 84]. По сути человек, вышедший на прогулку, имеет дело с фиктивным городом и по своему усмотрению, опираясь на заметные или совершенно незначащие предметы, типа надписи на стене и выброшенных вещей, воссоздает в своем воображении нечто вроде субъективного урбанистического коллажа, т.е. новую социальную реальность.

Именно в ходе подобных прогулок обостряется интерес человека к стрит-арту. «Надпись, граффити в этом случае подчеркивают городскую повседневность, придавая ей на мгновение своеобразие», - замечает автор [с. 85]. Так, известный французский философ Р. Барт утверждал, что «суть граффити по-настоящему не в надписи и не в послании, а в стене, фоне, столе». Поскольку фон давно является полноценно существующим предметом, «написанное на нем всегда выступает как его загадочное дополнение»1. Это дополнение, по мнению автора, нарушает привычный порядок вещей, создает напряжение, и таким образом рождаются новые, независимые художественные произведения.

Город при этом, обретая пространственно-людический статус, становится сценой для поиска и различных проявлений стрит-арта. По словам С. Бильро, «с помощью ... художественных или семантических акций возможно изменить., пусть и в минимальной степени и на локальном уровне, городское пространство и течение времени» [с. 85]. Трансформированный подобным образом город становится пространством игры, в котором нет места утилитаризму и скучной организованности. Предложенный А.Н. Кон-стантом2 проект Нового Вавилона - как раз город «дрейфа», радостных открытий, город homo ludens. По определению французского философа-урбаниста Т. Пако, это город, где «каждый шаг становится неожиданностью, каждый маршрут - игрой»3. Новый Вавилон открыт разнообразным формам человеческого поведения, он «провоцирует непредсказуемое, способствует креативности и. игнорирует прежнюю рациональность индустриального общест-

1 Barthes R. L'obvie et l'obtus. - P. : Seuil, 1992. - P. 154. - (Points essais).

2

Констант А.Н. - голландский художник, теоретик искусства и социальный утопист (1920-2005). - Прим. реф.

Paquot Th. Des corps urbains: Sensibilités entre béton et bitume. - P.: Autrement, 2006. - P. 90.

ва»1. В таком городе именно художнику предназначено создавать произведения-послания, которые другие будут читать, разгадывать, принимать или отвергать. Подобное понимание города позволит увидеть его скрытые образы и движущие силы, которые «не существуют и не видны при обычном видении, основанном [на представлениях] о нормальности повседневного существования или на традиционной эстетике», - считает автор статьи [с. 86].

Основные направления стрит-арта - граффити, трафаретное граффити, пост-граффити и др. - могут охватывать все кварталы города, тем самым сближая и «объединяя» их между собой. Занятие граффити, по мнению С. Бильро, «является брутальным и радикальным и вместе с тем хрупким вмешательством в ... ткань города...» [с. 86]. При этом оно не представляет собой целостную систему; его легкий, непрофессиональный подход противостоит «систематическому и технологическому форматированию контролируемого городского пространства» [там же]. Автор сравнивает граффити с «дверьми, через которые графические проявления проникают в пространство и искажают его» [там же]. Именно эта тема выражена в появившемся на стенах многих городов изображении «человека, проходящего сквозь стены» пионера уличного искусства и «отца» трафаретного граффити Блека ле Ра (Blek le Rat).

В 2004 г. Джоном Джераси (John Geraci) был запущен проект «Графедия», который позволяет, сфотографировав с помощью мобильного телефона изображенное мелом, маркером, аэрозольным баллончиком граффити, послание, слово, выйти на сайт в Интернете и найти, с каким словом или образом это изображение ассоциируется. Таким образом, утверждает С. Бильро, создается своего рода гипертекст наподобие Всемирной паутины, вовлекающий случайного прохожего в интерактивную игру.

«Художественные изображения управляют топографией ... городского пространства. Задавая свои вопросы городу, они предусматривают многочисленные варианты ответов» [с. 89], - убежден автор статьи.

Е.Л. Ушкова

1 Paquot Th. Des corps urbains: Sensibilités entre béton et bitume. - P. Autrement, 2006. - P. 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.